Надо Знать

добавить знаний



Кретьен де Труа



План:


Введение

Средневековая иллюстрация к роману "Ивайн"

Кретьен де Труа, христианин ( фр. Chr?tien de Troyes ; Ок. 1135 - ок. 1185) - средневековый французский мастер куртуазного роману.Виклад артуровского сюжета в литературе положил Гальфрид Монмутский, а затем в течение трехсот лет разрабатывали очень многие авторы. Наибольший вклад сделал Кретьен де Труа. Кретьен де Труа не был создателем жанра рыцарского романа. Он не был первым, кто начал писать о рыцарях Круглого стола, артуровского эпохи. Не он утвердил правила поведения для идеального рыцаря. Но именно Кретьен де Труа показал, как сложно уживаются две главные ценности, которым поклоняется рыцарь: вассальное чувство обязательства и любовь к прекрасной даме. О жизни Кретьена де Труа известно мало. Сюжеты и стиль его романов свидетельствуют о хорошее образование, свойственную клирикам того времени, а намеки и посвящения указывают на связи Кретьена де Труа с двором графини Марии Шампанской (с 1164), по указанию которой Кретьен де Труа написал роман о Ланселота, и с двором графа Филиппа Фландрского ( 1169 - 1188), по заказу которого был написан роман о Персефаля, оставшийся незаконченным из-за смерти автора. Важной особенностью романов Кретьена де Труа является их атмосфера счастливой любви, наполняющей, поднимает представление о подвиге. Осмысленная любовь и осмысленный подвиг идут рука об руку, они возвеличивают человека, утверждают ее право на глубоко индивидуальный, неповторимый внутренний мир. Важной особенностью романов Кретьена де Труа является их атмосфера счастливой любви, наполняющей, поднимает представление о подвиге. Осмысленная любовь и осмысленный подвиг идут рука об руку, они возвеличивают человека, утверждают ее право на глубоко индивидуальный, неповторимый внутренний мир. В своих романах Кретьен де Труа отказывается от подробного изложения всей жизни героя. Он как бы выбирает из вечной экзистенции артуровского мира типичного героя и яркий эпизод, которому и посвящает роман. Поэтому в романе всегда один герой (его именем обычно и назван роман) и один конфликт, вокруг которого концентрируется все действие. Можно, конечно, говорить не об одном герое, а об одной любовной пару, но женщины в романах занимают все-таки подчиненное место, хотя порой они играют очень значительную роль. Концентрированность сюжета вокруг одного эпизода, в котором действует молодой герой, приводит к тому, что король Артур, олицетворение и защитник настоящего рыцарства, практически не принимает участия в действии. Насколько герой молод, активен и способен на саморазвитие, настолько король бесконечно мудрый, старый и, собственно говоря, статический.



1. Творчество

Кретьен оставил не только пять романов, но также образцы лирики, поэму "Филомена" и памятник житийной литературы - агиографической поэму (ее иногда неточно называют "романом") "Вильгельм Английский".

Очевидно юношеское увлечение Кретьена Овидием. Следы этого увлечения проявляются не только в сохраненной "Филомена" и в названиях других, не дошедших до нас, обработок ряда Овидиевих сюжетов, не только в прямом указании на захват древнеримским поэтом (с этого начинается, как известно, "Клижес"), а и в обнаруженных исследователями реминисценциях из Овидия в ряде романов.

До нашего времени дошло несколько куртуазных романов Кретьена де Труа: "Эрек", повествующий о победе любви над рыцарской доблестью, "Клижес", обработана в соответствии с требованиями куртуазного стиля история Тристана и Изольды, "Рыцарь телеги" о любви Ланселота к королеве Джиневра, "Ивэйн, или рыцарь со львом" о конфликте любви и рыцарской доблести, "Сказание о Граале, или Персефаль", объединившее историю простака Персефаля с мистическими мотивами христианских апокрифов. Герой Кретьенивських романов однотипно. Он - рыцарь, но не это главное, он всегда молод. Молодой Эрек ("Эрек и Еныда"), впервые приезжает ко двору короля Артура; Ивэйн ("Ивэйн, или Рыцарь Льва"), хотя и получил уже признание как член артуровского рыцарского братства, тоже молодой, и основные авантюры ему еще предстоит ; не представляет исключения и Ланселот ("Ланселот, или Рыцарь Телеги?), его характер тоже в и Ланселот ("Ланселот, или Рыцарь Телеги?), его характер тоже во внутреннем становлении, в движении, хотя и не претерпевает таких сильных изменений, как характеры Ивэйна и Эрек. Магистральный сюжет романов Кретьена де Труа можно сформулировать так: "... молодой герой-рыцарь в поисках нравственной гармонии". Таковы основные особенности артуровского романа Кретьена де Труа

В настоящее время устанавливается такое датировки произведений Кретьена: "Эрек и Энид" датируется примерно 1170 годом, "Клижес", также весьма приблизительно, - 1176, "Ивэйн" и "Ланселот" - 1176 - 1181 годы, "Персеваль" - 1181 - 1191 годы [1].

Министериалы незнатного происхождения, основоположник куртуазного стиля в северо-французской литературе, Кретьен де Труа в выборе сюжетов и в описании любовных отношений находится еще на стыке двух эпох.

Кретьен де Труа вслед за Васом вводит в куртуазную литературу бретонские мотивы: романы "Эрек", "Ивэйн", "Ланселот", "Персиваль" разыгрываются при дворе короля Артура. В то же время в "Эрек" прослеживается античный и византийский влияние, однако "греховный и позорный" любовный сюжет о Тристане и Изольде, прославляющий силу любви, вызывает у Кретьена де Труа протест.

Неоднозначность взглядов Кретьена де Труа прослеживается и в его отношении к женщине. В ранних романах де Труа подвергает своих героинь суровым испытанием, например, в романе "Эрек" жену Эрек Энид за отсутствие смирения жены. А в других песнях Кретьен де Труа развивает одно из основных положений нового понимания любви как куртуазного служения замужем даме, считая его наиболее совершенной и достойной форме страсти.

Кретьен де Труа колеблется между старым феодально-церковным и новым светско-куртуазным мировоззрением. В его творчестве отчетливо проявляются черты, позволяющие сблизить куртуазность с ренесансову рационализмом и внимательным отношением к переживаниям человека. В своем творчестве Кретьен де Труа пытается соответствовать идеалу ясной и разумной гармонии, свойственного куртуазной поэзии. Если в своей сюжетици и, в частности, в своей концепции любви Кретьен де Труа колеблется между старым феодально-церковным и новым светско-куртуазным мировоззрением, то в других отношениях в его творчестве ясно выступают те черты, которые позволяют сблизить куртуазный мировоззрение с мировоззрением Ренессанса - рационализм и нацелена внимание к переживаниям личности. Творчество Кретьена де Труа стремится удовлетворить тот идеал ясности и разумной гармонии, которая выдвигается поэтикой куртуазного стиля: Кретьен де Труа равна четкости и в композиции своих романов, и в гибком двустишия с восьмискладникив, и в мастерской построении периода, и в столь типичных для умственного стиля украшениях - аллегориях и игре слов. Вместе с тем длинные рассуждения о переживаниях действующих лиц, ихнмонологы и соображения, перебивают авантюрную фабулу лирико-дидактическим материалом, свидетельствуют о переносе внимания на психологические проблемы, и Г. Парис справедливо называет романы Кретьена де Труа "проблемными романами" (romans a these) . Вопрос о том, является легендарный король Артур и рыцари Круглого стола реальными историческими персонажами, или волшебные воины лишь плод фантазии их народов, создавших, волновал различных ученых, что, опираясь на свод легенд о чудесном монарха, предлагали свои версии мифа. Впервые король Артур упоминается в валлийской эпической поэме "Гододдин", появившаяся примерно в начале нашей эры. Здесь говорится о некоем "могучего воина". Затем он переходит в другие ранние литературные памятники, Артур действует в образе кельтского полководца, храбро сражался против саксонских завоевателей Британии. В исторических хрониках об Артуре вспоминают как о завоевателя Западной Европы, после чего образ идет вполне во власть искусства. О короле-рыцаре пишут Кретьен де Труа, Томас Мэлори, Теннисон, создает свою музыку Рихард Вагнер. Благодаря этим и многим другим анонимным авторам образ Артура постепенно обрастает романтическими чертами, прячут черты реального монарха. Волшебник Мерлин, чудесный остров Авалон, меч "Эскалибур", Грааль как сознательно прячут настоящего рыцаря, не давая возможность узнать древнюю тайну.

В Кретьена были свои ученики, и одному из них, Годфруа де Ланьи, он поручил закончить уже надоевшую рассказ о любовных безумие Ланселота Озерного. Это первый шаг к созданию ?школы?, контуры которой, впрочем, еще едва намечаются.


2. Произведения

  • Эрек и Энид
  • Клижес
  • Рыцарь телеги, или Ланселот
  • Рыцарь со львом, или Ивэйн
  • Повесть о Граале
  • Филомена
  • Вильгельм Английский

3. Библиография

  • I. Christian von Troye's s?mtliche erhaltene Werke, hrsg. v. W. Foerster, "Romanische Bibliothek", 1884-1899, № 1, 5, 12, 20, 21; Ivain, hrsg. v. W. Foerster, 2 Aufl., Mit einem Nachtrag v. A. Hilka, 1927.
  • II. Holland WL, Chr. v. Troye, 1881; Emecke H., Chr. v. Troye als Pers?nlichkeit und als Dichter, W?rzburg, 1892; Mertens P., Die kulturhistorischen Momente in den Romanen des Kr. de Troye, Berlin, 1900; Schulz O., Die Darstellung psychologischer Vorg?nge in den Romanen Kr. v. Troye, Halle, 1903; Hilka A., Die direkte Rede als stilistisches Kunstmittel in den Romanen des Kr. v. Troye, Halle, 1903; Borrman O., Putz R., Christians "Ivain" und Hartmanns "Iwain" nach ihrem Gedankengehalt, 1927.
  • III. Potvin Ch., Bibliographie de Chrestien de Troyes, 1863.
  • Ивэйн, или Рыцарь со львом. Сокращенный перевод со старофранцузского В. Микушевича. - Средневековый роман и повесть. Москва: Художественная литература, 1974 (Библиотека мировой литературы. Серия первая). С. 31-152.
  • Эрек и Энид (перевод М. Я. Рыков).
  • Клижес (перевод В. Б. Макушевича). Москва: Наука, 1980 (Литературные памятники).

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам