Культура древнего Востока

Культура древнего Востока


1. Общие закономерности возникновения древневосточных цивилизаций

Одной из общих закономерностей исторического процесса является неравномерность его развития как во времени, так и в пространстве. В истории человечества на определенных этапах отдельные народы становились носителями общественного прогресса. К тому же на ранних стадиях, когда человек еще сильно зависел от природы, очень важным был географический фактор.

В конце IV - III тыс. до н.е. создателями первых цивилизаций на Земле стали народы, которые заселяли долины крупных рек - Тигра, Евфрата, Нила, Инда, Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Решающую роль в этом сыграло наличие наносных плодородных земель, которые образовывались благодаря периодическим разливам год. В такой местности индивидуальная обработка земли невозможна. Вместе с тем объединение усилий крестьянских общин, накопление наблюдений по времени разлива рек, ирригационные работы обеспечивали очень богатые урожаи. Даже каменные, деревянные или медные орудия позволяли вести здесь великообсягови земляные работы и получать значительный дополнительный продукт. Следовательно, создавались условия для имущественного расслоения и возникновения государства. Сложился особый тип государства - восточная деспотия. Ее особенности обусловлены именно необходимостью создавать и поддерживать ирригационную систему: жесткая централизация власти, полное всевластие и даже обожествление правителя, существование бюрократического аппарата, применение рабского труда, но при этом - сохранение сельской общины.

Эти черты имели конкретные своеобразные проявления в разных странах Древнего Востока.


2. Основные достижения культуры Древней Месопотамии

2.1. История открытия

Месопотамией (украинские - Междуречье или Двухлетие) называют область между реками Тигром и Евфратом. Эта территория сейчас преимущественно принадлежит Ирака. Древняя Месопотамия - историческая область, где, согласно современным представлениям, раньше всех на планете состоит государственность.

Очень долго эта цивилизация оставалась практически неизвестной науке. Основным источником знаний была Библия, где есть рассказы о строительстве Вавилонской башни, о правителе Навуходоносора и пленение евреев, о халдеев - жителей Вавилона, о столице Ассирии - Ниневию - "большую блудницу", о чаше гнева, когда семь ангелов вылили на приевфратськи земли. Описание этих мест встречается и у древнегреческого историка Геродота. Он увлекался стенами Вавилона - такой ширины, что на них могли разъехаться две боевые колесницы, причислил к чудес света "Висячие сады Семирамиды". Такие свидетельства долго вызывали сомнения, потому что было непонятно, куда могла исчезнуть большая цивилизация. В XIX веке произошли грандиозные археологические открытия в долинах Тигра и Евфрата. Были раскопаны главные города Месопотамии, расшифрована письменность, что позволило достаточно подробно реконструировать прошлое Двухлетие.


2.2. Государства Древней Месопотамии

Особенность (чисти чисти 205 группа чисти) древнейшей политической истории Месопотамии заключается в том, что здесь существовала не одна, а несколько государств, которые поочередно добивались преимущества в регионе. В конце IV - начале III тысячелетия до н. е. на юге Двуречья возникли города-государства Ур, Урук, Лагаш (лаваш чисти чисти), объединенные историками собирательным названием Шумер (на имя народа, жившего там). Несколько позже сформировалось и стало завоевание царство Аккад. В III тысячелетии до н. е. большая часть Месопотамии попадает под власть Вавилонского царства. Затем, с XVI в. до н. е., усиливается мощь Ассирии (ее столица - город Ниневия). После нового недолгого подъема Вавилона в VI в. до н. е. Междуречье было завоевано северным соседом - Персией ( Ираном).

Культура этих государств имело определенные отличия, но четко прослеживается его преемственность, общие черты. Месопотамию часто называют колыбелью человеческой цивилизации. Многое из того, что составляет современную культуру и окружает нас в повседневной жизни, возникло именно там.


2.3. Строительство и архитектура

В Месопотамии очень рано (по последним данным, раньше, чем в Египте) начинают строить ирригационные сооружения. Ирригация имела планомерный, крупномасштабный характер. Наводнения Евфрата бывают очень сильными, но редкими. Поэтому копались огромные котлованы, которые заполнялись водой во время наводнения - так создавался запас воды на время засухи. Геродот описал судоходный канал, прорыт между Тигром и Евфратом.

Накопленный опыт стал использоваться в строительстве. В конце IV тысячелетия до н. н.э. шумеры уже строят города. В них складываются и первые государственные структуры. Возникает монументальная архитектура. При раскопок была найдена статуя жреца, правителя шумерского города Лагаша по имени Гудеа, жившего в XXI в. до н. н.э. Он изображен с планом будущего храма в руках. Это - свидетельство одновременно высокой строительной техники и значимости, которую правители предоставляли строительным работам. Монументальное строительство, как и ирригация, - яркий пример победы человека над неблагоприятными природными условиями. Дело в том, что в Месопотамии нет готовых строительных материалов - камня, дерева. Все гигантские сооружения возводились из глиняной кирпича.

Основными монументальными строениями были храмы и дворцы. Храмы часто размещались на вершине многоступенчатой башни - зикурату. Зикураты состояли из нескольких составных сплошной кирпичной кладкой платформ, размеры которых уменьшались вверх. Считалось, что такие ступени соединяют землю и небо. Храм находился на верхней площадке, подняться к нему можно было длинными лестнице и наклонными подъемами. Такие процессии составляли часть религиозных церемоний. "Храмы-горы", которые создавались трудом крестьян-общинников и рабов, становились символами всемогущества государства. Слава месопотамских строителей отразилась в библейском рассказе о Вавилонской башне. Кстати, при раскопках древнего Вавилона был найден фундамент гигантского зикурату, который, вероятно, и был ее прообразом.

Величественными, как и культовые сооружения, были дворцы правителей Шумера, Аккада, Вавилонии и особенно Ассирии. Вход царского дворца в Ниневии был украшен огромными статуями божеств - крылатых человекобыка и людинолевив. На стенах залов - сюжетные рельефы, которые детально изображают жизнь правителя. Самые известные - рельефы, посвященные охоте - любимому занятию асирийськои знати. Зверей держали в специальных вольерах - первых предшественниках современных зоопарков, а перед охотой выпускали. Рельефы прекрасно передают динамику, азарт погони. Особое впечатление производят драматические сцены гибели животных - львицы и льва, газелей, диких лошадей.

Раскопки в Вавилоне позволили уточнить, как выглядели легендарные ?висячие сады? царицы Семирамиды. Это было каменное здание, состоявшая из ступенчатых террас. На каждой террасе был слой земли, где и разбивали сад. Вода вверх подавалась с помощью лопастного водопровода.

Постоянные войны требовали возведения оборонительных сооружений. Города Междуречья становятся настоящими крепостями. О столице Ассирии Ниневию говорили: "Та, которая своим сиянием отбрасывает врагов". Зубцы ее стен, достигавших около 20 м в высоту, украшала кирпич, покрытая голубой глазурью с золотой блестящей полосой. Вавилон окружали четыре кольца стен. Главные ворота были посвящены богине Иштар. По приказу царя Навуходоносора к ним построили дорогу необычайной красоты и абсолютной недоступности для возможного врага. С двух сторон поднимались семиметровые стены. Эта дорога была вымощена огромными плитами из белого известняка. На каждой плите выбита надпись: "Я - Навуходоносор ... Вавилонскую улицу вымостил ...". Bce, что делалось в государстве, считалось заслугой исключительно ее правителя.


2.4. Письменность и литература

Наибольшее достижение культуры Месопотамии - письменность. Раньше всех ее создали шумеры в IV тысячелетии до н. е. Сначала появилось рисуночный письмо - пиктография. Постепенно отдельными знаками стали обозначать уже не слово, а склады и звуки, а рисунки изменили свой ​​вид. Для письма использовали глину - самый распространенный природный материал в Двуречье. С тщательно очищенной глины изготовляли табличку, надпись наносили палочкой или металлическим стержнем. По форме клинообразных черточек письменность получила свое название - клинопись. Готовую табличку обжигали в специальных печах.

От шумерской письменности происходят клинописные системы Аккада, Вавилонии, Ассирии. Свое время имела место интересная ситуация: когда лингвисты расшифровали асирийський, потом вавилонская клинопись, они предвосхитили открытия еще более древней культуры. Археологи раскопали шумерские памятники значительно позже.

Сейчас уже прочитано тысячи табличек разного содержания: царские приказы, хозяйственные записи, ученические тетради, научные трактаты, религиозные гимны, художественные произведения. В Ниневии была сделана исключительная находка - первая в истории человечества библиотека. Ее создали по приказу асирийського царя Ашшурбанипала. Сохранилась и табличка с суровым приказом, разосланным по всей стране, собирать или переписывать глиняные таблички. Библиотека была блестяще организована: внизу каждой таблички - полное название книги и номер "страницы", ящики размещались на полках в соответствии с тем, в каждой полки - номер.

В библиотеке Ашшурбанипала сохранилась первая из известных в мировой литературе эпическая поэма. Она была создана еще шумерами и рассказывает о царе города Урук, героя Гильгамеше. Гильгамеш и его друг Энкиду совершают множество подвигов. После смерти Энкиду Гильгамеш не может примириться с тем, что, в отличие от богов, люди не живут вечно. Он отправляется искать тайну бессмертия. Поиски приводят его в первую человека - Ут-Напиштим. Ут-Напиштим переводит Гильгамеше историю своей жизни. Перевод этого рассказа на европейские языки произвел настоящую сенсацию, поскольку она практически полностью совпадала с рассказом о "Великий потоп" в Библии : гнев богов, сооружение большого корабля, земля, покрытая водой, и даже остановка на вершине большой горы ! В конце своего путешествия Гильгамеш, потеряв волшебный цветок бессмертия, понимает: вечно живет в памяти потомков тот, кто осуществляет добрые дела.

Образы и сюжеты шумерской, вавилонской, асирийськои мифологии сохранились после гибели этой цивилизации. Например, мифы о сотворении мира и людей из глины, об умирающем и воскресающего бога Тамуз. Семидневный неделю сложился в ассирийцев и вавилонян, которые поклонялись семи главным богам. Такие примеры можно продолжать.


2.5. Научные знания

Благодаря расшифровке "глиняных книг" получено достаточно точные представления об уровне знаний в Междуречье. Хранителями высшей мудрости были жрецы. Особое значение приобрело наблюдения за звездами. Звездам приписывалась магическая сила. Храмы на вершинах зикуратив служили своеобразными обсерваториями. В Вавилонии была известна вся звездная карта, которая может быть создана без телескопа. Жрецы установили связь Солнца со знаками гороскопу. На основе астрономических наблюдений была разработана очень точный лунный календарь. Вавилоняне пользовались солнечными и водяными часами. Верили в влияние звезд на судьбу человека, большим уважением пользовалась астрология.


2.5.1. Математика

Особым для своего времени были и математические знания: четыре арифметических действия, возведение в квадрат и нахождение квадратного корня, вычисление площади геометрических фигур. Современный распределение круга на 360 градусов и часы на 60 минут восходит к шистичнои Асир-вавилонской системы счета.

2.5.2. Медицина

Искусство вавилонских врачей славился на Востоке. Их часто приглашали в другие страны. В Вавилоне было две медицинские школы, которые содержались за счет государства. Сохранилось множество научно-медицинских табличек, составленных по одному образцу. Начинаются они словами: "Если человек болен ...", дальше идет перечень симптомов болезни, а затем рекомендации по лечения. Завершают запись слова: "Он выздоровеет". Интересный обычай описывает Геродот. Когда врачи не знали, как помочь больному, его выносили на рыночную площадь и каждый прохожий был обязан справиться.

В целом можно сказать, что умственный труд уже отделилась от физического, но наука носила характер тайного знания.


3. Законы Хаммурапи

Определенным итогом развития политической мысли древних стало оформление письменных законов в Шумере, Аккаде, других государствах Месопотамии. Как царь-законодатель вошел в мировую историю Хаммурапи, который подчинил власти Вавилона все Двуречье (XVIII в. до н. н.э.). В Париже, в Лувре хранится "Стела Хаммурапи". В ее верхней части - изображение самого царя, который получает от бога символы власти, а в нижней - выбиты клинописью законы. Большое место среди них занимает долговое право - займа, проценты на долги, залог. Денежной единицей тогда был талант (слово, которое, изменив значение, вошло в современных языков). Регулируются семейные отношения: взятие брака, наказание за неверность, имущественные права мужчин, наследования, развод. Оговорено, что раб - полная собственность хозяина. Судили жрецы, они могли вызывать свидетелей, которые приносили клятву. Наказания предусматривались суровые, существовал смертный приговор (отсечение головы, закапывание живьем в землю, посадка на кол). Врач за неудачное лечение карался следующим образом: "Если врач, делая кому-нибудь надрез бронзовым ножом, причинит смерть этому человеку или, снимая катаракту бронзовым ножом, повредит глаз этого человека, то ему должны отсечь руку ". Войско было регулярным, за службу получали деньги и надел земли. Высшую власть по всем законам воплощал царь.

Увеличение территории государства приводило к усложнению структуры управления. В Ассирии, опять же впервые, возник четкое деление на местные административные единицы - сатрапии. Затем его позаимствовала Персия.

Приведена характеристика не исчерпывает перечень достижений в области науки и искусства, которые впервые появились у народов Междуречья, но она дает представление о том высокий уровень, которого достигла здесь культура.


4. Древнеегипетская культура

4.1. История изучения

Жан-Франсуа Шамполон

В отличие от Месопотамии, культура Древнего Египта никогда не забывалась человечеством. Если города Двухлетие оказались под землей, то древнеегипетские храмы и пирамиды, сложенные из гигантских каменных блоков, продолжают возвышаться и сейчас. Как написал арабский путешественник: "Все на свете боится времени, но время боится пирамид". Сохранились многочисленные надписи на стенах храмов, памятных обелисках, статуях, в жарком сухом климате не погиб даже папирус (название этого египетского материала для письма происходит от названия тростника, которая служила для него сырьем). Однако представление о египетской истории долгое время оставались весьма схематичными. Ученым никак не удавалось прочитать египетскую письменность - иероглифы. Ее секрет, тщательно оберегался кастами жрецов и писцов, было потеряно еще в древности. Древнегреческие ученые пытались объяснить значение иероглифов, считая их рисуночный письмом. Подобные попытки оставались тщетными вплоть до XIX в. Во время египетского похода Наполеона было найдено и вывезено в Европу так называемый "Розеттский камень" (место находки - городок Розетта). На этом камне одинаковый текст выбиты трижды: древними иероглифическими письменами, потом их позже, варианту и хорошо известной древнегреческом языке. Эта надпись стал основой для расшифровки.

Честь открытия секрета иероглифов принадлежит французскому ученому Франсуа Шамполону. Он отказался от предположения, что каждый иероглиф означает целое слово. После многолетних исследований Шамполон установил, что существуют иероглифы нескольких видов: одни обозначают слова, а другие - буквы или склады. Бывают случаи, когда один знак читается по-разному. В древнеегипетской письменности Есть гласных, нет постоянного направления письма. Кажется, уже этих подробностей достаточно, чтобы понять, какое сложное научное задачу решил Шамполон. Он по праву считается основоположником науки египтологии.


4.2. Возникновение египетского государства и периодизация истории Древнего Египта

Заселение территории Египта произошло в раннем неолите. В Х-VI тысячелетиях до н. е. на широких просторах Северной Африки кочевали разрозненные племена, занимавшиеся охотой, собирательством и рыболовством. В связи с изменением климата, которая привела к высыханию саванн, племена стали осваивать долину Нила. Создание сложной ирригационной системы позволило им перейти к высокопроизводительного земледелия и животноводства. Из многочисленных племенных союзов - номов - возникло два политических объединения - Верхний и Нижний Египет. Они объединились в начале III тысячелетия до н.е., после многих войн. Столицей единого государства стал Мемфис, позже центр переместился в Фивы.

В древности египтяне вели летоисчисление по правящими династиями фараон ов. С приходом новой династии отсчет лет начинался заново. В IV в. до н. е. египетский жрец-историк Манефон распределил истории Египта на Древнее, Среднее и Новое царства. Это распределение лежит и в основе современной периодизации:

  • Раннее царство (рубеж IV-III тысячелетия до н. Н.э.);
  • Древнее царство существовало на протяжении III тысячелетия до н. н.э.;
  • Среднее - с конца III до середины II тысячелетия до н. е.,
  • Новое - с середины до конца II тысячелетия до н. е.

Выделяют еще поздний период в I тысячелетии до н. е. (точнее - до IV в. до н. э, когда Египет покоряют войска Александра Македонского). Таким образом, древнеегипетская цивилизация существовала практически три тысячелетия, сохраняя целостность своей оригинальной, сложной и чрезвычайно богатой культуры.


4.3. Религиозные представления

Ключом к пониманию всей культуры Древнего Египта является система религиозных представлений, отраженная в мифологии. Основными источниками, по которым изучают мифологические представления, являются разнообразные религиозные тексты, гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов.

Много богов почитались египтян в виде животных. Священный бык Апис воспринимался как олицетворение производительной силы природы и плодородия. Целый культ сложился вокруг жука - скарабея. Ему поклонялись в храмах солнечных божеств, изображали толкая перед собой солнечный диск. Во время мумификации каменное изображение скарабея клали на место сердца. Это - древнейшие, связанные еще с тотемизмом верования.

Постепенно представление о внешнем виде богов менялись. Божества стали изображаться, как правило, в виде людей с головами животных, реже - в виде животных с головами людей. Например, богиня Хатхор изображалась с коровьей головой, бог Амон - с рогами барана, бог Гор - с головой сокола. Сфинкс - божество, охраняющее границу пустыни, стережет Египет от Сета - бога смерти и горячего испепеляющего ветра - в виде льва с мужской головой. Определенные звери и птицы стали считаться душами богов и жили при храмах. Чтобы быть признанным воплощением божества, животное должно было иметь особый цвет, форму пятен, рогов. После смерти священных животных мумифицировали, прятали за определенным обрядом. Археологи нашли целые кладбища быков, кошек, крокодилов.

Высшим культом был культ солнечного божества. Египет называли ?страной Солнца", фараонов - "сынами Солнца". Во времена Древнего царства главным божеством был бог Солнца - Ра. Запад и восток Солнца различные мифы объясняли неодинаково. В одних небо представлялось в виде коровы с телом, покрытым звездами, а иногда - в образе женщины-богини, которая, согнувшись, пальцами рук и ног касается земли. В таком случае исчезновения и появление Солнца связывали с проглатыванием светила и новым его рождением. По другим представлениям, Ра днем ​​плывет по небу в лодке к западным гор. Там он пересаживается в ночное лодка, доплывает до восточных гор, откуда, выдержав битву со своим врагом-змеем, вновь появляется на небе.

Каждый город имел своего бога-покровителя. В Фивах особенно почитали бога Амона. Когда во времена Среднего царства Фивы стали столицей страны, культ Амона объединился с главным государственным культом Солнца, сложился образ единого бога - Амона-Ра.

В эпоху Нового царства был недолгий период, когда фараон Аменхотеп IV отменил все прежние культы и ввел единобожие (монотеизм) - поклонение всемогущему солнечному диску - богу Атону. Свое имя, означающее "Амон доволен", он заменил на Эхнатон ("Полезный для Атона"). Фараон столицей специально построен город Ахет-Атон. После смерти Эхнатона жрецы, против которых и была, собственно, направлена ​​реформа, быстро восстановили почитание Амона-Ра, вернули свою власть и сделали все возможное, чтобы имя Эхнатона было навсегда забыто. Только благодаря тому, что археологи нашли столицу проклятого фараона-реформатора, его история стала известна науке.

Очень важным был общеегипетской культ бога умирающей и воскресающей природы Осириса. Миф рассказывает о том, как Осирис, когда царствовал, научил людей обрабатывать землю и сажать сады. Но его убил брат, злой Сет, желая править сам. Сестра (и одновременно жена) Осириса богиня Исида находит и оплакивает его тело. Сын Осириса и Исиды - Гор - вступает в борьбу с Сетом. Благодаря помощи Исиды на суде богов Гора признают единственным наследником. После победы Гор воскрешает отца. Однако Осирис не желает оставаться на земле и становится царем загробного мира. Этот культ был тесно связан с земледелием: сев считалась похоронами зерна-Осириса, появление первых всходов - его возрождением. Гора сравнивали с солнечным светом, которое дает жизнь (сокол был одновременно символом и Гора, и солнца).

Важнейшей чертой древнеегипетской религии было обожествление царской власти. Умерший фараон приравнивался к Осириса, который обретает вечную жизнь. Правящего фараона считали живым богом, Гором во плоти, сыном Ра. Такие представления имели реальную основу: власть фараона была абсолютной, ему подчинялся огромный бюрократический аппарат, ему принадлежали все земли в государстве, золотые рудники и копи серебра, в его личное распоряжение поступали налоги. Верили, что власть фараона распространяется даже на силы природы. Существовал обряд, когда фараон бросал в Нил папирус, в котором приказывал реке разлиться.

Простым людям запрещалось произносить вслух не только имя фараона, но даже его царский титул. Фараон - это аллегория, которая сохранилась в Библии (в переводе - большой дом, то есть - тот, который живет в большом доме). В надписях имя фараона защищалось - обводилося особой рамкой - картушем (кстати, этот обычай помог в свое время расшифровать иероглифы). Фараон Нового царства Тутмос III долгие годы не мог занять престол, поскольку в стране правила царица Хатшепсут, которая захватила власть путем заговора. Когда после ее смерти Тутмос стал фараоном, он отдал приказ уничтожить все надписи и статуи в ее честь. Леся Украинской, бывавший в Египте и изучала его культуру, использовала описаны представление как художественный образ в одном из своих стихотворений:

"Я, царь царей, я, солнца сын могучий,
себе эту гробницу построил,
чтобы славили народы несметные,
чтобы помнили на все века потомки
Имя ... "Далее в кругу сбит надпись.

Очень сложными были представления египтян о смерть и потусторонний мир. Смерть и существования после нее считали непосредственным продолжением земной жизни. Понималось это настолько буквально, что существовало специальное заклинание, которое в загробном мире отвлекало смерть от человека, уже умершего на земле. К мертвым обращались с письменными просьбами, они могли принять участие в судебном деле, лечении больного. Чтобы обеспечить вечное существование, надо было придерживаться множества специальных обрядов.

Египтяне верили, что человек имеет несколько душ. Душа по имени Ба в виде птицы с человеческой головой в момент смерти покидает тело. Для того чтобы умерший ожил и нашел бессмертия, Ба должна вернуться к телу. Отсюда пошел обычай мумификации. Еще одна душа - Ка - призрачный двойник человека, который жил в гробнице. Ка также должна была иметь возможность найти свою земную оболочку, для этого в гробницу клали скульптурные изображения умершего. Вообще для дальнейшего счастливого существования у умершего должно было быть все, что он имел при жизни. Человеческих жертвоприношений в египетском обряде погребения не было. В гробницу клали многочисленные изображения родственников, слуг, рабов. Заупокойный культ пронизывал и мировоззрение, и быт и искусство египтян.


4.4. Искусство

Роль искусства в Древнем Египте была совершенно иной, чем в современной культуре. В отличие от мимолетного земной жизни, искусство было носителем бытия вечного, главным средством обеспечения бессмертия. Поэтому труд художников считалась священнодействие. Они занимали высокое социальное положение, часто были жрецами. Надписи прославляют их: "я построил ...", "я выполнил работы прекрасные ...". В отличие от Месопотамии, в истории сохранились имена египетских мастеров. Первую пирамиду построил Имхотеп. Он был и архитектором, и математиком, и врачом. Слава о его мудрости досталась древних греков, которые отождествляли Имхотепа с богом целительства Асклепием. Вместе с тем, свобода индивидуального творчества была ограниченной, художник прежде всего был хранителем священных традиций. Три тысячелетия искусство Египта сохраняло единство художественного стиля.

В Египте уже в начале III тысячелетия до н. е. состоит монументальная архитектура. Причем почти не сохранилось общественных зданий, однако множество - погребальных сооружений и храмов.

Первой похоронной сооружением, для которой камень стал основным строительным материалом, была ступенчатая пирамида фараона Джосера (Древнее царство), возведенная под руководством Имхотепа. Во пирамидой вырублена скальная гробница невероятно сложного планирования (11 параллельных коридоров со всевозможными помещениями). Поражает умение каменотесов ориентироваться в глубине скалы.

Впоследствии начали строить геометрически правильные пирамиды, в Древнем царстве были основной формой царских захоронений. Близ современного Каир, в Гизе, находятся крупнейшие из них - пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса до сих пор остается самой большой из каменных сооружений мира. Пирамиды окружены храмами. В заупокойный комплекс Хефрена, кроме пирамиды и храма, входит гигантская фигура Сфинкса (хотя предполагается, что Сфинкс построен задолго до появления первых пирамид). Некоторые специалисты считают, что время на сооружении пирамид работала почти половина трудоспособного населения Египта (это было возможным потому, что на орошаемых нильских землях удавалось получать урожаи, в которых дополнительный продукт составлял до 80%).

С возникновением экономических и политических трудностей пирамиды "уменьшились" по размерам, а затем сменились на скальные гробницы и гробницы в "Долине мертвых". Большинство из них была ограблена еще в древности, поэтому в 1920 - 1922 гг большим событием в египтологии стало открытие археологом Говардом Картером нетронутой гробницы фараона Нового царства Тутанхамона.

Во времена Нового царства были построены знаменитые храмовые комплексы - храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, недалеко от Фив. От Луксора до Карнака ведет прямая двухкилометровая дорога - аллея сфинксов. Ансамбль храмов очень сложный, строились они на протяжении веков. Характерная деталь - множество огромных колонн (в одном из залов Карнака их 144). Ствол некоторых могут обхватить только пять человек. Колонны стилизовано изображают нильские растения и дерева, их капители выполнены в виде закрытых или распущенных цветков лотоса, листьев пальмы ( капитель - верхняя, украшенная часть колонны).

Еще одна настоящая жемчужина древнеегипетской архитектуры - скальный храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле. У входа в храм четыре двадцатиметровых фигуры изображают самого фараона и главных богов. Храм внутри не имеет искусственного освещения. Он ориентирован таким образом, что один раз в год - в день прихода Рамсеса II на престол - солнечные лучи достигает главного святилища, освещает лицо статуй Рамзеса и Амона, а также выбит на стене текст мирного соглашения с хеттами, победу над которыми получил фараон. Уже в наше время, когда строили дамбу на Ниле, храм в Абу-Симбеле попал в зону полного затопления. Техника ХХ века позволила перенести огромное сооружение (правда, частями) на безопасное место.

Как архитектура, изобразительное искусство воплощает идею постоянства, вечности. Оно подчинялось строгим канонам (в переводе с греческого слово канон означает правило). Четко определены были типы статуй : стоячие - фигура напряженно выпрямлена, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидячие - руки возложены на колени или одна рука согнута в локте, спина выпрямлена, взгляд устремлен вдаль. Течение Древнего, Среднего и Нового царств многочисленные статуи божеств, фараонов, жрецов повторяли эти позы.

Особый канон существовал для изображения фигур на плоскости - рельефов, фресок, рисунков на папирусе. Голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза - анфас. Вся фигура очерчивалась одной линией. Размеры изображений передавали иерархию: чем значительнее считался объект, тем больше он изображался. Наибольший - фараон (равный богам), затем - члены его семьи, маленькие - рабы. Темы композиций были разными - придворную жизнь, религиозные церемонии, бытовые сцены. Часто изображали животных, причем реалистично. Цветовая гамма фресок и раскрашенных рельефов - сочетание желтых и коричневых тонов с зелеными и голубыми. Эти цвета соответствовали земли, растениям, следовательно жизни и небу.

Согласно верованиям одна из душ умершего - Ка - должна была "поселиться" в его изображении. Чтобы Ка "узнала" свою материальную оболочку, стали изготавливать посмертные гипсовые маски. Так зародилось портретное искусство Египта. Один из самых знаменитых женских скульптурных образов во всем мировом искусстве - портрет Нефертити, жены фараона-реформатора Эхнатона. При раскопках Ахет-Атона была найдена мастерская скульптора Тутмеса, а в ней - портреты членов царской семьи. Изображения царицы Нефертити в высоком головном уборе обычно воспроизводят в профиль, при этом не видно, что работа над изображением второго глаза не закончена. Одни исследователи объясняют это обстоятельство внезапно прерванной работой (в мастерской повсюду - следы погрома), другие - намерением художника, который не захотел, чтобы его произведение замуровали в гробницу (в другом месте вместилище Ка не могло находиться).


4.5. Научные знания

В процессе наблюдений за природой, хозяйственной деятельности, политической жизни накапливался опыт. Хозяйства в долине Нила вообще невозможно без определенных научных знаний, поэтому они превращались в своеобразный рычаг политической власти. Возникнув из практических потребностей, научные знания утаемничувалися и охранялись жреческой кастой. Развитие астрономии диктовался необходимостью вычислять периоды разлива Нила. Было замечено, что разлив совпадал с появлением на рассвета, после долгого перерыва, яркой звезды Сириус. Благодаря этому, собственно, становился возможным ритуал, когда фараон "командовал" розливом.

Египетские жрецы разработали чрезвычайно точный для своего времени солнечный календарь. Сначала действовал календарь, который состоял из 360 дней. Когда жрецы уточнили продолжительность года, был придуман миф о том, что боги подарили народа Египта несколько дней, которые были объявлены праздничными. В позднем периоде даже возник проект введения високосных лет, но он не осуществился. Именно в Египте разделили сутки на 24 часа.

Разрабатывается десятичная система счета. Египтяне оперировали простыми дробями с числителем 1, умели вычислять длину окружности и площадь круга. Обычай мумификации способствовал развитию анатомических знаний (для сравнения - в Месопотамии препарирования трупов было запрещено государством). Существовали врачи разных специальностей - окулисты, дантисты, хирурги.

При храмах действовали закрытые учебные заведения - "дома жизни". Школы писцов (а эти должности, как правило, передавались наследнику) создавались при дворе фараона, при храмах и крупных государственных учреждениях. Основные предметы - чтение, письмо и счет. Обучение грамоте заключалось в заучивании иероглифов, чтении текстов и письменных упражнениях. Тексты для письма (как правило, для переписки) добирались с таким расчетом, чтобы их содержание было поучительным, способствовал осознанию будущим писарем своей миссии. Одно из самых известных наставлений гласит: "Обрати же сердце твое к книгам ... нет ничего выше книгу".

После походов Александра Македонского замкнутая египетская культурная традиция прервалась, но по сравнению с другими цивилизациями Древнего Востока через греков культурные достижения Египта имели наибольшее влияние на внешний мир.


5. Культура Древней Индии

5.1. Географические условия и периодизация истории

Одним из первых очагов человеческой цивилизации, наряду с Египтом и Месопотамией, была и Древняя Индия. Полуостров Индостан - это своеобразный субконтинент, отделен от остальной Азии цепью гор и горных хребтов, он омывается водами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. Несмотря на эти естественные препятствия, уже в древности он был одним из найзаселениших регионов планеты.

Центрами цивилизаций, становились бассейны рек ( Инд, Ганг и особенно притоки Инда - Пятилетие, или Пенджаб), где местные жители раньше начали заниматься земледелием. Именно в Индии впервые стали выращивать хлопок, рис, сахарный тростник (само слово "сахар" происходит от санскритского "сакхари" - тростниковый сахар), были приручены зебу (горбатый бык), слоны.

В истории и культуре Древней Индии можно выделить несколько периодов. Появление первых крупных государств, созданных, как считают, дравидских племенами, относят к III тысячелетию до н. е. Им на смену приходит "арийская цивилизация", связана с появлением на северо-западе Индии, а затем и на большей части полуострова индоевропейских племен, которые называли себя "Ариями" ("благородные", "из хорошей семьи"). В это время (примерно XV-VI вв. До н. Э) возникает сначала несколько отдельных государств, а с VI в. до н. е. начинает усиливаться одна из них - Магадха, находившейся в долине Ганга. Один из ее царей - Чандрагупта, основатель династии Маурьев, в IV в. до н. е. впервые в истории Индии объединил ее в единое государство - империю Маурьев (IV - II вв. до н. н.э.). Следующий период начинается с покорения северной части Индии кушанами, выходцами из Средней Азии, - господство Кушанской династии (I - III вв. До н. Н.э.). Нового Общеиндийский объединения удалось достичь династии Гуптов в IV - VI вв. н. е.


5.2. Хараппская цивилизация

К середине XIX в. мир ничего не знал о древнейшей цивилизации в долине Инда, считая, что культуру в Индию принесли арии. Однако случайное открытие английского генерала Каннингема в районе села Хараппа (штат Пенджаб), который нашел интересные печати с абсолютно неизвестными до того надписями, заставила пересмотреть эту точку зрения и начать с 20-х лет XX века планомерные раскопки.

Были найдены крупные города - Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган и др.. Они строились по схожим проектам и состояли из "Цитадели" ("верхнего" города) и "нижнего" города с жилыми постройками. Здания возводились из обожженного кирпича, связующим материалом был илистый или гипсовый раствор. Улицы пересекались строго перпендикулярно, на перекрестках углы зданий закруглялися, чтобы не препятствовать движению. Дома не имели украшений и окон, выходящих на улицу. Жители этих древних городов были очень консервативными. Расположение улиц не менялось веками, а новые дома возводились на месте старых. Во всех городах была система канализации, причем осуществлялось как водоснабжения, так и отвод сточных вод. Ничего подобного в других государствах того времени еще не встречалось. Существовали также общественные купальни, которые служили для ритуального омовения.

Ремесленники научились хорошо обрабатывать металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, но при этом совершенно не знали железа. О существовании торговли свидетельствуют находки гирь и измерительной линейки.

Археологи находят много статуэток из глины, мягких пород камня. Особое внимание специалистов привлекла бронзовая статуэтка обнаженной танцовщицы и скульптурное изображение мужчины с бородой, который условно именуется "жрецом".

Весьма своеобразными есть печати-амулеты с изображениями людей, богов и животных и, самое главное, с образцами письменности. Она не была алфавитной и состояла из рисунков ( пиктограмм). Строки располагались горизонтально и включали в 8 знаков. Писали справа налево. Расшифровка этих надписей пока еще не завершено. Из рисунков на печатях можно судить и об определенной связи религии жителей Хараппы с позднейшими религиозными верованиями Индии (например, изображения богов в позе йоги).


5.3. Религиозные учения

5.3.1. Литературная традиция

В середине II тысячелетия до н. е. эта культура приходит в упадок с окончательно не выясненным причинам. Одна из них - проникновение в Индию с севера арийских племен, которые были знакомы с железом и довольно быстро перешли к оседлой земледельческому образу жизни.

Характерным явлением для общественного строя древних арийцев были варны - своеобразные состояния, которые начали складываться у них еще до переселения на Индостан. На конец II тысячелетия до н. н.э. окончательно сложилась доктрина о 4 варны, каждая из которых была создана с той или иной части тела первочеловека Пуруши (или в следующей традиции Праджапати, воплощение бога Брахмы): брахманы (жрецы) - из уст; кшатрии ( знать, воины) - с плеч; вайшьев ( земледельцы, ремесленники, торговцы) - с бедер; шудры (низы общества - слуги, бедняки, переселенцы) - из степеней ног.

Арийские законы запрещали браки вне варнами, не допускали их смешивания и не позволяли даже прикасаться к людям, которые стоят вне варнами, - уборщиков мусора, могильников, палачей. Они так и назывались - "неприкасаемые".


5.4. Веды

Даже в современной Индии источником мудрости считаются "Веды" - сборники священных гимнов в честь арийских богов. Известны 4 таких сборника. Древнейший из них - "Ригведа" - относится к III, а отчасти и к концу VI тысячелетия до н. н.э. и состоит из 10 книг и 1028 гимнов. Позже были составлены "Самаведа" и "Яджурведа", включающие песни и жертвенные формулы. Последняя - "Атхарваведа" - содержит магические формулы. В ведической литературе относятся также различные комментарии к Веды, написанные позже.

Ведическая литература дает нам представление о религии древних ариев. Они считали, что Вселенная состоит из трех миров: неба, воздуха и земли. И боги, соответственно, делились на 3 группы. В начале I тысячелетия до н. е. на основе ведизма и верований доарийского населения возникает брахманизм. Согласно ему только брахманы могли выполнять религиозные обряды и учить людей религии. На смену старым ведическим богам - Варуне, Индре, Сурья - приходят новые: Брахма считается творцом мира, Вишну - его охранником, а Шива - разрушителем.

Одновременно возникает учение о миграции душ ( сансара - "блуждание", "перерождение"), о "Дхарму" - закон, моральный порядок, и о "Карму" - деяния человека, определяющие его положение. Сюда же примыкает и представление о "мокшу" - состояние "ненароджуваности и невмирання". Все эти религиозно-философские убеждения найдут потом отражение в буддизме и индуизме.

Брахманизм составил легенды о подвигах героев Кришны и Рамы, которые положены в основу эпических поэм - "Махабхараты" и "Рамаяны". Первая из них ("Великая война потомков Бхараты") была составлена ​​мудрецом и певцом Вьясою и содержит 18 книг, которые включают в себя 107 000 двустиший. Это в 8 раз больше, чем объем "Илиады" и "Одиссеи". Сюжетом эпоса является борьба за власть потомков легендарного Бхараты - Пандавов и Кауравов. Но "Махабхарата" - не только литературное произведение, она также законоповчальним трактатом и священной книгой. Особенно это касается шестого ее части, названной "Бхагавадгита" ("Песня (гимн) бога"), которая представляет собой наставления Кришны.

"Рамаяна" ("Сказание о Раме") по размерам уступает "Махабхарате", но отличается большей гармонией и образностью. В основе сюжета лежит история жизни Рамы - идеального сына и идеального правителя, его любовь к Сити, ее похищения царем ракшасов (демонов), победа Рамы и его воцарения в родном городе. Обе поэмы стали национальным достоянием индийского народа, неистощимым источником сюжетов и образов для литературы и искусства.

Начиная с VI в. до н. е. в быту распространяются новые произведения брахманистив - Сутры и Шастры - своеобразные трактаты по различным отраслям знаний. Появляются сборники законов, известный из которых - "Законы Ману". Возникают первые философские школы: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта, наиболее воинственной из которых была последняя. В V - IV вв. до н. е. брахман Панини создает единый литературный язык - санскрит ("очищенный", в отличие от "Пракрити" - разговорных языков), который стал языком мижиндийського общения.

VI в. до н. е. связано в истории Индии с появлением новых верований - джайнизма и буддизма. Термин "джайнизм" происходит от слова "джайнов" - победитель (имеется в виду победитель над круговоротом перерождений). Его основатель Махавира жил в VI в. до н. е. В основе учения - путь освобождения от сансары через соблюдение "трех сокровищ" джайнизма: "правильного знания", "правильного видения" и "поведения". Махавира завещал своим последователям аскетизм и Ахимса (непричинение вреда всем живым существам как условие спасения души).


5.5. Буддизм

Возникновение буддизма - одной из современных мировых религий - связывают с именем Сиддхартхи Гаутамы ( 563 - 483 гг до н. н.э.), который в 28 лет покинул дом отца-раджи и 7 лет находился в бегах, пока на него не снизошло просветление и он не стал Буддой ("Просветленным"). Будда открыл четыре "благородные истины" о том, что жизнь есть страдание, причиной которых являются человеческие желание, страсти, стремление жизни и выход из этого - утоления всех страстей. Главная цель человека - достижение "Нирваны", состояния, когда человек навсегда исключается из процесса перевоплощений. и сливается с духовной "божественной" первоосновой мира. Таким образом, спасение было возможно для каждого человека независимо от его происхождения через самосовершенствование и без каких-либо посредников (например, брахманов). Наивысшего подъема буддизм достигает за Ашоки - третьего императора из династии Маурьев (268-232 гг. Н.э.). Он созвал буддийский собор, где были утверждены канонические основы буддизма. Благодаря его усилиям буддизм вышел за границы Индии.

Со времени покорения Северной Индии Кушанской империей ( 1 века н. н.э.) происходят серьезные изменения в индийском обществе. На основе системы варн начинает складываться кастовая система. Касты (в Индии - джати) - замкнутые группы населения со своими обычаями и законами. Члены "джати" жили в одной местности, занимались однородной деятельностью, имели свою администрацию, систему взаимопомощи, общую кассу. Общение между членами разных каст ограничивалось.

В Кушанской эпоху оформляется новое направление буддизма - махаяна, где Будда становится богом, а также появляется культ бодхисаттв - святых, которые достигли уровня Будды, но временно отказались войти в нирвану из сострадания к человечеству. Буддизм в это время подчиняет Китай и Индокитай, чуть позже достигает Кореи. Начиная с IV в. н. е. распространяется религиозное образование. В V в. царь Кармагупта из династии Гуптов открыл известный буддийский университет - монастырь Наланда в Северном Бихари. Позже появились университеты в Таксиль и Аджанты.

В борьбе с буддизмом начинает формироваться новый тип брахманизма - индуизм. Основу учения составила "Бхагавадгита". Исходя из того, что каждое божество - это воплощение верховного бога (как Рама или Кришна были воплощением бога Вишну), индуизм позволял которые культы и верования, проявляя при этом еще большую терпимость, чем буддизм. Главные боги индуизма - Шива, Вишну и богиня Шакти - были также воплощениями высшего божества - Брахмы, сидящий на троне в вечной медитации на вершине Гималаев.

Таким образом в ходе древней истории Индии оформились основные религиозные учения: на основе ведической традиции - брахманизм, который трансформировался в индуизм; джайнизм; буддизм.


5.6. Искусство

Все эти религии влияли не только на литературную традицию, но и на архитектуру и изобразительное искусство.

Сначала арийские племена использовали для строительства почти исключительно дерево. Каменные дворцы вместо деревянных сооружений стали сводиться в царствование Ашоки из династии Маурьев. Известен его дворец в Паталипутра - столицы Магадхи. Повсеместно относились стамбхи - каменные столбы с буддийской символикой или изображением животных и высеченными на них надписями (например, Львиная капитель из Сарнатха, возведенная на месте первой проповеди Будды, которая стала гербом современной Индии). В это же время появляются и первые ступы - культовые сооружения полусферической формы, сохраняющие реликвии, связанные с Буддой. По преданию, Ашока возвел 84000 ступ.

Прекрасные архитектурные памятники дошли до наших дней со времен Кушанской империи. Это прежде чайтьи - пещерные храмы, например, пещерные комплексы в Карле и Эллори. Уникальный храм в Кайлас соединил образы и мотивы из индуизма, джайнизма и буддизма. Известный скальный храмовый комплекс находится в Аджанты. Ее пещерные храмы сохранили многоцветные фрески. Реалистичные и в то же время стилизованные росписи покрывают все: и стены, и потолок, и колонны.

В Кушанской эпохи Будда изображался только в виде символов, теперь появляются его изображение в виде человека. Его часто окружают бодхисаттвы, как, например, на потолке с Екатериной (II в. Н. Н.э.).

Распространенным направлением в искусстве этого времени становится гандхарське (по имени местности Гандхара на северо-западе Индии). Оно соединило в себе традиции среднеазиатской, иранской, индийской и эллинистической культуры. Примерами могут служить статуи Будды из хоте-Мардан и с Тахт-и-Бахи. Изображение в гуптському искусстве становятся более изысканными и чувственными. Будда из знаменитой статуи из Сарнатха IV в. трактуется как идеальный человек, достигший нирваны.

Вообще императоры из династии Гуптов покровительствовали художественном творчестве. На основе древнего вида театрального искусства - пантомимы - возникает драматургия. При дворе Чандрагупты II (380-415 гг) жили лучшие поэты того времени. Самый известный из них Калидасы ( 353 - 420 гг.) До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является "Шакунтала". Существовал и народный театр, сочетавший музыку и пластику танца. Индийцы очень любили разные игры. Одна из них - чатуранга (шатрандж) - дошла и до нас в виде современных шахмат.

Достигают высокого уровня научные знания. Одной из загадок для современных ученых остается нержавеющая железная колонна в Дели. Математики уже знали квадратные и кубические корни. Астрономы установили, что Земля вращается вокруг своей оси и Месяц принимает свой ​​свет в Солнца. Во времена Средневековья эти знания, как и индийские цифры, позаимствовали арабы.

Древняя Индия обогатила мировую культуру, она повлияла на соседние страны, особенно на Юго-Восточную Азию. Буддизм стал мировой религией.


6. Этапы развития культуры Древнего Китая

6.1. Периодизация

С большим основанием, чем о любой культуре, можно говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, сформировавшейся в Древнем Китае и почти без изменений просуществовала до XVII в. н. е. Основные периоды (эпохи) в истории Древнего Китая традиционно носят названия династий и царств:

  • Шан (или Инь) - XVI - XI вв. до н. е.
  • Чжоу и Чжанг - XI - III вв. до н. е.
  • Цинь - 221 - 207 гг. е.
  • Хань - 206 - 220 гг. е.

6.2. Период Шан (Инь)

Древнейшие племена на территории Китая селились, как и в других древневосточных цивилизациях, в долинах больших год, главной из которых была Хуанхэ. Одно из этих племен, которое себя называло Шан (соседи дали ему имя Инь), смогло ближе к середине II тысячелетия до н.е. создать первое государство. Именно в этот период начинают закладываться основы древнекитайских культуры. Было изобретено шовкопрядиння, бронзолитейного дела, иероглифическую письменность, зародились основы градостроительства.

Правители государства - ванны (князья) - одновременно считались верховными жрецами. При их дворе работали ученые, которые вели летописи, наблюдали небесные явления, знали исторические события прошлого. Большое внимание уделялось астрономии. Была установлена ​​продолжительность месяца с 29,5 дня и солнечного года из 366 дней. В календари были четко определены сезоны года. Месяц делился на декады - полный состоял из 30 дней, полный - с 29.

Иньской письменность появляется в достаточно развитом виде, что дает возможность относить ее возникновения до более раннего периода. Древнейшими являются гадальные надписи XIV - XI вв. до н. е. Существовало более 3,5 тыс. иероглифов, 2,5 тыс. из которых сохранились и до наших дней. Для письма использовали гладкую поверхность панцирей черепах и костей животных, а также длинные тонкие деревянные или бамбуковые планки, которые соединялись затем шнурком или ремнем.

Древнейшие произведения китайского искусства датируются III тысячелетием до н. е. Они представлены в основном керамикой, изготовленной на гончарном круге. В эпоху Инь распространяются бронзовые предметы. Чаще всего встречается бронзовый сосуд для жертвоприношения с рельефной поверхностью и изображениями животных.

Значительную роль в жизни шанского общества играла религия. Во всех явлениях природы древние китайцы видели волю духов и богов. Они сравнивали с божествами гром, ветер, дождь и т.п.. Существовал также культ предков. Верховным божеством считали Небо, которое представляли в виде круга, землю изображали в виде квадрата, в центре которого помещали свою родину. Поэтому свою страну они и назвали Поднебесной или Срединное царство.


6.3. Период Чжоу и Чжанг

В XI в. до н. е. государство Шан завоевали племена Чжоу. Недолгий расцвет изменился раздробленностью и междоусобными войнами - эпохой Чжанг - "Враждующих царств" (V - III вв. до н. н.э.).

Непрерывные войны способствуют накоплению военного опыта. Основателем военной теории считается Сунь Цзы. Его "Трактат о военном искусстве" стал каноном военной науки своего времени и до сих пор считается классикой военно-стратегической мысли.

В эпоху Чжоу продолжился бурное развитие астрономии. Появились новые приборы для определения координат небесных светил - армиллярные сферы. За 600 лет до н. н.э. было введено солнечно-лунный календарь. На 350 г. до н. е. ученым стало известно, что продолжительность солнечного года - 365,25 суток, а месячного - 295 суток. Знаки 12 животных служили для обозначения "земных ветвей" цикла в 600 лет. В IV в. до н. е. ученым Ши Шенем был составлен первый в мировой истории звездный каталог, включавший 800 светил. Начиная с 240 г. до н. е. точно отмечалась каждое появление кометы, известной сейчас под названием Галлея.


6.4. Древнекитайская медицина

Значительными были достижения древнекитайских медиков. Часть методов лечения не потеряла своей актуальности в наше время: иглотерапия, пульсовая диагностика, прижигание и т.д..

6.5. Древнекитайская философия

В периоды Чжоу и Чжанг формируется китайская философия. Возникают материалистические убеждения, в основе которых лежали представления о пяти первоэлементов ("стихий") природы: воды, огня, металла, дерева, земли. Одновременно происходит становление главных принципов учения о противоположных и взаимосвязанные силы Инь и Ян, действие которых рассматривалась как причина движения и изменчивости природе. Это находит свое воплощение в древнем литературном памятнике Китая - "Книге перемен" (XII - VI вв. до н. н.э.).

В VI - V вв. до н. е. зарождаются даосизм и конфуцианство. Основателем даосизма считается мудрец Лао-цзы. В центре его учения - понятие Дао ("Путь"), которому подчинен весь мир и которое является основой и источником всего сущего. Весь Вселенная имеет свое Дао и находится в постоянном движении, в постоянном изменении, подчиняясь естественной необходимости. Поведение человека также должна руководствоваться естественными законами, она не должна вмешиваться в естественное течение жизни, иначе это приведет к хаосу. Осуждая богатство, роскошь, знатность, выступая против жестокости и произвола, насилия и войн, Лао-цзы, однако, проповедовал отказ от борьбы, выдвигал теорию "недеяния", ненасильственного созерцания.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение и в дальнейшем получило значительное распространение. Основоположник учения Кун Фу-цзы ( 551 - 479 гг до н.е.) считал вечным установленный Небом порядок, призвал уважать традиции в семьи и государстве, ставя превыше всего воспитания человека. Он разработал целую систему правил и норм поведения человека - Ритуал, согласно которому нужно уважать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему самосовершенствованию. Покорность младших старшим и народа обладателям вводилась в вечный и непреложный закон. Любые коренные изменения осуждались. Конфуцианское учение получило известность среди родовой знати, которая не желала перемен в обществе. Однако императоры династии Цинь довольно жестоко боролись против него, и только в шаньско империи конфуцианство стало официальной государственной идеологией (и было таковым до начала ХХ в. !).


6.6. Древнекитайское искусство

К литературе чжоуского периоду относятся названная выше "Книга перемен", а также "Книга песен" - памятник древнейшей народной поэзии, в которую входит 305 поэтических произведений, и "Книга истории" - сборник официальных документов и описаний исторических событий. Все они определили дальнейшее развитие литературы и поэзии.

Это касается и творчества Цюй Юаня (340 - 278 гг. н.э.). Он происходил из знатного аристократического рода, но конфликтовал с придворными сановниками, что и отразилось на его поэзии. Многие его произведения имеют сатирический характер. Цюй считается основоположником литературной поэзии и по праву называется первым выдающимся поэтом Китая.

В период Чжоу значительно расширяется круг ремесел, появляется множество предметов декоративно-прикладного искусства, созданных высококвалифицированными мастерами: бронзовые зеркала, изделия из нефрита, лаковые изделия. Производство лака, кстати, в то время было известно только в Китае. В это же время в Китае ведется разработка месторождений руд железа, меди, олова. Здесь впервые начинают добычу соляных растворов с помощью скважин, которые бурят на глубину до 900 м.

Музыкальное искусство сначала выполняло ритуальные функции. В чжоуского период песни и танцы отделяются, совершенствуются техника музыкальной игры и музыкальные инструменты. Китайцы говорили: "Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна на это".


6.7. Период Цинь

В недолгий период правления династии Цинь прекратились междоусобные войны, Китай объединился. Император Цинь Ши-хуанди начал грандиозное строительство : были проложены новые дороги, прорыты каналы, столица империи Сяньян обнесена мощными стенами. Но главное строительство развернулось на севере, где Китай постоянно донимали кочевые племена. Чтобы ограничить их проникновения на территорию Циньской империи, началось возведение знаменитой Великой Китайской стены. Работы велись в течение 10 лет непрерывно - и днем, и ночью. В целом на сооружении стены работало около 2 млн. человек. Общая длина ее составляла почти 4 тысяч км, каждые 60-100 метров над стеной поднимаются башни. Высота стены достигала 10 метров, а ширина была такова, что по ней свободно могли проехать 5-6 всадников.

С размахом строилась и гробница Цинь Ши-хуанди. Она окружена двумя рядами высоких стен, которые создают в плане квадрат (символ земли). На расстоянии полтора километра от гробницы прорыты одиннадцать подземных тоннелей, где располагалось "войско", вылепленное с глины. Каждый воин был выполнен в натуральную величину и наделен индивидуальными чертами.


7. Династия Хань

Новый расцвет культуры и искусства Китая начинается с утверждением династии Хань. Масштабные гидротехнические работы, строительство дворцов, храмов, гробниц требовали значительных математических знаний. В I в. н. н.э. были созданы трактат ?Математика в десяти разделах", который обобщил знания в этой области за несколько веков. Здесь впервые встречаются отрицательные числа и даются правила операций над ними.

Новый шаг вперед делает астрономия. В 27 г. до н. е. был сделан первый запись о наблюдении солнечных пятен. Выдающийся астроном древности Чжан Хэн (78 - 139 гг н. н.э.) сумел начислить 2,5 тыс. звезд, расположенных в 124 созвездиях. Он создал первый в мире небесный глобус, что воспроизводил движение небесных тел, изобрел первый сейсмограф.

Тогда же появился компас, который имел вид ложки, которая лежит на металлической пластине и указывает ручкой на север. Получили распространение зубчатое колесо и водяная мельница.

Китайцы этого периода были замечательными строителями и архитекторами. Возведения зданий на 2-3 и более этажей с многоярусным крышей, крытым цветной черепицей, было обычным делом. Подобный тип зданий вошел в архитектурную традицию и сохранился в Китае на долгое время.

Ханьской изобразительное искусство резко отличалось от символического искусства прошлых периодов. Для него характерно реалистично трактовка сюжета и образов. Исключительный интерес представляют скульптурные рельефы с Шаньдуна и Сычуань, найденные в могильных склепах. Здесь, кроме религиозных и мифологических сюжетов, изображены бытовые сцены.

Продолжается прогресс письменности. Вместо заостренной палочки, которая служила для письма лаком на бамбуковых и деревянных планках, начали использовать волосяной кисть. На рубеже нашей эры в Китае была изобретена тушь, а потом стали пользоваться графитом. Наконец, в И ст.н.е. китайцы изобрели бумага. Традиция приписывает честь его изобретения евнуху императорского дворца Цай Луню. Со II в. н. е. бумага приобретает большое распространение, окончательно вытесняя бамбуковые планки и шелк. В Европу он попадет лишь в Средние.

Императоры покровительствовали литературе и искусству. При императорском дворе была создана богатая библиотека, организованная Музыкальная палата, где собирались и обрабатывались народные мелодии и песни. Деятельность Музыкальной палаты заложила основы новой традиции лирической поэзии.

Сыма Цянь (145 - 86 гг. н.э.) считается отцом китайской исторической науки и одновременно классиком китайской прозы. Его "Исторические записки? состоят из 130 разделов и выкладывают историю Китая с древнейших времен. Достаточно сказать, что все последующие китайские исторические труды строились по их образцу, в том числе и труд другого ханьского историка - Бань Гу. Его "История Старшей династии Хань" охватывает 230 лет, начиная с первого ханьского императора.

Картина культурной жизни Ханьской империи будет не полной, если не сказать о проникновении в Китай буддизма. Он внес новую струю в развитие китайской философии и сильно повлиял на китайскую культуру. Появились буддийские монастыри, скальные ансамбли. Но буддизм набирает здесь новой формы - чань-буддизма (позже в Японии он стал называться дзен-буддизмом). Однако особого развития все это приобретет уже в рамках Средневековья.

Таким образом, культуру Китая отличало не только многообразие, но и большая жизнестойкость. Она смогла вобрать и превратить все внешние культурные влияния. Китайская письменность стала основой для письменности Кореи, Японии, Вьетнама. Шелк, компас, бумага, тушь, порох впервые были изобретены в Китае. Но следует отметить, что достижения китайской культуры стали известными на Западе гораздо позже.


8. Общая характеристика культур

Общая характеристика древнейших на Земле цивилизаций Востока - Месопотамии, Египта, Индии и Китай - показывает, что они имели как общие черты, так и значительное своеобразие.

К общим чертам можно отнести чрезвычайную роль государства (прежде всего в лице верховного правителя) во всех сферах жизни, отделение умственного труда от физического, накопления значительных научных знаний - пока без выделения науки в самостоятельную сферу, ведущее место монументальной архитектуры в искусстве, а в ней - склонность к гигантских форм. Различия культуры Древней Месопотамии в том, что здесь основные элементы цивилизации ( города, письменность, государство) возникают раньше. В Египте же вследствие большей защищенности страны, а отсюда - большей стабильности и длительности существования ее культуры - все эти элементы приобретают полного и законченного вида. К особенностям культуры Индии можно отнести значительное развитие и сложность религиозно-философской мысли, этико-политических и эстетических учений. В Китае древняя культурная традиция, не прерываясь, была продолжена в средние века.


Литература

  • Маркарян Э.. С. Очерки истории культуры. - Ереван: Изд. АрмССР, 1968.
  • Энциклопедия культур Deja Vu
  • Поликарпов В. С. Лекции по истории мировой культуры. М.: Знание, 2000. - 359 с.


Вышивка Это незавершенная статья по культуры.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.