Надо Знать![]() | ВведениеКрест - древний обозначения Вечного Древа Жизни, древний знак (символ) жизни, истины и спасения, взят древними христианами (людьми креста, людьми жизни) и распространенный ними во все концы земного шара. Состоит из двух черт (линий), которые пересекаются. 1. Появление знакаПолагают, что уже первобытный человек, положив полено на полено, чтобы извлечь огонь, начала ассоциировать форму креста с тем земным огнем, а позже распространила эту ассоциацию и на небесный - солнце. Во всяком случае можно утверждать, что знак креста, как символ огня и солнца, распространенный с древнейших времен во всем мире. Находят его на монолитах Ниневии, хранящихся в Британском музее, в Китае, в Персии, в Тибете, в Ассирии, в Финикии, Египте, на Крытые в Кносском дворце, в Трое, Греции, Скандинавии, в руинах древнего Мехико и Перу. 2. Отмены крестаЗнак креста несет много значений. В частности это знак трехмерного Вселенной, жизни. Он изображает Троицу с подчеркиванием значимости сыновней энергии (третьей силы) - Любви. Это сделано путем объединения символа мужской энергии - огня (изображаемой в верованиях всех народов вертикальной плоскостью или вертикальным столбом) с символом влажной женской энергии (изображаемой горизонтальной плоскостью), при котором оба родительские символы как бы исчезают, сливаясь в один знак креста - символ трехмерного пространства , любви, ребенка. Это знак самой триединства: минус, плюс, единство: мать, отец, ребенок. 2.1. Основные формыНе все эти кресты одинаковой формы: в геральдике начисляются более 400 различий креста, а этнологи и историки культуры из Форм особо выделяют свастику, или санскритский, или гамматський крест, затем Ключ Нила, египетский крест, в котором верхняя часть от перекладины раздута в ручку с дыркой, или дужку; крест ТАУ или наложений, без верхней части, трикинцевий, который очень часто встречается в скандинавских орнаментах, как воспоминание о молот Тора Мйольнир, а также в браманская и буддийских орнаментах Индии. Называют его также Крест св.Антония. На таком кресте нарисовано карикатуру Христа в известном граффити, найденном на Палатинском холме в Риме - первой достопримечательности этого рода, к тому же сделанной руками язычника, ибо христиане начали рисовать крест лишь после того, как Константин Великий торжественно освятил крест как славную эмблему Христовой победы в 312 г. Далее следует упомянуть отдельно Крест св.Андрея - косой крест, орудия мучений и смерти св. Андрея, сформированный из двух равных палок с одинаковым наклоном к земле, так что он касается земли не одним, а двумя концами, формируя бы букву X. И наконец - обычный четырехконечный христианский крест был орудием мучений Христа и стал поэтому главным символом христианства. Христианский крест тоже имеет много отличий. Главные из них ГРЕЧЕСКИЙ КРЕСТ - четырехконечный с одинаковыми (равными) всеми четырьмя ветвями и латинский крест - с удлиненной нижней (от поперечины) частью. 2.1.1. СваргаКрест, вращающийся - Сварга, Свастика - символизирует развитие Вселенной. При этом вращение креста по часовой стрелке символизирует движение вверх, восхождение (например, восток Солнца), движение от материального к духовному - эволюцию, а вращение против часовой стрелки - движение вниз, мероприятие, движение от духовного к материальному - инволюцию. Сварга (Свастика) изображается не только движение Вселенной, но и солнечное движение в религиозной традиции ариев. При этом Восходящее солнце, изображается прямой (правосторонней) Сварга, а Солнце, заходящее - обратной (левосторонней). Такое Сваргу можно сегодня увидеть на алтаре Софии Киевской. 2.2. Основные формы в христианствеКроме того, христианские кресты отличаются количеством поперечин: бывают и две, и три перекладины, называемых ветвями. В зависимости от количества ветвей есть кресты ОДНОРАМЕННИ, ДВОРАМЕННИ и ТРИРАМЕННИ. Двораменни кресты появились учитывая указание Писания, что над головой Христа была прибита надпись: "Иисус Назорей Царь Иудейский" (Матф. XXVII, 37). Это так называемый Патриаршей или кардинальской крест. Трираменни кресты появились из того, что под ноги Распятого начали прибивать дощечку, на которую могли бы опираться Его ноги. 2.2.1. Трираменний крест в РоссииНо и здесь возникла отличие: во всем христианском мире, в том числе и в Украине, в трираменних крестах подножка параллельная другим ветви креста, - у русских подножка косой. Епископ Перемышльский Пелеш и некоторые Галицкие историки, а за ними и митрополит Иларион Огиенко утверждали, будто трираменний крест с косой подножием - это украинская крест, но В. Щербаковский документально высказал, что этот крест - только московский и в Украине встречается очень редко (а на церквях никогда!), а когда встречается, то только под московским влиянием. У русских он появился уже в XV в. и венчающий у них все церкви, а в Украине начал появляться только в XVII - XVIII вв., (на дереворит и никогда на церквях) ("вызвать. Путь" ч. II/62. ст. 33 - 34). Московский историк Шмурло, который выдал итальянском языке "Историю России", писал в этой своей работе: "Греки, (а за ними и украинские, Е. О.), допускали, что св. Крест может быть представлен одинаково в одной из трех форм : на четыре, на шесть и на восемь ветвей. В Москве вместо допускали только эту последнюю форму ". (Т. И, ст. 97). И то, добавим, низкое плечо быть обязательно косые, мотивируя это свое требование такой символикой: "косое перекрестка с опущенным вниз левым концом и поднятым вверх правым концом должен напоминать, что раскаявшийся разбойник, прав, пошел к небу, а злой, левый разбойник, пошел в ад. И с тех пор этот крест стал символом исключительно московской Церкви. Киевская православная Церковь не приняла этого креста, а употребляла других традиционных форм, и мы ни на одной киевской и вообще украинской церкви не видим этого креста. (В. Щербаковский в Филяд. "Путь" 13 VIII. 1950). Оставляя в лондонской "Украинский Мысли" рецензию на книгу "украинского Искусство", вышедшей в 1952 г. в Нью-Йорке на английском языке В. Щербаковский еще раз отметил: "Из мелких орнаментов показанных автором на маргинесах скажу, что большинство их правильная, один только трираменний крест с косой подножкой, т.е. с косым нижним мышцу на ст. 107, не народный мотив. Это крест не украинский, а московский, и введен в Москве еще в XV веке умышленное с политической целью. В Галичине он был пропагандируемый москвофилами. В Греков такого креста не было. Его не стоит относить к украинским орнамента, и в Восточной Украине он никогда не употреблялся в народном орнаменте. 2.2.2. Самые типы крестов
3. Употребление символа креста в христианствеУже с X в. у нас, как и у греков, которые принесли нам христианство, он был в общем употреблении: его носили на теле, клали на границах, ставили на перекрестках, украшали им церкви и другие здания, более или менее связаны с Церковью. Где-то в X-XII вв. начали класть крест на гроб, которую прятали в землю, и на плиту, покрывавшей землю над гробом. Пока надгробный крест вышел над гроба на поверхность земли, прошло немало времени, и только в XIV в. видим его уже всегда на гробках. На Московии надгробный крест появился еще позже - где-то в XVI в. К тому времени надгробный крест был тесно связан с плитой. Значение надгробного креста ясно: с одной стороны, он напоминает о кресте, на котором Спаситель принес себя за нас в жертву, а с другой стороны - он подтверждает нашу надежду на небесную радость и воскресение для будущей жизни. Украшения из растительных орнаментов на надгробных крестах символизируют небесный рай, который древние христиане рисовали на гробницах. Растение на кресте - тоже символ вечной жизни, которое в растениях все возрождается. Такое значение она имела у нас уже в первых христиан и в таком смысле сохранилась до наших дней ( К. Широцкий в ЗНТШШ т 82, ст. 12-14, 28 - 29). 3.1. Употребление креста на могилахУчитывая употребление креста над проводы, он стал и символом смерти в присказках: "Уже ему лишь крест и лопата помогут" - говорят о человеке, безнадежно больного. Такое же значение имеет и выражение: "Уже нам только крест и мотыга разлучат". ( И. Франко. III, 282). 3.2. Крест как оберег![]() Ручной деревянный крест в форме свастики. Угол, или Гуцульщина. Кон. 19 - нач. 20 в. Коломыйский музей народного искусства Гуцульщины и Покутья им. И. Кобринского. Как символ вечной жизни (Вечного Древа Жизни, Сущего, Христа, Христова веры и т.д.) крест имеет силу отгонять всякую нечистую силу и охранять верного не только после смерти, но и в различные моменты его ежедневного и праздничного жизни: именно поэтому маленькие крестики люди носят на себе как амулеты, рисуют их на дверях сараев, на окнах и стенах домов. Испугавшись, люди тоже кладут на себя крестное знамение, то есть крестятся, веря, что сам знак креста имеет прогнать ту нечистую силу, то страх вызывала. Такое же оберегов значение имеет и благословение крестом. От злых вещей видхараскуються (открещиваются) или их "херять" (т.е. рисуют знак креста, букву "хер"). Вера в силу креста против нечистой силы проявляется и в проклятии: "Крест бы тебя Божий побил". На кресте, как и на Евангелия конечно присягали. Отсюда и выражение: "Если бы ты и крест грыз, я тебе не верю". Грызть КРЕСТ - род наитвердейшей присяги ( Ов.Франко. III, 282). На Иордани ставили обычно огромный крест изо льда, на Крестопоклонную недели пекли специальные печенья в форме креста, так и назывались КРЕСТЫ, и т. д. "Он выводил тебя за крест" - то есть, он обманет тебя, говорили у нас, предостерегая человека. (Франко, И. 183). Здесь есть намек на придорожный крест, что зимой в степи был единственным ориентиром, с помощью которого можно было найти дорогу. Поэтому выпроводить ЗА КРЕСТ - сбить с пути, вывести в заблуждение. Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |