Надо Знать

добавить знаний



Костюк Григорий Силович


Григорий Силович Костюк.png

План:


Введение

Григорий Силович Костюк [23 ноября (5 декабря н. Ст.) 1899, село Могильно, Херсонской губернии, Российской империи (ныне Гайворонский район Кировоградской области, Украина) - 25 января 1982, Киев)] - украинский советский психолог. Профессор Киевского педагогического института (с 1935), член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (с 1947), действительный член АПН СССР (1967). Директор научно-исследовательского института психологии УССР в 1945-1973 годах (ныне Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины) [1] [2] [3].


1. Биография

Григорий Силович Костюк родился на рубеже столетий в крестьянской семье. Способного подростка приняли на полный пансион в Коллегию Павла Галагана (среднее учебное заведение повышенного типа, который действовал в Киеве с 1871 г.). Двадцатилетним юношей С. Костюк начал свой трудовой путь учителем в родном селе. Он работал в школе - преподавал математику - и тогда, когда продолжил образование в философско-педагогическом факультете в Киевском высшем институте народного образования, который окончил в 1923 г. В конце 20-х гг Григорий Силович становится заведующим экспериментальной школы Наркомпроса УССР. Одновременно он заканчивает аспирантуру по психологии, защищает выпускную работу, в которой обобщил наблюдения за умственным развитием учащихся; публикует ряд статей. С 1930 г. Г. С. Костюк возглавляет кафедру психологии Киевского педагогического института и отдел психологии Украинского научно-исследовательского института педагогики. Работая много и вдохновенно, он успешно совмещал педагогическую и организаторскую деятельность с теоретическими и экспериментальными исследованиями. В 1935 г. ему было присвоено звание профессора психологии. Во время Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, Г. С. Костюк заведовал кафедрой педагогики и психологии педагогического института в Сталинграде. Переехав затем в Казахстан, он вел преподавательскую работу в Объединенном украинском университете, а вернувшись в освобожденный Киев, стал трудиться на тех же должностях, что и до войны. В 1945 г. профессор С. Костюк выступает инициатором создания НИИ психологии Наркомпроса (впоследствии - Минпросу) УССР (ныне Институт психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины). В течение 27 лет Григорий Силович был директором этого учреждения, в основу деятельности которого была положена разработанная им программа. Все это время он вел интенсивную и плодотворную работу по организации психологических исследований, подготовки психологических кадров, продолжал преподавательскую деятельность в Киевском педагогическом институте им. А. М. Горького. В 1947 году Г. С. Костюк был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, а в 1967 году, когда академия была преобразована во всесоюзную, стал действительным членом. Он неоднократно избирался членом президиума АПН СССР, он был членом редколлегии журнала "Вопросы психологии", в течение многих лет возглавлял украинское отделение Союза психологов СССР. Григорий Силович носил почетное звание "Заслуженный деятель науки РСФСР", был отмечен орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, другими правительственными наградами. [1] [4] [5]


2. Научная деятельность

Начиная с 1924 года, Г. С. Костюком было опубликовано более 250 работ. Вот важнейшие составляющие его (и созданной им научной школы) взноса в разработку фундаментальных проблем общей, возрастной и педагогической психологии.

Это прежде раскрытие целей, форм и содержания взаимодействия психологии как самостоятельной науки со смежными дисциплинами - физиологией, педагогикой, социологией, логикой, кибернетикой, обоснование путей этого взаимодействия, взаимно обогащают смежные науки и обеспечивают их совместное плодотворное применение в общественной практике (образцом здесь активное сотрудничество Костюка с академиком В.Глушковым: совместные публикации, исследования и разработки психолого-кибернетического направления в управляемом Костюк институте).

Это также анализ структуры деятельности. Имеется в виду:

во-первых, синхронически структура, которая проявляется в существовании и взаимодействия мотивационной, содержательной и операционной сторон деятельности. Они тесно связаны друг с другом, но каждая из них требует специального внимания, в том числе в педагогическом процессе;

во-вторых, диахронически структура, раскрывается через характеристику систем решаемых субъектом задач. Понимая последнее понятие очень широко, Костюк выделял в деятельности (в частности, осуществляемой учеником) разновидности задач, которые определяются типом психического процесса (восприятие, память, воображение, мышление), который играет ведущую роль в их решении. При этом он подчеркивал необходимость обеспечения центрального места мыслительных задач в структуре процесса учения. На этих принципах Костюк и его ученики обосновали и применили в конкретных исследованиях и разработках так называемый задачный подход к исследованию и построения деятельности.

Важная составляющая научного задела Г.С.Костюка и его сотрудников - выяснение психологических предпосылок эффективности педагогических воздействий, принципов индивидуального подхода к учащимся, требований к методу обучения как способа организации действий учащихся с учебным материалом, а также к построению последнего, как и учебных ситуаций, где он функционирует.

И самый, пожалуй, направление - изучение закономерностей психического развития, генезиса способностей, становления личности, характеристика факторов и этапов этих процессов раскрытия роли, которую играет в их детерминации активности субъекта, а также внешние воздействия, в том числе педагогические, стимулирующие и организуют эту активность. Уточняя тезис о существенной зависимости содержания психического развития от социальной среды, Костюк подчеркивал, что указанный содержание определяется деятельностью субъекта в среде. Учитывая это он считал закономерными неудачи воспитания, которое сводится к совокупности "мероприятий", внешних воздействий на воспитанников и игнорирует их собственной деятельности и ее мотивационную основу - их потребности, чувства, стремления.

Глубокому анализу подвергнуты в работах Костюка присущие субъекту внутренние противоречия как движущие силы психического развития. Это, в частности, противоречия между новыми потребностями и стремлениями субъекта и наличным уровнем овладения средствами их удовлетворения, между уровнем развития, который достиг субъект, и функциями, которые ему приходится выполнять, между тенденциями к инертности, устойчивости, с одной стороны , и в подвижности, изменений - с другой. Педагогические воздействия должны способствовать решению имеющихся противоречий и одновременно возникновению новых, без которых невозможно дальнейшее развитие.

Сегодня важно не только оценить результаты научных исследований психологической школы Костюка, но и исходные принципы и установки, на которых они основываются. Речь прежде всего о сочетание четкости и последовательности отстаиваемых идей с широтой кругозора, открытостью по различным взглядам, способностью синтезировать их рациональные элементы в теоретической системе, учитывающей противоречивую сущность исследуемых процессов.

Ученый постоянно подчеркивал огромной сложности психики - сложности, что делает неадекватными односторонние толкования психологических феноменов и закономерностей (если, например, раскрывая предпосылки развития способностей, предпочитают полное преимущество или врожденным задаткам индивида, или внешним влияниям на него). Вместе сложность, о которой идет речь, не говорит о хаотичности упомянутых феноменов, невозможность их научного познания. Усилия исследователя должны быть направлены на раскрытие, как говорил Костюк, "сложной диалектики" процессов, которые изучает психология, на выяснение иерархических взаимосвязей, которые предопределяют их детерминации. Так, относительно способностей и влияния обучения на них, обобщение экспериментальных результатов позволило сделать вывод, что в стереотипизированные, автоматизированных компонентах умственных способностей диапазон их часто сужается, в гибких их компонентах расширяется. Именно в последних отчетливо выступает индивидуальное своеобразие умственного развития каждого ребенка.

Общая установка на преодоление односторонности последовательно воплощена в исследовании Г.С.Костюком и его учениками психологических проблем обучения и воспитания. Здесь тесно связаны две идеи: 1) активности субъекта деятельности, в частности субъекта учения, подчеркивание ключевой роли, которую играет в развитии этого субъекта развертывания решения внутренних противоречий, 2) рационально организованного, научно обоснованного педагогического управление указанной активностью. Следует уточнить, что понятие управления, как оно трактуется Костюк и его учениками, лишено авторитарного звучания. Одновременно оно согласовано с содержанием одноименной кибернетической и общенаучной категории, охватывающей такие воздействия на объект управления, обеспечивающие соблюдение определенных параметров его функционирования. При этом способы управления должны в полной мере учитывать специфические свойства объекта (если речь идет о человеке, то это, в частности, ее способность к развитию, самодвижения, творчества), а цель управления вполне может предусматривать совершенствование свойств.

Преодоление односторонности в педагогической практике (как и в любой деятельности, направленной на человека) не менее важно, чем в теоретической области. Показательно, что именно с таким преодолением (а не просто с толерантным внешним оформлением осуществляемых воздействий) связывал сущность педагогического такта один из ближайших сотрудников Костюка Иван Синица (1910-1976). Нарушение педагогического такта, - отмечал он, - как раз бывает, когда учитель видит одну сторону дела и не видит другого, когда он делает вывод о поступке односторонне, поверхностно, не вникая в его причины.

В неприятии односторонности заключался не только научно-методологический, но и жизненный принцип Григория Костюка. Он всегда был против вульгаризации, догматизма, упрощенного толкования сложных явлений, всегда стремился гармоничного сочетания взаимодополняющих конструктивных принципов, таких, например, как высокий теоретический уровень исследований и их тесную связь с запросами практики, опоры на отечественные традиции и учета новейших достижений мировой науки . [6]


3. Основные работы

О генезисе понятия числа у детей, "Научные записки Ин-та психологии", 1949, т. 1;

Очерки по icторiи отечественной психологии (XVII-XVIII вв.). Сборник ст .. К., 1952.

Вопросы психологии мышления, в сб.: Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959.

Принцип развития в психологии, в кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1969.

Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - Киев, 1989.

Костюк Г. С. Обучение i психическое развитие учащихся / / Психологическая наука, учитель, ученик / Под ред. В. I. Войтко. Киев, 1979.

Костюк Г. С. Избр. психол. труды. М., 1988.


См.. также

[1] Балл Г. А. Григорий Костюк - выдающийся психолог Украина / / Образование и управления. - 1999. - № 3. - С. 218-224.

[2] Балл Г. А. Личное мнение / / Творческое наследие Г.С.Костюка и современная психология: К 100-летию со дня рождения акад. Костюка: Матер. III съезда Т-ва психологов Украины. - М., 2000.

Примечания

  1. а б Биография Г. С.Костюка на сайте Института психологии им. Г. С. Костюка - www.psy-science.com.ua/PsKosUa.html
  2. Вступительная статья / / Г. С. Костюк. Избранные психологические труды. Москва, 1988.
  3. Вступительная статья / / Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. Киев, 1989.
  4. Вступительная статья в кн. Костюк Г. С. Избр. психол. труды. - М., 1988.
  5. Вступительная статья в кн. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. - Киев, 1989.
  6. Балл Г. А. Григорий Костюк - выдающийся психолог Украина / / Образование и управления. - 1999. - № 3. - С. 218-224

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам