Надо Знать

добавить знаний



Коллекции фарфора (Эрмитаж)



План:


Введение

Образец фарфора Севр, принадлежавший императору Павлу.


Коллекции фарфора (Эрмитаж) - образцы фарфора известных мануфактур Западной Европы в сборнике крупнейшего музея Санкт-Петербурга.


1. Историю формирования коллекций

Как известно, секрет китайского фарфора в Европе получили не заимствованием, а собственным открытием. Произошло это в Саксонии, где был достаточный опыт в горном деле и нужны залежи сырья. Была организована спецально лаборатория, где талантливому авантюристу и фальшивомонетчиков Беттгер создали условия для соответствующей работы. Каждый из экспериментов Беттгера фиксировался в протоколах. Ведь он работал с помощниками, часовыми и шпионами одновременно. В записях за январь 1709 года имеются сведения о первый удачный эксперимент и указание рецепта смеси. В марте того же года появилась запись о получении качественной белого фарфора с тонкой глазурью и всем необходимым для росписей. Так авантюрном Беттгер и его помощникам удалось переоткрыть секрет мастеров Китая.

С 1709-1710 лет и ведет свое начало история западноевропейской фарфора.

Количество образцов западноевропейской фарфора в Эрмитаже достигает 20.000 образцов. Коллекция состояла протяжении последнего 300 лет.


2. Белые медведи по фарфор

В 18 веке значительную заинтересованность вызвали экзотические птицы и животные. Моду на них поддерживали описания путешественников и дипломатов, сутки Великих географических открытий, хищническое использование природных ресурсов колоний в Африке и Америке. Оттуда в Европу везли диких кур цесарок, жирафов, слонов, пестрых лошадей - зебр.

К саксонского двора в Дрездене дошли сведения о существовании белых медведей в Российской империи. Курфюрст потребовал получить несколько необычных животных для собственного зверинца. В обмен он предложил фарфор Мейсенский мануфактуры, которую тогда ценили на вес золота. Царский двор приказал поймать животных и тех отправили в Дрезден. В ответ в августе 1728 г. пакеты с фарфором прибыли в Москву и принцесса Елизавета присутствовала при распаковке шести ящиков, рассматривала образцы, находясь в настоящем восторге от полученного подарка. Это первая ведомость большую партию мейсенского фарфора, привезенную в Россию.

От первой партии мейсенского фарфора сохранилось несколько вещей, среди которых - немецкий часы в фарфоровом корпусе с росписями в стиле шинуазри. Удалось отыскать имя часовщика - им был Иоганн Готтлиб Граупнеру, работавший в Дрездене, а звание мастера он получил в 1717 г.



3. Заказы и подарки

Nuvola apps kview.svg Внешнее изображение
Searchtool.svg Фарфоровая чашка, золото, бриллианты, периода дю Паркье, Вена
18 века

Фарфор настолько понравилась, что ее начали заказывать отдельно, несмотря на ее высокую цену. Первые образцы фарфора с Вене поступившие в качестве дипломатических подарков. Это была вторая по сроку возникновения фарфоровая мануфактура в Европе после мейсенского. Ее образцов сохранено немного, особенно ее начального периода - так называемого периода дю Паркье (или Дю Пакье).

Nuvola apps kview.svg Внешнее изображение
Searchtool.svg Русский фарфор середины
18 века

Стимулировало это и национальные попытки найти собственные рецепты фарфоровой сырья. Это удалось российском исследователю и химику по имени Виноградов Дмитрий Иванович (1720-1758). Уникальные образцы первой фарфора Виноградова представлены в российском отделе музея.

Императрица Екатерина II неоднократно заказывала сервизы различным фарфоровым мануфактурам Германии, Австрии, Франции и Англии. Среди них -

  • 1756 - "зеленый сервиз" в Севре, Франция
  • 1778 - голубой "сервиз из камеями", Севр, Франция
  • Сервиз с зеленой лягушкой на мануфактуре Веджвуд, Великобритания.

По императорским двором потянулись и росийьки вельможи. Собственные коллекции ценных образцов фарфора имели Юсуповы, Шереметевы, Строгановы, Шуваловы, Воронцовы. Наиболее прославленные образцы имели семьи Юсуповых и Долгоруковых.


4. Фарфор и стиле. Прославленные образцы.

  • Фарфор Севр

  • Скульптор Этьен Морис Фальконе, фарфоровая пластика 1757 г., неглазированный бисквит

  • Ваза с имитацией древнегреческой вазописи

  • Josiah Wedgwood & Sons - Cherub plates and compote.JPG

Как и все образцы декоративно-прикладного искусства, западноевропейская фарфор вобрала характерные стилистические признаки суток. Изобретение фарфора в Европе совпал с эпохой позднего барокко.

Образцами стиля барокко в коллекции музея произведения Венской фарфора Аугартен (фарфоровая слон и крестьяне - танцоры, Вена, 1730 г., чашка с крышкой, последнюю прикасив улитка с золота и натуральная раковина Clanculus Pharaonis, комбинированная техника, в 1735 г. и др.).

Особое распространение фарфор получила в сутки рококо. Образцы ее вызывали восхищение как современников, так и потомков. По сохранившимся моделям образцы фарфора рококо выпускали даже в 19 стлитти. Среди фарфора рококо в музее - образцы с Мейсена и частных мануфактур Германии, Франции, Австрии.

Среди забавных образцов мелкой пластики 18 в. - "Оркестр обезьян", которым руководит обезьяна-дирижер. Фигурки обезьян с музыкальными инструментами созданные мастерами И. Кендлер и П.Рейнике около 1753 г. и считаются карикатурой на музыкантов оркестра графа Генриха Брюля. Первоначальная количество фигурок, вероятно, достигала 25 образцов - по количеству оркестрантов. Современная серия неполная через разбитые и потерянные образцы.

1745 годом датируется остатки так называемого Андреевского сервиза. Название "Андреевский сервиз" он получил из-за декор, где вместе с гербовым двуглавым орлом изображено и знак российского ордена апостола Андрея Первозванный. Тогда сервиз насчитывал более 400 предметов, чтобы удовлетворять требованиям пышного дворцового этикета. Фарфор имеет формы позднего барокко, заимствовало формы посуды из серебра. В декоре - плоские рельефы "цветы Гоцковського" и нарисованные цветы - розы, тюльпаны, гвоздики.

Был еще один Андреевский сервиз, созданный в Москве на мануфактуре Гарднера. Но вещи с Андривських сервизов не путали, а использовали отдельно. А разбиты образцы посуды дополняли вновь как на мануфактуре Мейсена, так и на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге.

Образцы французской фарфора начале 19 века - сервиз Евгения Богарне, выполнен на парижском заводе Диля и Герара. Все признаки стиля ампир имеет так называемый Египетский сервиз, созданный в 1807 году для дворца Тюильри. В качестве дипломатического подарка его позже получил император Александр I.

Имеет музейное собрание и фарфор в исторических стилях, фарфор суток модерн ( сецессия), фарфор современную.

  • Фарфоровая пластика суток модерн

  • Фарфор 1880 года, японизмы

  • Чашка, сервиз для завтрака, 1839 г.

  • Руан, керамика 17 в.


5. Галерея драгоценностей и фарфора

Об исключительно внимательное отношение к фарфора свидетельствуют создания в 1885 г. Дворцового музея фарфора и серебряных изделий. Музейное собрание расположили на третьем этаже Зимнего дворца, куда переместили и остатки Андреевского сервиза работы Мейсена. Царская семья не отказалась от использования фарфора, для этого использовали посуду сервизной кладовой Зимнего дворца. Но музейные образцы - не трогали. Последние вообще перешли в 1910 г. - В Галерею фарфора. Образцы этой фарфора не имели практического использования, а получили статус музейных экспонатов надзичайнои художественной ценности.


6. После 1917 года

BLW Tea and coffee service, Staffordshire.jpg

После большевистского переворота 1917 года неповрежденные образцы музея были национализированы новой властью. Сборник Эрмитажном фарфора только дополняли новыми образцами, так и уменьшали. Вещи из сервизов различали, разрушая комплекты. Разрушения комплекта подвергся и знаменитый Андреевский сервиз. Доля его была передана в Московский музей фарфора. Часть вещей изъяли вообще - но для продажи за границей. Музейной фарфором Эрмитажа большевистская власть торговала по шедеврами живописи, древними и инкунабулами, антикварной оружием, уникальной керамикой, графикой всех периодов, произведениями ковроткачества стран Европы и Азии, ювелирными изделиями из серебра мастеров Франции 18 века, созданных по закажите российских императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Среди вещей, предназначенных для продажи за границей, большая партия фарфора - парадные сервизы "Орловский", "Малтиковський", "Парижский" и другие.


7. Дополнения и приобретения

Фарфор завода Веджвуд, рельеф "Свадьба Амура и Психеи".

Среди дововнень музейного собрания - национализированы коллекции фарфора с дворцов вельмож и царской семьи, из дворцов пригородов Петербурга и многочисленных дворянских усадеб, из бывших государственных учреждений (министерств, Главного таможенный управления). Передали в музейную коллекцию и ценные коллекции фарфора Долгоруковых и фарфор семьи Юсуповых, поврежденные образцы которой не выброшены, а запаянные золотом.

В послевоенные годы (после 1945 г. ) Музея Эрмитаж позволили покупать нужные образцы за рубежом, чтобы заполнить лакуны музейных сборников. В СССР музейные образцы встречались мало приходили в Эрмитаж с подарками, с частными коллекциями и через закупочную комиссию. Главным образом это были поодинаки образцы малых и частных фарфоровых мануфактур Германии, Чехии, Венгрии, Франции, Италии, Испании.

Особое место в коллекциях Эрмитажа заняли образцы фарфора Великобритании. История британской фарфора имела ряд особенностей и отличий от фарфора с континента. Эти различия и национальные особенности и представляют образцы заводов Великобритании, созданные на мануфактурах в Дерби, Бау, Челси, Вустере и т.д.. Главное место в коллекциях британской фарфора занимают образцы порцедяны Веджвуд - посуда и вазы с яшмовой, агатовой, базальтовой и черепахового каменной масс и характерна для Веджвуд фарфор бело-голубых цветов.

  • Ваза трипод, 1805

  • Подсвечник "Тритон", 1773

  • Ваза с факелами, 1795 г.

  • Wedgwood.jpg

Источники

  • Ливны Г. Путеводитель по Галерее драгоценностей Императорского Эрмитажа. СПб, 1901
  • Тройницкий С.Н. Галерея фарфора Императорского Эрмитажа. Петербург, 1911.
  • Сборник "Эрмитаж за 200 лет (1764-1964)", Л,-М, 1966
  • Бутлер К. Мейсенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа. Каталог. Ленинград. 1977
  • "Сообщения Гос Эрмитажа". Выпуск XLII, Ленинград, 1977 (статья Больтц К. "мейсенского фарфор 1740-х, исполненный для русского Двора".)

См.. также

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам