Надо Знать

добавить знаний



Ксенофонт



План:


Введение

Ксенофонт - древнегреческий историк. Мраморный бюст в Берлинском музее

Ксенофонт, Ксенофонт Афинский ( греч. Ξενοφώντος ) (До 430 - ок. 355 до н.е.), древнегреческий историк, писатель, политический и военный деятель; ученик Сократа.


1. Жизнь

Сведения о жизни Ксенофонта можно найти почти исключительно в его собственных произведениях и в поздней биографии, которую составил Диоген Лаэртский в II ст. н. е. Хотя большинство исследователей считают годом рождения 430 до н.е., существуют косвенные свидетельства, указывающие на 444 до н.е. Отцом Ксенофонта был богатый афинянин Грилл, вероятно с всаднического сословия. Поскольку первая половина жизни прошла во время Пелопоннесской войны ( 431 - 404 до н.е.), то предполагают, что по достижении совершеннолетия он должен принимать в ней участие, где, вероятно, и приобрел необходимый военный опыт, который понадобился ему во время похода Кира. Существуют предания, что Ксенофонт участвовал в битве при Делии, а также, что был взят в плен в какой-то битве с беотийцами и в плену слушал беседы софиста Продика. Но единственным достоверным свидетельством с первой половины жизни ( 401 до н.е.) является знакомство с Сократом. Осталась легенда об их первой встрече. Сократ однажды остановил Ксенофонта в узком переулке и спросил, где продаются различные продукты. Когда Ксенофонт ответил, Сократ спросил его снова, где люди становятся добродетельными. Ксенофонт не знал, что ответить. Тогда Сократ сказал: "В таком случае, иди со мной и учись".

404 до н.е. Пелопоннесская война закончилась поражением Афины, в городе установилось олигархическое правление Тридцати тиранов. Предполагают, что антидемократично настроен Ксенофонт благосклонно относился к этому правления и даже служил в армии. Поэтому после восстановления демократии он наверняка оказался в неудобном положении. Вероятно, эта причина побудила принять предложение перейти на службу в персидского царевича Кира, который тогда набирал греческое войско для участия в войне со своим братом Артаксерксом за персидский трон. Сам Ксенофонт пишет, что не знал об истинных намерениях Кира, а считал, что готовится к войне с писидийцямы. Сократ благоразумно указывал ему на опасности дружбы с Киром, и направил в Дельфийского оракула, но Ксенофонт поставил оракулу такой вопрос, которое исключало возможность остаться в Афинах.

Непонятно, какую роль Ксенофонт играл в армии Кира. По его собственным показаниям он не был "ни стратегом, ни лохагом (сотником), ни рядовым". Вероятно, он не был наемником, но добровольным советником Кира. 401 до н.е. в первой же битве при Кунаксе вблизи Вавилона Кир Младший был убит, но греческое войско, в котором было 13000 наемников, одержало победу. После предательского убийства персами всех греческих стратегов, Ксенофонт был избран среди новых лидеров, которые должны были вывести греков из вражеского окружения (см. Поход десяти тысяч). После восьмимесячного похода греки вышли к побережью Черного моря, потеряв треть войска. Часть перешла к фракийского царя Севта, а Ксенофонт с верными ему людьми принял службу в спартанцев, и с 399 до н.е. участвовал в войне с персами в Малой Азии.

С 395 до н.е. Ксенофонт сближается со спартанским церем Агесилаем, и тот стал для историка любимым героем. Вместе с Агесилаем Ксенофонт вернулся к Греции, где принял участие в битве при Коронее ( 394 до н.е.) на стороне спартанцев. Поскольку противниками были фиванцы, союзники афинян, тем самым он отрезал себе путь на родину, где его заочно осудили на изгнание. Во время Коринфской войны ( 394 - 387 до н.е.) Ксенофонт сопровождал Агесилая в походах.

За верную службу спартанцы подарили ему участок земли в городке Скиллунте в Элиде вблизи Олимпии, где он поселился с женой и двумя сыновьями, Грилло и Диодором. После 371 до н.е., когда фиванцы разбили спартанцев при Левктрах, Ксенофонту пришлось переселиться в Коринфа. 369 до н.е. Афины и Спарта заключили союз, и приговор по Ксенофонта был отменен. Но историк не вернулся на родину, хотя и отправил в Афины своих двух сыновей. Они среди афинских всадников участвовали в битве при Мантинеи между афинянами и спартанцами с одной стороны и фиванцами с другой, где погиб Грилл. Ксенофонт жил в Коринфе до самой смерти - не раньше 356 до н.е.


2. Творчество

Сохранились почти все труды Ксенофонта, которые перечислил Диоген Лаэртский. Их обычно подразделяют на четыре группы:

Исторические:

  • Анабазис (Anabasis) - воспоминания о походе Кира, с преувеличением собственных заслуг.
  • Киропедия (Воспитание Кира) - тенденциозный педагогический роман, политическая утопия - жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства.
  • Греческая история (Hellenika)
  • Агесилай (Похвальное слово Агесилая) - панегирик умершему в 361 до н.е. спартанском царю.

Философские:

  • Воспоминания о Сократе (гр. Apomnemoneumata, лат. Memorabilia)
  • Домострой (Книга о хозяйстве, Oikonomikos) - советы для рационального ведения домашнего хозяйства.
  • Пир (Symposion)
  • Апология Сократа (Защита Сократа на суде, Apologia)
  • Гиерон (Жизнь тирана) - философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосський

Политические:

  • Прибыли (Аттики) (Poroi) - исследование способов улучшения финансовой и налоговой систем в Афинах.
  • Государственный строй Спарты (Lakedaimonion politeia) - восхваление конституции Ликурга, в которой Ксенофонт видел основу величия Спарты.
  • Государственный строй Афин (не всеми считается аутентичным)

Дидактические:

  • О езде верхом (Peri hippikes)
  • Гиппархик (Предводитель конницы, Hipparchikos) - советы по совершенствованию афинской кавалерии.
  • Кинегетик (Об охоте, Kynegetikos, подлинность оспаривается)

Произведения Ксенофонта отличаются простотой языка и ясностью изложения. Цикл сократических сочинений был написан Ксенофонтом с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он был казнен несправедливо. Перед исследователями всегда стоял вопрос о вероятности изображение лица Сократа Ксенофонтом и Платоном. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как учителя морали, игнорируя отвлеченные философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий образа Сократа). Произведения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию "сократических диалогов", наибольшее значение для него имели диалоги Эсхина, Платона и особенно Антисфена. Последний сделал персонажем своих произведений, используя рассказ от первого лица (как было в диалогах Антисфена), а главное, следует созданному Антисфеном образа Сократа в своих Воспоминаниях, описывая Сократа владельцем трех характерных антисфенивських добродетелей - "воздержания", "выносливости" и "самодостаточности".

Основной историческое произведение - Греческая история (в семи книгах), написана с проспартанський и антидемократических позиций, за годы, но по методологии, продолжает работу Фукидида. Она охватывает события с 411 до н.е. к битве спартанцев с фиванцами при Мантинеи в 362 до н.е. В этом произведении Ксенофонт руководствуется прежде личными симпатиями или антипатиями к исторических лиц, четко прослеживается дидактико-морализаторская направленность произведения. Несмотря на недостаток объективности, Греческая история остается главным источником исторических сведений об этом периоде.


2.1. Философия

Если считать, что взгляды, которые Ксенофонт приписал Сократу, принадлежат также ему самому, то произведения предоставляют широкий материал по диалектики и этики. Этика понимается как учение о добродетели, а добродетель - как знания о правилах поведения, так что знание и добродетель нераздельны. Добродетели также приводят к благу, которое заключается в пользе и в счастье жизни, в которое входят и физическое здоровье, и науки, и искусства, и дружба, и общественная деятельность, и благочестия.

Вторая значительная часть философских интересов Ксенофонта - социальную жизнь, где у него заметна постоянная приверженность к аристократическому образу мышления, культ сильной личности и идеального властителя (идеализация Кира, спартанского царя Агесилая, сиракузского тирана Гиерона).


2.2. Наследие

Как писателя, Ксенофонта очень ценили в древности. Цицерон утверждал, что "его речь слаще меда, а голосом его говорят Музы", и до по его произведениям изучают классическую греческую прозу (особенно Анабасис).

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам