Надо Знать

добавить знаний



Костас Варналис



План:


Введение

Костас Варналис ( греч. Κώστας Βάρναλης * 26 февраля 1884, Бургас, Болгария - ? 16 декабря 1974, Афины) - греческий писатель и общественный деятель.


1. Жизнь и творчество

Родился в Болгарии в семье греческого сапожника Яннакоса Бубусь (Варналис - прозвище, которое просто указывает на то, что род происходит из Варны). Окончив школу и педагогическое училище в Пловдиве, поступил на философский факультет Афинского университета, после окончания (1909) которого преподавал в гимназии и был директором школы. Преподавал также в своей alma mater. В 1918 получил государственную стипендию и 1919-1921 находился в Париже, слушал в Сорбонне лекции по филологии и эстетики.

Первая его книга - сборник стихов "Соты" ("Κηρήθρες") вышла в 1905 году, еще будучи студентом. Ее содержание отмечался эстетизмом, стихи были проникнуты гедонистическими настроениями. Сам поэт характеризовал свои ранние произведения (этот сборник и ряд журнальных публикаций) как дань дионисийства. Позднее в мировоззрении и творчестве Варналис произошли значительные изменения: он перешел к социальной тематике, стал поборником революционных преобразований в обществе (это произошло бед влиянием поражения Греции в греко-турецкой войне 1919-1922 годов и революционных событий в России, а также знакомства в Париже с Роменом Ролланом и Анри Барбюса). Эти настроения нашли отражение в его сборниках сатирических стихов "Паломник" ("Ο Προσκυνητής", 1919), "Жарко свет" ("Το Φώς που καίει", вышла в 1922 году в Александрии под псевдонимом Димос Таналиас, переиздана в новой редакции в Афинах 1933 года) и "Рабы в осаде" ("Σκλάβοι Πολιορκημένοι", 1927) [1]. Лирика сменяется на насмешки с владельцев, мищухив, гневный протест против войны и насилия. В сатире он обращался и в позднейших поэтических сборниках: "Свободный мир" ("Ελεύθερος κόσμος", 1965), "Гнев народа" ("Οργή λαού", опубликована посмертно в 1975).

Одновременно Варналис начинает писать прозу такого же направлении: фельетоны на политические темы, сатирические повести-памфлеты "Народ скопцов" ("Ο λαός των μουνούχων", 1923, тоже под псевдонимом Димос Таналиас) [2], "Настоящая апология Сократа" ("Η Αληθινή απολογία του Σωκράτη ", 1931), позже -" Дневник Пенелопы "(" Το ημερολόγιο της Πηνελόπης ", 1947), сборник памфлетов" Диктаторы "(" Οι δικτάτορες ", 1954).

Самым значительным из его поэтических произведений считается "Жарко свет". Собственно говоря, это не так сборник, как единый текст не достаточно определенного жанра, где форма основном драматическая, а монологи и диалоги излагаются то прозой, то стихами. Основное содержание произведения - дискуссия между Прометеем как представителем античной мифологии и Иисусом Христом, представителем христианской. Споры идет о том, кто из них больший благодетель человечества и которой традиции следует отдать предпочтение. Олицетворение автора - давногрецький бог насмешки Мом - отвечает: одной, и отвергает все традиции. Но в конце появляется персонаж, названный Вождем, и ему принадлежат авторские симпатии. Много лет после написания "жгучего света" Варналис признал в письме советской газеты "Известия", что в этом персонаже он хотел воплотить образ В. Ленина.

Политическая ангажированность автора не мешало художественный качества его произведений. Так, в 1956 году в Греции на национальному уровне широко отмечался двадцатипятилетний юбилей его вершинного произведения - сатирической новеллы "Настоящая апология Сократа", в которой он осовременивал описание событий, перечисленных Платоном в одноименном произведении. Так же вывернутой на современный лад выглядит и древняя история в повести-памфлете ?Дневник Пенелопы?. Правда, если в произведении о Сократе писатель почти не отступает от текста Платона, лишь в конце вкладывая в уста своего героя вполне современный призыв к рабам взбунтоваться и свергнуть несправедливый общественный порядок, то в "Дневнике" он ориентируется не на классическую историю с "Одиссеи", а на нетрадиционную легенду о Пенелопу как о беспринципную и неверную жену.

За свои взгляды писатель подвергся преследованиям: 1925 года был уволен с преподавательской работы, а 1935 - сосланы. С другой стороны, он как проводник прокоммунистических идей пользовался большой доброжелательностью со стороны советских властей: в 1934 году был приглашен в СССР, где он принял участие в первом съезде советских писателей, а в 1959 - награжден международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами ".

Варналис писал также литературно-критические и эстетические очерки: "Соломос без метафизики" ("Ο Σολωμός χωρίς μεταφυσική", 1925), "Эстетика - критика" ("Αισθητικά Κριτικά", 1958) и другие.

Кроме того, ему принадлежит драма "Аттал III" ("Άτταλος ο Τρίτος", 1972) и переводы ( Аристофан, Еврипид, Мольер).


2. Варналис в украинских переводах

Учитывая общественно-политическую позицию Варналис его очень охотно переводили в Советском Союзе. В частности, в Украине "Дневник Пенелопы" вышел в сборнике ?Современная греческая повесть" (Киев, 1981), а "Сила души" - в сборнике "Зов" (Киев, 1984). Того же 1984 году вышел сборник его прозы в серии "Зарубежная сатира и юмор". Среди переводчиков - А. Чердакли, М. Батюк, В. Соколюк, А. Пономарев.


Источники

  • Т. М. Чернышева. Варналис Костас / / Украинская литературная энциклопедия. Киев: Главная редакция Украинской советской энциклопедии им. М. П. Бажана, 1988, т. 1, с. 274.
  • Т. Чернышева. Костас Варналис (Биографическая справка) / / К. Варналис. Настоящая апология Сократа. Сатирические новеллы и портреты. Киев: Днепр, 1984, с 256-261.
  • Д. Спатис. Варналис, Костас / / Краткая литературная энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1962, т. 1, СТЛБ. 861.

4. Сноски

  1. Название недвусмысленно намекает на поэму греческого классика Дионисиос Соломоса "Свободные в осаде", посвященную героической обороне города Месолонги.
  2. Именно к этой книге входят "Тюрьма" и "История святого Пахомия", которые выходили в украинском переводе (сборник 1984 года "Настоящая апология Сократа").

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам