Конончук Сергей Филиппович

Конончук Сергей Филиппович (* 29 мая 1912, Киев - ? сентября 1941) - украинский художник - аниматор, книжный иллюстратор.


В июле 1941 года С.Конончук стал участником Второй мировой войны и уже в сентябре 1941 года погиб в боях за родину.

Началом творческой деятельности С. Конончука можно считать 1927, когда он стал участником выставки самодеятельных художников. Настоящим событием для молодого автора была вторая выставка самодеятельных художников 1929 года, состоявшейся в Киеве, а затем - в Харькове. На международную выставку в Париж было отобрано 8 его произведений. Но, к сожалению, во время возвращения в Киев они потерялись.

Творчество С.КОНОНЧУК развивалась в различных областях графического искусства, но больше всего - в рисунках и книжной графике.

Участвовал на студии "Украинфильм" в создании мультфильмов : "Тук-тук и его приятель Жук", "Высокомерное цыпленок".


1. Биографические сведения

С.Конончук родился 29 мая 1912 в Киеве. Его отец - родом из Волыни - работал почтальоном, мать - крестьянка из Черниговщины - была домашней хозяйкой. ("Портрет матери художника").

Художественные способности и художественный талант проявились у Сергея еще в раннем детстве, формирование его как художника началось во время учебы (1921-1928) в трудовой школе № 61 имени И.Франко - одной из лучших экспериментальных школ города. Директором учебного заведения был Г. Костюк, впоследствии ученый-психолог, преподавателями русского, украинского языков и литератур - писатель С.Васильченко и поэтесса О.Журлива, учителем рисунка и живописи - М.Рокицький (тогда студент Киевского художественного института, ученик Бойчука , впоследствии - монументалист). В 1928 году Сергей закончил семилетку и поступил в художественно-индустриальной профшколи на графический факультет. Здесь он встретился с украинскими художниками. Г.Пустовийт вел курс книжной графики и литографии, К. Елева - рисунок, Трохименко преподавал живопись и акварель.

Однако С.Конончук не ограничивалось узкопрофессиональной подготовкой, он проявлял исключительный интерес к творчеству Ф. Кричевского, С. Васильковского, Н. Пимоненко.


2. Творческая деятельность

Началом творческой деятельности С. Конончука можно считать 1927, когда он стал участником выставки самодеятельных художников. Настоящим событием для молодого автора была вторая выставка самодеятельных художников 1929 года, состоявшейся в Киеве, а затем - в Харькове. "Литературная газета" от 1 сентября 1929 писала: "... Среди других особое внимание следует обратить на великолепную графику (книжные обложки, иллюстрации, экслибрисы) С.КОНОНЧУК". Положительно отозвалась и "Комсомольская правда" (31 октября 1929): "... среди ученических работ, копий, безвкусицы и просто мазни можно найти образцы тончайшего художественного вкуса, замечательные произведения, которые сделали бы честь не одному признанному мастеру. Таковы некоторые произведения пейзажиста Брегмана, металлиста Красовского, такая замечательная украинская графика Конончука ... "

На международную выставку в Париж было отобрано 8 его произведений. Но, к сожалению, во время возвращения в Киев они потерялись. Жюри этой выставки выдало художнику диплом (газета "Киевский пролетарий", 18 сентября 1929). В это время С.Конончук получает заказ на оформление детских книг в издательстве ?Культура? и участвует в оформлении журнала "Семафор" (орган студенческих коллективов художественных и планово-статистических профшкол). В 1931 году он работает художником-мультипликатором на Киевской кинофабрике "Украинфильм" (теперь киностудия имени А.Довженко),

  • Кадры из мультфильма "Тук-тук и Жук". 1935

  • Сергей Конончук за работой в мультипликационном цеха

где вместе с художниками И.Клебанов и Л.Крюковим участвует в создании мультфильма "Тук-тук и Жук" и в постановке фильма "Высокомерное цыпленок". В течение 1940 С. Конончук работал на студии кинохроники. Творчество С.КОНОНЧУК развивалась в различных областях графического искусства, но больше талант художника успел проявиться в рисунках и книжной графике.

"Дождь, дождь, дождь ...", 1934, Тушь, кисть

Для пейзажных рисунков он выбирал неприхотливы мотивы, фиксировал любимые и близкие ему уголки природы - дома в окружении деревьев, городские окраины, улочки, утопающие в зелени садов. Скромные по сюжетам, они привлекают умением художника проникать в жизнь природы. Средства художественной выразительности в С.КОНОНЧУК всегда тщательно отобраны, он продумывает каждую линию, каждый штрих карандаша или кисти. Такой метод работы основывается не столько на эмоционально-образном восприятии натуры, сколько на ее вдумчивом изучении. Особое внимание уделял Сергей Филиппович теме родного города. Эти рисунки как бы создают серию, где главными ?героями? становятся уголки двориков, тихих улиц ("Киев. Глубочица", 1931 г.; "Киев. Улица Артема", 1934 г. Художник сумел почувствовать и передать тонкий, меняющееся состояние природы, исполнить ее человеческим теплом. Варьируя различными техническими приемами - умелым размещением пятен, штрихов, линий, - он передает не только замкнутый в себе объем, но и пластическое пространство.

  • Сергей Конончук. "Киев. Глыбочицкий переулок". 1931. Тушь, кисть

  • Сергей Конончук. "Окраина Киева". 1933. Тушь, перо, кисть

  • Сергей Конончук. "Киев. Дорога на Татарской улице". 1929. Тушь, кисть

  • Сергей Конончук. "На Днепре". 1931. Тушь, кисть

Теплотой, лирическим звучанием привлекают натюрморты С.КОНОНЧУК ("Дождь, дождь, дождь ...", 1934 г.), "Букет на день рождения Ниле", "Натюрморт с книгой Данте", оба 1937 г.).

В 1937 году художник жил в Самарканде. Период его пребывания там был короткий, и С.Конончук сумел почувствовать и показать величие природы и архитектуры Средней Азии, колорит этого солнечного края ("Самарканд. Вид на гробницу Тамерлана", "Дом в Самарканде", "Самарканд. Улица Бакшамаль"), художнику удалось в этих рисунках передать тонкий, меняющееся состояние природы, исполнить ее человеческим теплом, предоставить произведениям лирического звучания. Внимание к деталям меняется обобщением, умением передать их намеком - едва заметными движениями карандаша или пера.

Привлекают внимание также искусно выполненные рисунки интерьеров С.КОНОНЧУК. В них пространство строится продумано, ненавязчиво, оказывается большой такт в использовании средств выразительности. С.Конончук любил изображать цветы, листья, насекомых ("Пионы и табак", 1935 г.; "Нарцисс", 1938 г.; "Стрекозы", 1936 г.; "Насекомые, мухи, пчелы", 1936 г.) . Любовно, пристально вглядываясь в природу, он пытался изучать натуру, передавать ее особенности и красоту.

Значительная страница творческой биографии С.КОНОНЧУК - оформление и иллюстрации к литературным произведениям. На тематическое направление его книжной графики повлияло сотрудничество с издательствами "Культура", "Искусство", "Молодой большевик", Детиздат ЦК ЛКСМУ, Гослитиздат, Укрдержнацменвидаву.

В 20-30-е годы перед мастерами книжной графики стояли важные задачи: создание художественных и стилистических принципов оформления советской книги, которые должны быть отличными от декоративной графики "Мира искусства" и от массовой мещанской продукции конца XIX - начала XX века. Велись поиски соответствии идейно-образной и стилистической структуры книги новому характеру общественного строя и быта. Передовые мастера, используя все элементы оформления (обложки, иллюстрации, заставки, концовки), стремились к комплексному решению книги как единого, целостного организма.

С.Конончук, восприняв лучшие традиции искусства 20-30-х годов, создал собственный метод книжного оформления, найдя строгий и ясный реалистичный стиль, где декоративные тенденции не преобладают над изобразительным постижением художественного содержания литературного произведения. Он иллюстрировал издание для детей, оформлял произведения украинской, русской и западноевропейской классики.

Детских книг, проиллюстрированных С.КОНОНЧУК, немного, но все они задуманы и построены с учетом особенностей детского восприятия. Бесспорно, удачные иллюстрации к украинской народной сказки "Колобок" (1929 г.).

  • Сергей Конончук. Иллюстрация к украинской народной сказки "Колобок". 1929. Тушь, гуашь, кисть

  • Сергей Конончук. Иллюстрации к украинской народной сказки "Колобок". 1929. Тушь, гуашь, кисть

Художник выполнил ряд интересных и выразительных иллюстраций, которые не только обогащают книгу конкретными образами персонажей, но и помогают создать у читателя психологическую настроенность и запоминаются ему. Оформление этой книги состоит из обложки, страничных иллюстраций, конечности, которые выполнены с помощью контурной линии и мягкого локального раскраска гуашью. Для характеристики сюжетной ситуации автор использует элементы народного быта, не теряя, однако, той степени условности, которая предоставляет его иллюстрациям сказочного характера. Именно в этом секрет эмоционального воздействия иллюстраций. По принципам выразительности и пластической содержательности их можно поставить в ряд значительных произведений украинской книжной графики 30-х годов.

В этот же период С.Конончук создает обложку к литературного журнала "Семафор" и иллюстрации к "Азбуки" (буква "В". Приложение 1.26). Здесь наглядно проявилось влияние искусства Г. Нарбута - интерес к орнаментальных мотивов, барочных завитков, треугольников, элементов народной вышивки. Однако С.Конончук никогда не копировал тех или иных графических приемов Г. Нарбута, а творчески, с настоящим пониманием стилистической строения литературного произведения воспринял особенности его искусства.

"Кот", 1937, Тушь, перо

В течение 1930 - 1931 годов в оформлении С.КОНОНЧУК вышли детские книги "Тетянчин еж" Н.Клейменовои, "Как мы работали" А.Волковича, "Как зверей ловили" Н.Дирш и английская сказка "Красная курочка". В работе над ними художник исходил из принципов понимания книги как единого декоративно-графического организма, где все элементы оформления ритмично и стилистически взаимосвязаны. Иллюстрации построены на контрасте обобщенной формы изображения и конкретных проработанных деталей, которые являются результатом непосредственного изучения натуры.

Опираясь на традиции книжной графики 20-30-х годов, С.Конончук выполняет иллюстрации к книге "Путаница" (1940 г.) Чуковского. Следуя принципу "развлекая - поучать", а "поучая - развлекать", он создает красочные графические образы, поэтически превращает реальную природу. И у ребенка, читает и рассматривает книгу, изображения сливается с литературным рассказом в единое целое.

Восторженно работал художник и над экслибрисами. У Сергея Филипповича это - не только книжный знак, но и своеобразный портрет хозяина книги, отражение его интересов, вкусов, предпочтений. Достигал этого автор с помощью символов, аллегорий, а также изображая различные предметы, фигуры. Очевидно, такое сочетание изобразительных элементов ассоциировалось с авторским восприятием окружающего мира. Определенно трактованы экслибрисы Н.Радзиевськои, К.Юкельсон, Ю.Палийчука.


3. Путь к признанию творчества

Сергей Филиппович Конончук пропал без вести в первые месяцы войны, в сентябре 41-го года. Поэтому случилось так, что в послевоенном художественном процессе сочинения его не функционировали. Его имени нет ни в шеститомный "Истории украинского искусства", ни в словаре "Художников Украины". Библиографический словарь в 5-ти томах "Украинские писатели" информировал только, что в 1937 году сказка Олеся Донченко "Война на огороде" вышла в свет с цветными иллюстрациями Конончука].

Так оно и осталось. Видимо не у одного погибшего поэта сгорели во время войны стихи, не у одного художника погибли картины. Конончук повезло: он имел сестру. Она исполнила последнее желание своего брата - сохранила все: обложки, иллюстрации, альбомы с эскизами. "Папки с работами Сергея - единственное, что я спасала из нашего довоенной жизни, потому носила их с собой в специально сшитой сумке. То же, что осталось дома, - был разграблен; погиб и библиотека, которую брат так любовно собирал и которой очень дорожил . Погиб в блокадном Ленинграде и наша сестра Таисия ... "- напишет впоследствии Нила Конончук.

Сергей Конончук. Иллюстрация к "Азбуки". Буква "В". 1929. Тушь, гуашь

Произведения художника в 1960 году впервые увидел художник Владимир Голованов. Он увлекся ими. Вместе с коллегой Николаем Прокопенко отобрал самые интересные вещи, принес их на графическую секцию союза художников. Эти произведения оказали настоящий фурор. Художники единодушно постановили: быть выставке! - Да воскрес Сергей Конончук.

1970, выйдя на пенсию, Неонила Филипповна обратилась с заявлением в Киевской организации Союза художников УССР - просила прислать комиссию, которая высказалась по поводу предстоящей выставки. Художники откликнулись не сразу: не верили, чтобы у парня, погибшего 29-летним, набралось достаточно зрелых работ. После долгих уговорах и настоянию официальная комиссия по секции графики все-таки пришла и просто была потрясена и количеством, и совершенством сохранившихся работ: "Какой мастер!" И вопрос о персональной выставке само собой разрешилось. Это было в 1970 году. Но прошло еще долгих десять лет, пока отбирались и "утрясались" работы, пока заключался и печатался каталог [17].

Татьяна Яблонская написала сестре художника: "Еще раз выражаю Вам свое восхищение за то что Вы сохранили работы Вашего удивительно талантливого брата и смогли устроить его выставку, навсегда останется в памяти всех, кто имел счастье ее посетить" [2].

  • Экслибрис Ю.Палийчука. 1940. Тушь, перо

  • Экслибрис Н.Радзиевськои. 1930. Тушь, перо

  • Экслибрис С.Ушинського. 1940. Тушь, перо

  • "Т.Г. Шевченко". 1929. Линогравюра

Сохранилось семь экслибрисов Конончука - законченные произведения и эскизы. Неонила нашла пути, чтобы тиражировать книжные знаки цинкография: во Львове четыре знака по пятьсот экземпляров, затем в Киеве шесть - по тысяче. В редакцию "Книжного обозрения" сестра прислала каталог и экслибрисы. Там заинтересовались, завязалась переписка. К 1500-летию Киева московское издательство "Книга" выпустило нарядную книжечку Я.Бейлинсона "Киев и киевляне в Экслибрис" (здесь располагаются два знака из наследия Конончука).

Неонила популяризирует высокое искусство своего брата как может. Сергей Конончук проиллюстрировал все эпизоды сказки про колобка. Полный цикл иллюстраций и даже готова обложка сохранились. Сестра не раз заходила в издательство "Радуга", и вот тираж новой книги, обозначенный 1929 годом. Теперь произведения Конончука приобрели пять музеев Украины. Его имя включено во второе издание "Украинской советской энциклопедии" - здесь помещен портрет художника и одну иллюстрацию. Статья о нем есть в четвертом томе био-библиографического словаря "Художники народов СССР". За этим всем неусыпный хлопоты Неонили Филипповны, которой любящий брат посвятил рисунок "Букет на день рождения Ниле". Сергей сделал этот подарок 30 мая 1937.

В июне 1980-го график Сергей Конончук, неизвестен даже историкам искусства, стал знаменитостью. Выставка его произведений, пролежали в архиве у родственников несколько десятилетий, открыла первоклассного мастера. Вакансия лучшего украинского рисовальщика тридцатых годов теперь занята им, художником, не успел прославиться жизни. Пламя сорок первого бесследно поглотило Сергея Конончука, рядового Красной Армии, 29 лет от роду.

Выставка художника в 1980 году - это действительно удивительное зрелище. На расстоянии полувека люди начали видеть блеск молодых глаз, аккумулирующие отражают тогдашние художественные явления. Она состоялась 18 ноября в Киевском музее украинского изобразительного искусства, состоялся и вернисаж, и вечер памяти. Подзабытый начинающий, чье имя еще вчера ничего не говорило даже знатокам, становится не просто известным, а нужным. Так, спустя десятилетия беспамятства - нужным дню нашему нашим современникам. После Киева эта выставка поехала в Винницу, затем в Кременчуг, в Харьков, во Львов. И везде она действовала на зрителей, как внезапная вспышка. 7 мая 1986 выставку Сергея было торжественно - как раз накануне праздника Победы - открыт в Москве, в зале Союза художников.


Источники

  • Костенко Александр Евгеньевич. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕРГЕЯ Филиппович Конончук (1912-1941) - УКРАИНСКАЯ ГРАФИКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. Работа в Киевской МАН "Исследователь". К., 2011.
  • Художники Украины. К., 1992. - С.314;
  • Искусство Украины: Биографический справочник. К., 1997. - С.315.