Надо Знать

добавить знаний



Кожедуб Иван Никитович


KozhedubIN.jpg

План:


Введение

Иван Никитович Кожедуб (* 8 июня 1920, Ображиевка, Сумщина - 8 августа 1991, Москва) - летчик - истребитель. Трижды Герой Советского Союза ( 1944, 1944, 1945). Маршал авиации ( 1985). Член КПСС с 1943 года. Почетный гражданин Сум.


1. Жизнеописание

Родился в семье крестьянина в деревне Ображиевка, Сумская область. Украинский.

Окончив в родном селе семилетнюю школу, поступает в 1934 году в школу рабочей молодежи в Шостке. Осенью 1936 г. начинает обучение в Шосткинском химико-технологическом техникуме и одновременно в местном аэроклубе.

В Красной Армии с 1940 года.

В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Служил в ней инструктором.

Пятьдесят вторая звезда на фюзеляже - реактивный "Мессершмидт", "секретные крылья" люфтваффе. Первый в истории реактивной эры самолет, сбитый в воздушном бою и еще винтовым противником. Это произошло 15 февраля 1945 г. над рекой Одер. Кожедуб сбил реактивный истребитель Me-262 унтер-офицера К. Ланге с I. / KG (J) 54. "На реактивный самолет сел ас, который имел 180 сбитых самолетов, - вспоминает генерал-полковник авиации в отставке Сергей Горелов. - Скорость мощная. Догоняет. Особенно когда зазеваешься, а он по прямой, без маневра идет ".

Немецкий ас искал Кожедуба, охотился на него, но Кожедуб нашел его скорее. Реактивного "мессера" переиграл не скоростью, а одной лишь мастерством. В небе Франкфурт-на-Одере. На максимальной границы возможностей самолетов, при огромных перегрузках они с ведомым зашли в хвост "Мессершмидт". Титаренко - его самолет был чуть выше - открыл огонь. Ме-262 - и это была уже паника - уходит влево, и тут его встречает Кожедуб. И гордость немецкого авиапрома превращается в огненный шар.

Иван Никитович Кожедуб на фоне Ла-5ФН (бортовой № 14)

К концу войны гвардии майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 64 самолета противника (сюда не входят 2 американских P-51, сбитые им весной 1945 года, которые первыми напали на него, наверное приняв за гитлеровца). Свой последний бой, в котором сбил 2 FW-190, провел в небе Берлин. За всю войну ни разу не был сбит. Его считают лучшим асом авиации союзников.

После войны работал на ответственных поcадах в ВВС, в 1950-1953 гг командовал авиадивизией, воевавшей в Северной Корее. С 1964 г. - 1-й заместитель командующего авиацией Московского военного округа, с 1971 г. работал в центральном аппарате ВВС, с 1978 г. - в группе генеральных инспекторов МО СССР.

Умер 8 августа 1991 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.


2. Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолета противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена - в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 - Ме-109 и 11 апреля 1944 - PZL P.24), между тем как они были подтверждены - официально занесены на личный счет летчика [1]

№ п / п Дата победы Тип самолета Место победы
1 06.07.1943 Ju 87 западнее Завидовкы
2 07.07.1943 Ju 87 ст. Гостищев
3 09.07.1943 Bf 109 Красная Поляна
4 09.07.1943 Bf 109 восточнее Покровке
5 09.08.1943 Bf 109 Прелестний
6 14.08.1943 Bf 109 Искровка
7 14.08.1943 Bf 109 Коломна
8 16.08.1943 Ju 87 Рогань
9 22.08.1943 Fw 190 Люботин
10 09.09.1943 Bf 109 севернее Искровкы
11 30.09.1943 Ju 87 к юго-западу от Бородаевкы
12 01.10.1943 Ju 87 западнее Бородаевкы
13 01.10.1943 Ju 87 западнее Бородаевкы
14 02.10.1943 Bf 109 Плоское
15 02.10.1943 Ju 87 Петровка
16 02.10.1943 Ju 87 к юго-западу от Андреевки
17 02.10.1943 Ju 87 к юго-западу от Андреевки
18 04.10.1943 Bf 109 на северо-запад от Бородаевкы
19 05.10.1943 Bf 109 к юго-западу от Красного Кута
20 05.10.1943 Bf 109 западнее Куцеваливкы
21 06.10.1943 Bf 109 Бородаевка
22 10.10.1943 Bf 109 Днепровско-Каменка
23 12.10.1943 Ju 87 севернее Плоского
24 12.10.1943 Bf 109 на юг от Петровки
25 12.10.1943 Ju 87 южнее Домотканые
26 29.10.1943 Ju 87 Кривой Рог
27 29.10.1943 He 111 западнее Будовкы
28 16.01.1944 Bf 109 Ново-Злынка
29 30.01.1944 Bf 109 восточнее Нечаевкы
30 30.01.1944 Ju 87 западнее Липовки
31 14.03.1944 Ju 87 Осиивка
32 21.03.1944 Ju 87 Лебедин - Шпола
33 11.04.1944 PZL P.24 Сирка
34 19.04.1944 He 111 на севере Ясс
35 28.04.1944 Ju 87 на северо-восток от Вултуру
36 29.04.1944 Hs 129 Хорлешты
37 29.04.1944 Hs 129 Хорлешты
38 03.05.1944 Ju 87 Тыргу ​​Фрумос - Думбревица
39 31.05.1944 Fw 190 восточнее Вултуру
40 01.06.1944 Ju 87 Чужая Вода
41 02.06.1944 Hs 129 западнее Стынка
42 03.06.1944 Fw 190 Реди-Улуй - Тетеря
43 03.06.1944 Fw 190 Реди-Улуй - Тетеря
44 03.06.1944 Fw 190 на северо-западнее Ясс
45 07.06.1944 Bf 109 Пирлиця
46 08.06.1944 Bf 109 Кирпици
47 22.09.1944 Fw 190 на северо-запад от Стренчи
48 22.09.1944 Fw 190 к юго-западу от Рамниекы - Даксты
49 25.09.1944 Fw 190 на северо-запад от Вальмиера
50 16.01.1945 Fw 190 южнее Студзяна
51 10.02.1945 Fw 190 на северо-запад от аэродрома Морин
52 12.02.1945 Fw 190 западнее Кинитц
53 12.02.1945 Fw 190 западнее Кинитц
54 12.02.1945 Fw 190 озеро Китцер-Зее
55 17.02.1945 Me 262 восточнее Альт-Фридлянд
56 19.02.1945 Bf 109 севернее Фюрстенфельд
57 11.03.1945 Fw 190 севернее Брюнхен
58 18.03.1945 Fw 190 севернее Кюстрин
59 18.03.1945 Fw 190 на северо-запад от Кюстрин
60 22.03.1945 Fw 190 севернее Зеелова
61 22.03.1945 Fw 190 восточнее Гузова
62 23.03.1945 Fw 190 станция Вербиг
63 17.04.1945 Fw 190 Врицен
64 17.04.1945 Fw 190 Кинитц
Самолеты союзников (истребители США)
65 Апрель 1945 Р-51 в районе Берлин
66 Апрель 1945 Р-51 в районе Берлина

В конце войны американскими летчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И. М. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, которые были виновны в этом акте агрессии. [2] В книге Николая Бодрихина "Советские асы" [3] приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика немецких истребителей, атаковавших его, после чего был сам атакован американскими истребителями с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолета; судя по словам американского летчика, который выжил, американцы приняли самолет Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф.

В ходе Корейской войны Кожедуб командовал 64 ВАК, однако в воздух ему подниматься запретили.


3. Награды


4. Память

Могила И. Н. Кожедуба на
Новодевичьем кладбище

Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине летчика, в селе Ображеевка. Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в пгт. Монино. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы у входа установлен памятник летчику, а также улица на Юго-Востоке Москвы ( Россия) - улица Маршала Кожедуба.

Имя Трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил (колишн. ХВУ), а также Шосткинский химико-технологический колледж. 8 мая 2010 памятник Кожедубу открыт в Парке Славы, в Киеве. 8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба. 12 ноября 2010 памятник Кожедубу был установлен в Харькове, на территории Харьковского университета Воздушных Сил.

О Кожедуба снят документальный фильм "Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба".


Примечания

  1. Быков М. Ю. Советские асы 1941-1945. Победы сталинских соколов. М., 2008, ISBN 978-5-699-30919-1, стр. 240. (Рус.)
  2. "Две войны Ивана Кожедуба"
  3. Николай Бодрихин. Советские асы. Очерки о советских летчиках -

Литература

  • Детство Ивана описано в книге для детей "Валерий i Наталья Лапикуры о Григории Сковороде, Жана Анри Фабра, Петра Котляревского, Ивана Кожедуба, Михаила Остроградского" / В. Лапикура, Н. Лапикура - Киев: Грани-Т, 2008. - 120 страниц - Серия "Жизнь выдающихся детей". - ISBN 978-966-465-168-1.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам