Культура Японии

"Под волной Канагавського моря" ( Кацусика Хокусай, 1832)

Культура Японии ( яп. 日本 文化, にっぽん ぶんか , МФА : [Nip̚.poɴ bunka] ) - Совокупность духовных и материальных ценностей, которые были созданы в Японии и определяют духовно-общественное бытие японцев.

Культура Японии большое количество вещественных культурных достижений. Среди них прекрасные образцы изобразительного искусства древности, шедевры архитектуры и скульптуры, мировые памятники японской поэзии, литературы и драматургии, достопримечательности садового строительства и т.п.. Наряду с ними существует богатое наследие японской культуры религиозной и философской мысли, так называемых невещественных культурных ценностей [1].


1. Теория

Японской национальной культуре новейшего времени присуща высокая степень гомогенности. В островной Японии сформировались один народ, один язык и одна культура. Основы этой гомогенности были заложены в период Эдо ( 1603 - 1867), когда страна проводила политику изоляции от Запада. После реставрации Мэйдзи 1868 года началось сознательное строительство японской национального государства, что способствовало унификации культуры. В частности была проведена стандартизация японского языка, внедрена единая общенациональная образовательную и налоговую системы, установлены государственной религии синто, введен воинскую повинность и создана единая политическая система ценностей во главе с Императором, символом нации. Эти меры способствовали появлению гомогенного национально-культурного пространства. Его дальнейшей эволюции способствовало развитие японской образования и средств массовой информации [1].

Несмотря на формальную гомогенность японской культуры, она имеет объективные условия для развития гетерогенного культурного пространства. Его появление связано с географическими особенностями страны. Японские острова пролегают в разных климатических поясах - от умеренного до субтропического, а населенные районы разделены между собой высокими горами. Разнообразие природных условий способствовало существованию экономической и культурной региональной дифференциации. Во времена, когда не существовало японской национального государства, а сама Япония делилась на сотни удельных владений, культурная гетерогенность была нормой. Жители Японского архипелага имели различные региональные языки и были носителями скорее региональной, а не общенациональной, сознания [1].

Кроме гетерогенности региональных культур, воспринимаются в новейшее время как субкультуры общенациональной японской культуры, в Японии существует гетерогенность социальных культур. Она связана с явлением общественной дифференциации. Культуры разных социальных классов условно разделяют на две группы: консервативную самурайской -крестьянскую и либеральную купеческой мещанскую. Представителями первой считаются политики, администраторы, работники фирм, преподаватели, а представителями второй - инженеры, председателя предпринимателей, ремесленники, учащиеся и т.д. [1].

Львиная доля японских культурных ценностей является результатом развития импортируемых из-за рубежа идей, а не эволюции оригинальных японских концепций. Так, в 4 веке с материка в Японию проникла техника обработки металлов, сельское хозяйство и скотоводство. В 7 веке японцы приняли китайский буддизм, конфуцианство, даосизм, иероглифическую письменность, планирования городов, административный аппарат и т.д.. В 16 веке в стране распространилось христианство и огнестрельное оружие, а в 19 веке - разнообразные достижения западной цивилизации, от системы управления к музыке и живописи. После Второй мировой войны источником научных, технических и культурных идей для японского общество остается США. Большинство импортируемых концепций и ноу-хау традиционно японизуеться - иностранная форма наполняется местным содержанием. Именно японизация заимствований, а не простое копирование, является характерной чертой японской культуры [1].

Так что в культуре Японии имеется сосуществование двух сторон: новейшей общенациональной гомогенности с традиционной гетерогенностью региональных и социальных культур. Культурные различия низкого уровня выступают источником для формирования культуры высшего, всеяпонского уровня.


2. Смотрите также

Примечания

  1. а б в г д Йонеяма Тосинао. Япония: Культура / / Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. - Токио: Сьогаккан, 1994-1997.

4. Источники и литература