Надо Знать

добавить знаний



Конфуций


Confucius 02.png

План:


Введение

Конфуций (孔子- Кун-цзы или孔夫子- Кун Фу-цзы, латинском: Confucius * 551 до н.е. - ? 479 до н.е.) - древнекитайский философ дрибношляхетського рода, основатель конфуцианства.

В его учении значительное внимание уделяется вопросам мироздания и справедливого общественного устройства в Поднебесной, то есть современными словами, в глобальном обществе.


1. Биография

По преданию, Кун Цзы родился в Цзюйфу, в царстве Лу, 21 августа 551 до н.е. и жил до 479 до н.е. Его отец Шулян Хе, мужественный воин, имел 9 дочерей от первой жены и сына - калеку от друга. Поскольку никто из них не мог составлять жертвоприношения предкам, уже в преклонном возрасте Шулян Хе ушел от своей жены и попросил разрешения жениться на одной из трех дочерей семьи Ян, младшая из которых стала матерью Кун-цзы. Когда мальчику исполнилось три года, его отец умер. С раннего детства Кун-цзы проявил склонность к ритуалов и церемоний.

Его семья была благородного происхождения, но из-за бедности в возрасте семнадцати лет он вынужден был занять второстепенную должность в государственной администрации - хранителя складов и смотрителя пастбищ семейства Ци - одной из самых влиятельных аристократических семей царства Лу. В то же время Кун-цзы стал учителем в традиционных школах, где дети знати учились письму и арифметике, стрельбе из лука, управлению колесницами, музыке и ритуалам. Так началась его учительская карьера.

Отмечая Лао-цзы как учителя, он посетил его в Лои, духовной столице Китая того периода, и поставил вопрос о сущности ритуала. Розвитавшись с Лао-цзы, Конфуций сказал своим ученикам:

Я знаю, что птица летает, зверь бегает, рыба плавает. Того, кто бегает, можно поймать в сети, того, плавающей в невод, того, кто летает - сбить стрелой. Что касается дракона, то я не знаю, как его можно поймать! Сегодня я встретился с Лао-цзы, и он напомнил мне дракона /

Кун-цзы с Лои (царство Чжоу), вернулся в Лу, и количество его учеников возросла. Рассуждая в возрасте о пройденном пути, Учитель сказал:

В пятнадцать лет я сосредоточил свои помыслы на учебе. В тридцать я получил самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал Волю Неба. В шестьдесят я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям своего сердца и не нарушал ритуала.

На службе у правителя царства Лу Конфуций оставался всего четыре года (501-497 до н. Н.э.), последовательно поднимаясь по служебной лестнице. Появился реальный шанс воплотить хотя бы часть учения на практике. Деятельность Конфуция- чиновника рассматривается как неотъемлемая часть самого учения, ведь личный пример играет в его учении решающую роль. Суждения имеют подкрепляться делами, тем более когда речь идет о самом Учителя. Данные о деятельности Конфуция на посту управляющего уездом Чжунду крайне лаконичны:

Прошел год, с тех пор Дин-гун назначил Кун-цзы управляющим Чжунду, и с четырех сторон все стали ему подражать.

Позже он получает следующую должность - помощника начальника управления общественных работ, затем назначается да Сико - должность на уровне министра юстиции. В возрасте 52 лет он занял одну из высших правительственных должностей царства Лу. Его методы были настолько эффективными, что через три месяца он реорганизовал администрацию. На этой высокой должности Конфуций находился около трех лет. Через интриги правителей соседнего царства Ци, которые боялись усиления царства Лу, возбуждено ритуал жертвоприношения в храме Земли и Неба, протестуя Конфуций был вынужден покинуть свой ​​пост и царство Лу.

Вместе с Конфуцием с Лу ушло несколько десятков его учеников. Начались годы странствий, полны бедствия и испытаний. На девятом году доля, как сжалившись, послала Конфуцию воплощение долгожданной мечты - высшую правительственную должность, на которой обученный опытом мыслитель мог бы реализовать свои знания. Однако, оказавшись перед нравственным выбором, он как "благородный муж" отказался от должности, чтобы не нарушать своих принципов. Демонстративно отказавшись от службы в царстве Вэй, он посвятил себя преподавательской деятельности и изучению классической литературы.

Еще через пять лет (в 484 до н.е.) он внезапно получил приглашение на родину в царство Лу, где о нем хлопотали его ученики. Вернулся Конфуций один, за год до этого в царстве Вэй умерла его жена. Он снова набирает учеников, пытаясь передать им свой идеал "благородного мужа": человек, такое и правления в данном государстве. В 479 до н. е. он прервал свои занятия, чувствуя приближение конца.

Учителя похоронили на берегу реки Сишуй, в том месте, которое он сам выбрал незадолго до смерти. Могила Конфуция стала местом паломничества :

Следующие поколения построили храм Учителя, где был собран его одежду, головные уборы, музыкальные инструменты, бричка, книги Кун-цзы.

2. Учение Конфуция

Хорошо образованный самоучка, он пытался улучшить человека и человеческое общество на основе традиционных ценностей. Однако его влияние на людей было незначительным, и он отправился в путешествие с целью просвещения. Свое учение он изложил в произведениях, до сих пор является каноном конфуцианства. Согласно ему, праведную жизнь и особенно справедливое правления базируются на пяти "отношениях" - между правителем и чиновником, между мужем и женщиной, между отцом и сыном, старшим и младшим братом, между друзьями. Центральная роль принадлежит семье как образцу государственного. Учение Конфуция получило признание лишь через 200 лет после его смерти.

"Литературный сборник Конфуция", компиляция учение, был опубликован после его смерти. Через 300 лет после смерти философа его систему взглядов принято как доктрину Китайского государства. Основные взгляды изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").

Европейцы познакомились с философией Конфуция благодаря Маттео Риччи, перу которого также принадлежит европейское имя мыслителя.


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам