Контент-анализ

Контент-анализ - это качественно-количественный метод изучения документов, который характеризуется объективностью выводов и строгостью процедуры и состоит в квантификацийний обработке текста с последующей интерпретацией результатов. Предметом контент-анализа могут быть как проблемы социальной действительности, которые высказываются или наоборот скрываются в документах, так и внутренние закономерности самого объекта исследования. [1] Популярность контент-анализа основан на том, что этот метод позволяет измерить человеческое поведение (если считать, что вербальное поведение является ее формой). В отличие от опросов контент-анализ измеряет не то, что люди говорят, что сделали или сделают, а то что они действительно сделали.

Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования СМИ), вспомогательный или контрольный (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный. Если количественный анализ нацелен на выявление частоты отдельных тем, слов или символов, содержащихся в тексте, то качественный анализ связан с фиксированием нетривиальных высказываний, языковых интоваций с пониманием ценности содержания сообщения.


1. История метода

Изобретателями и лидерами контент-анализа по праву считают американцев, однако на самом деле впервые контент-анализ (см. Интент-анализ) было применено в 1640 году в Швеции. Там, во время дискуссии с официальным лютерантством, теологи сравнили апокрифическую сборник религиозных гимнов ?Песни Сиона" с гимнами официальной церкви и подсчитали количество основных религиозных идей и их освещение (положительное, отрицательное или реальное).

На американском континенте формализованный анализ текста впервые применил Дж. Спид, который 1893 опубликовал статью "дают теперь газеты новости?" - Это был результат контент-анализа воскресных выпусков нью-йоркских газет за 1881-1883 годы. Спид измерил объем материалов по каждой теме в дюймах и сравнил результаты. Оказалось, что газеты стали уделять больше внимания сплетням и скандалам, но меньше - литературе, политике и религии.

Новейшая история контент-анализа берет свое начало в годы Второй мировой войны, когда разведка союзников отслеживала число и тип популярных песен, которые пускали в эфир европейские радиостанции. Таким образом делались выводы о перемещении и концентрацию войска на континенте. На тихоокеанском театре военных действий отслеживали радиосвязи между Японией и ее военными базами на разных островах. Увеличение объема коммуникации указывали на то, что японцы планируют операцию в данном районе Тихого океана.

Тогда же, в 1940-х, контент-анализ начали использовать для определения подлинности исторических документов. Исследователи считали определенные слова в контексте документах определенного автора, чья подлинность была доказана, и сравнивали их количество с сомнительными документами. Контент-анализ также применялся для изучения пропаганды. Украинские исследователи применяют контент-анализ при проведении культурно-исторических исследований, в частности, для атрибутирования текстов, записанных в летопись из уст Бояна [2]

Уже в конце 1960-х контент-анализ стал методологии, распространенной в магистерских работах, которые защищали в американских университетах, - до сих пор остается любимой методологии медиа-исследователей в США.

Контент-анализ как социологический метод впервые использовал Макс Вебер во время работы в Берлинском университете.


2. Принципы и условия контент-анализа

Г.Лассвеллом считал, что главный принцип контент-анализа - расчленить, определенным образом "анатомировать сплошной массив текста так, чтобы мелкая единица анализа включала качества целого, и на основании преобладания тех или иных утверждений выявить тенденции развития". [3] То есть Г. Лассвелла за принцип поставил процедуру контент-анализа. Российский исследователь А. Н. Алексеев, а вслед за ним Т.А. Жарикова выделяли следующие принципы контент-анализа: "а) восхождение от текста к позатекстовои реальности (то есть к социальной действительности в ее разнообразии, а не только к источнику) б ) строгость исследования ". [4]

Авторы "Рабочей книги социолога" определили следующие общие принципы использования контент-анализа:

  • Применение метода рекомендуется во всех случаях, когда требуется высокая степень точности или объективности анализа.
  • Контент-анализ, как правило, применяется при наличии объемного и несистематизированного материала, когда непосредственное применение последнего затруднено.
  • Контент-анализ полезен в тех случаях, когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах.
  • Контент-анализ часто дает хорошие результаты, когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык источника информации, который изучается, его специфические характеристики ". [5]

3. Процедура контент-анализа

3.1. Этапы исследования

Основы процедуры контент-анализа было позроблени Гарольдом Ласвелл. На современном этапе существует много мнений относительно очередности этапов контент-анализа и степени их важности.

Выделяют следующие стадии анализа:

1. Подготовка программы анализа документов (имеются в виду задачи, гипотезы, понятие, объект анализа и т.д.);

На этом этапе, как правило, формулируется так называемая эмпирическая теория исследования. То есть, в ходе подготовки к проведению контент-анализа, ученый систематизирует гипотезы, существующие в контексте данной проблематики и отвергает те из них, которые не поддаются верификации на данных информационного массива.

2. Отбор источников анализа.

Необходимо определить круг источников, которые содержат в себе материалы по заданной теме. Далее важно установить дополнительные условия отбора материала: определить тип источника ( телевидения, пресса, рекламные материалы, радио и др.). Затем нужно определить вид сообщения (публицистические статьи в электронном или в печатном виде, информационные заметки, рекламные плакаты) роль агента коммуникации (отправитель или получатель сообщения). Определяются минимальные и максимальные границы объема текста, их протяженности, частота, время, место и способ трансляции сообщений целевой аудитории. Существуют и другие критерии отбора сообщений, их количество и выбор варьируется в зависимости от поставленных задач исследования. Можно выделить следующие промежуточные этапы:

2.1. Определение круга и объема документов, которые являются носителями необходимой информации (наименование, периодичность выхода, период, тиражи)
2.2. Построение выборки: какие документы и по каким критериям будут анализироваться;
2.3. Проверка построения выборочной совокупности;
3. Определение эмпирических моделей анализа, проведение выборки (т.е. подбор коммуникационных органов, выбор материалов за те или иные периоды времени, определение видов сообщений, типа выборки);

В случае ограниченного количества материала по заданной теме, выборочная совокупность может быть эквивалентна генеральной. Классическая трактовка метода контент-анализа предусматривает возможность сокращения выборочной совокупности сообщений при их сходства и однородности. Такая редукция допустима, если объем генеральной совокупности очень большой. Выборка при исследовании больших совокупностей данных случайно. Безусловно, необходимо рассчитать ее объем так, чтобы она оставалась репрезентативной, важно определить допустимую погрешность выборки. Стоит добавить, что часто объем выборочной совокупности определяется исследователями, исходя из понятий здравого смысла, доступности материала, срочности исследования, а не расчетом допустимой ошибки выборки и репрезантивнисти массива источников.

4. Разработка методики данного конкретного анализа;

Можно выделить следующие промежуточные этапы:

4.1. Классификация социальных ситуаций в соответствии исследовательских проблем;
4.2. Определение единиц анализа;
4.3. Проверка надежности методики.
5. Пилотажное исследование, проверка надежности методики;
6. Сбор первичной эмпирической информации;
7. Количественная обработка собранных данных;
8. Интерпретация полученных результатов, выводы исследования.

3.2. Выбор категорий анализа

Категория контент-анализа - это понятие, которое показывает один из аспектов общего направления конкретного исследования документов.

Впервые понятие "категории анализа" ввел М.Уилли в двадцатые годы нашего века. Во время проведения исследования "Провинциальная газета" он классифицировал смысл по трем критериям:

1) тема или область социальной действительности;
2) форма (новости, передовая статья и др..)
3) смесь первого и второго (например, политические новости).

Эти понятия назвали категориям. М.Уилли обосновал критерии, по которым выделяются категории. Надо, чтобы их можно было применять ко всем газет общего порядка, чтобы они давали возможность сравнить газеты в одно время, одну газету в разные времена, разные газеты в разные времена (т.е. выдвигается требование универсальной совместимости) и чтобы те категории были объективными и точными, а элемент субъективизма в них был сведен к минимуму. [6]

В каждом исследовании - свои категории. Ведь выбор категорий полностью зависит от целей исследования. Категории показывают направление анализа, то, на что исследователь обращает внимание. От правильного подбора категорий во многом зависят общие итоги исследования. Категориальная сеть - это своеобразная схема, по которой исследователь проводит свой анализ.

На этом этапе можно допустить две ошибки. Если принять слишком узкие категории, то можно потерять часть содержания, которая в них не войдет. А если взять очень общие категории, то во многом теряется оригинальность исследуемых документов. Выбор категорий - это сугубо качественный момент исследования, на базе которого в дальнейшем применяются количественные методы.


3.3. Требования к категориям

Успех любого контент-аналитического исследования во многом зависит именно от правильного избрания категорий анализа. Это обусловливает большие требования, которые относятся к категориям.

Поскольку в процессе контент-анализа происходит соотнесение определенных элементов текста именно с этими категориями, то очень важно, чтобы они были такими:

  • четко и однозначно сформулированы (у разных исследователей должен быть по ним высокий уровень согласия);
  • исчерпывающими, то есть такими, которые обхватывают все части содержания документа, определенные задачами данного исследования;
  • взаимоисключающими, т.е. одни и те же части содержания документов не должны относиться к разным категориям.
  • категории должны быть объективными, независимыми и надежными, чтобы любой кодировщик, взяв на вооружение категории исследования, понимал их недвусмысленно. У него не должно возникать вопросов о том к какой же категории отнести ту или иную единицу содержания.

Категории могут подразделяться на более мелкие качественные единицы - подкатегории. Так, например, категория "индивидуальные характеристики" может подразделяться на следующие подкатегории, как внешние и внутренние характеристики и т.д..

Именно в таком случае исследование не будет зависеть от субъективных мнений отдельных людей, а труд кодировщика будет чисто технической. И, наконец, категории должны быть целесообразными, т.е. отражать цели исследования и содержание объекта анализа.


3.4. Выделение единиц анализа

Единицы анализа - структурные единицы, представлены по всему тексту и его отдельных существенных частей. [7]

Основанием для выделения единиц анализа может служить:

  1. цели и задачи исследования;
  2. специфика конкретного объекта анализа, т.е. документа.

Единицами анализа могут быть:

  • Отдельные слова, словосочетания, термины. Например, экономические понятия: рынок, занятость, приватизация, управления и т.д.; политические: демократия, референдум, выборы, власть и т.д.;
  • Темы, сообщения, высказанные в смысловых образах, статьях, частях текста, которые обеспечивают полную характеристику содержания документа, чем предыдущие единицы анализа. Так, темы, в которых рассматриваются международное положение Украины, переход к рыночным отношениям, борьба с преступностью, образ жизни и здоровье нации и т.д..
  • Фамилии исторических деятелей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, представителей различных социальных общностей, является неким обобщенным типом деятеля, которому присущи определенные социальные черты. Их анализ дает исследователю важную информацию об исследуемой историческую эпоху, доминирование конкретных политических, социально-экономических идей, влияния определенных деятелей на формирование общественного мнения и т.д.. К этой группе можно отнести упоминание организаций, учреждений, других социальных институтов.
  • Суждение, законченная мысль, логическую цепь. Это наиболее сложные единицы анализа, поскольку имеют большую степень конструктивности. Их структура является более дифференцированной, чем в других единицах анализа, и содержит несколько элементов.

Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одним, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть неправильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на основе более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер расчленения текста в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа - контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа "слово" контекстуальная единица - "предложение". [8]

Необходимо установить единицу подсчета - количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений.

Практика конкретных социологических исследований позволяет определить некоторые общие единицы счета, применяемые при проведении исследований:

1. Система подсчета "время - пространство". В таком случае за единицу подсчета принимают количество изображений (символов, квадратных сантиметров площади). Для анализа информации, полученной по радио, телевидению, за единицу подсчета принимают время, в течение которого освещали событие.
2. Наличие признаков в тексте. При такой системе подсчета определяют наличие признаков (видов) определенной характеристики содержания в каждой части, на которые разбит текст (например, признаки оптимистичных взглядов на жизнь при анализе личных документов (писем, дневников и т.п.))
3. Частота появления единиц анализа (количество упоминаний)

4. Количественный и качественный контент-анализ

Количественный контент-анализ должен обязательно включать стандартизированные процедуры подсчета выделенных категорий. Для формулировки выводов решающее значение имеют количественные величины, характеризующие ту или иную категорию. Например, если исследователь стремится получить представление о том, насколько важное понятие "мирное урегулирование" для лидеров враждующих сторон и согласен с допущением, что оно приблизительно определяется частотой упоминания этого понятия в официальных речах, то тогда, после соответствующих арифметических подсчетов, он получит определенные количественные показатели . Показатели могут отличаться или, наоборот, быть близки по абсолютному значению, которое будет учитываться при интерпретации результатов обработки. Задание можно усложнить поставив в качестве предварительного условия выделения всех содержательных в смысловом отношении единиц соответствующих текстов, а затем подсчитав относительную значимость данного выражения по сравнению с другими. Примечательно, что в обоих случаях основная часть расчетов может быть выполнена с применением простых компьютерных программ.

Качественный контент-анализ нацелен на углубленное содержательное изучение текстового материала, в том числе с точки зрения контекста, в котором представлены выделенные категории. Итоги формулируются здесь с учетом взаимосвязей содержательных элементов и их относительной значимости (рангом) в структуре текста. Так, для того чтобы сравнить отношение разных политиков к проблеме мирного урегулирования, исследователь должен стремиться не просто выделить соответствующее понятие, но и определить является его проблематика главной в системе декларируемых позиций, варианты ее коннотации, степень детализации, эмоциональную окраску и т.д.. В зависимости от задач исследования качественный контент-анализ может быть дополнен некоторыми элементами количественного контент-анализа.


5. Область применения

Три типа гипотез, которые могут быть протестированы с помощью анализа текстов:

1. гипотезы относительно частоты появления тех или иных терминов, понятий;
2. гипотезы о связи понятий в тексте, отдельных частях текста или совокупностях текстов;
3. гипотезы, касающиеся соотношения между текстуально-аналитическим исследованиям и другими видами исследований; гипотезы такого типа используются для сравнения результатов исследований, проведенных с помощью различных методов или для установления связей между текстуальными и не-текстуальными явлениями (например, для сравнения высказываний и реальных действий людей).

Ограничения анализа текстов как метода:

  • для количественного анализа необходимо статистически значимое количество текстуальной информации, он не предназначен для анализа уникальных текстов;
  • рассматриваемые тексты должны подвергаться формализации, поэтому данный метод лишь ограниченно пригоден для анализа художественной литературы и совершенно не пригоден для анализа поэзии;
  • качественный анализ позволяет глубже понять текст, но он требует значительных затрат количества времени и усилий, таким образом, традиционный качественный анализ малопригоден для исследования больших объемов текста.
  • текст является упрощенным, отражением социальной реальности, которой он рожден.

Преимуществом метода является эффективность при анализе больших информационных массивов. Чаще всего он используется при анализе текста и состоит или в подсчете наиболее употребляемых слов, словосочетаний, других лексических единиц, или единицами контент-анализа выступают такие величины как протяженность текста, численность строк, абзацев, колонок, страниц. Метод также применяется и при изучении видео-и аудио-материала и единицами анализа становятся графическая составляющая, тексты, сопровождающие его метраж аудио, объем эфирного времени, время суток в стили транслируется аудитории. С помощью этого метода можно изучать такие материалы как, например, статьи в СМИ, речи политиков, партийные программы, программы общественных движений, видеоматериалы массовых мероприятий, съездов и митингов, нормативно-правовые акты, рекламные сообщения, произведения художественной литературы, исторические тексты , письма и многое другое. Обязательным условием для проведения контент-анализа является фиксация материала на материальном носителе.

Этот метод не требует больших материальных затрат. Полевой этап исследования более простой, чем у многих других методов.


Литература


Примечания

  1. Наталья Костенко, Валерий Иванов. Опыт контент-анализа: модели и практики: Монография. - М.: свободной прессы, 2003. - 44 с.
  2. Корреспонденты Википедии. "Гипотеза Вельтмана-Чепи". Украинская 29 декабря 2012. 10.52
  3. Lasswell H. Propaganda Technique in the World War. - NY, 1927.
  4. Алексеев А.Н. Контент-анализ: техника или методология? (К постановке проблемы) / / Методологические и методические проблемы контент-анализа: (Тезисы докладов рабочего совещания социологов) / АН СССР. Институт социологических исследований; Отв. ред. А.Г. Здравомыслов. - М.; Л., 1973. - Вьп. 1. - С. 23; Жарикова Т. А. Контент-анализ - социологический метод: Препринт / Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО АН СССР. - Владивосток, 1990. - С. 5
  5. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г. В. Осипов. - М.: Наука, 1976. - С. 322
  6. Наталья Костенко, Валерий Иванов. Опыт контент-анализа: модели и практики: Монография. - М.: свободной прессы, 2003. - 62 с.
  7. Соковнин В.М. Об объективности исследования в контент-анализе / / Методологические и методические проблемы контент-анализа: (Тезисы докладов рабочего совещания социологов) / АН СССР. Институт социологических исследований; Отв. ред. А.Г. Здравомыслов. - М.; Л., 1973. - Вып. 1. - С. 59.
  8. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984