Надо Знать![]() |
Введение
1. Историю формирования коллекцийКак известно, секрет китайского фарфора в Европе получили не заимствованием, а собственным открытием. Произошло это в Саксонии, где был достаточный опыт в горном деле и нужны залежи сырья. Была организована спецально лаборатория, где талантливому авантюристу и фальшивомонетчиков Беттгер создали условия для соответствующей работы. Каждый из экспериментов Беттгера фиксировался в протоколах. Ведь он работал с помощниками, часовыми и шпионами одновременно. В записях за январь 1709 года имеются сведения о первый удачный эксперимент и указание рецепта смеси. В марте того же года появилась запись о получении качественной белого фарфора с тонкой глазурью и всем необходимым для росписей. Так авантюрном Беттгер и его помощникам удалось переоткрыть секрет мастеров Китая. С 1709-1710 лет и ведет свое начало история западноевропейской фарфора. Количество образцов западноевропейской фарфора в Эрмитаже достигает 20.000 образцов. Коллекция состояла протяжении последнего 300 лет. 2. Белые медведи по фарфорВ 18 веке значительную заинтересованность вызвали экзотические птицы и животные. Моду на них поддерживали описания путешественников и дипломатов, сутки Великих географических открытий, хищническое использование природных ресурсов колоний в Африке и Америке. Оттуда в Европу везли диких кур цесарок, жирафов, слонов, пестрых лошадей - зебр. К саксонского двора в Дрездене дошли сведения о существовании белых медведей в Российской империи. Курфюрст потребовал получить несколько необычных животных для собственного зверинца. В обмен он предложил фарфор Мейсенский мануфактуры, которую тогда ценили на вес золота. Царский двор приказал поймать животных и тех отправили в Дрезден. В ответ в августе 1728 г. пакеты с фарфором прибыли в Москву и принцесса Елизавета присутствовала при распаковке шести ящиков, рассматривала образцы, находясь в настоящем восторге от полученного подарка. Это первая ведомость большую партию мейсенского фарфора, привезенную в Россию. От первой партии мейсенского фарфора сохранилось несколько вещей, среди которых - немецкий часы в фарфоровом корпусе с росписями в стиле шинуазри. Удалось отыскать имя часовщика - им был Иоганн Готтлиб Граупнеру, работавший в Дрездене, а звание мастера он получил в 1717 г. 3. Заказы и подарки
Фарфор настолько понравилась, что ее начали заказывать отдельно, несмотря на ее высокую цену. Первые образцы фарфора с Вене поступившие в качестве дипломатических подарков. Это была вторая по сроку возникновения фарфоровая мануфактура в Европе после мейсенского. Ее образцов сохранено немного, особенно ее начального периода - так называемого периода дю Паркье (или Дю Пакье).
Стимулировало это и национальные попытки найти собственные рецепты фарфоровой сырья. Это удалось российском исследователю и химику по имени Виноградов Дмитрий Иванович (1720-1758). Уникальные образцы первой фарфора Виноградова представлены в российском отделе музея. Императрица Екатерина II неоднократно заказывала сервизы различным фарфоровым мануфактурам Германии, Австрии, Франции и Англии. Среди них -
По императорским двором потянулись и росийьки вельможи. Собственные коллекции ценных образцов фарфора имели Юсуповы, Шереметевы, Строгановы, Шуваловы, Воронцовы. Наиболее прославленные образцы имели семьи Юсуповых и Долгоруковых. 4. Фарфор и стиле. Прославленные образцы.
Как и все образцы декоративно-прикладного искусства, западноевропейская фарфор вобрала характерные стилистические признаки суток. Изобретение фарфора в Европе совпал с эпохой позднего барокко. Образцами стиля барокко в коллекции музея произведения Венской фарфора Аугартен (фарфоровая слон и крестьяне - танцоры, Вена, 1730 г., чашка с крышкой, последнюю прикасив улитка с золота и натуральная раковина Clanculus Pharaonis, комбинированная техника, в 1735 г. и др.). Особое распространение фарфор получила в сутки рококо. Образцы ее вызывали восхищение как современников, так и потомков. По сохранившимся моделям образцы фарфора рококо выпускали даже в 19 стлитти. Среди фарфора рококо в музее - образцы с Мейсена и частных мануфактур Германии, Франции, Австрии. Среди забавных образцов мелкой пластики 18 в. - "Оркестр обезьян", которым руководит обезьяна-дирижер. Фигурки обезьян с музыкальными инструментами созданные мастерами И. Кендлер и П.Рейнике около 1753 г. и считаются карикатурой на музыкантов оркестра графа Генриха Брюля. Первоначальная количество фигурок, вероятно, достигала 25 образцов - по количеству оркестрантов. Современная серия неполная через разбитые и потерянные образцы. 1745 годом датируется остатки так называемого Андреевского сервиза. Название "Андреевский сервиз" он получил из-за декор, где вместе с гербовым двуглавым орлом изображено и знак российского ордена апостола Андрея Первозванный. Тогда сервиз насчитывал более 400 предметов, чтобы удовлетворять требованиям пышного дворцового этикета. Фарфор имеет формы позднего барокко, заимствовало формы посуды из серебра. В декоре - плоские рельефы "цветы Гоцковського" и нарисованные цветы - розы, тюльпаны, гвоздики. Был еще один Андреевский сервиз, созданный в Москве на мануфактуре Гарднера. Но вещи с Андривських сервизов не путали, а использовали отдельно. А разбиты образцы посуды дополняли вновь как на мануфактуре Мейсена, так и на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Образцы французской фарфора начале 19 века - сервиз Евгения Богарне, выполнен на парижском заводе Диля и Герара. Все признаки стиля ампир имеет так называемый Египетский сервиз, созданный в 1807 году для дворца Тюильри. В качестве дипломатического подарка его позже получил император Александр I. Имеет музейное собрание и фарфор в исторических стилях, фарфор суток модерн ( сецессия), фарфор современную.
5. Галерея драгоценностей и фарфораОб исключительно внимательное отношение к фарфора свидетельствуют создания в 1885 г. Дворцового музея фарфора и серебряных изделий. Музейное собрание расположили на третьем этаже Зимнего дворца, куда переместили и остатки Андреевского сервиза работы Мейсена. Царская семья не отказалась от использования фарфора, для этого использовали посуду сервизной кладовой Зимнего дворца. Но музейные образцы - не трогали. Последние вообще перешли в 1910 г. - В Галерею фарфора. Образцы этой фарфора не имели практического использования, а получили статус музейных экспонатов надзичайнои художественной ценности. 6. После 1917 годаПосле большевистского переворота 1917 года неповрежденные образцы музея были национализированы новой властью. Сборник Эрмитажном фарфора только дополняли новыми образцами, так и уменьшали. Вещи из сервизов различали, разрушая комплекты. Разрушения комплекта подвергся и знаменитый Андреевский сервиз. Доля его была передана в Московский музей фарфора. Часть вещей изъяли вообще - но для продажи за границей. Музейной фарфором Эрмитажа большевистская власть торговала по шедеврами живописи, древними и инкунабулами, антикварной оружием, уникальной керамикой, графикой всех периодов, произведениями ковроткачества стран Европы и Азии, ювелирными изделиями из серебра мастеров Франции 18 века, созданных по закажите российских императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Среди вещей, предназначенных для продажи за границей, большая партия фарфора - парадные сервизы "Орловский", "Малтиковський", "Парижский" и другие. 7. Дополнения и приобретенияСреди дововнень музейного собрания - национализированы коллекции фарфора с дворцов вельмож и царской семьи, из дворцов пригородов Петербурга и многочисленных дворянских усадеб, из бывших государственных учреждений (министерств, Главного таможенный управления). Передали в музейную коллекцию и ценные коллекции фарфора Долгоруковых и фарфор семьи Юсуповых, поврежденные образцы которой не выброшены, а запаянные золотом. В послевоенные годы (после 1945 г. ) Музея Эрмитаж позволили покупать нужные образцы за рубежом, чтобы заполнить лакуны музейных сборников. В СССР музейные образцы встречались мало приходили в Эрмитаж с подарками, с частными коллекциями и через закупочную комиссию. Главным образом это были поодинаки образцы малых и частных фарфоровых мануфактур Германии, Чехии, Венгрии, Франции, Италии, Испании. Особое место в коллекциях Эрмитажа заняли образцы фарфора Великобритании. История британской фарфора имела ряд особенностей и отличий от фарфора с континента. Эти различия и национальные особенности и представляют образцы заводов Великобритании, созданные на мануфактурах в Дерби, Бау, Челси, Вустере и т.д.. Главное место в коллекциях британской фарфора занимают образцы порцедяны Веджвуд - посуда и вазы с яшмовой, агатовой, базальтовой и черепахового каменной масс и характерна для Веджвуд фарфор бело-голубых цветов. Источники
См.. также
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |