Надо Знать

добавить знаний



Коммуникация



План:


Введение

фрагмент картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану,
автор И. Репин (1880)

Коммуникация (от лат. communicatio - Единство, передача, соединения, сообщения, связанного с глаголом лат. communico - Делаю общим, сообщаю, соединяю, производным от лат. communis - Общий) - это процесс обмена информации ( фактами, идеями, взглядами, эмоциями и т.д.) между двумя или более лицами.

Кроме того, понятие коммуникация может употребляться в значении:

  • телекоммуникации или связь с помощью технических средств;
  • определенная система, посредством которой обеспечивается соединение между удаленными объектами, например, подземные коммуникации, транспортные коммуникации, канализационные коммуникации и т.п..

По ГОСТ 2392-94 [1] :

Коммуникация - передача значения путем пересылки сигналов.

1. История развития средств общения

Самый древний прото-rsge, обнаружено при раскопках культуры Каралья (долина Супе, Перу) археологом Рут марта Шейди Солис (Ruth Martha Shady Sols), датируется по стратиграфическому слоя примерно 3000 годом до н. э., в связи с чем может считаться древнейшим средством коммуникации у человечества.

2. Виды коммуникации

Все виды общения можно условно разделить на вербальное, невербальное и письменное общение.

К невербального общения относятся: язык тела, визуальный контакт, язык жестов и др..

3. Виды вербальной коммуникации

  • Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, сострадательности т.д.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение - его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации . Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение - это такой вид общения, при котором его содержание, средства регламентированы социальными ролями партнеров по общению: учитель и ученик, рыцарь и девушка, сотрудник милиции и нарушитель, стюардесса и пассажиры самолета и т.д. ..
  • Деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Духовное межличностное общение (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности.

4. Условия осуществления коммуникации

Для осуществления процесса коммуникации необходимы, по крайней мере, 4 условия:

  • наличие не менее двух человек: отправителя - человека, который генерирует информацию, предназначенную для передачи; и получателя - лица, для которой информация, которая передается.
  • наличие сообщения, т.е. закодированной с помощью любых символов информации, предназначенной для передачи;
  • наличие канала коммуникации, то есть средства, с помощью которого передается информация;
  • наличие обратной связи, т.е. процесса передачи сообщения в обратном направлении: от получателя к отправителю. Такое сообщение содержит информацию о степени восприятия и ясности полученного сообщения. [2]

5. Стороны коммуникации

  • Коммуникативная. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися.
  • Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  • Перцептивная. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
  • Границы между этими формами условны, они могут сливаться и дополнять друг друга.

6. В процедуре общения выделяют следующие этапы

  • Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  • Ориентировка с целью общения, в ситуации общения.
  • Ориентирование в личности собеседника.
  • Планирование содержания своего общения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  • Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  • Установление контакта
  • Обмен мнениями, идеями, фактами
  • Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  • Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

7. Виды коммуникативных барьеров

Далеко не всегда процесс коммуникации является эффективным, ведь между тем, кто доносит информацию и тем, кто ее воспринимает могут возникать коммуникативные барьеры - психологические преграды, которые человек устанавливает, чтобы защититься от нежелательной, утомляя или опасной информации. Выделяются следующие типы барьеров, в зависимости от причин их возникновения:

  • Барьер взаимопонимания. Может возникать из-за огрехов в процессе передачи информации. Например, когда коммуникатор говорит невнятно, слишком быстро, нечетко или употребляет большое количество звуков-паразитов.
  • Семантический барьер. Возникает, когда одно и то же слово разные люди понимают по-разному, вкладывают в них свой собственный смысл. Такое искажение может быть следствием особенностей личностного восприятия человека, его профессиональной деятельности.
  • Стилистический барьер. Он возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи, состояния того, кто в это время слушает.
  • Логический барьер. Возникает, когда логика рассуждения того, кто говорит или слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неправильным, противоречит присущей ему манере доказательств.
  • Социально-культурный барьер. Его причиной становятся социальные, политические, религиозные и профессиональные расхождения во взглядах, привычках, традициях, приводят к разного объяснения и восприятия тех или иных понятий, явлений, соображений.
  • Барьер авторитета. Иногда препятствием может стать именно неприятие того, кто говорит за его неавторитетнисть в глазах слушателя. Или же наоборот, во время общения с человеком, который для собеседника очень авторитетной, он может теряться, быть невнимательным, не знать, что ответить.
  • Барьер отношений. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к тому кто говорит, а затем - и к информации, которую он передает. [3]

Литература

  1. Журнал "Коммуникация" № 1. 2010

См.. также

Примечания

  1. ДСТУ 2392-94 Базовые понятия. Термины и определения.
  2. Теория менеджмента. Конспект лекций - books.efaculty.kiev.ua/men/6 /
  3. М. Филоненко. Психология - pidruchniki.com.ua/00000000/psihologiya/psihologiya_spilkuvannya_-_filonenko_mm

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам