Красноречие (Бурдель)

Красноречие (Бурдель) - эскиз головы аллегорической скульптуры олицетворяла красноречие и предназначалась для монумента Карлосу Альвеар в городе Буэнос-Айрес, Аргентина.


1. Бурдель и Роден

Трудно складывалась и карьера Родена. На некоторое время он даже покидал Париж ради Брюссель в Бельгии. В Париже позже открыл мастерскую и имел необходимость в учениках и помощниках. Одним из помощников Родена и стал Бурдель, что по возрасту не подходил для ученика. Роден уважал Бурделов как специалиста и, после обсуждений, поручал том заканчивать свои произведения.

Но художественные манеры мастеров отличались. Ближе к провинциального французского искусства, Бурдель перенес в свои скульптуры страсть, монументальность и неровную, незаглажену, шершавую поверхность провинциальных произведений. До создания героических образов Бурдель умел больше, чем Огюст Роден.

Работая в мастерской Родена, Бурдель делал и собственные произведения. Среди самых значительных - монумент в честь погибших жителей Монтобана в войне 1870 года. Скульптор потратил на создание монумента девять лет и закончил в 1902-м.


2. Приказ на монумент Альвеар

Заказ на памятник генералу Альвеар Бурдель получил от Ангентины еще до войны 1914 года. Условиями были -

  • генерал на коне
  • на постаменте четыре аллегорические фигуры.
Монумент генералу Альвеар, уменьшенная модель в музее Бурделов в Париже.

Аллегории дополнительно объясняли добродетели генерала - Мощь (сила), Переможнисть (Победа), Свободолюбие (Свобода), Красноречие (Ораторство). Первую модель будущего конного монумента художник создал 1912 года. Скульптор долго рассчитывал масштаба реальную высоту сооружения, до шести раз переделывал каждую аллегорию, потому что они были своеобразным анахронизмом. Бурдель неустанно работал десять лет, накопил гору рисунков с вариантами. Лошадей он зарисовывал в конюшнях кирасирського полка в родном Монтобане, куда перебрался в годы 1-й мировой войны. Мастер остановился на варианте с подчеркнутым вертикализм. Углы постамента подчеркивали фигуры аллегорий. Вдвое выше их постамент украсили глухие арки и площадка для лошади. Высота аллегорий равна 370 см. На литье из бронзы всех фигур потратили три года. Начавшийся в 1912 году произведение было закончено лишь 14 лет спустя и торжественно открыт в октябре 1926 года. Его общая высота составляла 20 метров.

Лошадь и всадник - как одно целое, монумент в статической позе хорошо смотрелся на фоне неба. Мужеством и напряженной скорбью веяло и от аллегорических фигур. Бурделов грустил об обстреле Реймского собора и безосновательные разрушения выдающейся исторической достопримечательности Франции. Он выплеснул свою боль в серии рисунков под названием "Души средневековых строителей, пришедших защитить Реймс". Черные силуэты восставших из могил мастеров крепко и нежно биймалы стены собора в последнем попытке защитить свое любимое творение, потому что даже живых не смогли защитить прославленный собор.

Древнегреческая архаика и средневековые влияния ощутимы и в аллегориях, окружавших постамент генералу Альвеар. Суровые, они бы сообщали, что никогда не будут беззащитны Свобода Свободолюбие и впереди Победа. Аллегория Победы - с мужеством и непреклонностью поддерживает меч и росток дерева, как предвестие будущей жизни. Но в ее лице никакого намека на радость самой победы. Она тревожно всматривается вдаль ...


3. Описание произведения

Бурдель несколько раз переделывал лицо аллегории Красноречия. В окончательном варианте - это вдохновленный бородач, что красноречиво убеждает кого-то рядом. Вариант в Эрмитаже принадлежит к первым попыткам мастера воссоздать лицо парня в момент речи. Скульптор воспроизвел эту голову и в гипсе, и в бронзе. Но образ статического и молодого представителя, малообразованного и безбородого, лица без биографии - не удовлетворял Бурделов через неубедительность, несоответствие самом монумента ... Бронзовая голова аллегории Красноречия перешла к дочери скульптора. У мадам Родь Бурдель 1972 года закупочная комиссия Эрмитажа и приобрела ее для собственных сборников скульптуры 20 века.


Источники

Бурдель за четыре года до смерти, фото 1925
  • Colin Lemoine, Antoine Bourdelle. L'oeuvre ? demeure, Paris, Paris-Mus?es, 2009
  • Bourdelle, ?mile-Antoine, "?mile-Antoine Bourdelle, Sculptures and Drawings", Perth, Western Australian Art Gallery, 1978.
  • Ottawa.National Gallery of Canada, "Antoine Bourdelle, 1861-1929", New York, CE Slatkin Galleries, 1961.
  • Colin Lemoine, "Bourdelle", Paris, Cercle d'art, 2004
  • "Antoine Bourdelle, passeur de la modernit?" exhibition catalogue (curators Roxana Theodorescu, Juliette Laffon and Colin Lemoine / Catalogue Colin Lemoine), Bucarest, National Museum of Art, 2006
  • Colin Lemoine, "Le Fruit: une ?uvre majuscule d'Antoine Bourdelle", Ligeia, January-June 2005, n ? 57-58-59-60, p. 60-78
  • Colin Lemoine, "... sans ce model? ? la Rodin, ? la XVIIIe si?cle qui beurre le tout: Bourdelle et la question d'un primitivisme occidental", Bulletin du mus?e Ingres, May 2006, n ? 78, p. 49-66
  • Cl?op?tre Sevastos, "Ma vie avec Bourdelle", Paris-Mus?es-Editions des Cendres, 2005 (annoted edition by Colin Lemoine)
  • V?ronique Gautherin, "L'Oeil et la main" (2000)
  • "Antoine Bourdelle, d'un si?cle l'autre. L'eurythmie de la modernit? "exhibition catalogue by Colin Lemoine, Japan (Kitakyushu, Niigata, Takamatsu, Iwaki, Nagoya, Seoul), 2007-2008.

См.. также