Ксенофан Колофонський ( греч. Ξενοφάνης ) (Ок. 570 - ок. 470 до н.е.) - древнегреческий странствующий поэт и философ. Согласно псевдоаристотеливським трактатом "О Ксенофана, Зенона и Горгия" был основателем элейской школы и учителем Парменида (или Зенон Элейский). Свои взгляды, близкие к материалистических, преподавал в стихотворной форме. Ксенофан - ранний представитель греческого свободомыслия по отношению к религии. Наблюдательный, саркастический Ксенофан критиковал представления о многих Богов, которыми поэты и народная фантазия заселили Олимп.


1. Жизнь

Покинул родной город Колофон в возрасте примерно 25 лет после оккупации его персами. Вел жизнь бродячего рапсода (в основном на Сицилии и в Южной Италии). В конце жизни поселился в Елеи, где, вероятно, и умер.

Ксенофан писал элегии, ямбы и эпические произведения. Был автором двух не сохранившихся эпосов о заложении Колофона и Елеи. В древности считался кроме этого создателем пародийных "насмешек" (Silloi), где собраны критические и полемические стихи (названия, вероятно, заимствована у Тимона), и "О природе" (Peri physeos), где изложены положительное учение Ксенофана. Вполне возможно, что произведения были собраны в эти два сборника уже после смерти автора.

В "насмешки" Ксенофан дал острую критику политеизма и антропоморфическим представлений о богов, которая является первой попыткой опровержения мифологии. Он утверждал, что существует только один вечный Бог, который не имеет ни человеческого, ни звериного вида, но видит слышит и мыслит всем своим существом, а миром управляет с помощью разума.

" Если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать произведения искусства, подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки - похожими на быков, и придавали бы им тела такого вида, каким является телесный образ у них самих. "

В этом смысле Ксенофан осуждал изображения богов в Гомера и Гесиода. Поскольку Бога Ксенофан считал тождественным мира, учение является вариантом пантеизма. Как странствующий учитель "мудрости", а также своими просветительскими установками, этическом утилитаризм, гносеологический релятивизм и полемическим приемам Ксенофан напоминает софистов 5 века до н.е.

Ксенофан остро критиковал различные философские школы. Ему принадлежит целый космогония, типичная вообще для досократовской философии. Однако он доходит до такого уровня абстракции, чтобы мыслить материю как единое сущее, совмещающий в себе основные противоречия материи как философского принципа. Это бытие и везде разное (признается постепенная эволюция материи), и везде однородна и в этом смысле шаровидная (возможно, это символ общей однородности, или равноудаленности от центра). Все и ограниченное и бесконечное. Все единственное и множественное. Все телесное и бестелесное. Все божественные и материальное. Все сущее и несущей. Все является сознанием, чувством, мышлением, и все материальное. Среди многочисленных мотивов натурфилософского, критико-мифологического и поэтического содержания и среди фрагментов, дошедших до нас, Ксенофан уверенно проводит мысль о непрерывности, единство, вечность, бессмертие и неизменность сущего, несомненно повлияло на всю элеаты.


2. Философия Ксенофана

В Ксенофана существует только один Бог, не похож на людей ни по виду, ни в мыслях: он весь - зрение, мышление и слух, он во всем правит силой ума, без усилий и находится в недвижимости.

Природа за Ксенофаном приобретает черты, противоречащие мифам поэтов и взглядам религии. Вере в существование под землей ада он противопоставляет учение о бездонности земли, вере в божественность небесных светил - учение об их природе: составленное из мелких искр солнце движется над плоской Землей по прямой, каждый день навсегда покидая данный горизонт и каждый день исчезая. В Ксенофана солнц и месяцев столько, сколько и горизонтов. Возникая из облаков, загораются звезды тухнуть днем ​​и, как уголь, зажигаются ночью.

Все, что рождается и растет - это земля и вода, море - отец облаков, ветров и рек, и люди родились из земли и воды. Ни о природе богов (Бога), ни обо всем остальном, не может быть истинного знания, только собственное мнение. А потому неправильно поступили Гомер и Гесиод, которые приписали богам все человеческие недостатки. Подробности учения Ксенофана были неясными уже для древних писателей, которые находили в нем много противоречий.


3. Влияние философии Ксенофана

Философия Ксенофана позже толковалась и теологически ( Секст Эмпирик, Симпликий), и материалистически ( Аэций). Ксенофан считал, что существует истина, независимая от действительности, но смертные люди не способны ее понять. Поэтому возможно действовать лишь на основе определенных предположений. Такой подход имел некоторое влияние на Карла Поппера и положен в основу его критического рационализма.


См.. также

Источники



Философы / Античные философы / Досократиков
Предфилософских традиция

Орфей ? Лин ? Ферекида ? Эпименид ? Акусилай ? Семь мудрецов

Милетская школа

Фалес Милетский ? Анаксимандр ? Анаксимен

Пифагорейцы

Пифагор ? Алкмеон ? Филолай ? Архит Гиппон

Элеаты

Ксенофан ? Парменид ? Зенон Элейский ? Мелисс

Атомисты

Левкипп ? Демокрит

Софисты

Протагор ? Продик ? Горгий ? Гиппий ? Крытой

За школами

Гераклит ? Анаксагор ? Эмпедокл ? Диоген Аполлонийский