Надо Знать

добавить знаний



Культура Греции


Theodoros Vryzakis, Grateful Hellas (1858). Jpg

План:


Введение

Национальные символы Греции
Theodoros Vryzakis, Grateful Hellas (1858). Jpg
Национальная персонификация
Теодорос Вризакис

Девиз: Свобода или смерть
Гимн: Гимн свободе


Flag of Greece.svg Coat of arms of Greece.svg

Культура Греции развивалась на протяжении тысяч лет, начиная от эгейской культуры, продолжая особенно бурно развиваться в классическую сутки, а позже через влияние на Древний Рим и эллинизированной Восток выразилось в культуре Византийской империи. Эпоха османского владычества существенно повлияли на современную греческую культуру, однако историки ведущую роль в оживлении греческой национальной культуры отдают Греческой войне за независимость 1821-1829 годов.

Современная Греция - преемница культуры Древней Греции и считается колыбелью западной цивилизации, родиной мировой демократии [1], западной философии [2], основных принципов физико - математических наук, искусства театра [3] и Олимпийских игр современности. Греческий язык имеет самую длинную историю среди всех языков индоевропейской группы, ведь насчитывает 34 века только письменной периода [4]. На основе греческой азбуки возникли латиница и кириллица.


1. Язык

Греческий язык - официальный язык Греческой Республики, один из древнейших языков мира (его история насчитывает более 3 400 лет только письменной периода), ныне имеет в целом около 15 млн. носителей во всем мире. Относится к индоевропейской семьи языков. Предшественниками ее в доисторическом сутки была протогреческие, позже микенская речь, которая уже имела собственную систему письма - так называемое Линейное письмо Б и Линейное письмо А, связанное с минойской цивилизации, до сих пор остается нерасшифрованным. Греческий язык считается наследницей не только микенской языка, но и критского письма, кипрского письма, различных диалектов древнегреческого языка. Среди последних аттический диалект произвел наибольшее влияние на современный греческий язык.

Греческий язык огромное влияние на другие европейские языки, непосредственно на романские языки, в том числе на латинский язык в первые дни становления Древнего Рима. Признаки этого влияния можно увидеть во всем семействе западноевропейских языков. Украинский язык - также не исключение (см. Грецизмов). Кроме того, научная терминология почти полностью базируется на греческой лексике.


1.1. Новогреческий период

Современный стандарт новогреческого языка - димотика, юго-греческий диалект, адаптированный как стандарт языка. Он значительно отличается от кафаревусы, искусственно созданной на основе древнегреческого койне, которым общались примерно от 300 до н. е. до 300 года н. е. кафаревуса насаждалась по инициативе Адамантиос Кораиса, греческого писателя, просветителя, который в основу своей новогреческой филологии положил новогреческий народный язык, обогатив ее повседневными выражениями из древнегреческой. Кораис имел многочисленных сторонников преимущественно среди фанариотов, они сформировали так называемую Афинскую школу.

В то время, как в Афинах и Константинополе просвещенные греки культивировали мертвый аттический диалект древнегреческого, пытаясь прощупать ее народа, на Ионических островах развивается литературное движение, известное как Ионическая школа, особенно ярко расцвел после Освободительной войны 1821-1829 годов. Наиболее выдающийся его представитель - поэт Дионисиос Соломос. Его авторству принадлежит "Гимн свободе", написаны в 1824 году народный живым языком - димотикою. Положенный на музыку, он стал национальным гимном новой Греции.

Греция всегда была относительно однородной страной в лингвистическом отношении. В начале 20 века произошло греко-турецкий обмен населением, который еще больше усилил процесс ассимиляции этнических меньшинств. Сейчас греческом как первой, или даже единственной, языком пользуется около 99% населения страны [5]. Основные диалекты греческого языка: понтийский диалект, Каппадокийский диалект, цаконський диалект, еврейско-греческий диалект. Среди греков Приазовья существуют два диалекта: румейский и урумский.

В последнее десятилетие распространение интернет-услуг и мобильной связи вызвало латинизацию греческого письма. Это явление известно как Greeklish, оно распространено среди всей греческой диаспоры и даже в странах с большинством греческого населения - в Греции и Кипре.


2. Литература

Греческая литература делится на три периода: древнегреческий, византийскую и новогреческий [6]. В Древней Греции литература расцвела раньше, чем сложились классическая наука, образование и искусство. Примерно в 8 веке до н. е. Гомер создал "Илиаду" и "Одиссею" - киклични поэмы, связанные с героическим эпосом, посвященным Троянской войне. Гесиод продолжил традицию Гомера в "Теогонии". Фрагментарно до нас дошли стихи Сапфо и Анакреонта, чьи имена дали название сапфичний строфе и анакреонтици. Как самостоятельный жанр развивалась древнегреческий драма, среди ее ярких представителей Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.

Период византийской литературы охватывает 4-15 века, она написана среднегреческом языке. До сохранилась литература, созданная главным образом церковью, сыгравшей важную экономическую и политическую роль в Византии. Вместе с тем последняя унаследовала традиции эллинистической прозы. Известная повесть "Александрия" 11-12 веков, полна сказочных эпизодов из жизни Александра Македонского, христианизованных в разных редакциях. Особенно выделяется поэзия Романа Сладкопевца, из более тысячи написанных им гимнов сохранилось около 80. Большое историографическое значение имеют хроники Георгия Амартола [7].


2.1. Новогреческий период

Зарождение новогреческого литературы ознаменовала критская ренессансная поэма "Еротокритос", написанная Винчентзосом Корнаросом народным языком. Поэма состоит из десяти тысяч стихов и воспевает доблести, терпение и любовь героя Еротокрита. Однако настоящего толчок развитию новой греческой литературе предоставила Греческая революция. Появились Афинская школа пуристов, идейным лидером которой выступал создатель кафаревусы Адамантиос Кораис, и Ионическая школа во главе с Дионисиос Соломосос, которые пропагандировали живой народный язык - димотики.

Литература 20 века представлена ​​талантами многих писателей и поэтов, среди которых Андреас Калвос, Яннис Психарис, Александрос Паллис, Ангелос Сикелианос, Костис Паламас, сказочница Пенелопа Дельта, Рицос, Александрос Пападиамантис, Костас Кариотакис, Костас Варналис, Константинос Кавафис, Деметриос Викелас, Никос Казандзакис, а также нобелевские лауреаты Гиоргос Сеферис и Одисеас Элитис.


3. Изобразительное искусство

3.1. Живопись

Lord Byron at Missolonghi.jpg Children's Concert by George Iakovidis.jpg
Лорд Байрон в Миссолонги
Теодорос Вризакис
Детский концерт.
Георгиос Иаковидис

Живописные произведения древности время не пощадило, однако об их уровне художественности позволяет судить замечательный вазовая живопись. В эпоху поздней геометр созданы дипилонськи вазы, на которых впервые появились упрощенные фигуры людей и животных. Роспись на вазах 7 века до н. е. представляет фигуры простым силуэтом, при этом все пространство заполнялось фризами и орнаментами - это ковровый, или Ориентализирующим стиль. С совершенствованием керамической технологии рос ее художественный уровень: для архаики характерен, так называемый, чернофигурная стиль (рисовались темные фигуры на светлом фоне), который в классическую эпоху изменился краснофигурная стилем, который сделал изображения более реалистичными.

Византийское искусство отличалось от древнегреческого, прежде всего, тем, что гуманистическая этика была заменена христианской этикой. Если цель классического искусства заключалась в прославлении человека, целью византийского искусства стало прославление Бога. На смену обнаженным идеально красивым фигурам приходят изображение Иисуса, Девы Марии, святых и мучеников. Безусловно, основной формой живописи стала икона. На острове Крит развился художественное движение, известный как критская школа. Среди ее наиболее выдающихся мастеров-иконописцев Феофан Стрелитзас Бафа, Эммануил Тзанес, Михаил Дамаскин. В критской школы принадлежал и Доменикос Теотокопулоса, который позже стал известен всему миру как выдающийся испанский придворный жипописець Эль Греко.


3.1.1. Новогреческий период

С середины до 17 к середине 19 века устои новогреческого изобразительного искусства заложила Ионическая школа. Среди ее ранних представителей Панайотис и Николаос Доксарас, Дионисиос Каливокас, Дионисиос Цокос. Позже 1870 Хараламбос Пахис основал на острове Керкира собственную школу живописи, наряду с акварелистом Ангелос Гиаллинасом считается самым значительным пейзажистом.

В конце 19 веком новым двигателем изобразительного искусства становится Афинская школа изящных искусств (от 1910 года имеет статус университета). Ее профессора Николаос Гизис, Георгиос Иаковидис, Никифорос Литрас, Теодорос Вризакис - ведущие представители мюнхенского академизма. Среди выпускников Школы ведущие самобытные новогреческие живописцы: Яннис Царухис, Яннис моралис, Деметриос Галанис. Международного признания достигли Никос Енгонопулос, Димитрис Митарас, Яннис Психопедис, Константинос Партенис, Константинос Малеас, Никос Хатзикириакос-Гикас, Спирос Василиу, Яннис Меланитис. Богатое круг их работ собрано в экспозиции Национальной художественной галерее в Афинах.


3.2. Скульптура

Скульптура была любимым видом искусства эллинов. Статуи богов ставились в храмах и на площадях, сооружались победителям Олимпийских игр и большим драматургам. На смену архаичным куроса и корам в классическую сутки пришли шедевры Фидия, в частности хрисоэлефантинной колоссальный образ покровительницы Афины Парфенос в Парфеноне и один из Семи чудес света Статуя Зевса в Олимпии; наиболее прославленная работа Мирона - Дискобол, в которой мастеру удалось передать не какой-то определенный движение атлета, но передать мощь внутреннего напряжения, необходимого для победы; Дорифор Поликлета Старшего - образ человека-героя, победителя с идеальными пропорциями тела.

Эллинистический период связан, в первую очередь, с походами Александра Македонского, в результате чего греки лучше познакомились с культурой Востока - Египет, Вавилон, Индии. Тема борьбы нашла свое отражение и в ансамбле рельефов, украшавших алтарь Зевса, построенный в Пергаме около 180 до н.е. - более известный как Пергамский алтарь. Однако неизменным для греков всегда оставался принцип калокагатии - единства физической и духовной красоты, а также культ красоты человеческого тела. Так, в эпоху позднего эллинизма была создана Венера Милосская - эталон женской красоты.


3.2.1. Новогреческий период

Развитию новогреческого традиции скульптуры много способствовали представители ионической школы Павлос Просалентис и Яннис Калосгурос. Международное признание получил новогреческие скульпторы Тодорос Пападимитриу, пионер художественного течения Арте поверь Яннис Кунелис, кинетики-скульпторы Константин Ксенакис, Такис ​​. Крупнейшим собранием скульптуры в Греции владеет Национальная глиптотека, музей-спутник Национальной художественной галереи.


4. Музыка

Греческая музыкальная традиция - одна из древнейших в мире. В средние века наследницей древнегреческой музыкальной культуры стала византийская музыка, однако в сутки туркократии развитие народной музыки остановился на 3 века. Национальная музыка возобновилась только после обретения независимости, до этого только на Ионических островах творили профессиональные музыканты. Так, Николаос Мандзарос положил на музыку "Гимн свободе" Соломоса, который 1865 стал государственным гимном. Под влиянием от Греческой революции создавал оперы Павлос Каррер. Первым греческим композитором, творчество которого получило широкую популярность в мире, стал Спиридон Самарас - автор Олимпийского гимна на слова Костиса Паламас.


4.1. Новогреческий период

Живой интерес к народной музыке возник в начале 20 века. Народная музыка Греции подобная музыки других соседних балканских стран: Болгарии, Сербии, Республики Македонии. У них часто наблюдаются похожие ритмы и эмоциональная окраска песен. Рембетика - греческий народная песня - сформировалась в начале 20 века, когда после малоазийской катастрофы в Грецию прибыли тысячи беженцев. Этими песнями они рассказывали о своей нелегкой жизни. Сейчас рембетику изучают во многих университетах Европы [8].

Среди основоположников новогреческого музыкальной школы Манолис Каломирис, Георгиос Ламбелет, Емилиос Риадис, Георгиос Склавос, дирижер Димитрис Митропулос. В послевоенное время выдвигаются композиторы-песенники Манос Хадзидакис и Микис Теодоракис, известный тем, что открыл всему миру сиртаки. Позже стали известны модернист Янис Ксенакис, Дионисис Саввопулос, близкие к направлению нью-эйдж Вангелис, Яннис Хрисомаллис. Оперная певица Мария Каллас по праву считается феноменом музыкального мира, среди современных оперных певцов Греции выделяется Мариос Франгулис. Настоящие звезды греческой эстрады второй половины 20 века - Демис Русос и Нана Мускури, а также Пасхалис Терзис, Харис Алексия, Алкистис протопсалтом.

В современной популярной греческой музыке чувствуется значительное влияние Запада. Однако и в ней нередко прослеживаются традиционные для мелодии бузуки - так называемая, современная Лаик. Во многих странах, например, Финляндии, Швеции, Австралии, США, не просто теоретически изучают музыку бузуки, но существуют целые коллективы, профессионально выполняют ее. Иногда в начале и часто в середине песен слышны отдельные музыкальные фразы разных инструментов в стиле импровизации - таксими. Это своего рода введение в атмосферу песни, задающий ее тему [8].

Греческая исполнительница популярной музыки Елена Папаризу с песней "My Number One" заняла первое место на песенном конкурсе Евровидение 2005 в Киеве - впервые для Греции. Среди популярных поп-певцов можно выделить Сакиса Руваса, Михалиса Хатзиянниса, Янниса Котсираса, Деспина Олимпия, Наташу Теодориду, Костаса Мартакиса, Анну Висси, Йоргоса Мазонакиса, Деспина Ванди.


5. Театральное искусство

Афиша театра "Неа-Скини", что анонсирует представление в главных ролях с Марикой Котопули и Константиносом Сайором

В Греции впервые театр как вид искусства стал одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и сел. С самого начала и довольно долго театр служил наиболее торжественным способом честь олимпийского бога Диониса. Поскольку религия была тесно связана с государственной жизнью, сценические игры, составлявшие часть Дионисова праздников, были предметом забот государства. Для греческого театра гениальными поэтами создавались образцы драмы, имели грандиозный влияние на более позднюю римскую и новоевропейскую драму. Некоторые из этих образцов с незначительными изменениями присутствуют в репертуаре современного Национального театра Греции.

Древние греки были первыми, кто начал возводить специальные сооружения, предназначенные для драматических спектаклей [9]. Древнейшим театром в мире считается Театр Диониса, построенный на одном из склонов Афинского акрополя. Основные принципы обустройства древнегреческих театров послужили образцом для римского и даже современного театра.


5.1. Новогреческий период

Становление новогреческого театра началось с получением Грецией независимости. Этот процесс сдерживала экономические трудности, отсутствие помощи со стороны государства, конкуренция иностранных трупп. В Афинах первые спектакли поставлены 1836 года. Только 1901 года возник государственный Королевский театр в Афинах, в нем работал первый отечественный режиссер Фома Эконому, который осуществил значительное влияние на развитие актерского искусства и постановочной культуры в Греции. В актерском искусстве усилились реалистические тенденции, которые наиболее ярко проявились в творчестве Эмилия Веакиса, Марики Котопули. 1955 актер Манос Катракис создал народный театр, на сцене которого впервые поставлен произведения Никоса Казандзакиса. Среди греческих актеров второй половины 20 века выделяются Мелина Меркури, Алик Вугуклаки, Никос Куркулос, Димитрис Хорн, а также основатель театра греческого народного танца Дора Казнь и основательница современного греческого балета уроженка Киева Татьяна Мамак.


6. Киноискусство

Весной 1897 года жители Афины впервые увидели короткометражные ленты. 1906 года первые собственные записи создали братья Иоанн и Мильтиад Манакиа в Македонии, того же года французский режиссер Леонсу выпустил первую подборку новостей с Внеочередного Олимпийских игр 1906 года в Афинах. Первая полнометражная греческий кинолента "Γκόλφω" снята 1914 года студией Asty Film. В годы Второй мировой войны 1943 года была учреждена главная студия страны Finos Film, которая решила судьбу коммерческого греческого кино. В 1950-х годах греческие режиссеры открыли миру романтическую драму в жанре нуар.

Первые два фильма, которые привлекли международное внимание, были "Стелла" (1955) режиссера Михалиса Какоянниса в главной роли с Мелиной Меркури и "Дракон" (1956) режиссера Никоса Кунтуроса - обе по сценарию Иаковоса Камбанеллиса. Лента "Грек Зорба" режиссера Михалиса Какоянниса 1964 ркоу получила две премии " Оскар" . В целом период 1955-1970 годов был "золотым веком" для греческого кино: Греция выпускала наибольшее количество фильмов в мире на душу населения.

Наиболее прославленная греческий актриса - Мелина Меркури, позднее греческий политик, министр культуры Греции. Она стала известной международной аудитории 1960 года, когда снялась в фильме " Никогда в воскресенье" режиссера Жюля Дассена. Эта роль принесла ей номинацию на " Оскар" , а музыкальная адаптация фильма 1967 года - бродвейскую премию "Тони". Среди других заметных актеров 20 века: Ирине Паппа, Элли Ламбете, Катина Паксину, Алик Вугуклаки, Йоргос Фунтас, Димитрис Папамихаил.

В сутки военной хунты родилось новое кино, ведущие представители которого - Тео Ангелопулос и Коста-Гаврас. В последние годы в греческом кинематографе царит новый стиль быстро меняющихся, остроумно продуманных сюжетно фильмов, который отвечает современным требованиям. К этому жанру относятся работы режиссеров Никоса Перакиса, Периклиса Хурсоглу, Ольги Малое, Константиноса Яннариса. 2009 лента "Клык" режиссера Йоргоса Лантимоса получила награду Особый взгляд на Каннском фестивале [10] и была номинирована на получение премии Оскар [11] впервые после 1977 года (тогда номинировалась "Ифигения" Михалиса Какоянниса).


7. Философия

Западная философская традиция зародилась в Древний Греции в 6 веке до н.е. Первых древнегреческих философов принято называть "Досократиков", среди отдельное место занимают семь античных мудрецов. Один из них Фалес Милетский считается первым философом Греции, принадлежал к милетской школы. За ней следовала элеаты, которая занималась философией бытия. Классический период греческой философии традиционно ассоциируют с Сократом, Платоном и Аристотелем. В эту пору Афины становятся центром греческой философии. Сократ первый задумывается над человеческой личностью, Платон основывает академию и создает философию как логико-этическую систему, а Аристотель - науку философию как учение о реально существующий мир. Среди других философских школ, позже возникали в Греции следует отметить: стоицизм, эпикурейство, скептицизм и неоплатонизм.


7.1. Новогреческий период

Выдающиеся представители греческого Возрождение (15-18 века) - клирик Теофилос Коридаллеус, Николаос Маврокордатос, Викентиос Дамодос, Мефодиос Антракитис. Для новогреческого Просвещения характерно возвращение к древнегреческой наследия, его деятели - Евгений Вулгарис, Иосипос Мисиодакас, Вениамин Лесбосский, революционер Ригас Велестинлис. В первые годы независимости от Османской империи распространение получила религиозная философия ( Филиппос Иоанну, Петрос Браилас-Арменис) и гегельянство [12].

В начале 20 века главным мотивом философских трудов становится попытка обосновать Большую идею ( Яннис Камбисис, Иоаннис Зервос, Ион Драгумис), политическим лидером которой выступал Элефтериос Венизелос, а в философии распространяются идеи позитивизма ( Теофилос Вореас и Панайотис Айософитис). В послевоенное время влиятельными философскими направлениями стали неокантианство ( Иоаннис Теодоракопулос, Панайотис Канеллопулос, Константинос Цацос) феноменология ( Константинос Георгулис и Леандрос Вранусис), а также иррационализма, интуитивизма. Экзистенциализм представлен Йоргосом Сарандарисом, Димитриосом Капетанакисом, Христос Яннарас.


8. Наука и технологии

Фалес считается не только первым греческим философом, но и первым ученым. Как астроном и ученый математик он пытался объяснить мир естественными причинами, а не сверхъестественными. Пифагора часто называют "отцом чисел", он доказал теорему Пифагора, а также впервые представил числовые соотношения, описывающие музыкальные лады. Диофант Александрийский считается ?отцом алгебры", а то время как многие положения современной геометрии основано на учении Евклида.

Эратосфен был одним из первых ученых географов, кто рассчитал окружность Земли и начал строить первые карты, основанные на научных расчетах. В эллинистический период научным центром греческого мира стала Александрия. Гиппарх считается одним из самых выдающихся астрономов древнего мира и был первым, кто разработал точный метод предсказания солнечных затмений. Аристарх Самосский первым высказал идею гелиоцентризма, утверждал, что Земля, вращаясь вокруг своей оси, движется по кругу вокруг неподвижного Солнца, расположенного в центре сферы неподвижных звезд. Клавдий Птолемей создал геоцентрическую систему мира, разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, которая позволяла вычислять их положение на небе. В свою очередь Архимед первым вычислил значение числа π, сформулировал основные положения гидростатики (см. закон Архимеда), создал ряд машин и сооружений, в частности винт Архимеда.

Гиппократа воспринимают как первого медика, который отверг все предрассудки относительно болезней, а его клятва и сейчас провозглашается врачами. Позже Клавдий Гален систематизировал представления гиппократовои медицины, и его учение стало теоретической основой медицины до конца Средневековье. Значительным вкладом в медицину известные греческие анатомы и хирурги Герофил и Павел Егинсьий.


8.1. Новогреческий период

Основан 1837 году, Афинский университет быстро стал научным центром страны. 1887 года его кафедры естественных наук объединили в отдел, а затем факультет естественных наук. Развитию наук также поспособствовала индустриализация, на путь которой Греция стала во второй половине 19 века. В конце века химик Анастасиос Христоманос, основатель специализированной лаборатории, исследовал греческие руды на ряд полезных ископаемых. Генеральный инспектор Лаврионських рудников, в будущем первый президент Афинской академии, Фокион Негрис опубликовал емкие сведения о геологическом строении, а физик и математик Константинос Мицопулос исследовал сейсмичность Греции. Исследованиями растительного и животного мира занимались биологи Теодорос Орфанидис, Теодор Генрих Герман фон Гелдрейх, Спиридон Милиаракис, Иоаннис Х. Политис. Основы медицины в Греции заложил Георгиос Склавунос, автор "Анатомии человека" (1906). В начале 20 века рост темпов экономического развития способствовало подъему технических наук, центром которых стал Афинский политехнический институт.

1837 года основано Греческое археологическое общество для оживления археологической науки, создание условий надлежащего хранения древностей. За полвека этому делу способствовали также иностранные археологические школы в Афинах, действующие и поныне: Французская (1846), Немецкая (1874), Американская (1881), Британская (1886), Австрийская (1898). Среди собственно греческих археологов широко известны Константинос Куруниотис, Николаос Платон, Кириакос Питтакис, Валериос Стаис, Николаос Платон, Арис Пулианос и действующий руководитель реставрационных работ Афинском акрополе Манолис коррес.

На современном этапе ведущее научное учреждение в области физических наук - центр ядерных исследований "Демокрит" [13], основан в 1961 году в Ая-Параскеви. Он атомный реактор, субкритических реактор и электростатический генератор Ван де Граафа. Исследования по астрономии, физики атмосферы, сейсмологии и метеорологии осуществляет Афинская национальная обсерватория. Научными исследованиями по прикладной математике занимается профильное бюро и вычислительный центр Афинской академии наук. Наиболее важные проекты работы в области электроники, искусственного интеллекта, электрохимии, аэродинамики) проводятся в Университете Аристотеля и Афинском техническом университете.

Иоаннис Аргирис - греческий математик и инженер, один из авторов метода конечных элементов и метода прямой жесткости. Математик Константин Каратеодори работал в области действительного анализа, вариационного исчисления и теории мер в начале 20 века, учение помогло Альберту Эйнштейну в математической части его теории относительности. Биолог Фотис Кафатос - пионеров в области молекулярного клонирования и геномики. Димитрис Нанопулос - известный физик-теоретик, внесший значительный вклад в области физики элементарных частиц и физической космологии. Георгиос Папаниколау - пионер цитологии и ранней диагностики рака, изобретатель пап-теста. Греческая дизайнер автомобилей Алек Иссигонис создал конструкцию " Mini" , в то время как ученый Михалис Дертузос был одним из пионеров Интернет. Широко известны в мире греческие информатики Христос Пападимитриу, Диомидис Спинеллис, Иосиф Сифакис, Михалис Яннакакис. Николас Негропонте возглавляет медиа-лабораторию Массачусетского технологического института, он один из основателей программы One Laptop Per Child.


9. Архитектура

NeosKosmos1.JPG Oia Santorini Greece.jpg
Типовые дома с террасами,
Неос-Космос
Кикладский стиль, поселок Иа,
Санторини

В условиях демократии Древней Греции впервые создается целостное среда городов-государств - полисов. Развивается система регулярной планировки города с прямоугольной сеткой улиц и главной площадью - агорой - центром торговли и общественной жизни. Разработанный тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему пространственному ядру - двор [14].

Культовым и архитектурно-композиционным центром древнегреческого города был акрополь с храмом, посвященным божеству, покровителю города. Классически завершенным типом храма стал периптер. Самым ярким его примером считается главный храм Афинского акрополя - Парфенон. На основе эстетического осмысления устойчиво-балочной конструкции в Древней Греции создается ордерная система архитектурной композиции, в которой гармонично соединились высокая художественность архитектурных форм с совершенством конструкций и материалов. Стремительный развитие общественной жизни древнегреческого полиса породил такие типы сооружений, как театр, стадион, палестрам подобное. Так, в Афинах появились Театр Диониса, а позже Одеон Ирода аттического, уникальный мраморный стадион Панатинаикос. В сутки средневековья в Греции развивалась главным образом монастырская архитектура, греческие города пали, а народные жилища строились различных типов, в зависимости от формы рельефа.


9.1. Новогреческий период

Полноценно развиваться архитектура начинает с 1830-х годов, когда столицей стали Афины. Их план застройки создали греческие архитекторы Стаматиос Клеантис и Лисандрос Кавтанзоглу. Одновременно приглашены архитекторы Феофил ван Хансен и Эрнст Циллер сооружают общественные здания, способствуя расцвету архитектурного стиля неогрек. Церковная архитектура 19 века тяготела к византийской [15].

Начиная с 1920-х годов портовые города - Афины, Пирей, Салоники - начинают быстро разрастаться, в настоящее время формируется тип многоквартирного дома с многочисленными балконами и террасам, предложенный Костасом Кицикисом, характерный для Греции. В дальнейшем греческая архитектура воспринимает воздействие функционализма и неоклассицизма. В период 1950-1960-х годов вокруг Афин выросли парковые пригороды с районами, застроенными виллами и усадьбами богатых греков с элементами народной архитектуры (архитектор Димитрис Пикионис). Значительно меньше строилось дешевых многоквартирных домов (архитектор Арис Константинидис), однако возрастала потребность в строительстве новых отелей и музейных помещений (архитекторы Хараламбос Сфаеллос, Прокопиос Василиадис). Промышленное и офисное строительство развивал Такис ​​Зенетос.


10. Греческая диаспора

Греческая эмиграция на Запад началось еще в 1453 - года падения Константинополь - а именно в последнем десятилетии 14 века, когда угроза нападения турок-османов на Византию становилась все реальнее. В десятилетие до и после 1453 года движение переселения приобрел таких размеров, что пребывание греков вне своего этнического среды стали называть диаспорой. Эмиграция продолжалась в течение всего периода турецкого владычества. Колонии, основанные греками-переселенцами в Западной и Центральной Европе, состояли из представителей всех социальных слоев - интеллигенции, дипломатов, издателей, купцов, ремесленников, артистов, священников, наемных рабочих и солдат. Однако несмотря на такой разнообразный профессиональный состав, на новом месте все они становились купцами или владельцами магазинов. Главной причиной создания новых колоний, возникшие в конце 18 - начале 19 века, стала торговля. Эмиграция на этом этапе носила преимущественно коммерческий характер. В результате в начале 19 века греческие торговые колонии существовали в странах Западной и Центральной Европы, на севере Балкан и в Южной России. Греки расселились в Египте, Индии и даже Америке. Эти колонии получили развитие после Греческой революции 1821-1829 годов.

Находясь в чужой стране, греческие переселенцы, как правило, не прекращали контакта со своими соотечественниками, селились компактно и объединены в общины подобно самоуправляемым общинам в самой Греции со своими храмами, священниками, школами, больницами, типографиями. Общины должны устав, по которому определялись права и обязанности их членов, например, перечислять определенные суммы денег на поддержку церкви, школы, больницы и т.д.. Эти деньги поступали в виде налога на ввозимые товары или товары, вывозились греческими торговцами. Объединение в общины было очень важным явлением в истории греков диаспоры, поскольку они учились самоуправлению и самостоятельному принятию решений, эти организационные центры позднее оказались полезными при подготовке Греческой революции 1821-1829 гг, а также позволили сохранить свое этническое среду и религию. Единственное, что объединяло всех колонистов - это любовь к их первой родины.

Наиболее многочисленными были греческие торговые колонии в Нидерландах, Австрийской империи и Италии. Переселенцы открывали коммерческие предприятия и, используя местные возможности, осуществляли большую часть внешней торговли тех стран, которые приняли их: например, в Венеции с древней процветающей греческой колонией или в Амстердаме, где в 1730 г. грекам, евреям и армянам были предоставлены такие же торговые привилегии, как и голландским подданным. С этого времени иностранные купцы заменили голландцев в торговле Леванта, и Амстердам стал основной базой греческих купцов в Западной Европе. Именно эти колонии сыграли важнейшую роль в развитии национального сознания греков.


Примечания

  1. Лейст О. История политических и правовых учений. Гл. 13. - www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Leist/_03.php
  2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/_01.php
  3. Ancient Greek Theater Discovered - Discovery Channel - dsc.discovery.com/news/2007/02/16/greektheater_arc.html
  4. Древнейшие памятники микенского линейного письма Б датированы 15 ст. до н. е. Я. А. Ленцман. Расшифровка крито-микенских надписей - annals.xlegio.ru / greece / lencman.htm
  5. CIA Fact Book. Greece overview
  6. Греческая литература / / "Литературная энциклопедия" (М., 1929-1939. Т. 1-11) - feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le8/le8-1372.htm
  7. Византийская литература / / "Литературная энциклопедия" (М., 1929-1939. Т. 1-11) - feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le8/le8-1372.htm
  8. а б Греческая музыка - musplanet.narod.ru / Greek_music.htm
  9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/141493/Театр
  10. Фильм "Собачий зуб" - победитель Каннского фестиваля, 24 мая, tsn.ua - tsn.ua / ukrayina / film-sobachii-zub-peremozhets-kannskogo-festivalyu.html
  11. Названы номинанты на премию "Оскар", 26 Февраля 2011, luchesk.com.ua - luchesk.com.ua/news/all/2250-Nazvano-nominantiv-na-premiyu-Oskar
  12. Феохарис Кессидис. Греция (Королевство Греция). Общественные науки. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 30. Экслибриса - Яя. 1978. 632 стр., илл., 30 л. илл., 9 л. карт.
  13. Ο ιστότοπος του Εθνικού Κέντρου Έρευνας Φυσικών Επιστημών "Δημόκριτος" - www.demokritos.gr/
  14. История развития архитектуры - dic.academic.ru/dic.nsf/bse/65418/Архитектура
  15. Полевой В. М. Греция (Королевство Греция). Архитектура и Изобразительное искусство. / / Общественные науки. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 30. Экслибриса - 1978. 632 стр.

Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам