Лао-Цзы

Laozi 002.jpg

Лао-Цзыкит. 老子 - Старый Младенец, Мудрый Старец) ( 604 до н.е. - 531 до н.э) - китайский философ, считающийся основателем даосизма, автор трактата "Дао дэ цзин" (Канон Пути и благодати, другое название "Три телеги" - написанный на бамбуке занимал три телеги). Известен также как Ли Эр ( кит. 李耳 ).

Приписанное ему учения "Дао Дэ Цзин" происходит с 3 века до н. е.

Уже в раннем даосизме Лао-Цзы становится легендарной фигурой и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и имя его, "Старый ребенок", хотя тот же знак "цзы" означал одновременно и понятие "мудрец", так что имя его можно переводить как "Старый мудрец", "Мудрый старик") и о его отбытия из Китая.

Известный вариант биографии Лао-Цзы сообщается Сыма Цянем : Лао-Цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то ее начальник Инь Си попросил Лао-Цзы рассказать ему о своем учении. Лао-Цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин (Канон Пути и благодати), где рассказал о принципах своего учения. Главные философские категории - Дао и Где. В этом трактате предлагается принцип "у-вэй" ( 无为 , ?Не-действие") как средство достижения "Дао" ( , "Пути") через практику Где - правильного действия.

Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-Цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором - в отличие от Конфуция - в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Предполагается, что Лао-Цзы мог быть автором Дао Дэ Цзина, если он жил в 4-3 вв. до н. е.


1. Легенды о Лао-Цзы

По легенде философ Лао-цзы самозародився в 14 или 7 в. до н. е., создав тело собственной матери - "нефритовой девы" (юй Нюй), проникнув в ее лоно в виде солнечной энергии (ян), аккумулированной в пьятибарвний жемчужине, и пробыв там 81 год.

Родившись под сливовым деревом, он взял фамилию Ли (Слива), получил чудесного вида, включавший в себя золотое лицо, удлиненные мочки (признак мудрости) и выпуклость на темени, аналогичную индийской ушниша - одной из "32 признаков больших людей", которая считалась в буддизме особенностью идеального (всемирного, священного, харизматического) царя чакравартина и будды, а также получил способность к преобразованиям, например, у черного барана ...

По другой легенде мастер Лао-Цзы пришел в Китай из Индии. Отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рожденным.


2. Жизнеописание

Согласно традиционной историографии Лао-цзы (Учитель Лао, Старый Ребенок, Лао Дань, Ли Эр, Ли Боян) - древнекитайский философ, мифологизированный основоположник даосизма и автор "Дао дэ цзина" ("Канона Пути и благодати"), родился в конце 7 - начале 6 в. до н. е. Древнейшая биография Лао-цзы содержится в разделе "Жизнеописания" (Ле чжуань) ?Исторических записок? (Ши цзи) Сыма Цяня (2-1 вв. до н. э). Согласно этим трудом Лао родился в периферийной ("варварской") южной государстве Чу, которая сохраняла архаичную традицию шаманизма, которая и стала первоисточником даосизма.

Следующая веха в жизни философа - его служба в центральной из Срединных (исконно китайских) государств, в династийном домене Чжоу. Там он был историком-астрологом, хранивший дворцовый архив. Именно туда, по преданию, к Лао-цзы прибыл Конфуций, с намерением узнать, что есть благопристойности и в итоге сравнил мудреца с непостижимым драконом.

Допускают идентичность Лао с другим чусцы - Лао Лай-цзы, который был современником Конфуция и написал книгу из 15 глав о "деятельные проявления даосизма" (дао цзя чжи юн), или с главным историком-астрологом домена Чжоу - Данэм, который жил в середине 4 ст. до н. е.

Существуют и другие гипотезы о его загадочной биографии. По одной из них, он был одним из указанных персонажей, действовавших от начала 6 до середины 4 в. до н. е. Согласно другой - все эти персонажи, или, по крайней мере, двое из них - одно лицо, прожила более 160 или даже более 200 лет! благодаря искусству "усовершенствования Пути-дао и пестования долголетия".

Первые официальные сведения о Лао-цзы (Лао Даня) содержатся в текстах 4-3 вв. до н. е. Однако уже во 2 в. до н. е. его имя соединяется с именем мифического культурного героя Хуан-ди (Желтый император), обозначающий родоначальников даосизма.


2.1. Мифологизация

На рубеже нашей эры начинается процесс мифологизации Лао-цзы. Предпосылкой этого стало то, что прозвище взяло верх над родовой фамилией и личным именем Лао-цзы, буквальное значение которого - Старый Ребенок - связано как с легендой о его рождении седым 81-летним старцем, так и с текстом "Дао Дэ цзина ", который состоит из 81 параграфа (чжан), где общая апология детскости сочетается с авторским же младенцу. В определении сознания (?сердца? - синь) такого философа-ребенка (цзы) сходятся воедино две пары противоположностей: мудрость и глупость, элитарность и народность. Сердце совершенного и приравнивается к сердцу ребенка, глупца и всего народа.

На этой теоретической основе с 1 ст. до н. е. стала происходить институализация даосизма как религиозной идеологии эгалитаристских движений, выливались в широкомасштабные народные восстания (крупнейшее - Желтых повязок в 184) и теократические структуры, первая из которых во главе с "Небесными наставниками" (тянь ши) возникла во 2 в. Патриархи этого течения ("Пути-дао"). Всех, кто принадлежит к роду Чжан от Чжан Даолиня (1-2 ст.) До наших дней, считаются, получившие откровение от обожествленного Лао-цзы.

В текстах религиозного даосизма первых веков. е. Лао-цзы, выступает как изначальной персонификации Пути- дао под именем Лао-цзюнь (Старый / Почтенный Государь), или Дао-дэ-тянь-цзюнь (Небесный Государь). , Описывается, порождающим весь мир, во всех его духовно-божественных и телесных ипостасях. Под влиянием буддизма, начавшего тогда проникать в Китай, считалось, что Лао регулярно перевоплощается в разных патриархов даосской, а затем и буддийской традиции.

Согласно отраженным в Чжуан-цзы пониманием мудреца как ?некоронованного царя" (су ван), Лао-цзы впервые предстал в мифологизированной истории в качестве Гуанчэн-цзы (Чжуан-цзы) наставника Хуан-ди, якобы правил в 27-26 в . до н. е.

К 3 ст. н. е. характерные для локальной Чуский субкультуры мифологические представления о "западный рай" и обители бессмертных в сакральном центре мира на волшебной горе Куньлунь слились с образом "далекой Индии чудесной" (а также Парфии) и образовали легенду (изложенную, в частности, Ге Хуном, 3 4 ст.) об уходе святого-бессмертного Лао-цзы на запад вместе со своим первым учеником Инь Си. В процессе конкуренции с буддизмом эта легенда развилась до представления о Лао-цзы как учителе и даже отце или мистическом прототипа Будды (Гаутамы Шакьямуни), которого стали называть "желтолицым (Хуан мянь) Лао-цзы". Подобные взгляды были изложены в "Каноне о Лао-цзы, который просвещает варваров". К сожалению, позже, по приказу внука Чингисхана, монгольского императора Китая Хубилая, это произведение было сожжено.

В секте Небесных наставников считалось, что воплощением Лао-цзы был анонимный автор древнего мистического комментария "Дао дэ цзин", известный под псевдонимом Хэшан-гун (Господин из Берега Реки, 2 ст.). Раз он появился в 142 и передал чудодейственные полномочия своему наместнику на земле - магу Чжан Даолину.

Сформированный 2 ст. культ Лао-цзы особый размах приобрел при династии Тан (618-907), императоры которой носили фамилию Ли и считали его своим предком.

В 20 в. в Китае проблему историчности Лао-цзы и автора "Дао-дэ цзина" реанимировал философ и общественный деятель Лян Цичао (1873-1923). В ходе ее обсуждения одни ученые признали Лао-цзы Лао Данэм, живший в 7-6 вв. до н. е. и наставлял Конфуция (Тань Лань, Гао Хэн, Люй Чжэньюй, Фен Юлань, Го Можо), другие - Лао Данэм, живший в 5-4 вв. до н. е. (Гу Цзеган), а третьи - великим историком-астрологом Данэм, также жил в 5-4 вв. до н. е. (Ло Геньцзе, Фен Цзиньюань). Как бы там ни было, а роль его в становлении даосизма и буддизма очень велика.

В народных верованиях Лао-цзы считается покровителем заклинателей, кузнецов, ювелиров, точильщиков и мастеров по изготовлению пиал и палочек для еды. Атрибуты его иконографии является триграмм, гексаграммы и черный бык, верхом, на котором он отправился на запад.


3. Произведения


См.. также

  • Философия Древнего Китая