Надо Знать

добавить знаний



Корнци


A photomontage in a grid-layout, consisting of portraits of 15 famous Cornish people. The photomontage comprises three rows of five portraits of musicians, sportspeople and politicians of mixed gender. The people in the portraits broadly appear formal.

План:


Введение

Ко рнци, ко рнуольци, ко рновци ( корн. Kernowyon ) - Этнотерриториальные группа кельтского происхождения, исторически населяющий Корнуолл, графство в юго-западной части Великобритании. Жители Корнуолла отделяют себя от англичан, зато имеют много общего с жителями других кельтских частей Соединенного Королевства, прежде Уэльса, а также с кельтскими народами Европы. По мнению некоторых, корнци является отдельным этносом Великобритании, ведет свое происхождение от древних бриттов, что до римского завоевания населявшие южные и центральные районы острова, [5], и многие в стране сегодня идентифицирует себя корнцямы, отличной от англичан или британцев национальным сообществом или как особой группой последних. Кроме того, самоназвание корнцив воспринята и поселенцами из других частей Англии, а также эмигрантов, их потомками, которые имеют в Корнуолле собственную диаспору [6].

В классическую античность древние брить состояли из ряда племен, которые имели самобытную культуру в Великобритании, у железном веке, римский и послеримское периоды будущий Корнуолл заселяли бритськи племена думноны и Корновии. [7] Название Корнуолла, как и его этникона корнцив, являются производными от наименования кельтского племени "Корновии". [7] [8] Переломным моментом в истории Корнуолла стало англо-саксонское вторжение в Англию в V-VI веках, в результате чего кельты были вытеснить на северную и западную окраины Великобритании. А сражение у Деоргама 577 года между бриттов и англосаксами привела к разрыву тесных связей между кельтскими группами Уэльса и Корнуолла.

За Средневековья и Нового времени корновци и корнский язык находились под влиянием усиленной ассимиляции и англизации, в результате чего Корнуолл стал обычным неотъемлемой частью Англии, а его жители перешли на английский язык. В XVIII-XIX веков корнский язык и самобытность корнский народа исчезли. Однако Кельтский ренессанс в начале ХХ века поднял культурное самосознание среди корнцив, что вызвало возрождение корнский языка и тяга у жителей Корнуолла к собственной кельтской наследия.

В середине 2008 года население Корнуолла, включая острова Силли, оценивалось в 534 300 человек. [9] В связи с необходимостью действенного решения политических, социально-экономических задач, Корнуолл остается частью Англии, но движение за самоуправление Корнуолла призывает за более широкое признание корнский культуры, самоуправления и языка, предоставление для Корнуолла особого конституционного статуса и требует от корнцив настойчиво отстаивать получения ими большего статуса в стране, например, предлагает им во время переписи населения Великобритании в 2011 году определена как отдельная, отличная от англичан, этническая группа. В 2002 году корнский язык получил официальное признание в рамках Европейской хартии региональных языков [10], однако борьба корнцив за признание их как самобытной национальной группы, отличной от англичан, до сих пор продолжается, и до сих пор не осуществляется их защита в соответствии с положениями Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. [11] [12].. ..


1. История

1.1. Исторические корни

Mn-an-Tol - древний лет в Корнуолле

Традиционно считается, что корнци являются потомками кельтов, чем они отделяются от англичан, но многие из них также и англосаксонское происхождение. ДНК-исследование генофонда населения Британских островов показывают, что предками примерно для трех четвертей британцев, в том числе корнцив, были охотники и собиратели, которые поселились в Атлантическом Европе еще ​​в эпоху палеолита, сразу после таяния ледникового покрова, а в дальнейшем вследствие повышения уровня моря оказались отрезанными от материка и разделенными на островах. Тогда как археологические данные указывают на то, что древнейшие человеческие поселения в Корнуолле существовали еще в начале раннего палеолита. Данные генетики утверждают, что по происхождению британцы имеют много общего с басками, проживающих на Пиренеях, что дает основания считать, что в древности населения будущих Британских островов составляло единый этнический массив с жителями современной континентальной Европы. Учитывая такие данные, британский генетик Стивен Оппенгеймер предполагает, что первые поселенцы на Британских островах вряд ли разговаривали кельтской языке, вероятно, их язык был родственен баскском. Следующая иммиграция на острова состоялась в неолите, она же профессором по генетике Оксфордского университета Брайаном Саксом толкуется как прибытие кельтов с Пиренейского полуострова, от которых происходят исторические кельтские племена Великобритании и Ирландии [13] Именно эти люди считаются далекими предками современных корнуольцив. [8] [14]. Между прочим, результаты исследования группы ученых во главе с Уолтером Бодмер показали, что корнцям присущ частности вариант гена меланокортина 1 рецептора, определяет их как кельтов, более тесно связанных с валлийцами, чем с англичанами. [15] В Великобритании этот ген присутствует в 26 процентах населения Оркнейских островов, 23 процентах Девоншир, 21 процентах Уэльса, 16 процентах Корнуолла, 13 процентах Кента и 11 процентах Северо-Восточной Англии. [15] [16]

За классической античности кельты, которые разговаривали кельтскими языками, на Британских островах образовывали ряд племен с собственной культурой и самобытностью, прежде всего, пиктов и гелей на севере, бриттов на юге страны. Бритты в свою очередь делились на племена меньшего порядка, которые имели собственную племенную бритську язык. Это бриганты на севере, ордовика, где цели, силура и декеанглии на западе. [17] На крайнем юго-западе Великобритании, на территории будущего Корнуолла, жили бритськи племена думнонив и Корновии, которые жили в королевстве Думнония [7]. Римское завоевание Британии в I веке н.э. имело следствием включения большей части острова в состав Римской империи, римлянами сначала были покорены думнонив, а уже позже Корновии, которые, возможно, составляли подгруппе первой [18] [19]. Хотя римляне захватили большую часть центральной и южной Англии, Думнония оставалась "практически независимой"; [20] [14] римское господство на нее не имело почти никакого влияния, [5] [8] есть оно могло существовать как полунезависимое или совсем независимое Королевство Корнуолл , как свидетельствуют данные, иногда под властью королей бриттов, иногда управлялось собственным монархами Думнонии, носившие титул герцогов или королей. Это мелкое королевство было тесно связано прочными языковыми, политическими и культурными связями с Бретанью, расположенным к югу от Корнуолла в континентальной Европе и населенный бритыми полуостровом; корнский и бретонский языки в этот период ничем не отличались.

Захват Рима готами в 410 году побудило римлян до полного ухода из Британии и Корнуолл стал полем деятельности кельтских христианских миссионеров из Ирландии, которые оказали значительное влияние на корнцив, их культуру, верования и архитектуре [5] Дальнейшее упадок Римской империи вызвал вторжения на остров англосаксов. [14]. Германские племена англов, саксов, ютов и фризов, постепенно преодолевая бриттов в битвах, создали здесь ряд своих королевств, из которых позже возникла Англия. Саксы из королевства Уэссекс, в частности, расширяя свою территорию на запад вплоть до Корнуолла. [5], искореняли кельтскую и романо-британской культуры в Великобритании. [20] Вместо корновци упорно вели борьбу с саксами Уэссекса, которые стали собственным германским словом walha (современный английский язык " Welsh "(" валлийцы "), что означает" чужой "или" иностранец ", именовать противников-бриттов из Корнуолла, [21], а в дальнейшем называть их Westwalas (западные валлийцы) или Cornwalas (валлийцы Корнуолла, корнци). [7] [14] Противостояние между англосаксами и Корца продолжалось до тех пор, пока король Англии Этельстан в 936 году согласился на установление формального границы между Англией и Корнуолл по реке Теймар [22]. Британская культура в Британии тогда ограничивалась Корноволом, Уэльсом и Северо-Западной Англии. [23] [14] Несмотря на существование согласованного договора, англосаксонский политическое наступление на запад продолжалось до конца Х века, пока "Корнуолл окончательно не был присоединен к Королевства Англия " [5].


1.2. Англизации и сопротивление ей

Завоевание норманнами Англии, которое началось с вторжения в 1066 году войск Вильгельма, герцога Нормандии (впоследствии король Англии Вильгельм I), ликвидировало англосаксонскую наследственную монархию, аристократию и клирикальну иерархию, заменив их норманнскими. [24] [25] Впоследствии все графства Англии были поделены между соратниками Вильгельма, которые образовали новое дворянство в стране. [24] Англичане были поглощены норманнами [26], а корнци "активно сопротивлялись" их влиянию. На время завоевания Англии, Корнуолл был под управлением графов Корнуолла, которые были потомками древних монархов Корнуолла. [27] Графство Корнуолл пользовалось напивсуверенитетом в Англии, [28] [29] и в 1067 году было подарено Роберту, графу де Мортен, сводному брату короля Вильгельма I, и с того времени оно уже находилось под властью англо-нормандской аристократии. [8] [30] В Книге Страшного суда, который является сводным общим переписи населения Англии, завершенным в 1086 году, речь идет о том, что "фактически все" землевладельцы в Корнуолле "имели английские имена, что делает невозможным разграничить корнцив и англичан". [31] Однако, разделение населения графства на корнский и английский народы существовало постоянно в течение всего Средневековье, доказательством чего выступают документы, например устав города Труро 1173 года, который четко разграничивал оба народа. [32]

Графство Корнуолл в Развитом Средневековье придавалось различным английским дворянам, [33] но 1337 оно получило статус герцогства и Эдуард, Черный Принц,, старший сын и наследник короля Англии Эдуард III, стал первым герцогом Корнуолла, чтобы увеличить собственные богатства. [32] [34] Большая часть Корнуолла принадлежала первом герцогу Эдуарду и последующие английские герцоги Корнуолла были крупнейшими землевладельцами в Корнуолле. [5] Английский монархией для Корнуолла были созданы два института, первый из которых герцогство Корнуолл (один из двух в Англии), а другой корнский суды и советы оловянных рудников (которые осуществляли управление оловянной промышленностью). Эти два института призваны были бы, чтобы "простые корнци считали, что им оказана особый конституционный статус, чтобы отразить их особую культурную самобытность". Однако, герцогство Корнуолл постепенно утратило свою политическую независимость от Англии в связи с централизацией власти Лондон, [5] и во время раннего периода правления в Англии династии Тюдоров корнци начали чувствовать себя как "подчиненные люди, культура, свободы и расцвет которых находились под контролем англичан". [35] Это ярко проявляется в 1490-х годах при обложении королем Англии Генрихом VII бедных корнцив сбором средств для его военных кампаний против короля Шотландии Якова IV и Перкина Ворбека из династии Йорков. [35] Это, конечно, вызвало выступления корнцив, прежде восстания 1497, которые подавлялись королевской властью.

Границы сужение территории распространения корнский языка между 1300 и 1750 годами

Корнский язык был наиболее употребительным на запад от реки Теймар примерно до середины 1300-х годов, когда среднеанглийский язык начал использоваться как язык общения между корнцямы. [14] Еще 1542 английский путешественник, врач и писатель Эндрю Борд описывал, что в Корнуолле говорили на двух языках корнский и английском ("Cornysshe" и "Englysshe") , но многие из его жителей и не понимал английского. [32] В связи с применением нормандской языка как первого языка среди английской аристократии, корнский язык использовался как лингва франка в Корнуолле, особенно в отдаленных западных уголках. [36] Большинство корнский помещиков выбирали девиз корнский языке на собственных гербах, чтобы подчеркнуть свой ​​особый социальный статус. [37] Однако, после Реформации в Англии по приказу ее король Эдуарда VI во всех церквях королевства было обязательно введено богослужение на английском языке, что означало вытеснение из церковной жизни латыни и местных кельтских обычаев. Такие действия привели к восстанию в Корнуолле и части Девоншир против сплошной англизации церквоного жизни, особенно после принятия Акта о Однородность, которым вилучадлися все языки, кроме английского, с богослужения. Указанное свидетельствует о защите корнцив собственного языка от засилья английского. Однако, восстание было подавлено, во многом благодаря помощи иностранных наемников. Таким образом, было положено начало полному прекращению существования корнский языка. [14] [32] Реформаторское англиканство стало средством англизации Корнуолла; протестантизм оказал мощное культурное влияние корнцив, более тесно связав их с Англией, одновременно значительно уменьшив политические и языковые отношения с бретонцами Бретани. [38]

Гражданская война в Англии (1642-1651 г.г.), политическое противостояние между сторонниками и противниками короля в тот период разделили население Англии и Уэльса. Однако, в гражданской войне Корнуолл остался консервативным, став устойчивым очагом поддержки роялистов (сподвижников монарха). [39] Мирное время, что наступил после окончания гражданской войны, отличился дальнейшим расширением английского языка в общении корнцив, иммиграцией англичан в Корнуолл. К середине 17-го столетия использования корнский языка территориально сократилось далеко на запад, что вызвало определенный интерес к языку у ряда исследователей. Из-за уменьшения употребления корнский языка активно происходил процесс ассимиляции корнцив, вхождение их в английскую культурную среду.


1.3. Возрождение и современность

Значительное влияние на корнцив произвела промышленная революция. Как следствие, экономика Корнуолла стала полностью интегрированной с английским. В период индустриализации много усилий было приложено для разработки паровой машины, которая вместе с водяным насосом способствовала промышленной добыче полезных ископаемых. Промышленная добыча олова и обработка меди в Корнуолле выразили корнский специфичность, как и двигатели и тяжелая промышленность. Ведущий корнский инженер-горняк Ричард Тревитик стал "такой неотъемлемой частью культурного наследия Корнуолла, как и любая выдающаяся личность из кельтского прошлого". С заметных достижений Р. Тревитик является разработка двигателя с высоким давлением пара, который использовался для перекачивания воды, а также создание парового тележки катился по рельсам, ставший прототипом будущих паровозов. 21 февраля 1804 указан паровоз Р. Тревитик был использован для тяги нескольких вагонеток уздовж рельсових колій між металургійними заводами міста Пенідаррена неподалік від Мертір-Тідвіла в Уельсі, провівши перший у світі поїзд.

Во второй половине ХІХ століття у Корнуоллі спостерігалася деіндустріалізація, яка супроводжувалася закриттям шахт, що обумовило для корнуольців економічний та культурний спад. Тоді як, зростання в Європі захоплення романтичним націоналізмом і вплив Кельтського відродження викликали у графстві соціальний, мовний та мистецький інтерес до корнської середньовічної етнології. Цей сплеск зацікавленості сприяв вивченню доіндустріальної культури корнців, їх мови як основної ознаки корнської національної ідентичності та етнічної належності. Першим значним кроком у відродженні стало опублікування у 1904 році знавцем корнської мови Генрі Дженнером Довідника корнської мови. Орфографія корнської мови Г. Дженнера, Єдина корнська (UC), ґрунтувалася на корнській мові, якою розмовляли у XVIII сторіччі, хоча його учень Роберт Мортон Ненс пізніше розробив правопис на основі середньокорнської мови, яка використовувалася у XVI сторіччі, коли корнська ще не зазнала відчутного впливу англійської мови.

У 1924 році для розвитку, збереження та підтримки "кельтського" у графстві Корнуолл створено Федерацію товариств Старого Корнуолла ( Federation of Old Cornwall Societies), а 1928 року подібну організацію Gorseth Kernow. Далі у 1951 році було сформовано корнську націоналістичну політичну партію Сини Корнуолла ( Mebyon Kernow). Підвищений інтерес до кельтських мов і культури, тісні зв'язки між кельтськими народами у 1960-ті і 1970-ті роки стимулювали популяризацію руху за самоврядування Корнуолла. Як в Шотландії, Уельсі та Північній Ірландії, у Корнуоллі діячі корнської культури розпочали наполягати на офіційному вивченні у школах корнської мови, а корнські націоналісти зажадали більшої політичної автономії для Корнуолла, наприклад, входження Корнуолла до складу Сполученого Королівства на правах окремої п'ятої частини з власною Корнською Асамблеєю.


2. Розселення

Two men wearing mining attire look at one-another in this black line drawing. Both wear dark clothing and mining helmets. The man on the right holds a long tool.
Корнські гірники у середині ХІХ сторіччя. Занепад гірничої промисловості у Корнволі призвів до переміщення гірників та їх сімей, внаслідок чого сформувалася корнська діаспора.

Корнці мешкають у графстві Корнуолл, але після Епохи великих географічних відкриттів на початку нового часу, як і решта британців, вони були залучені до Англійської колонізації Америки та інших міграцій. Попервах кількість переселенців була невеликою, ті, хто покидав Корнуолл, зазвичай, оселявся у Північній Америці чи у портах і на плантаціях Карибського басейну.

У першій половині ХІХ століття жителі Корнуолла були лідерами у виплавці олова і міді, а їх видобуток був основним зайняттям корнців. Проте, зростання конкуренції у цих галузях зі сторони Австралії, Малайї і Болівії при виснаженні родовищ корисних копалин у середині сторіччя призвели до економічного спаду, викликавши еміграцію з Корнуолла. У кожне десятиріччя з 1861 року по 1901 рік Корнуолл залишало приблизно 20% чоловічого населення. Також, мав місце виїзд за кордон кваліфікованих корнських інженерів, фермерів, торговців і гірників. В Великобританії корнські родини оселялися у Північно-Східній Англії, особливо у Тіссайді, аби заробляти собі на життя власними навичками видобутку вугілля на тамтешніх шахтах.

Багато корнських емігрантів ХІХ століття з часом повернулися Корнуолл, у той час як рівень виїзду з Корнуолла після Першої світової війни знизився. Однак, завдяки стійким міжнародним зв'язкам корнська діаспора, зосереджена в англомовних країнах, таких як: Австралія, Канада, Південно-Африканська Республіка та Сполучені Штати Америки, збереглася і в наш час [ Когда? ] є "дуже впливовою". [40] [6] [41]


3. Культура

A street lined with shops is filled with hundreds of people. In the foreground are children wearing black vests each one defaced with a large white cross. The children surround a fiddler. In the background are spectators.
День Святого Пірана - щорічний корнський фестиваль на честь покровителя корнців, який святкується 5 березня.

Збереження самобутньої корнської культури обумовлене географічною ізоляцією Корнуолла. По-перше, вона відрізняється від власне англійської культури, а по-друге, для неї притаманна наявність кельтських традицій. За словами Павла Роберта Маґочія, українського канадського професора історичних і політичних наук Торонтського університету, елементами культури корців є корнський двигун, колядки, регбі та духовий оркестр. Культура корнвольців найбільш сильно пов'язана з культурою осіб, які протягом історії захоплювали Корнвол, гірничою промисловістю графства, а аспекти всього цього знайшли своє відображення у кухні, символах та самобутності корнців.

Корнуолл має власні традиції вшанування кельтських християнських святих. Наприклад, вшанування Святого Пірана, християнського абата V століття, можливо, ірландського походження, який є покровителем видобувачів олов'яних руд і всього Корнуолла. [42] Згідно з поширеною міфологією, Піран був ірландським вченим, який вивчав християнство у Стародавньому Римі, а за волею Верховних королів Ірландії мав би потонути в Ірландському морі, проте замість цього приплив у Корнуолл до Перранпорта, щоб проповідувати християнство. [42] Прапор Святого Пірана - полотно чорного кольору з білим хрестом у центрі - [43] у 1838 році був прийнятим як "Штандарт Корнуолла" і введений як прапор графства Корнуолл. [43] Вказаний стяг став для корнців символом їх власної самобутності, його стали піднімати на різних будівлях, у тому числі на будинку Ради Корнуолла. [44] День Святого Пірана сьогодні є щорічним престольним святом Корнуола, яке відзначається 5 березня і супроводжується фестивалем корнської культури та історії. [42]


4. Язык

Подробнее в статье Корнська мова
Знак "Ласкаво просимо у Пензанс" англійською і корнською мовами

Корнська мова походить від бритської гілки острівних кельтських мов. Вона найбільш є близькою до бретонської, у меншій мірі до валлійської мови, [45] хоча вони не є повністю взаємозрозумілими. [46] Витіснення корнської мови англійською було завершене наприкінці XVIII сторіччя. Це було зумовлено значним англійським культурним впливом на Корнуолл у XVI-XVIII століттях. Одначе, точний час вимирання мови корнвольців не ясний та дотепер залишається спірний.

Відродження корнської мови розпочалося у 1904 році з публікацією Генрі Дженнером книги " Довідник корнської мови ". Орфографія корнської мови Г. Дженнера, Єдина корнська, ґрунтується на корнській мові, якою розмовляли у XVIII сторіччі, хоча його учень Роберт Мортон Ненс пізніше розробив правопис на основі середньокорнської мови, яка використовувалася у XVI сторіччі, коли корнська ще не зазнала помітного впливу англійської мови. Упродовж кількох наступних десятиріч інтерес до корнської мови збільшився, водночас і з'явилося декілька систем цієї мови зі своїми прихильниками та противниками: Єдина корнська, Єдина корнська переглянута, Сучасна корнська, Спільна корнська. Ці системи у широкому використанні були, як правило, до кінця ХХ століття. У 2008 році була прийнята стандартна писемна форма корнської мови. [47]

Незважаючи на відродження корнської мови, кількість її носіїв залишається незначною, всі вони, зазвичай, ентузіасти, які опанували мову через наполегливе її вивчення. Досі нема такої географічної частини Корнуолла, де б ця мова використовувалася як спільна розмовна мова певної частини населення. Повсюдно у графстві розмовляють корнським діалектом англійської мови. Проте, у 2009 році корнська мова викладалася у 50 початкових школах, BBC Radio Cornwall регулярно здійснює трансляції радіопередач по-корнськи.


5. Верования

В глубокой древности религией корнский бриттов было политеистические язычество с сочетанием анимистических верований, где ведущее место отводилось жрецам друидам. Раннее христианство в Корнуолл проникло еще в И веке, но его последователями были лишь единичные посетители Великобритании, например галльский богослов Присциллиан, который, вероятно, был сослан на острова Силли. Кельтское христианство было принесено в Корнвол в 520 году Святым Петроком, [8] гэльский монахом с Ирландии, по происхождению бритой из королевства Гливисинг, что в нынешнем Уэльсе. От этого периода "становления христианства" остался только гранитный монумент с высоким крестом. В дальнейшем в Корнуолле христианство проповедовалось и другими святыми, которые сегодня почитаются в графстве. В Средние в Корнволи господствующей была римско-католическая церковь. Даже в XVII веке корнци были "ревностными католиками", медленно принимали Реформацию. [48] Однако, протестантское англиканство все-таки стало общим для всего Корнуолла, способствуя одновременно англизации корнуольцив. [38] Благодаря деятельности Джона Уэсли в Корнуолле в XVIII-XIX веках быстрого распространение получил и методизм, евангельское движение, направленное за возрождение истинности Англиканской Церкви.


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам