Надо Знать![]() | ВведениеАнатолий Семенович Левченко (* 21 мая 1941 - 6 августа 1988) - советский космонавт Украинских происхождения, Герой Советского Союза ( 1987), 64-й космонавт СССР и 207-ю человек в космосе, летчик-космонавт СССР (№ 63), капитан запаса. Совершил один космический полет продолжительностью 7 суток 21 час 58 минут 12 секунд. Умер через 7 месяцев после полета, в возрасте 47 лет, от опухоли головного мозга. 1. БиографияАнатолий Левченко родился 21 мая 1941 года в селе Основинци Краснокутского района Харьковской области УССР в семье слесаря и водителя - механика Семена Павловича Левченко (* 1904 - 1943) и заведующей детским садом Параски Троxимивны (* 1904 - 1968). Их род происходил от Ивана Ивановича Каразина, основателя Краснокутского дендропарка [1]. Водителя-механика вскоре мобилизовали в Красной армии, а в 1943 году он погиб на войне - в его машину попала авиабомба [2]. 1.1. ОбучениеВ 1958 году Анатолий Левченко окончил Краснокутске среднюю школу. Отличником не был, но в старших классах заинтересовался физикой и электротехникой [3]. После школы поступил в Харьковский авиационного инженерного училища, однако учиться передумал, забрал документы и год проработал в садоводстве, в садах Краснокутской опытной станции садоводства. В 1959 году Левченко стал курсантом Кременчугского высшего военного авиационного училища летчиков. Однако того же года училище расформировали, а будущего космонавта перевели в Высшего военного авиационного училища летчиков в Чернигове, которое он закончил в 1964 году. В нем Левченко учился вместе с Петр Климук, еще одним будущим космонавтом, дважды Героем Советского Союза. С 1964 по 1970 Левченко служил в различных частях Военно-воздушных сил СССР : сначала в Липецком районе Липецкой области, а затем - в Туркменской ССР, в военном округе Туркестана. В 1965 году он стал членом КПСС. Через два года закончил курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1970 - вышел в запас.
1.2. Испытательная работаВ 1971 году Анатолий Левченко окончил Школу летчиков-испытателей при Летно-исследовательском институте имени М. М. Громова (ЛДИ) Министерства авиационной промышленности СССР и стал работать летчиком-испытателем ЛДИ. Он поселился в городе Жуковский, где находился институт. Летал на самолетах истребительного, бомбардировочного и транспортного типов. Проводил работы, связанные с расширением ограничений и улучшением характеристик боевых истребителей, аэродинамическими исследованиями, исследованиями прочности, а также доводкой серийных и модифицированных силовых установок и экспериментального оборудования. Принимал участие в отработке систем управления на самолетах-лабораториях с изменяемыми характеристиками устойчивости и управляемости. Провел испытания Ту-144 по отработке автоматического захода на посадку до высоты 20 метров, а также активно участвовал в отработке методики и тактики ведения одиночного и группового воздушного боя с применением ракет ближнего боя. За время испытательной работы Левченко освоил 87 типов и модификаций самолетов. Вообще он имел налет на самолетах 3 574 часов 22 минуты, в том числе в испытательных полетах - 1 979 часов 36 минут [4]. В Институте Левченко познакомился с Людмилой Николаевной Костромин, начальником бюро летно-технической документации, которая впоследствии стала его женой. В 1974 году у них родился сын Кирилл. В свободное время Левченки ходили в туристические походы. Анатолий был "душой компании", любил играть на гитаре, сочинял песни, восхищался горными лыжами, плаванием [2]. 1.3. Космическая подготовка
Приказом № 630 начальника Летно-исследовательского института Левченко зачислили в группу специальной подготовки по программе "Буран" ( 12 июля 1977). Уже через год он получил положительное заключение Главной медицинской комиссии, и 1 февраля 1979 года приказом № 34 Министерства авиационной промышленности был зачислен в главной группы для подготовки по программе "Буран". Почти два года Левченко проходил общекосмической подготовки в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина. 30 июля 1980 года решением медицинской комиссии Левченко рекомендовали отнести к группе космонавтов-исследователей, а за два месяца он уже был ее членом. В августе следующего года Левченко вошел в состав отряда космонавтов-испытателей ЛДИ. А 12 февраля 1982 года, после сдачи всех зачетов по общекосмической подготовки, получил квалификацию "космонавт-испытатель". Левченко прошел полный курс общекосмической подготовки, а также подготовки к полетам на орбитальном корабле "Буран" и кораблях типа "Союз". С сентября 1982 по май 1983 года он готовился к полету в составе дублирующей экипажа с Владимир Васютин и Виктором Савиных, однако вскоре его вывели из экипажа в связи с изменением программы полетов на "Салют-7". С декабря 1983 года на базе ЛДИ Левченко проходил подготовку к космическому полету на корабле "Буран", во время которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154 и самолету МиГ-25, оснащенных системами управления "Бурана". По планам Министерства авиационной промышленности и ЛДИ, Левченко должен был стать командиром дублирующей экипажа для первого космического полета "Бурана" вместе с космонавтом-испытателем Александром Щукиным. Он проходил подготовку в качестве командира экипажа вместе с Геннадием Стрекалов. В 1983 году Левченко присвоили звание капитана авиации и перевели в запас [6]. Менее чем за год, с 20 июня 1986 по 21 мая 1987, он выполнил 4 полета на "БТС-02" (атмосферное самолет -аналог "Бурана") для отработки системы автоматической посадки. Как командир и второй пилот дважды рулил "БТС-02". За испытания авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 августа 1986 года Левченко было присвоено звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР". А 4 февраля 1987 года его назначили заместителем начальника Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей при ЛДИ, с сохранением должности космонавта-испытателя и летчика-испытателя 1-го класса. С 1 марта 1987 года Левченко проходил подготовку к космическому краткосрочного полета в составе группы. С 11 мая по 8 декабря 1987 он непосредственно готовился к полету на орбитальную станцию "Мир" как космонавт-исследователь основного экипажа, вместе с Владимиром Титовым и Мусой Манаров. 1.3.1. Космический полетАнатолий Левченко совершил первый и последний в своей жизни космический полет с 21 по 29 декабря 1987 года как космонавт -исследователь на корабле "Союз ТМ-4". Вместе с ним стартовали Владимир Титов и Муса Манаров. Левченко несколько дней провел на борту орбитальной станции "Мир" и вернулся на Землю на "Союзе ТМ-3" вместе с командиром Юрием Романенко и бортинженером Александром Александровым [7]. Во время полета космонавт проводил эксперимент по исследованию возможности управления "Бураном" в период острой адаптации к невесомости на специальном стенде, размещенном в бытовом отсеке "Союза ТМ-4". Длительность полета на станцию "Мир" и обратно на Землю составила 7 суток 21 час 58 минут 12 секунд. 29 декабря 1987 года, через 30 минут после приземления (кратчайший отдых после полета за всю историю космонавтики [1]), Левченко сел за штурвал самолета Ту-154 и МиГ-25. Уникальный эксперимент провели, чтобы выяснить, способен ли человеческий организм быстро преодолеть влияние невесомости [3]. На самолетах, оборудованных системами управления "Бурана", Левченко успешно выполнил самостоятельные полеты в города Жуковский Московской области, где располагается ЛДИ, и обратно на Байконур. За мужество и героизм, проявленные во время космического полета, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1987 года Левченко был удостоен звания Герой Советского Союза, Летчик-космонавт СССР и награжден медалью "Золотая Звезда" и орденом Ленина [8].
1.4. Болезнь и смертьВ мае 1988 года Анатолий Левченко заболел и вынужден был лечь в госпиталь. У него обнаружили опухоль мозга [9] [3]. Наиболее вероятной причиной ее появления называют то, что за 10 лет пребывания в отряде космонавтов Левченко неоднократно приходилось испытывать перегрузки [2]. Опухоль прогрессировала стремительно. Космонавт "сгорел" за неполные три месяца, хотя его оперировали и пытались спасти лучшие врачи СССР [2] [9]. Умер Левченко 6 августа 1988 года в московской больнице. Его похоронили в городе Жуковский, в Москвой, на Быковскому кладбище, на так называемой "Аллее космонавтов". Владимиру Титову и Мусе Манаров, еще почти год оставались на станции "Мир", о смерти Левченко решено не сообщать [2]. Домой они вернулись с французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном и вскоре побывали на могиле товарища [2]. Жена Левченко не надолго пережила мужа: она умерла через 8 лет, 29 декабря 1996 года, в день 9-й годовщины жесткого приземления Анатолия Семеновича. Среди коллег-космонавтов Левченко ходили и другие, неподтвержденные версии причин развития опухоли. По одной из них, она развилась вследствие жесткой посадки "Союза ТМ-3" [4] : в отличие от двух других космонавтов, Левченко во время приземления очень сильно ударился головой [2]. По другой версии, космонавт травмировался еще в космосе - во время испытаний на орбите на станции "Мир" произошел взрыв [9] [1]. Также причиной развития опухоли называли обыкновенный инсульт, который космонавт перенес за три месяца до смерти [2]. Товарищ Левченко, заслуженный летчик-испытатель СССР Петр Левушкин считал, что опухоль развилась через космическое облучение. Он писал:
Летчик-испытатель ЛДИ, Герой Российской Федерации Александр Гарнаев опухоль и болезнь называл "непонятной". Он вспоминал:
Колега і друг Левченка, теж Герой Радянського Союзу і Заслужений льотчик-випробувач СРСР Валерій Меницький взагалі не згадував про пухлину, а лише про якусь "хронічну" хворобу. В мемуарах він писав:
2. ПамятиІм'ям космонавта Анатолія Левченка названа вулиця в селі Основинці, де він народився і виріс, а також в містах Уфа і Жуковський. В Харківському планетарії зберігається колекція речей, що були подаровані рідними Анатолія Левченка [3].
3. Смотрите также
Примечания
5. Источники и литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |