Надо Знать

добавить знаний



Коржев Гелий Михайлович



План:


Введение


Коржев Гелий Михайлович ( рус. Коржев Гелий Михайлович , 7 июля 1925, Москва - ? 27 августа 2012) - русский советский художник, автор станковых картин, пейзажей, натюрмортов. Рисовал обнаженную натуру, иногда - портреты.


1. Биография

1.1. Общая характеристика

Родился в СССР. Формирование сознания прошло в идеологической атмосфере довоенной и послевоенной Москвы. Художественные критики отнесли творчество мастера в "Сурового стиля" 1960-х годов в рамках социалистического реализма. Но два последних периода творчества вышли за пределы социалистического реализма (семь лет, серия "Мутанты", затем "Библейская тематика"). Работа над какой-то темой превращается в серию, которых сделал несколько. Себя считает художником натюрмортов.

Один из немногих советских художников, не имел государственных заказов, несмотря на политическую окраску картин раннего периода творчества и весьма успешную административную карьеру во времена СССР (преподаватель в МВХПУ в 1951-1958 гг, профессор с 1966 г., председатель Правления Союза художников РСФСР, депутат).


1.2. Ранние годы

Родился в Москве. В 1935 г. попал в скульптурный кружок при Музее изобразительных искусств в Москве. среди ранних воспоминаний - встреча с художником Корень Павлом Дмитриевичем, что делал подробную зарисовку скульптуры-копии (конного монумента Гаттамелаты) в Итальянском дворике музея.

Позднее стал учеником Средней московской художественной школы, созданной по инициативе Грабаря. После ее окончания стал студентом Художественного института имени Сурикова (1944-1950 гг)


1.3. Картина "Гомер"

Собственные воспоминания об освоении скульптуры в художественном кружке повлияли на появление картины "Гомер" (1958-1960). У скульптурного станка стоит бывший красноармеец, что воодушевленный лепит голову древнегреческого поэта Гомера. О прошлом красноармейца хорошо рассказывают военный строй и Буденновский шляпу на стуле. Но картина полна не собственными воспоминаниями художника, а пафосом освоения европейского искусства, пафосом причастности к мировой культуре.

Коржев не сразу нашел композицию, а на первом эскизе и другая, гражданская фигура, и много подробностей в студии, и малоизвестный образец (не Гомер), который копируют, что оставляло композицию остроты и пафоса освоения нового.

К этой же теме художник обратился вдруг в 1970-1974 гг, создав бытовую картину "Лешка рисует". Но красноречивые детали рассказали, что это период, близкий к гражданской войны, отсюда - печь-буржуйка, грязная пол, бедная художественная мастерская, где мальчик сидит на ящике вместо стула, не сняв из-за холода старенького полушубка. Бытовая картина превращается в историческое полотно суток беспризорных детей, тифа, страшных последствий гражданской войны 1918-1922 гг


1.4. Серия "ошпаренный огнем войны"

  • "Проводы", 1967
  • "Препятствие"
  • "Мать"
  • "Следует войны", 1963-1965
  • "Старые раны"
  • "Облака 1945"

1.5. Натюрморты

  • Школьный натюрморт
  • "В кладовой", 1982
  • "Самовар на белой полки", 1986
  • "Оплетены бутыль", 1990
  • "Забытый шут", 1990
  • "Фаянсовая посуда", 1992

К лучшим образцам советских натюрмортов следует отнести натюрморты Коржева. Лишены любования ценными, уникальными вещами всегда выигрышных цветов, натюрморты художника утверждают красоту вещей бытовых, которые при СССР хранились в каждой небогатой семье (дедовские кувшины, бутылки из под вина, дешевый фаянсовая посуда). Чего стоит старый таз с отбитой эмалью в неожиданном натюрморте с забытым игрушечным шутом. И какая разница с изысканным, декоративным натюрмортом на подобную же тему создал француз Пьер Лапрад (1875-1932).


1.6. Подчеркнутый демократизм

Аристократические игрушки Лапрада не могли привлечь художника, имевшего нищие детство и юность, встретил калек после войны 1941-45 годов, постоянно видел жизненные драмы, и сформировали его мировоззрение. Подчеркнутый демократизм - характерный признак всех картин Коржева, раскрывающий внутреннюю красоту своих персонажей несмотря на их внешнюю обыденность и народность, несмотря на их неелитарнисть.

1.7. Пейзажи

  • "Ипатьевской монастырь", 1947
  • "Крымский пейзаж", 1946
  • "Московский дворик", 1954

1.8. Портеты

  • "Автопортрет"
  • "Крымский мальчик", 1946
  • "Сестра", 1949
  • "Портрет художника Дмитрия Краснопевцева", 1949
  • "Портрет жены", 1960

1.9. Лишние люди

Заграничные путешествия Коржева познакомили его с лишними людьми западной цивилизации. Одна из картин среднего периода творчества предназначена именно этой теме - "Художник-нищий" (или "Уличный художник"), для потрясенной нищетой подруги которого позировала жена художника. Эту же тему развиваются завершен этюд "Слепой певец", 1965 года.

Тема получила логическое продолжение в период развала СССР и дикого капитализма, теперь на родине художника - картина "Адам Алексеевич и Ева Петровна", 1997-1998 гг Это произведение о людях, выброшенных в мусор еще при жизни.



2. Источники и ссылки

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам