Надо Знать

добавить знаний



Кудашев Александр Сергеевич



План:


Введение

Кудашев Александр Сергеевич (* 1872 - +?, Франция) - киевский инженер-конструктор, профессор Киевского политехнического института ( 1906 - 1911), автор конструкции первого действующего самолета в Российской империи.


1. Происхождение, семья

Русский князь, род которого происходит от татарских князей Бихана и Саид-Ахмета, поселившихся на южных окраинах Московии после распада Золотой Орды. На границе XVII и XVIII вв часть этого рода приняла православие и впоследствии дала России целую плеяду ярких личностей - военных, дипломатов, государственных и культурных деятелей, ученых.

Генерал-майор Николай Данилович Кудашев - герой российско-французской войны 1812 года, участник Бородинской битвы, кавалер многих орденов, в т.ч. Св. Георгия IV и III степени. Был близким другом фельдмаршала Михаила Кутузова, который отдал ему в жены свою дочь Екатерину Михайловну. 1813 года М.Кудашев погиб в битве под Лейпцигом.

Его брат, князь Сергей Данилович Кудашев, был камергером императорского двора, киевским губернатором (похоронен в Киево-Печерской лавре).

Дочь Сергея Даниловича, Александра (в замужестве - Бердяева) - мать русского философа Николая Александровича Бердяева.

Сын Сергея Даниловича, князь Сергей Сергеевич Кудашев - статский советник ( 1834 -?). Именно в его семье родился будущий авиатор Александр Сергеевич Кудашев.


2. Биография

По окончании 1896 года санкт-петербургского Института инженеров путей сообщения императора Александра I А.Кудашев был назначен на службу в министерство путей сообщения штатным инженером IX класса и исполнителем работ II разряда на строительстве железнодорожной линии Тифлис - Карс. За успешную работу на различных инженерных должностях "высочайшим приказом по гражданскому ведомству за № 62 от 8 августа 1900 г. князю Кудашеву присвоено звание титулярного советника" .

Работая инженером, увлекся научными исследованиями проблем строительного дела и обратился к руководству своего министерства с просьбой направить его для преподавательской деятельности в недавно созданный Киевский политехнический институт. Вскоре получил распоряжение: "Командировать за границу сроком с 10 декабря 1899 г. по 1 сентября 1900 г. для подготовки к званию профессора строительного искусства Киевского политехнического института с выдачей по этому командировкой 1350 руб. ".

17 мая 1900 г. обратился с письмом к директору Киевского политехнического института профессора В.Кирпичова : "Прошу Вас рассмотреть мою пробную лекцию, которую я пожелал бы прочитать ..." Об общих свойствах и главных применение железобетонных сооружений ". Если Совет института признает эту лекцию неподходящей, не откажите мне это дать знать".

После блестящего прочтения лекции профессор В. Кирпичев написал министру финансов России графу С.Витте : "Совет вверенного мне института назначила князю Кудашеву прочитать пробную лекцию и, прослушав ее, принял ходатайствовать перед высшим начальством об утверждении князя Кудашева с 1 сентября 1900 штатным преподавателем института и исполняющим обязанности экстраординарного профессора строительного искусства с вознаграждением из суммы названной кафедры и с обязательством защитить течение двух лет диссертацию ". Через несколько дней учебный отдел министерства финансов сообщил директор КПИ о назначении "инженера путей сообщения князя А. Кудашева штатным преподавателем кафедры строительного искусства и архитектуры КПИ".

Но частные обстоятельства заставили А. Кудашева прервать преподавания в КПИ почти на 5 лет. В его прошение от 19 июля 1901 года говорится: "Не имея возможности по семейным обстоятельствам выполнять возложенные на меня занятия при Киевском политехническом институте, имею честь просить Ваше превосходительство ходатайствовать перед господином министром финансов об освобождении меня от должности с 1 июня этого года".

Некоторое время жил во Франции, где стал свидетелем зарождения европейской авиации. По возвращении в Россию работал преподавателем Донского политехнического института в г. Новочеркасске. Вскоре получил письмо от ректора КПИ профессора Червинского: "Совет вверенного мне института на своем заседании 14 октября 1906 г. выбрала Вас преподавателем строительного искусства и геодезии на срок больше года ".

После создания 1909 года Киевского общества воздухоплавания стал его членом и начал конструирование собственного самолета.

В это время ( 1909 - 1910) авиация в Российской империи развивалась особенно бурно. Осенью 1909 г. в России произошли демонстрационные полеты французских летчиков Ж. Леганье и А. Гюйо. Появились первые отечественные летчики: М. Ефимов, С. Уточкин, Л. Мациевич и другие. В Россию стали ввозить самолеты иностранного производства. Успешный полет первого русского летчика Михаила Ефимова в марте 1910 года на французском самолете "Фарман-IV" очень повлиял на Кудашева. Он познакомился с М. Ефимовым и тот взял Кудашева с собой в один из полетов. Вернувшись в Киев, Кудашев категорически решил в кратчайшие сроки завершить строительство своего самолета.

Руководство КПИ поддержали в этом Кудашева. Сохранилось письмо к нему директора КПИ К. Дементьева: "Имею честь сообщить Ваше сиятельство, что правление Киевского политехнического института императора Александра II на заседании от 2 марта 1910 года позволило устроить в усадьбе института около химического корпуса временный дощатый сарай для сборки аэроплана в течение нынешнего лета, с обязательством снести его по требованию правления института ".

Во 2-й половине мая 1910 года самолет "Кудашев-1" был готов к полету. Это был форменный биплан с тянущим винтом, весом 320 килограммов, оснащенный двигателем "Анзани" мощностью 35 лошадиных сил. Он имел переднее руль высоты, руль управления и хвостовое оперение-стабилизатор. Каркас самолета, с площадью несущих поверхностей 32 кв.м, был сделан из деревянных реек и обтянут прорезиненным полотном.

23 мая ( 5 июня) 1910 года самолет перевезли на Сырецкий ипподром. Там в присутствии репортеров большинства городских газет и членов Киевского общества воздухоплавания А. Кудашев совершил свой полет. Он был недолгим - на несколько десятков метров, но первым в Российской империи полетом самолета отечественного производства (за исключением двигателя). "Вестник воздухоплавания" предоставил подробный отчет о событии. Журнал "Аэро-и автомобильная жизнь" опубликовала статью профессора КПИ М. Артемьева о самолете "Кудашев-1" и о князя Кудашева как о первом авиатора России.

В июне того же года студент КПИ Игорь Сикорский продолжил дело профессора Кудашева - поднял в воздух собственный самолет. Через несколько дней состоялся полет самолета санкт-петербургского инженера Якова Гаккеля (пилотируемый В. Булгаков) на биплане с фюзеляжем (бимоноплан). Эти события ознаменовали начало развития русской авиации, первооткрывателем которой считается князь А. Кудашев.

Но достижение Кудашева не было официально признано. Мотивировали это тем, что полет выполнен без предварительного уведомления и на летном поле не находилась надлежащее количество наблюдателей из Санкт-Петербурга. Приоритет Кудашева российские и зарубежные историки авиации признали лишь через века.

1911 года А. Кудашев построил еще три самолета с бензиновыми двигателями. "Кудашев-2", построен осенью 1910 года, был оснащен двигателем "Гном" на 50 лошадиных сил и отличался от своего предшественника оригинальной формой дугового шасси, которое впоследствии широко вошло в практику авиастроения (это шасси почти сразу же позаимствовали у Кудашева французы, создавая самолет "Дюпердюссен"). По схеме это был форменный биплан без переднего руля высоты, с нормальным горизонтальным оперением и рулем направления. По размерам был больше за первую модель. Конструкция самолета "Кудашев-3" отличалась исключительной легкостью, простотой и дешевизной. Это был высокоплан с двигателем "Анзани" на 35 л., Расчалочные фюзеляжем без обтяжки и с дуговым шасси. Этот самолет, как и вторую модель, построили и испытали в КПИ зимой 1910 года. После непродолжительной пробежки самолет легко отрывался от земли и мог осуществлять небольшие перелеты.

О авиационные достижения Кудашева узнал русский промышленник М.Шидловський. 1911 года он пригласил авиаконструктора на Русско-Балтийский вагонный завод ("Руссобалт", Рига). Следующий свой самолет ("Кудашев-4") Кудашев построил в Риге. Этот самолет с двигателем "Гном" на 50 л. был развитием предыдущей модели. Он имел высокую посадку летчика, двухстоечный кабан, дуговая шасси было выполнено в более чистой форме. Самолет имел сменные крылья для скоростей 60 и 80 км / ч, остальные - с меньшей кривизной и размахом. Был обтянут по обе стороны прорезиненной материей. А. Кудашев многократно испытал его в апреле 1911 г.

На первой воздухоплавательной выставке в Санкт-Петербурге весной 1911 года конструктор "Кудашева-4" был удостоен Большой серебряной медали.

Но "Кудашев-4" стал последним его самолетом. 38-летний конструктор не выдержал борьбы с новым поколением авиаторов, и прежде всего с молодым, богатым и талантливым Игорем Сикорским. Князь Кудашев закончил самостоятельную деятельность и принял приглашение Н. Шидловского перейти в конструкторское бюро Сикорского (своего бывшего студента) при авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге. Вместе с А. Кудашевым Сикорский пригласил немало конструкторов из Киева, в частности Анатолия Серебренникова, Георгия Адлера и других.

1914 - после конфликта с руководством "Руссобалту" эмигрировал в Франции, преподавал в Политехнической школе в Париже.

Дата смерти и место захоронения неизвестны. Князь Рифкат Кудашев (биограф рода Кудашевых) пишет, что в списках захороненных в российском некрополе на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа (под Парижем) Кудашев А. С. не значится. Но он считает, что список захоронений русских на этом кладбище не полный. К тому же, под Парижем есть и другие кладбища, на которых может почивать пионер российской авиации.


3. Судьба потомков А. С. Кудашева

А. С. Кудашев был женат на графине Екатерине Васильевне Толстой, урожденной графиней Стенбок-Фермор (этот род известен с XIII века и имеет шведское происхождение). 1896 года в семье Кудашевых родился сын Сергей Александрович. Он стал офицером русской армии и погиб 1918 году во время гражданской войны в России. Его жена - Мария Павловна Кудашева (во втором браке - Роллан) была талантливой переводчицей, близким другом М. Цветаевой, Б. Пастернака, М. Волошина, И. Эренбурга, позже - Р. Роллана.

Внук А. Кудашева, сын Сергея Александровича и Марии Павловны - Сергей Сергеевич Кудашев, как и его дед, был наклонности к естествознанию. Он учился на механико-математическом факультете Московского государственного университета имени М.Ломоносова. Впоследствии С.С.Кудашев был усыновлен французским писателем Роменом Ролланом и перед войной со своей матерью и отчимом жил во Франции. Когда началась война, он вернулся в Москву, окончил артиллерийские курсы и ушел на фронт. Сергей Сергеевич Кудашев погиб в боях под Москвой в ноябре 1941 года.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам