Надо Знать

добавить знаний



Культура эпохи Возрождения


Leonardo self.jpg

План:


Введение

В основе культуры эпохи Возрождения (14-17вв) лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его творческих сил. В отличие от культуры Средневековья, гуманистическая культура Возрождения носила светский характер. Страстная жажда познания реального мира и восхищение им способствовали подъему науки и привели к отображению в искусстве самых различных сторон действительности и передали величественный пафос многим творениям художников.

Важную роль для становления искусства Возрождения мало новое понимание античного наследия. Влияние античности сильнее сказался на формировании культуры Возрождения в Италии, где сохранилось множество памятников древнеримского и древнегреческого искусства.


1. Предпосылки эпохи Возрождения

Эпоха Возрождение - период в истории культуры Западной Европы, который начался в Италии в конце XIII века, занял в большинстве европейских стран XIV-XVI вв., а в Испании и Англии продолжался до начала XVII века. Термин "Возрождение" первым начал употреблять Джорджо Вазари - итальянский художник XVI века, ученик Микеланджело и первый исследователь современного ему искусства, автор книги "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятеля и зодчих". Он хотел подчеркнуть этим названием особый интерес свое время в античности, восстановления ее традиций. Среди ученых продолжаются дискуссии об основных чертах, сферы распространения, периодизация культуры Возрождения. Среди других обсуждается, в частности, и вопрос о том, есть ли Возрождения чисто европейским явлением (можно встретить рассуждения о китайском, японском Возрождения т.п.).

По своему характеру эпоха Возрождения (или Ренессанс) является переходной. С ней связан важный перелом в культурном развитии: конец господства средневековой культуры и начало формирования культуры Нового времени. Известный ученый Б. Р. Виппер так определил суть Возрождения:

"Эпоха Возрождения, один из наиболее интересных и полноценных эпох в истории человечества, это синоним личной свободы, совершенства в искусстве, красоты в жизни, гармонии физических и духовных качеств человека... Ренессанс был не устойчивой и спокойной, а бурной и противоречивой эпохой. Ренессанс - это период становления буржуазного общества, период, когда спадают оковы средневекового уклада, но ограничивающие условия капиталистического общества еще не успели оформиться ".

2. Италия - родина Возрождения

В Италии раньше, чем в других европейских странах, начался процесс разложения феодальных и зарождения новых, буржуазных отношений. Для Италии характерен ранний и очень быстрое развитие городов. Здесь сыграло свою роль выгодное географическое положение, что сделало ее главной торговой посредницей между Востоком и Европой (возникает множество итальянских торговых факторий, в том числе и в Крыму : Кафа - Феодосия, Солдайя - Судак, Балаклава). Концентрация капитала позволила перейти от торговых операций к кредитным. Италия - родина банковского дела (слово "Банк" происходит от итальянского "банко" - скамья, - подразумевалась лава менял). Вместе с тем начинается коренной поворот в промышленности - появляются мануфактуры производство. Например, в Флоренции в начале XIV века сукнодильчи мануфактуры производили продукцию, стоимость которой в 3 раза превышала весь городской бюджет, на некоторых предприятиях работало до 100 человек.

Складывалась новая социальная структура общества, ломался средневековый социальный распределение. Важную роль сыграло освобождение крестьян от крепостничества цехового строя. Ремесленники, разорившихся и крестьяне пополняли новую слой - наемных работников, подвергавшихся жестокой эксплуатации (рабочий день длился 12-14 часов, за неотработанное аванс хозяин имел право наказать на заключение).

Богатая верхушка включала разнообразные элементы общества. Характерная особенность ранней буржуазии - сложная экономическая база (торговые, банковские операции, мануфактура, земельная собственность). Старая знать потеряла свое политическое влияние. Во многих итальянских городах установилось республиканское правление. В то же время и экономическое, и политическое жизни того времени характеризовалось большой нестабильностью: можно было быстро разбогатеть, но так же быстро и избавиться всего (гибель торговых кораблей, неплатежи должников, политические перевороты и т.д.). Это порождало особое психологию, когда деньги не накапливались, а расходовались безоглядно.

Роскошь новых богачей обуславливала спрос на архитекторов, художников, поэтов. Правители нуждались секретарей, мастерских дипломатов, юристов. Деловым людям был необходим штат служащих. В городах росла потребность во врачах, учителях, нотариусы. Таким образом появляется интеллигенция, которая сыграла ведущую роль в формировании культуры Возрождения. Она, с одной стороны, безусловно, обслуживала господствующий класс, выражала его интересы. Но в то же время пополнялась выходцами из разных слоев общества, была связана с традициями народной культуры.


3. Гуманизм как идеология Возрождения

Новая эпоха принесла новый мировоззрение. Идейное содержание культуры Возрождения, отразился в научных, литературных, художественных, философских произведениях, составил гуманистическое мировоззрение. Гуманизм такой своеобразной культурной эпохи, как Возрождение, имел целый ряд особенностей.

Важную роль в формировании ренессансного гуманизма сыграла античная традиция, преклонение перед достижениями древних греков и римлян. Гуманисты не просто очень много делали для сохранения, изучения древних рукописей, памятников искусства, они считали себя прямыми наследниками античной культуры с ее совершенно иным, чем христианское, отношением к жизни.

Основным признаком культуры Возрождения, в противовес церковно-феодальной культуре, является ее светский характер. Люди Возрождения критиковали систему феодального мировоззрения, им были чужды его идеалы и догмы (идея "греховности" человека, его тела, страстей и стремлений). Систему новых взглядов определяют как антропоцентризм ("антропос" гречески - человек). Человек, а не божество стоит в центре мировоззрения гуманистов. Идеал гуманистической культуры - всесторонне развитая человеческая личность, способная наслаждаться природой, любовью, искусством, достижениями человеческой мысли, общением с друзьями. Один из итальянских гуманистов того времени Пико делла Мирандолла вслед за античным автором восклицал: "Великое чудо есть человек!". В своем трактате "О достоинстве человека" он писал: "Бог создал человека, чтобы он познавал законы Вселенной, любила его красоту, удивлялась его величием ... Человек может расти, совершенствоваться свободно. В ней находятся начала разного жизни ".

Еще одной особенностью было индивидуализм. Не происхождение человека, а его ум и талант, предприимчивость должны обеспечить ей успех, богатство, могущество. Индивидуализм, лежащий в основе нового мировоззрения, был в прямой противоположности к феодальному корпоративному мировоззрению, согласно которому человек утверждал свое существование тем, что была членом какой-либо корпорации - общины в селе, цеха в городе и др.. Идеализированным выражением раннего индивидуализма было утверждение гуманистами ценности отдельной человеческой личности и всего того, что с ней связано. Это имело бесспорно прогрессивное значение.

Однако гуманисты склонялись прежде всего перед "сильными" личностями, их идеал имел в виду лишь избранных и не распространялся на народную массу. Это мировоззрение таил в себе склонность к утверждению личного успеха, самоутверждения любой ценой.

Гуманисты ушли далеко вперед от философских и нравственных убеждений феодально-церковной культуры. Новое мировоззрение объективно содержал возражения религии : в центр мироздания относилась человек, а не Бог, знания, а не вера. Однако нельзя упрощать взаимоотношения гуманистов и церкви. Они не были атеистами, их критика не касалась основ религии, отвергались лишь крайности (требование аскетизма, проч.). Среди гуманистов было много духовных лиц ( Николай Кузанский был епископом, священником стал Франческо Петрарка), часто церковные сановники, в том числе Папы римские, становились меценатами. Многие произведения искусства вдохновлялось библейскими сюжетами. Нередко художники, архитекторы работали на заказ римского двора, увеличивая влияние католической церкви ( Сикстинская капелла, собор святого Петра). Внутреннее раскрепощение, свободомыслие вполне сочеталось у гуманистов с верой в Бога, конфликта с католической церковью очень долго не возникало.


4. Реформация и Контрреформация

Переход от Средних веков до Нового времени, расписание феодальных и зарождения буржуазных отношений - чрезвычайно сложный и неоднозначный исторический период, который в разных странах имел свои особенности. Если Италия в XIII века стала родиной Возрождения, то позже, в начале XVI века, в Германии складывается другой тип мировоззрения и, соответственно, всей культуры, вошедший в историю как эпоха Реформации.

В 1517 г. в городе Виттенберге священник Мартин Лютер выступил с 95 тезисами, непосредственным поводом для которых был протест против торговли индульгенциями. В основе учения Лютера лежали две основные идеи. Во-первых, принцип "оправдания верой" заключается в том, что спасение души достигается не исполнением церковных обрядов, а искренней личной верой в Бога. Для того, чтобы веровать в Бога, человеку не нужен посредник в лице церкви. Отсюда вытекала вторая мысль: каждый должен сам постигать христианское учение через Библию, а не через папские декреты и постановления церковных соборов. Новое отношение к труду отразилось в недовольстве большим количеством церковных праздников, когда запрещалось работать. Лютер переводит Библию немецком языке (католическая церковь запрещала переводы на национальные языки, что делало чтение Библии доступным лишь очень узкому кругу людей, ее содержание пересказывали и толковали священники). Характерно, что гуманизм оставался мировоззрением очень узкого круга образованных людей, идеи же Лютера стали идеологическим знаменем крестьянской войны, которая началась в Германии.

Похожие мысли высказывали и другие идеологи (например, Кальвин - в Швейцарии). Идеи Реформации быстро подхватили широкие слои населения в разных странах (гугеноты во Франции, пуритане в Англии). На основе этого учения произошел новый крупный раскол в христианстве - от католической отделяются протестантские церкви. Протестантскими обобщенно называют церкви, генетически связанные с Реформацией, они исповедуют близкие взгляды, но организационно не объединены. Раньше всех возникли лютеранство и кальвинизм. В Англии королевская власть использовала идеи Реформации для освобождения из-под папского влияния, протестантская англиканская церковь стала там государственной. Позже возникнут протестантские секты: баптисты, адвентисты, пятидесятники и другие. Для протестантизма характерны простота оформления церковных зданий и богослужения, использование светской музыки, отмена поклонения святым, иконам. Все это получило соответствующее отражение в искусстве.

Соотношение Реформации и Возрождения - сложное теоретический вопрос. Эти эпохи тесно переплетаются, однако не совпадают. Они пересекаются во времени, но если Ренессанс в начале XVI века достигает вершины, то Реформация только начинается. Оба явления подготовлены началом развития буржуазных отношений, но сам этот процесс в Италии и Германии проходил по-разному. Италия - родина папства, но в Германии вследствие раздробленности страны вмешательства Рима во внутренние дела ощущалось особенно больно. И Ренессанс, и Реформация производят новое мировоззрение, но интеллектуальная, эстетическая творчество охватывала узкий круг избранных, а религиозная форма легко воспринялась народом. Личные взаимоотношения гуманистов и протестантов также весьма неоднозначны. В Германии Лютер и гуманисты ведут диалог, симпатизируют друг другу, а в Швейцарии Кальвин, который пришел к власти, преследует любое инакомыслие (по его приказу был сожжен известный ученый Мигель Сервет - религиозный теоретик и врач, который открыл малый круг кровообращения).

Гуманизм нос освобождение от всевластия религии в "сфере духа", не касаясь церковной организации. Реформация же, укрепляя веру как таковую, лишала церковь ее политической власти. И если с первым римский двор долго мирился, то против второго немедленно начинается жестокая, организованная борьба - Контрреформация. Начавшись, эта борьба распространяется и на сторонников гуманистических взглядов. Была развернута деятельность духовных орденов ( 1540 г. - Основания ордена иезуитов Игнатия Лойолы), инквизиции - массовое преследование людей по обвинению в колдовстве (?охота на ведьм"). С 1559 г. складывались индексы запрещенных книг, куда попадало много научных и художественных произведений. Противоречие с католической церковью усиливались также в связи с успехами естественных наук, которые ставили под сомнение канонические представления о мироздании.


5. Развитие науки и техники

В тесной связи с экономическими потребностями развивающихся в XIV-XVI вв. наука и техника. Рождается наука в современном понимании - наука как новый способ познания мира. Характерной чертой эпохи становится отход от средневековой схоластики. Всячески обосновывается необходимость изучать природу не путем схоластических рассуждений, а с помощью опыта.

С развитием торговли совершенствуется кораблестроения и морское дело. Использование компаса делает возможным длительные плавание. Совершенствуются карты. Все это подготовило эпоху Великих географических открытий : 1492 г. - Открытие Америки Колумбом, 1498 г. - Открытие морского пути в Индию Васко да Гама, 1519 - 1522 гг - Кругосветное путешествие Магеллана. Эти и другие открытия познакомили Европу с новыми цивилизациями, дали толчок развитию многих наук и в то же время изменили всю систему мировой торговли, послужили предпосылкой возникновения колониализма.

Появление артиллерии вызвала изменения в военном деле, требовала сложных математических расчетов, изменила систему градостроительства.

Огромное значение имело изобретение Иоганном Гутенбергом книгопечатания (около 1445 г.).

Постепенно нерасчлененность, характерная для древних времен, начинает меняться выделением отдельных отраслей знаний.

Большие изменения происходят в медицине. Еще в XIII веке в ходе конфронтации с папой римским император Священной Римской империи Фридрих II издал указ, который позволял препарировать человеческие трупы, ранее строго запрещалось церковью. В 1316 г. впервые в средневековой Европе в Болонье было прочитано курс лекций по анатомии человека. Теофраст Парацельс подверг критическому пересмотру идеи древней медицины и способствовал началу использования при лечении химических препаратов. Андреас Везалий в своем трактате "О строении человеческого тела" дал научное описание всех органов и систем, исправил много ложных представлений. Знаменитый хирург Амбруаз Паре разработал методы лечения огнестрельных ран; предложил мазь повязки. Знаменитым является его афоризм: "Лучше быть правым в одиночку, чем ошибаться со всеми". Многие известные деятели эпохи Возрождения имели высшее медицинское образование ( Франсуа Рабле, Николай Коперник, Галилео Галилей). Имели ее также и выдающиеся украинские деятели науки того времени, например, Юрий Котермак (Дрогобыч), что в 1481 - 1482 гг был ректором Болонского университета, который называли матерью наук в Европе.

Переворот происходит в научных представлениях о строении Вселенной. Ранее существовала система Птолемея, согласно которой центром Вселенной есть неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце и другие небесные тела. Такой взгляд поддерживала церковь. А. Эйнштейн писал:

"Сегодня нелегко понять, какая независимость мысли, редкая интуиция и мастерское владение астрономическими фактами были нужны для доказательства превосходства гелиоцентрических убеждений".
Эти качества воплотились в научной работе Николая Коперника. Он родился в Польше, учился в Италии, затем вернулся на родину. Имел обширные математические знания. В результате длительных астрономических наблюдений и сложных расчетов он составил очень точные таблицы движения небесных тел. Они оказались необъяснимое с геоцентрических позиций. Таким образом, он доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца. Земля оказалась, согласно гелиоцентрической системой, не центром Вселенной, а рядовой планетой. Коперник изложил новые взгляды в книге, которую, опасаясь преследования, позволил опубликовать, только когда ему исполнилось 70 лет. Первые экземпляры книги увидели свет за несколько дней до его смерти.

Активным сторонником и пропагандистом нового взгляда на Вселенную стал Джордано Бруно. Он приходит к выводу, что жизнь возможна не только на Земле, что Вселенная бесконечна и состоит из множества миров. Бруно жил во многих странах Европы, выступал с лекциями в крупнейших университетах. Был по доносу арестован инквизицией, восемь лет провел в тюрьме, приговоренный к смертной казни и сожжен в Риме на площади Цветов. О себе он писал: "Было во мне все-таки то, в чем не откажут мне будущие века, а именно:" страх смерти был чужд ему, - скажут потомки, - силу характера он имел большую, чем кто-либо, и ставил выше всех наслаждения в жизни борьбу за истину ".

Теоретические выводы Коперника подтвердил практическими наблюдениями Галилео Галилей. В 1609 г. он сконструировал телескоп, который давал увеличение в 32 раза. Его открытие потрясли современников лунный ландшафт, пятна на Солнце, изменения освещенности Венеры, спутники Юпитера. Учение Коперника находилось под официальной церковной запретом, было признано ересью. Несмотря на это, Галилей пишет "Диалог о двух главнейших системах мира - Птолемея и коперниковой". За это он был предан суду инквизиции, и хотя ему удалось избежать казни, до самой смерти находился под домашним арестом и не имел возможности заниматься астрономией.

Культура Возрождения складывалась в условиях острой и сложной политической борьбы: возникновение свободных городских коммун в Италии, изменение республиканских форм правления Тирания, интервенция Франции, Испании и Германии, многочисленные крестьянские восстания, религиозные войны, первая буржуазная революция в Нидерландах. Все это давало практический материал для теоретических обобщений, для развития политической мысли. Перу дипломата, историка, философа и поэта Никколо Макиавелли принадлежит трактат "Государь". Макиавелли справедливо считается основателем политической науки Нового времени. Он призвал рассматривать явления политики вне их связи с религией и этикой. Именно он ввел в научный оборот понятие "Государство" как таковое (к нему речь шла только о конкретных государства). Макиавелли был убежденным республиканцем, за что подвергся аресту, пыткам, но сохранил свою преданность флорентийской коммуне. Он был горячим патриотом Италии, сторонником национального единства. В то же время, опираясь на практику современной ему политики, Макиавелли считал, что ради достижения могущества и благополучия государства пригодны любые средства - подкуп, лицемерие (формула "цель оправдывает средства"). Отсюда возникло понятие "макиавелизм" как обозначение вседозволенности в политике.

В противовес жестокости реальной общественной жизни, целый ряд мыслителей начинает поиски идеального общественного устройства. Возникает утопический социализм. Название новому учению дала книга Томаса Мора "Утопия" ("утопия" в переводе с греческого - место, которого нет). Главной причиной бед народа автор считал частную собственность. Размышления об идеальном государстве продолжил Томазо Компанелла. Свою книгу "Город Солнца" он написал в тюрьме, куда был брошен за организацию заговора против испанского владычества в Италии.

Уже с середины, а особенно с конца XVI века наступает кризис ренессансного гуманизма как мировоззрения определенной эпохи. Но общечеловеческой ценностью на все времена остается гуманизм как система убеждений, пропитана любовью к человеку, уважением к его достоинству.


6. Итальянское искусство

Символом эпохи Возрождения, ее высшим взлетом, безусловно, есть искусство. Никогда в истории, даже в Древней Греции искусство не имело такого всеобъемлющего значения. Прежде всего в искусстве находил воплощение новый гуманистическое мировоззрение.

Из других особенностей искусства Ренессанса можно отметить его светский (нецерковный) характер и активное использование научных достижений. Именно изобразительное искусство послужило мощным стимулом изучения анатомии человеческого тела. Поиск путей передачи глубины пространства в живописи привел к открытию законов линейной перспективы. Основоположником начертательной геометрии является великий художник А. Дюрер. Таких примеров можно привести множество.

В итальянском искусстве эпохи Возрождения принято выделять следующие периоды:

  • XIV в. - Передвидродження (или Проторенессанс),
  • XV в. - Раннее Возрождение,
  • конец XV-XVI вв. - Высокий Ренессанс,
  • конец XVI - начало XVII в. - Позднее Возрождение.

6.1. Проторенессанс

Зачинателем итальянского Возрождения в живописи обычно считают Джотто ( 1266 - ? 1337). В своих произведениях, написанных на религиозные сюжеты, он начинает отходить от средневекового плоскостного, двухмерного изображения. Применяет светотень для предоставления фигурам объемности. Располагая их в нескольких планах, Джотто пытался достичь глубины. Его современник Петрарка писал, что чувствовал перед творениями Джотто "увлечение, которое доходило до оцепенения". Самыми замечательными являются фрески в капелле дель Арена в Падуе (эта капелла - небольшая церковная постройка для молитв одной семьи или хранения реликвий - построена на арене античного амфитеатра, откуда и название). На Джотто было возложено руководство строительством главного флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. По его проекту была построена знаменитая колокольня, расцвечена полосками белого, зеленовато-черного и розового мрамора.


6.2. Раннее Возрождение

Флоренция была крупнейшим культурным центром Италии того времени, в XV веке здесь развернулись бурные события. Похоже республиканский строй, устанавливается тирания семьи Медичи. Правления одного из них - Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным, отмечено невероятным внешним блеском, расцветом искусств, а параллельно с этим - ростом народного недовольства. Народный гнев вылился в большое восстание, возглавленное монаха Савонаролы, который пламенно проповедовал простоту и умеренность.

Раннее Возрождение связано с целой плеядой мастеров, среди которых определяющим для становления нового искусства стало творчество архитектора Филлипп Брунеллески, скульптора Донателло, художника Мазаччо.

Первым мастером, который осознал необходимость реформ и ясно сформулировал идеи нового художественного мышления, был скульптор, и прежде архитектор Филиппо Брунеллески ( 1377 - ? 1446). Наибольшую известность принесло Брунеллески строительство купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Уже упоминалось о том, что строительство собора началось за полвека до Брунеллески, еще Джотто построил колокольню, был заложен фундамент основного здания, возведены стены. Следуя готическую традицию, собора предоставили восьмиугольную форму. Брунеллески меняет замысел, ставит и решает технически сложная задача - перекрывает отверстие диаметром в 42 метра куполом. Это была первая после средневековья купольная строение в Европе. Брунеллески создал новый архитектурный стиль, который характеризуется стройной гармонией и пропорциональностью частей, упорядоченностью строения. Для развития живописи поворотное значение имело открытие Брунеллески законов линейной перспективы.

Силой, страстностью и реализмом проникнуты работы скульптора Донателло ( 1386 - ? 1488). В своей сфере искусства он выступил истинным новатором. Он возродил типы скульптурных изображений, которые не создавались со времен античности: круглую статую, изображение обнаженной фигуры, конный памятник, скульптурный портрет. Донателло обращается к популярному в эпоху Возрождения библейского сюжета о Давида, простого пастуха, который победил великана Голиафа и стал народным героем. Он изображает обнаженного Давида, топчет голову побежденного Голиафа. Связь с античной традицией прослеживается и в конном памятнике кондотьера Гаттамелаты (в переводе - "Пестрая кошка" - прозвище знаменитого и удачливого предводителя наемных войск) в Падуе. Кондотьер изображен в одежде древнеримского императора.

В живописи роль новатора принадлежит Мазаччо, который прожил очень короткую жизнь - всего 27 лет. Он продолжил традиции Джотто и завершил его реформы. Его главным произведением стали росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Фрески изображают эпизоды из жизни святого Петра и два библейских сюжеты - "Грехопадение" и "Изгнание из рая". В этих росписях очень много было сделано в живописи впервые: анатомически правильно изображены обнаженные тела, с помощью светотени переданы их величину, фигуры представлены в естественном движении, с помощью линейной перспективы создано глубокое пространство. Впервые же Мазаччо персонажам картин предоставил портретных черт своих современников, в частности заказчика - Филиппо Бранкаччи.

Большим своеобразием отличается творчество Сандро Боттичелли ( 1445 - ? 1510). Он часто обращался к античной мифологии, которая недавно была под церковной запретом. Его произведения ("Весна", "Рождение Венеры") пронизаны тонкой поэтичностью, изяществом художественного стиля. Он считается непревзойденным мастером линии как средства выразительности.


6.3. Высокий Ренессанс

Начало XVI века был для Италии время экономического упадка, политического кризиса и начала иностранной интервенции. Однако именно в этот период, вопреки раздробленности, которая хранилась, и междоусобным войнам, крепнет понимание общенационального единства, наступает невиданный расцвет искусства. Этот период получил название высокое Возрождение (или высокий Ренессанс), содержащий творчество талантливых мастеров: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Уже современники называли их божественными. Состоит самобытная венецианская школа живописи ( Джорджоне, Тициан).

Основателем нового этапа развития искусства стал Леонардо да Винчи ( 1452 - ? 1519), необычная фигура в истории мировой культуры. Он воплотил в себе идеал человека Возрождения: умел все и во всем был гениальным. В области искусства Леонардо был живописцем, скульптором, художником, музыкантом, оставил множество записей искусство, которые после его смерти были изданы под названием "Книга об искусстве". Он занимался анатомией, физиологией, зоологией, ботаникой, географией, геологией, механикой, гидравликой, математикой - этот список можно продолжать. Многие из его идей на столетия опередили свое время (вот только некоторые из них: идея летательного аппарата тяжелее воздуха и парашюта, конструкция башенного подъемного крана, винтового домкрата, роликового подшипника и др..). Однако с скульптурных произведений Леонардо не сохранилось ни одного, его смелые архитектурные проекты не были осуществлены, художественных полотен до нас дошло немного. Объяснение кроется в том, что ко всему Леонардо подходил как исследователь, сам процесс изучения, познания интересовал его больше конечного результата.

Уже в молодости Леонардо да Винчи пришел к мысли о неразрывной связи науки и искусства. Анатомические исследования художников, которые ранее касались правильного внешнего изображения человеческого тела, он распространил на весь организм.

Выше другие искусства Леонардо ставил живопись. Своим изображением человеческих фигур он добавил невиданную ранее рельефность, используя изученные им законы оптики. Художники XVI века овладели перспективой, Леонардо да Винчи овладел пространством. Он первым достиг искусство изображения своих персонажей не на фоне, а внутри пространства. Этому ощущению способствовало мягкая, с полутонами, светотень.

Научная продуманность, тщательный расчет сразу обращают на себя внимание в фреске "Тайная вечеря", выполненной на стене трапезной доминиканского монастыря близ Милана. К теме, которая трактовалась многократно, Леонардо подошел по-новому, сумев передать психологический конфликт, открытый проявление сильных чувств.

Знаменитая картина Леонардо да Винчи и, наверное, всего мировой живописи - портрет Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо дель Джокондо. "Джоконда" - принципиально новый портрет, так раньше никто не писал. При внешней недвижимости модели художник передал "жизнь души", заложив таким образом основы психологического портрета.

В искусстве высокого Возрождения центральное место окончательно занял человек. Образ прекрасной, гармонично развитой, сильной телом и духом человека становится главным содержанием искусства.

Рафаэль Санти, автопортрет

Санти ( 1483 - ? 1520), родом из Урбино, провел в молодости несколько лет во Флоренции, многим обязан ее искусству. Рассуждая о своеобразии творчества Рафаэля, известный искусствовед Б. Р. Виппер пишет: "Леонардо превосходит его силой интеллекта, Микеланджело - мощный, Джорджоне - мелодичный, Тициан - красочный, прекраснее. Но дело в том, что у него есть и большая сила интеллекта, и могучая фантазия, и изящество ". Гений Рафаэля соединил, синтезировал творческие достижения предшественников. Считается, что всех своих великих современников Рафаэль превзошел в мастерстве композиции.

В творчестве Рафаэля нашел многогранное воплощение образ Мадонны. На эту тему им написана множество картин, наиболее прославленная из которых - "Сикстинская Мадонна". Картина была алтарным образом в церкви святого Сикста монастыря Четырех монахов в небольшом городе Пьяченца. Впоследствии монастырь заставили продать картину правителю Саксонии. В конце Второй мировой войны вместе с другими картинами Дрезденской галереи она была найдена советскими солдатами в заброшенной каменоломни и спасена.

Рим не имел собственной художественной школы, однако он становится в начале XVI века важнейшим центром искусства Италии, чему способствовала политика папского двора. Большая часть творческой жизни Рафаэля прошла в Риме. Значительной его работой была роспись четырех станций (станций - большие комнаты, залы) папского дворца в Ватикане. Знаменитые фрески станций делла Сеньятура (зал заседаний папского церковного суда). Сюжеты четырех фресок на ее стенах - аллегории разных сфер духовной деятельности человека. Пронизана духом Ренессанса фреска "Афинская школа" (апофеоз философии). Рафаэль располагает композицию так, будто античный портик продолжает пространство комнаты. В центр он вмещает фигуры Платона и Аристотеля - мыслителей, которые воплощали два пути познания мира - идеалистический и материалистический. Их окружают другие античные философы.

Рафаэль прожил всего 37 лет, но совершил очень много, довел до конца крупные начинания, смерть прервала последнюю его работу - руководство строительством храма Св. Петра в Риме.

Микеланджело Буонарроти ( 1475 - ? 1564) прожил долгую и трагическую жизнь, полное великих свершений. То, что он создал, - грандиозное и по масштабу произведений, и по силе образов. Преданный гуманистическим идеалам, он прославлял силу и свободу человека. Микеланджело стал свидетелем краха этих идеалов, уничтожение республики, разгрома Рима. Главной темой его творчества становится пафос борьбы. Учился он в родном городе - Флоренции, но в его творчестве не чувствуется влияния учителей. Микеланджело считал себя прежде скульптором. Его прославила мраморная статуя "Давид". Вазари писал, что она "забрала славу во всех статуй: современных и античных, греческих и римских". Специальная комиссия выдающихся художников решила установить эту статую перед дворцом Синьории во Флоренции, закрепило за ней гражданское значение, сделало символом борьбы за республику и независимость.

В Риме Микеланджело по заказу Папы выполняет росписи Сикстинской капеллы. На это ушло 4 года работы (площадь фресок - 600 квадратных метров). Художник использует библейские сюжеты - сотворения мира, великий потоп, но творит не смиренные христианские образы, а мощные, титанические фигуры. Это - гимн человеку, ее красоте, силе, творческом началу. Впечатления от живописи Микеланджело современники определяли термином, который украинская звучит как "грозное величие".

Во время восстания во Флоренции в 1527 г. (Изгнание Медичи) и осады города Микеланджело был на стороне республики, ведал строительством оборонительных сооружений. После поражения он был вынужден скрываться. Как условие прощения ему была выдвинуто требование закончить сооружение капеллы Медичи. Понятный трагизм созданных им в это время скульптур (аллегории Утра и Вечера, Дня и Ночи).

Спустя три десятилетия Микеланджело возвращается в Сикстинскую капеллу и расписывает алтарную стену - фреска "Страшный суд". Он рисует образ общечеловеческой катастрофы было созвучно трагическом краха гуманистических идеалов, который проходил на его глазах. Это произведение вызвало мощную общественную поддержку и резкое осуждение церкви, до намерения Папы уничтожить роспись, который все-таки побоялись осуществить и заменили приказом "одеть" обнаженные фигуры (несколько художников дорисовали драпировки, которые уже в наше время, в ходе реставрации, убраны) . Из архитектурных проектов Микеланджело самый грандиозный - купол собора Св. Петра в Риме.

Дольше других районов Италии независимость сохраняла Венеция, где сложилась яркая и самобытная художественная школа. Зенит венецианского Ренессанса - творчество Тициана ( 1477 - ? 1576), который оставил огромное наследие. Он написал множество портретов. "Не было такой именитой человека, обладателя или знатной дамы, которые не были бы изображены Тицианом", - писал Вазари. Это был новый шаг в портретном искусстве. Тициан создает образы сложные, противоречивые, особенно в поздних работах. Многие художники учились в Тициана мастерства изображения света, разлитого по всей картине. Его идеал жизнерадостный, жизнеутверждающий. Главная особенность живописи Тициана - богатство колорита ("Венера", "Любовь земная" и "Любовь небесная", "Магдалина кается"). Одна из последних картин Тициана - "Святой Себастьян" за трагизмом созвучна последним работам Микеланджело.

К концу XVI в. именно в живописи отчетливо проявлялась кризис эпохи Возрождения. Направление в искусстве того времени называют маньеризм: художники копировали технические приемы высокого Ренессанса, повторяли образы, использовали живописные открытия, но прежнего пафоса, силы мысли, гуманистической глубины уже не было. Все большую роль начинает играть внешняя нарядность, декоративность.

Итальянское искусство оказало глубокое влияние на Германию ( А. Дюрер), Северную Европу (П. Брейгель-старший, И.Босх), Испанию ( Эль-Греко).


7. Национальные литература и театр

Новой по форме и по содержанию становится в это время и литература, благодаря своим возможностям она наиболее полно выразила свою эпоху. Именно в эпоху Возрождения появляются национальные литературы (другими словами - литературные произведения на национальных языках).

7.1. Итальянская литература

Данте Алигьери, портрет Сандро Боттичелли
Джованни Боккаччо

В итальянской литературе на грани между старым, церковно-феодальным и новым, гуманистическим мировоззрением - конец XIII-начало XIV в. - Находится творчество Алигьери Данте ( 1265 - ? 1321). Данте был не только писателем, но и политическим деятелем, сторонником демократических сил. Когда его партия потерпела поражение, он стал изгоем до конца жизни. Тогда он и пишет свою "Комедию", которую позже Боккаччо назвал "Божественной комедией", это название и вошла в историю литературы. Немецкий писатель ХХ в. Стефан Цвейг дал ей такую ​​оценку:

"Подобно крутом водораздела она раз и навсегда разграничила два больших потока - средние века и Новое время, но, как всякая горная вершина, она одновременно связывает две культуры, которые на первый взгляд разделяет ".

Книга написана народным тосканским наречием, которое и легло в основу итальянской литературного языка ( Тоскана - область Италии, столица которой - Флоренция). "Божественная комедия" во многом еще связано с мировоззрением католицизма, отражает средневековую картину мира (сюжет составляет фантастическое путешествие автора в ад, чистилище и рай). В поэме широко использована характерна для средних веков символика чисел : она состоит из 100 песен, первая из которых - вступительная, а другие разделены по 33 песни на 3 части - "Ад", "Чистилище" и "Рай". Однако поводыри Данте уже совсем с другой образного ряда. В ад и чистилище его сопровождает Вергилий - римский поэт и мыслитель, а в рай - Беатриче, - прекрасная возлюбленная Данте, которая очень рано умерла. Еще ранее он уже воспел свое чувство к Беатриче в книге "Новая жизнь".

Первыми в полном смысле гуманистами в итальянской культуре были Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, которые вместе с Данте являются создателями итальянского литературного языка.

Жизнь и творчество Петрарки ( 1304 - ? 1374) наиболее ярко показывают, какое значение имела античность для итальянских гуманистов. Петрарка буквально преклонялся перед античным миром, был блестящим знатоком языков, основал науку, которая получила позднее название классической филологии. Всю жизнь занимался поиском и изучением древних рукописей, писал историческое произведение, подражая античных авторов. Однако славу в веках ему принесли не эти парадные произведения, а лирическая поэзия, которую сам он всерьез не воспринимал. Двадцать лет он воспевал свою возлюбленную Лауру за жизнь и десять лет после ее смерти, хотя даже не был близко с ней знаком. "Книга песен" открыла новые пути европейской лирической поэзии.

Дарования совсем другого плана должен Бокаччо ( 1313 - ? 1375). Благодаря ему одним из ведущих жанров ренессансной литературы становится авантюрная новелла. Его "Декамерон" (сборник из ста новелл, откуда и название книги) в увлекательной, остроумной форме раскрывает перед нами картину быта и традиций итальянского общества. Много новелл разоблачают лицемерие, жадность монахов. Когда католическая церковь ввела в практику Индексы запрещенных книг, "Декамерон" сразу туда попал. Перу Боккаччо принадлежит первый в европейской литературе психологический роман "Фьяметта".


7.2. Литература Германии, Франции, Испании

Германия - родина Реформации, и немецкие писатели были тесно связаны с идеями и настроениями своей страны. Главное внимание они уделяли религиозно-философским, морально-этическим проблемам. Причем в их произведениях сочетались резкая критика порядков, которые существовали, и боязнь активности народных масс. Многом говорят уже названия книг: "Корабль дураков" Себастьяна Бранта, "Похвала глупости" Эразма Роттердамского, ?Письма темных людей" Ульриха фон Гуттена.

Самым выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле ( 1494 - ? 1553). Родился он в семье адвоката, в юности поступил в монастырь, затем покинул его, изучал медицину и естественные науки, был врачом, вел филологические исследования. В цикле сатирических романов "Гаргантюа и Пантагрюэль" он ввел в литературу образы, приемы народной смеховой культуры. Уникальное произведение оставил Мишель де Монтень ( 1533 - ? 1592). Около двадцати лет он записывал свои наблюдения, размышления, мысли. Эти записи составили три тома афоризмов "Опыты". Они вобрали и дух своей эпохи, и мысли "на все времена".

Основателем новой испанской литературы стал Мигель Сервантес ( 1547 - ? 1616), с чьей творчеством связано завершения преобразования кастильского диалекта на литературный язык. "Дон Кихот", недостаточно оцененный современниками, в XIX-XX вв. был объявлен одним из величайших творений человеческой мысли. Задуманный как пародия на рыцарские романы, "Дон Кихот" на самом деле оказался глубоким, многоплановым произведением. Идеалы и цели Дон Кихота высокие, он выражает гуманистические идеи, но выглядит нелепо, терпит поражения. Прекрасные идеи несовместимы с миром материальных интересов. Роман отразил кризис ренессансного гуманизма, ввел в искусство тему "донкихотство" - верности своим взглядам и борьбы за них вопреки всему.


7.3. Театр

Арлекин и Коломбина

Ренессансный театр начал свой путь значительно позже, чем литература и изобразительное искусство. Средневековые театральные жанры - мистерии и фарси, оставались основными до самого конца XV века. Лишь в середине XVI века в Италии возникает первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения - комедия "дель арте", комедия масок. Спектакли этого театра представляли актерские импровизации на основе очень короткого, схематического сценария, со вставными музыкальными и танцевальными номерами. С спектакля в спектакль переходили маски-типа: слуги - Бригелла, Арлекин, Коломбина, бессмысленный и жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун и тупица Доктор. Постановки нового театра, которые разворачивались на деревянных сценах, на площадях городов, окончательно вытеснили религиозные мистерии.

Однако глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы комедии масок было не под силу. Современный по сути театр смог появиться, когда, кроме новых писателей, появились и новые зрители. Новое мировоззрение должен был проникнуть в широкие круги народа, ибо по природе театр - искусство массовое и демократичное. Это требовало значительного времени, и только в конце XVI - начале XVII века наступает расцвет театрального искусства, но уже не в Италии, а в Испании и Англии. Так, в Англии Возрождения практически не коснулось архитектуры, изобразительного искусства, а проявилось в литературе и театре. Спектакли пользовались бурным массовым успехом. Появляются постоянные театры, типа "Глобуса" в Лондоне, частные антрепризы. Ведущими театральными жанрами были драма и трагедия, отвечающих масштаба эпохи.

Если у истоков культуры Возрождения стоит мощная фигура гениального Данте, то завершает эпоху не менее величественная фигура гениального В. Шекспира ( 1564 - ? 1616). Обновление театра было подготовлено многими источниками: старинные площадные зрелища, народный эпос, средневековые легенды и исторические хроники, античные драмы и мифы, ренессансная литература. Именно творчество Шекспира, собрав все воедино, предоставила драматургии принципиально иное звучание. Если в античных драмах события обязательно происходили в одном месте в течение короткого промежутка времени, то у Шекспира события порой охватывают всю жизнь героя, мы наблюдаем сложное развитие сюжета при различных обстоятельствах. В событиях активно участвуют и второстепенные герои. Абсолютно новый художественный принцип положен в основу трактовки характера главного героя. Он перестает быть воплощением какой-то одной черты, Шекспир рисует сложные, полные противоречий характеры в развитии. Шекспир отверг жесткое распределение на жанры, он смело соединяет в своих пьесах и серьезное, и смешное. Бедность декораций современного ему театра он заполнил богатством, образностью языка, диалогов.

Творчество Шекспира началась созданием серии исторических драм ("Ричард II", "Генрих IV", "Король Джон", проч.), В которых он отказывается от парадности, схематизма в трактовке истории, потом были написаны его комедии - "Много шума из ничего "," Двенадцатая ночь ", характерная особенность которых - доброта, человечность, полное отсутствие сатиры. Шекспир создает знаменитые трагедии: "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Макбет", "Король Лир", "Антоний и Клеопатра". В каждой из них жизнь главных героев обрывается, однако главная драма - не в физической смерти. Шекспир размышляет о том, что приводит к такому финалу: крах жизненных идеалов, столкновения с жестокостью мира, измена собственным принципам или ошибочность этих принципов. При том, что его пьесы создавались для конкретной труппы театра "Глобус", когда учитывались даже личностные особенности актеров, их количество, Шекспир поднялся до общечеловеческих обобщений, охватил множество жизненных психологических коллизий. Временная дистанция только увеличивает популярность драматургии Шекспира.


8. Заключение

Эпоха Возрождения и Реформации в истории мировой культуры имеет революционную, поворотную роль. Нельзя назвать такую ​​сферу культуры, в которой бы не возникли явления, процессы, которые определили все дальнейшее развитие, вплоть до современного их состояния:

  • на смену церковному мировоззрения, царивший безраздельно, приходит новый взгляд на мир, в центре которого стоит человек, гуманизм;
  • в науке вместо умозрительности далеких от действительности логических построений возникает опытное естествознание и, как результат этого, осуществляется огромный шаг вперед в познании окружающего мира и самого человека, возникает специализация в науке;
  • объектом изучения становится и само человеческое общество, начинаются поиски путей его справедливого устройства;
  • образуются современные национальные европейские литературы и профессиональный театр;
  • уникальным является исторический феномен ренессансного искусства, которое дало человечеству величайшие произведения.

См.. также


Литература


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам