Культура общения

Культура общения - часть культуры поведения человека в обществе.

Культура поведения - совокупность форм ежедневной поведения человека (в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы такого поведения. Культура поведения не бывает вне культуры общения, и наоборот. Речевой этикет - важный компонент национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах (стереотипах) сформировался богатый народный опыт, неповторимость обычаев.


1. Основные правила ведения вещания

Для разных видов речевой деятельности общество формирует определенные правила их осуществления. Правила ведения вещания, или этикет речи, делятся на правила для говорящего и слушающего. Выделим прежде всего правила для говорящего:

  • Доброжелательное отношение к собеседнику, уважение к адресату.
  • Необходимо проявлять уместную в конкретной ситуации вежливость (учитывать пол, возраст, служебный или общественный статус и т.д.). Надо снимать излишнюю категоричность.
  • Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания свое "я", навязывать свои мысли и оценку событий.
  • Необходимым для говорящего является отделение собственного "я" слушателя в центр внимания.
  • Говорящему нужно уметь выбирать тему для разговора, уместную в каждой ситуации, которая интересна, понятной партнеру.
  • Говорящий должен следить за логикой развертывания текста, за тем, чтобы выводы не противоречили замыслу беседы.
  • Говорящий должен помнить, что граница смыслового восприятия и концентрации внимания у слушателя - ограничены.
  • Говорящему необходимо постоянно отбирать языковые средства в соответствии с выбранной тональности текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность ситуации.
  • Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, воспринимает жесты, мимику, позы, общую манеру держаться при разговоре и культуру поведения.

2. Правила для слушателя

  • Необходимо прервать все дела и внимательно выслушать говорящего.
  • Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему, быть тактичным.
  • Стараться не перебивать говорящего, не вставлять неуместных замечаний, не переводить собственно слушания по говорение.
  • Слушая, надо перевести в центр внимания говорящего и его интересы.
  • Необходимо уметь вовремя оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на вопросы.

См.. также

Литература

  • Основы речевой деятельности. Авторы - А. П. Загнитко, И.Р.Домрачева. Учебное пособие для студентов дневной, безотрывной и очно-заочной ускоренной формы обучения специальности 2001. - Донецк, Украинский культурологический центр, 2001. - 56 с. ISBN 966-7517-14-4.
  • Богдан С. К. Речевой этикет украинский: традиции и современность. - К., 1989.
  • Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.
  • Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. - М., 1978.
  • Крысина Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих / / Социально-лингвистические исследования. - М., 1976.
  • Почепцов Г. Г. Слушатель и его роль в актах речевого общения / / Языковое общение: Единицы и регулятивы: Межвузовский сборник научных трудов. - Калинин, 1987.
  • Формановская Н. И. Речевой этикет и культура. - М., 1989.