Надо Знать

добавить знаний



Курень



План:


Введение

Фотий Красицкий, "Гость из Запорожья" - на картине изображен казацкий курень
Вигвам апачей, 1903 - очень похож на старинный казацкий курень

Курень - изначально здание разных размеров, часто временная, предназначена для ночевки, зимивку и т. д. В последующие времена размеры шалаше были очень разные размеры - от небольшого здания, составленной из ветвей дерева с листьями, или из жердей и покрыта соломой, сторожка ( на огородах, бахчах и т.д.) к прочной большого дома из толстых дубовых брусьев на несколько сот человек.

Согласно турецко-словарями, "шалаш - толпа, племя, отряд, корпус, полк". Как говорит казацкий словарь-справочник: "В империи Чингисхана шалашом называлась наименьшая единица общественного и военного управления; курени подчинялись агам, зайсангам, шулепгам и образовывали отдельные воинские части (подразделения), составленные по родовому признаку".

Первоначальное происхождение слова вероятно связано со словом "курить" ("выпускать дым"), т.е. шалаш это пыльная дом, зимовник, или дым (двор, дом с дымоходом).

Курени имели большое значение для полукочевого населения Украинской части Великой Степи с древних времен и вероятно их история прослеживается еще со времен половцев и печенегов, а возможно и скифов. Это можно объяснить тем, что климатические особенности украинских степей в отличие от степей восточной части Великой Степи делают необходимой зимивку людей и скота.

Поэтому неудивительно, что в войсках людей этой части Степи уже в старые времена находим деление на отдельные подразделения - курени. Этот раздел затем становится одной из основ административно-земельного устройства Запорожской Сечи, где так же как и в старые времена шалаш это одновременно и дом для проживания казаков на Сечи и подразделение, который закреплен за данной домом.


1. Курени в Запорожье

По словам Адриана Кащенко: "Звались разделения Войска Запорожского куренями потому, что в первые времена существования Сечи запорожцы жили по шалашах. Те курени были длинные, чтобы во всяком можно было находиться нескольким сотням общества и покрывались они камышом, а сверху еще и звериными шкурами, чтобы было зимой теплее. Со временем вместо куреней по сечах начали строить для общества длинные дома, по 12-15 сажен длиной всякая дом, и хотя запорожцы жили уже по домам с самого начала XVII века, но зато уж те дома стали зваться сараями, потому что запорожцы привыкли к той названия. "

Курени на Запорожской Сечи

Из рассказа запорожского казака Никиты Леонтьевич Корж, записанной Алексеем Стороженко:

" Наши шалаше не такие были, как те, что скотоводы делали себе по степям. Наши были построены из квадров брусьев, наш отец - Большой Луг - наделял нас лесом вдоволь. Курень был, будто тот дом, шестьсот казаков и более содержалось в нем, а строився он, как трапеза которая, без перегородок и комнат, а кругом возле стен стоя ли столы и скамейки, чтобы было на чем за обедом сидеть. Образы были у нас очень богатые, в серебряных, в золотых одеждах, а посередине шалаша висели паникадила, лампады и в большие праздники зажигались. Окна были большие, и часто печки кафельные, голландской, как у меня в доме, а печи, где пекли хлеб, были особенно во второй строении, там же и повара варили разные потравы: тюрю, борщ, галушки, хляки, рыбу на стябло , свиную голову с хреном и лапшу на перемену, - добавил старик из "Энеиды" Котляревского, - и другие потравы, которые водились по запорожскому обычаю. Как было приготовят обед, повара и ставят на сырно по всем столам деревянные ваганкы с потравы, а между ними в больших Кинв, тоже деревянных, напитка: водку, мед, пиво и брагу, а кругом на Кинв вешали Корячко, по-запорожских - михайлики, ибо Сечи тех рюмок и шклянок не знали. Как же уже казаки придут с атаманом обедать, то, помолившись Богу, атаман садится на углу, а там с ним и казаки, и начинают трапезувать, а как повара разносят рыбу на стябло, то по обычаю главы составляют перед атаманом. Пообедав, молятся богу, кланяются друг другу и атаману и благодарят повара. "Спасибо, братец, - говорят, - хорошо казаков накормил!" Исходя, атаман и все казаки клали в кружку по копейке, а некоторые и более, и расходились куда кому надо, а карнавочни деньги собирал повар и покупал на базаре на завтрашний обед зьисне. Варили по шалашах три раза в день, не в горшках, а в медных или чугунных котлах, и не в печах, а на очагу. "
  • Курени были как военное подразделение в УПА.
  • Курени есть как подразделение в скаутской организации Пласт.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам