Надо Знать

добавить знаний



Контрабас


AGK bass1 full.jpg

План:


Введение

AGK bass1 full.jpg

Контрабас - струнно-смычковый музыкальный инструмент, который имеет черты как скрипичного семейства, так и семейства виол. Общая высота инструмента примерно 2 м. В отличие от альта, форма деки которого сегодня аналогичная семейством скрипок, контрабас сохранил характеристическую виольну форму верхней части деки, ведь так музыканту гораздо удобнее играть в позициях сольного грифу. Контрабас - это самый низкий по диапазону струнно-смычковый инструмент. Его четыре струны, в отличие от других струнно-смычковых инструментов симфонического оркестра, настраиваются по чистым квартах: E, A, D, G. Также применяется пятиструнной контрабас с добавленной пяти нижних струной "C" или со специальным приспособлением для удлинения струны Е.


1. Общие понятия

Диапазон контрабаса

Диапазон - от E_1 ( C_1 ) До g ^ 1 , В сольной практике - значительно выше. Нотуеться контрабас в басовом (иногда в теноровых и скрипичном) ключах на октаву выше реальное звучание. В партитуре для симфонического оркестра партия контрабаса пишется ниже всех других партий.

Используется как оркестровый и сольный (реже) инструмент.


1.1. Соло на контрабасе

Чаще всего для сольных произведений контрабас настраивают на тон выше, т.е. строй его становится F ↑, H, E, A. Это делается для активного, громкого звука.

В оркестровый практике редко применяются позиции так называемого сольного грифа: те позиции, которые находятся буквально ниже, а по высоте интонации - выше флажолеты посередине струны. Здесь играть значительно сложнее: большой палец находится не под грифом, а на нем: помогает прижимать струны другим пальцам. Здесь для получения хорошего звука на руку надо положить всю тяжесть тела.


2. Происхождение и развитие инструмента

Непосредственным предшественником контрабаса была контрабасовая виола да гамба со строем D_1 , E_1 , A, d, g. В середине XVII века итальянский мастер М. Тодини, устранив пятую струну и Ладко на деке, создает новый 4-струнный инструмент, и получил название Контрабас. В симфоническом оркестре впервые был использован в 1701 г. композитором Дж. Альдровандини. Однако обязательным участником симфонического оркестра контрабас становится лишь в середине XVIII века, изначально дублируя партию виолончелей октавой ниже. Позже, уже в творчестве Л. ван Бетховена партия контрабаса становится самостоятельной. Контрабас начинают использовать также как сольный инструмент.

В середине XIX века французский мастер Ж. Б. Вилья делает попытку сконструировать сверхбольшой контрабас длиной 4 метра, названный Октобас. Однако этот инструмент так и не был распространен.

В XX веке контрабас становится неизменным участником джазовых оркестров. В отличие от симфонической музыки, в джазовой на контрабасе играют почти исключительно приемом pizzicato. Однако во второй половине XX века с появлением бас-гитары контрабас постепенно вытесняется из неакадемической музыки этим инструментом.


3. Техника игры на контрабасе

На контрабасе играют как стоя, так и сидя на высоком стуле (в оркестре), ставя инструмент косо перед собой. Высоту регулируют с помощью шпиля. Приемы игры на контрабасе такие же, как и на скрипке, но большой размер инструмента затрудняет переходы и быстрые пассажи.

Применяемый на практике диапазон, как было сказано выше, контрабаса не большой, но музыканты, достигшие определенного уровня техники игры на инструменте, значительно расширяют возможности инструмента.

4. Выполнение

4.1. Постановка рук

Так как на контрабасе струны настроены по квартах, а также из-за большого размера грифа инструмента, контрабасовая аппликатура значительно отличается, например, от скрипичной: на контрабасе чаще всего используется только три пальца: первый, второй и четвертый (указательный, средний и мизинец соответственно). Но в широких позициях и позициях сольного грифа может использоваться и третий.

Когда играющий прижимает струну к грифу, ее длина сокращается, и высота звука повышается.

В некоторых местах на струне от соприкосновения почти без прижима получается флажолет.

Существует два способа ведения смычка:

  • Французский (самый распространенный) - когда держат смычок сверху, большой палец находится под трость;
  • Немецкий (распространен в основном в Германии) - когда держат смычок "сбоку", большой палец находится на трости.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам