Надо Знать![]() | Введение![]() Советский агитационный плакат "прогонит прочь кулаков из колхозов". 1930 год Кулак ( На время осуществления Октябрьского переворота 1917 г. доля пролетариата в населении Российской империи составляла не более 3%, а крестьян - не менее 85%. По мнению Льва Крицмана, в 1917 году произошло две революции - городская (социалистическая), и крестьянская (буржуазная или антифеодальная), которые имели разные, прямо противоположные цели. Коммунистические классовые концепции крестьянами не воспринимались [1]. По данным советской статистики, по завершению Гражданской войны лишь 3% крестьян были зачислены в кулаки, 55-60 проценты были зачислены в середняков, и 35-40 процента до бедняков [2]. 1. Проблема определенияВ "Словаре украинского языка" Б. Гринченко значение слова кулак раскрывалось как: "Пришлый, захожу изъ другой мѣстносты человѣкъ, поселившийся на постоянное жительство" и "прозвище, даваемой въ насмѣшку мѣщанамы казакамъ черноморцамъ" [3]. По словарю Даля аналогичный российский срок рус. кулак представляется как: "Скупой, скряга, жидомор, кремень, укроп; перекупщиков, переторговщик, Маклак, прасол, сводник, особенно в хлебной торговле, на базарах и пристанях, сам без денег, живет обманом, обмером; ... гуртовщик, скупщиков и видгонщик животных ; розносчик, коробейник ". Однако, уже 1898 г. Ленин в работе "Развитие капитализма в России" [4] начинает отличать "кулаков", скупых перекупщиков и ростовщиков, которые зарабатывают не собственным трудом в хозяйстве, и "богатых" крестьян. К середине 1920-тех это название распространилось на крестьян - мелких предпринимателей, которые не занимались непосредственно обработкой земли, например, использовали наемный труд, сдавали в аренду "средства производства" (животные, орудия, машины и сооружения) и на очень состоятельных крестьян, состояние которых измеряли площади обрабатываемых земель, наличием средств производства, размахом предпринимательской деятельности, доходом. Во времена хлебозаготовительной кризиса 1927-1928 гг Сталин распространил название "кулак" и "подкулачники" на всех крестьян, которые отказывались подчиняться политике большевистской партии или продавать излишки по ценам, которые устанавливала большевистская диктатура. После консолидации Сталиным власти, политизация слова стала догматической, а значение полностью оторванным от реалий жизни [5]. По идеологической догмой кулаки не теряли своей кулацкой сущности даже после раскулачивания, или вступления в колхоза. К кулакам могли причислить как семью кулака, так и его внука или правнука, или родственников [6]. ![]() "Изъятие зерна в кулаков". (Комсомольцы извлекают зерно, спрятанное крестьянами на кладбище) Фото Макса Альперта, Украина, 1930 Внедрение категории "подкулачников" помогло объяснить протесты бедноты и "середняков". Эта категория не принадлежала канонам марксизма и не была связана с бытом или социально-экономическими факторами, а относилась к области политического сознания [7]. Подкулачники мог быть родственником кулака, бывшим работником в кулак, который остался верен работодателю, бедняком или середняком, которому незнакомы идеалы коммунизма и которого ввел в заблуждение кулак, или просто по любой причине враждебно настроен к советской власти крестьянин. Подкулачники вели "кулацкий" деятельность через свою "кулацкую сущность". Создание категории подкулачники позволило партии замаскировать селяне против ее политики. Крестьяне, которые принимали участие в мятежах и актах сопротивления советской власти в официальных документах получали название "кулацкие бандиты" ( рус. кулацкие бандиты ), Независимо от того, были ли они кулаками. Прилагательное "кулацкий" оказался намного удобнее существительное "кулак", поскольку его можно распространить на всех, чье поведение отличалось от установленной нормы. По сути, "кулацкий бандит" был воплощением всего того зла, от которого коммунисты стремились избавить общество, чтобы оно могло двигаться к светлому будущему [8]. А вот мнение писателя Федора Абрамова:
Представление о кулака, которое закрепились в массовом сознании, можно отнести к демонологии, а не к классовому анализу. Дегуманизация образа крестьянина углубила кризис в отношениях между партией и селом [10]. 1.1. Варианты определенияНарком земледелия СССР А. П. Смирнов в памфлете 1926 делил зажиточных крестьян на две категории: "нетрудовые, эксплуататорские хозяйства" и "трудовые крестьянские хозяйства, которые находятся в зажиточной части середняцкой группы". К первой категории он относит, прежде всего, кулаков. Смирнов отмечает, что "кулаками" он называет "именно эксплуататоров ростовщического типа" [11]. Согласно теории и практике российских марксистов, крестьянское население страны делилось на три основные категории:
В большевистской практике термин "кулак" приобретает, естественно, практичный и политизированного значение, уступает место оценке морально-нравственных качеств человека. Ленин дает следующее определение "кулака":
В то же время, в его трудах встречается много противоречий и неоднозначности в разграничении терминов "середняк" и "кулак", которые повлияли на идеологию советской власти на много лет, и на ход раскулачивание. Однако, можно найти и некоторые признаки кулачества - эксплуатация труда, что отличает его от середняка:
Чуть позже Ленин допускает и эксплуатацию рабочей силы крестьянами-серяднякамы и даже накопления капитала:
Алексей Рыков на XIII съезде ВКП (б) в мае 1924 года заявил о кулачество следующее: "Несомненным признаком является то, что оно живет не только своим трудом, но и работой других, от эксплуатации чужой рабочей силы, от торговли, от сдачи в аренду и т. д. " [17] Михаил Калинин, в статье в газете "Известия" от 22 марта 1925 г. расценивает кулачество уже фактически не как класс или общественный слой, существование которого на данном этапе он отрицал, а, наоборот, как некоторых лиц, "вымирающих единиц дореволюционной России":
Тем не менее, с 1923 по 1928 гг в период новой экономической политики революционная власть фактически проводит так называемый "курс на кулака" [18] [19]. Еще в 1925 г. решался вопрос о денационализации земли - эту идею продвигал Иосиф Сталин, который предусматривал поддержку личных индивидуальных хозяйств и передаче в собственность земельные участки "даже на 40 лет", заявляя, что "есть люди, которые думают, что индивидуальное хозяйство исчерпало себя, что его не стоит поддерживать ... Эти люди не имеют ничего общего с линией нашей партии ". Подобные заявления делал и Алексей Рыков на XIV конференции, глава правительства, позже названный "скрытым агентом Льва Троцкого" и защитником-покровителем кулачества:
17 квітня 1925 р. на губернській конференції про необхідність підтримки заможного селянства і куркульства Микола Бухарін заявив:
При цьому, все ж таки, "влада обкладала куркуля підвищеним податком, вимагала продаж хліба державі за твердими цінами, обмежувала куркульське землекористування, обмежувала розміри куркульського господарства .. але не вела ще політики ліквідації куркульства" [21]. Проте вже 1928 р. курс на куркуля був згорнутий, поступившись курсу на ліквідацію куркульства як класу [19]. Описуючи ситуацію в СРСР часів НЕПу, берлінське видання російських меншовиків "Соціалістичний вісник" писав наступне:
Вячеслав Молотов в 1925 г. на апрельском Пленуме ЦК заявляет: "богатый мужик в условиях НЭПа - вот экономически что такое кулак ", позже будет сообщено:" состоятельность еще не свидетельствует о кулачество ". Ранее Лев Троцкий заявляет: "слово" кулак "связано с отношениями еще полукрепостнических строя, с засильем помещика, исправника. У нас же сейчас образуется на селе владелец- фермер нового типа. Конечно, мы можем по старой памяти называть его кулаком, но гораздо правильнее назвать его фермером капиталистического типа " [22]. Бухарин, в свою очередь, даже считает этот термин устаревшим, явлением времен комбедов: "Срок кулак напоминает в селе времена раскулачивания, времена комбедов; тормозит рост богатства, обеспеченности крестьянства " [23]. Однако, такое явление было временным в жизни термина "кулак" и связано с активной поддержкой крестьянства времена новой экономической политики и немного раньше. 21 мая 1929 г. СНК СССР издает Постановление "О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс Законов о труде", где впервые законодательно определены некоторые критерии определения термина "кулак" в контексте признаков кулацкого хозяйства [24] [25] [26] :
В 1920 -е годы удельный вес сельских жителей в стране превышал 80 процентов всего населения, что делало проблему крестьянство наиболее значимой в государстве. Использование многими "кулаками" наемного труда позволяло рассматривать их как "эксплуататорский класс", потенциально враждебный коммунистам; традиционным союзником советской власти становилась беднота. 2. Количество кулаковРазмытость определения и отсутствие четких критериев принадлежности к категории усложнило задачу вычисления количества кулаков. Например, по мнению Владимира Ленина, до Гражданской войны и Октябрьского переворота 13.3% домашних хозяйств принадлежали к кулакам, и только 9% по данным Центрального статистического управления [27]. До революции кулаки имели 80000000 гектаров земли; по данным Немчинова, ими производилось 38% муки, на них приходилось 34% товарного производства, на них приходилась половина рынка муки [28]. Не менее 600 000 домохозяйств имели более 55 гектаров земли. Однако, после внедрения комбеда и завершения Гражданской войны этот слой почти исчезла. Однако уже 1925 г. стало появляться признаки расслоения на селе, а количество кулаков зависела от того, какая организация их считала. Так, в 1927 г. Совнарком установил, что 3.9% из 20 миллионов хозяйств (или 782 000 хозяйств) были кулацкими, чуть позже, Наркомзем насчитал уже 4.2% а в 1928 г. Сталин пришел к выводу, что 5% хозяйств кулацкие [29]. В начале 1929 г. Госплан называл цифру в 3.9%, Данилов в конце НЭПа называл 3.2% [30]. Разница между цифрами Сталина и Данилова соответствует 400 000 хозяйств, или менее 2.5 миллиона человек. 1929 Молотов считал, что кулацкими является 1.2-1.3 миллиона домохозяйств. В декабре того же года, ответственный за раскулачивание подкомитет Политбюро ЦК КПСС считал, что членами куркульских семей есть от 5 до 6 миллионов человек [31]. 3. Раскулачивание![]() Раскулачивание крестьянина П. Масюка в с. Удачное Донецкой области, 1934 г. При коллективизации (1928-1932) распространился термин раскулачивать - принудительно, без суда и следствия оставлять крестьянина, который считался кулаком, средств производства, земли и всех гражданских прав. Попасть в кулаки мог практически любой крестьянин. Судьба людей, обвиняемых в том, что они кулаками, решал не суд, а так называемые "тройки НКВД" или ОСО НКВД. Последствия раскулачивания были такие: у людей забирали все имущество, и высылали в отдаленные места или ГУЛАГ. В результате колективизации были уничтожены или высланы из родных мест сотни тысяч крестьян и их семей. Для тех, кто противился раскулачиванию, но сами не могли быть зачислены в число кулаков, использовался термин подкулачники. Ими, как правило, были твердоздатчикы. Итак, партия нашла выход из хлебных трудностей в реконструкции сельского хозяйства - строительство совхозов и коллективизации бедняцко-середняцких хозяйств, ведя борьбу с кулачеством. С весны 1929 года в селе проводятся мероприятия направленные на увеличение процента коллективных хозяйств - комсомольские походы "за коллективизацию". В большой степени административными действиями удалось добиться существенного роста коллективных хозяйств, обществ по совместной обработке земли. 7 ноября 1929 в XII годовщины октября в газете "Правда" № 259 публикуется статья Сталина "ГОД БОЛЬШОГО ПЕРЕЛОМА"., в которой 1929 был провозглашен годом "коренного перелома в развитии земледелия". Эта статья признана большинством историков отправной точкой всеобщей коллективизации. "Спущена на місця колективізація" проходила згідно з тим, як її бачив конкретний чиновник. Районы соревновались между собой в том, кто быстрее получит больший процент коллективизации. Широко застосовувались різні репресивні заходи, описані Й. Сталіним у його березневій статті. Рекомендації у проведенні коллективізації, вказані як у самому тексті статті, так і в секретних додатках у більшості не виконувались, а місцями і "перевиконувались" (щодо "відсотка" куркулів і терміну проведення колективізації). Это вызвало противодействие крестьянства. Кроме того, крестьяне уничтожали скот (преимущественно молодняк) и инвентарь. Дослідники називають три причини такої поведінки: 1-а - щоб не визнали куркулем, 2-а - щоб не дісталось державі, 3-я - в колгоспі все і так дасть держава. 4. Смотрите также
Литература
Примечания
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |