Летний сад (Санкт-Петербург)


Летний сад - дворцово-парковый ансамбль в историческом центре Санкт-Петербурга, возникший в начале 18 в. и изменялся согласно господствующей модой протяжении трех веков.

Сад никогда не был обделен вниманием, даже во времена перемен моды и ухудшение состояния. В начале 21 века его истории разделили на следующие условные периоды:

  • 1704-1710 гг
  • 1710-1716 гг
  • 1716-1725
  • 1725-1750
  • 1750-1787
  • 19 века
  • 20 в.
  • 21 ст.

1. Основание

Основателем сада был русский царь Петр (1672-1725). Как лицо, он подошел к созданию парка в 1703 году в возрасте чуть за тридцать. Позади были знакомство с небольшими садами Москвы (фруктовыми и декоративными), пребывания в Голландии и знакомство с голландским садоводством. Именно голландские регулярные сады и были образцами для планировки будущего Летнего сада в Петербурге, который на 1703 - 1704 года еще не был столицей.


2. Остатки усадьбы умирают

Для создания собственного сада царь выбрал остатки усадьбы умирают через реку Нева напротив заложенной Петропавловской крепости и Троицкой площади с ее первым рынком города и сооружением Сената. Когда-то это была небольшая усадьба шведского майора Эриха Берндта фон умирает с помещением и небольшим садом, которая перешла во владение царя как военный трофей.

Первым возникло временное помещение для царя. К планировки территории подступились только 1704 года. Ведение войны с мощной на то время Швецией ограничивало царя в средствах и возможностях. Поэтому на начальном этапе садом занимались русские мастера - Иван Матвеев (16? -1707, Бомбардир и военный инженер, фонтанных дел мастер) и российские садоводы. Иван Матвеев [1]. работал по приказам самого царя, самовласне правления Петра распространялось и на создание садов. Матвеев готовил площадки под сооружения, копал гаванец, участвовал в создании садовых тропинок и небольших фонтанов. Работы шли только летом. Вклад Матвеева в создание сада был небольшим, потому что он умер 1707 г.

Летний дворец Петра I и Летний сад, 1716 г., гравер О.Зубов

На создание сада влияло несколько факторов - изучение природных условий местности, страдавшей от наводнений, необходимость завозить сюда кусты, дерева и цветы из Московии и из-за границы и приглашенные мастера-ландшафтные архитекторы. Среди последних были голландцы, француз, итальянцы, придерживались разных национальных традиций в паркостроительства. Работал здесь и российский архитектор Михаил Земцов (1684-1743).

Территорию сада постоянно подсыпали землей, чтобы повысить уровень почвы и этим защититься от наводнений. Были созданы границы сада, который впоследствии будет три разных участка: две декоративные и одну с фруктовыми деревьями. Резиденцию Петра I, которую создавали на островке Усадиця у Невы, отделили от Второй участка каналом (так называемая Лебяжа канавка). Первый Летний сад имел треугольную форму, разделенную на два: парадная часть с Летним дворец царя и регулярным план и фонтанами и хозяйственная (за Поперечным каналом), там на заболоченной участке выкопали фигурный Карпиев ставок и высадили овощи. Петр гордился своим садом и уже 1716 года приказал создать гравюру с видом лень саду, которую исполнил Алексей Зубов. Благодаря этому был сохранен первоначальный вид планировки сада, где еще шли строительные и инженерные работы.


3. Сад во времена Яна Роозен

Совершенствовать Летний сад в Петербурге на новом этапе Петр пригласил садовника из Голландии Яна Роозен в 1712 г. Роозен усилил голландские черты Летнего сада, которые станут председательствовать в ПЛАН и ощутимые сей (боковое расположение дворца правителя, дворец не стоит на главной оси ансамбля, внесенные в сад элементов шутки, распределение территории на тематические кабинеты и т.д.). В голландском саду мало террас и они невысокие, или их нет вообще, потому что имела и участок сада. Парадные части сада невелики. Посетители сада скрыты от нагдядачив из дворца за крытыми галереями и т.д.. [2].

Все это присуще и первоначальном Летнем саду времен Яна Роозен. Деревянное помещение царя заменили на каменный, но он снова выстроен не на главной оси ансамбля, а сбоку. Элементом шутливости-развлекательности были особые фонтаны-шутки - на темы Баека Эзопа, на темы охоты (механическая собака гонит механическую утку и т.п.). Сад имеет черты представительные ( фонтаны, зеленый лабиринт, собственный зверинец) и хозяйственные (участок с плодовыми деревьями, Оранжерея, Карпиев пруд с рыбой, участок с овощами, дом для слуг, водонагнитна башня для фонтанов, баня).


4. Забота о Летний сад

SG105373.jpg

Царь годы занимался собственным садом. Во время пребывания в Киеве 1706 г. от отослал в Петербург Лукивка белых лилий. Из Голландии были выписаны две тысячи молодых Июль. Во время пребывания в Подгорецком замке приобрел несколько мраморных бюстов, среди которых оказались бюст Яна III Собешина и королевы Марии Казимиры. Царь усиливал привлекательность собственного сада новыми приобретениями. Именно сюда перевезли древнеримскую скульптуру Венеры, приобретенную в Риме дипломатом Саввой Рагузинським и Готторпской глобус, несколько лет находился в Летнем саду. Летний сад не был единственным регулярным парком в Петербурге. Самым большим парком столицы был сад при усадьбе князя Меншикова за Посольским дворцом на Васильевском острове. Наиболее выдержанным в стиле барокко был сад при Итальянском дворце, принадлежавшем Екатерине Первой, жене царя Петра. Ей же принадлежал и небольшой дворцово-парковый ансамбль в Катерингофи на побережье Балтийского моря.

  • Усадьба Меншикова с Посольским дворцом и парком, 1715 г., гравер О.Зубов

  • Загородный дворцово-парковый ансамбль Катерингоф, 1716, гравер О.Зубов

В Летнем саду работают лучшие архитекторы, приглашенные в Петербург из-за границы. Каменный Летний дворец создал Доменико Трезини. Роскошный барочный павильон "Грот" создан по проекту Андреаса Шлютера.


5. Посещение Парижа и Версальского парка

Петр часто болеет и вынужден лечиться за рубежом даже во время войны. 1717 года он посетил Голландию (Амстердам, Гаага, Антверпен, Спа) и Париж. Петр лечится и одновременно совершенствует свои знания. Среди посещения царя - Версальский парк. Французский опыт в паркостроительства отныне признано и русским царем. С надломленной в Большой Северной войне Швецией начались первые мирные переговоры. Отныне царь может увеличить средства и усилия на создание садов в Петербурге. Идут работы по созданию парадных садов в Царском Селе, у Итальянского дворца, в Стрельне и впоследствии в Петергофе. Масштаб и строительных, и парковых работ в Петербурге возрастает в несколько раз. Для этого нужны новые кадры. И в Петербург приглашена ряд высоко одаренных мастеров - Карло Бартоломео Растрелли, Александр Леблон, Денис Брокет, Георг Маттарнови, Николо Микетти, Иоганн-Готтфрид Шедель, Гаэтано Кьявери, художники - декораторы Николя Пино, Филипп Пильман, Бартоломео Тарсия.

Наибольшее влияние на паркостроительного ситуацию в Петербурге был Жан-Батист Леблон (в России его звали Александр Леблон), ученик самого Андре Ленотра.


6. Вмешательство Жана-Батиста Леблона

Александр Леблон. Проект увеличения Летнего сада. 1717 г.

Петр имел частную библиотеку, в которую разместил и издания по паркостроительства. На фоне плохо переведенных на русский и иностранных изданий выделялось мастерством печати и изложенным материалом французское издание "Практика господина Леблона о садах". Именно этого автора и удалось пригласить на службу в Петербург. Леблон чрезвычайно выделялся среди окружающих и великолепным образованием, и одаренностью. Но был плохим дипломатом и еще худшим слугой. Зря хлеба не ел и создал несколько образцовых проектов парадных садов, вполне оригинальных. Особенно значительными были его проектные решения для Летнего сада и для царской резиденции в Стрельне, которая предшествовала создания резиденции в Петергофе. Его предложения оказали значительное влияние на паркостроительного ситуацию в Петербурге и чрезвычайно подняли посредственный уровень проектов в новой столицы.

Леблон частично переработал интимные и малы участки голландского по характеру сада Роозен, продлил и углубил его перспективу, вывел планировки за первоначальные границы сада. Новое решение получили четыре первых боскеты. Вся композиция получила длинную центральную ось, пересекала сад и выходила за пределы нового дворца французского образца, на месте которого сейчас Инженерный замок архитекторов Баженова и Бренна. В Летнем саду создали зеленый лабиринт и вокруг Лебяжои канавки - длинный, сухой, сетевой партер, украшенный разноцветными камнями, фонтаном и скульптурами. Леблон чрезвычайно искусно переработал участки сада, созданные до него, развил и увеличил парадную часть сада, необычно обыграл асимметрию его плана, особенно по новому дворцом с новым и пышным ПЛАН французского образца.

Сад по проекту Леблона был реализован частично из-за интриг окружения и яростное сопротивление фаворита Меншикова, с которым надменный парижанин успел поссориться. Меншиков способствовал сначала разрушения авторитета Леблона в глазах царя, а затем и его жизнь. Преждевременная смерть француза в Петербурге свела реализацию планов Леблона на нет - и в Стрельне, и в Летнем саду. Только его проекты удивляли визитерив столицы и гостей Петра и служили украшением частной библиотеки царя как еще один раритет суток барокко.


7. Пропаганда войны и мемориальное значение саду

Скульптура "Аллегория Ништадтского соглашения", 1722 год.

Главным делом своей жизни Петр считал ведения войны (о собственном участии в Большой Северной войне он лично писал книгу). Этим он ничем не отличался от шведского короля Карла XII или француза Луи XIV. В феодальном обществе главным преимуществом обладателя считали его военные способности и характер, все другие преимущества попутно сочетали с этим.

Пропаганде войны Петр уделял значительное внимание, этому служили даже театральные представления его время и скульптуры Летнего сада. Среди них до сих пор - богиня войны Беллона, богиня-воителька Афина, скульптура "Слава воинам" с обелиском и венком для погибших, бюст полководцев Александра Македонского и короля Яна III Собеского. Апофеозом военных побед русского царя стала скульптурная группа "Аллегория Ништадтского соглашения", которую Петр заказал итальянскому кульпторови Пьетро Баратта (1659-1729). Аллегорическая скульптурная группа создана в 1722 году и перевезена в Петербург.

После смерти Петра I его потомки стали считать Летний сад и Летний дворец царя - мемориальными местами первого русского императора. Хотя это не мешало использовать его Летний дворец под жилье чиновников и именитых гостей, уничтожать декор залов и вывозить мраморные скульптуры в другие резидеции.


8. Упадок в конце 18 в

В. Растрелли. Участок "Променад", проект, (не сохранено, сделано Марсово поле)

В дальнейшем Летним садом занимался архитектор Ф. Б. Растрелли. Количество статуй возросло до 200. Среди скульптур были произведения мастеров Италии и Фландрии. Примерно со времен Растрелли началась всемирная слава этого сада. Слишком загружен задач на других строительных площадках, Варфоломей Растрелли НЕ придяляв значительное внимание Летнем саду. Хотя как ландшафтный архитектор мало уступал в одаренности Николо Микетти или Александру Леблону. Именно Растрелли построил дворец для императрицы Анны Ивановны (уничтожен, сейчас Марсово поле) и сад с величественным каскадом "амфитеатрами" (1734-1738), украшенный фонтаном и скульптурами (уничтожены).

Река Нева в 1760-х годов подходила к забору и галерей самого сада. Развитие города в этом районе способствовал перепланировкой. Берег реки подсыпали почти на семьдесят метров и создали новый путь. Впоследствии здесь возникнет новая набережная. В саду начали разбирать разрушенные и устаревшие деревянные павильоны без создания новых (галерею Земцова с античной Венерой, все беседки, баню, птицевод, оранжерею и т.д.). Сад визуально опустел и примитизувався. 21 сентября 1777 г. Летний сад очень пострадал от очередного наводнения. Были разрушены фонтаны, сетевой партер и павильон "Грот". Мода на пейзажные парки, агрессивно введена новой императрицей Екатериной II, отразилась и на Летнем саду. Фонтаны и партер не восстановили, а засыпали мусором и землей, чтобы снова повысить уровень почвы. Барокове розпланування саду невпинно нищили, наближаючи його до примітивного пейзажного типу.


9. в 19 ст

Огорожа Літнього саду в Петербурзі - одного з найвідоміших парків Росії

Поступово сад втратив всі риси барокового стилю (вистігання рослин, всі фонтани, Грот, канал в середині саду, всі будівлі Земцова.)Лише нова огорожа була на рівні світових витворів мистецтва. Надзвичайно змінився склад скульптур саду. Всі кращі зразки з мармуру перенесені в царські резиденції, скульптури з свинцю, попсовані негодою, знищені і не відновлені.

Серед нових скульптур - монумент на честь російського байкаря Івана Крилова (скульптор П. К. Клодт, 1851?1855), котрий надзвичайно відрізнявся і матералом (використана бронза), і стилем від мармурової пластики доби бароко. Еще 1799 за проектом архітектора Г. П. Пильнікова створили кам'яну терасу на набережній Лебяжої канавки. Архітектор К. І. Росси перебудував павільйон "Грот" на "Кофейний будиночок" (1826 р.) в стилістиці ампіру. За проектом Л. І. Шарлеманя з боку річки Мойки створили чавунну огорожу іншого за стилем малюнку и дерев'яний "Чайний будиночок" (1827 р.). Сад невпинно деградує, заміняють його рослинність, зменшується кількість мармурових скульптур. Таким він і увійшов в 20 століття.


10. В 20 ст

"Алегорія всепоглинаючого Часу" або "Сатурн"

Во времена СРСР вигляд сада підтримували на кінець 19 століття. В роки Ленінградської блокади Літній сад і його рослини сильно постраждали від артилерійських обстрілів. В повоєнні роки проводили підсадження нових рослин, не дуже опікуючись відповідністю їх історичним зразкам. Частка старих дерев хворіла, мертві дерева вирубали. Йшов процес невпинного старіння і смерті старовинних дерев саду, гостро постала проблема заміни хворих дерев і відновлення втрачених, бо сад давно пройшов період розквіту. Виявилося, що рослини в саду не підживлювали мінеральними добривами.

В повоєнні роки павільйони і галявини саду використовували для проведення невеликих виставок, серед яких - виставка скульптур Свініна, графіка Михайла Успенського, театральні роботи Леона Бакста та інші.


11. Вивчення історії саду

Огорожа саду з боку Інженерного замку.

Дослідження історії саду розпочали доволі пізно - лише в 20 столітті. Дослідження започаткувала пані Дубяго Н. Б. [3], професор і засновник ленінградської школи ландшафтних архітекторів. Саме вона була автором видання " Русские регулярные сады и парки " (1963) і першого проекта реставрації Літнього саду, яку неповно провели в 1946 ? 1950 рр. В 1970-1980-і рр., під час досліджень і ремонтів в Летньому палаці Петра І и першими археологічними розкопками на садових ділянках, ландшафтний архітектор Н. Е. Туманова запропонувала відродити частку фонтанів колишнього барокового саду. Але в СРСР її не почули і в саду нічого не відродили. Залишки колекцій садово-паркових скульптур в музеях і парках Ленінграда досліджували також сама пані Дубяго Н. Б.(науковець Лісотехнічної академії), науковці Ермітажа - Андросов С. О. та інші. Частка збережених скульптур колишнього барокового саду була відкрита для відвідувачів в Меншиковському палаці в Ленінграді, коли там створили музейну експозицію "Культура Російської імперії першої третини 18 століття" (Джузеппе Торретто (1661?1743), скульптура "Діана з Амуром та песиком".).

До археологічного дослідження Літнього саду повернулись лише по розпаду СРСР, коли Російський музей ініціював нові дослідження саду і план по його частковому відродженню в стилістиці бароко. Тоді і були відкриті в Літньому саду залишки басейнів і фонтанної системи, котрі засипали будівельним сміттям і землею наприкінці 18 ст.

  • Павільйн "Грот", фіксаційний план

  • Фасад і план Літнього палацу до 1727 р.

  • Фасад "Грота" в Летнем саду до 1727 г.


12. Уникальная коллекция барочной скульптуры

  • Богиня растений Флора

  • Философ Гераклит

  • Бюст Александра Македонского

Современная коллекция скульптур в саду не достигает и половины от первоначальных двухсот. Она состояла десятилетиями, но ее состав постоянно менялся через вывоза в другие сады, акты вандализма и разрушения от агрессивных факторов среды. Окончательно уничтожены все скульптуры из свинца и доля мрамора. Исследование пластики Летнего сада начато лишь в 20 в. Госпожа Ж. Мацулевич начала эти исследования в 1930-е гг, в 1936 - из печати вышла ее книга на русском "Летний сад и его скульптура" [4]. Произведения итальянских мастеров, перевезены в Санкт-Петербург, изучали не только российские ученые, но и зарубежные. Барокко пластика венецианских мастеров исследовал итальянец К. Семенцато, признавшего вклад госпожа Мацулевич и использовал его в собственной книге. Особенностью произведения К. Семенцато было внесение не только справок-жизнеописаний венецианских скульпторов, но и каталоги их произведений, сохранившихся и уже уничтоженных. Это было введением в научный оборот значительного количества фактов и сделало издание К. Семенцато справочником для музейщиков, важным материалом для новых атрибуций. Благодаря исследованиям К. Семенцато и С. А. Андросова долю скульптур идентифицировали, даже когда они не имели подписей автора. Отныне они связаны с именами Джузеппе Дземиньяни, Джованни Бонацци (1654-1736), Антонио Тарсия (1663-1739), Альвизе Тальяпьетра (1670-1747), Паоло Гропелли, Антонио Коррадини (1668-1752). Маленьким открытием было признание, что в Летнем саду представлены не только произведения итальянских художников, но и произведения скульпторов Фландрии эпохи барокко (среди них Томас Квеллинус 1661-1709), немца с Вестфалии, работавший в Италии (Генрих Мейринг, 1628-1723) и другие.


13. Аллегория Ночи

Ск. Джованни Бонацци. "Аллегория Ночи"

Поспишання в приобретении скульптур за рубежом привело к приобретению также второстепенных и мало интересных произведений. Именно они составили наибольшую группу среди случайно сохранившихся скульптур сада, которые датируют последние десятилетия 17 и первой трети 18 века. Копий немного, среди них - Аполлон Бельведерский, оригинал которого создан сутки эллинизма. Одну из копий и разместили в саду.

Среди скульптур, имеющих непреходящее значение - таинственная "Нимфа Летнего сада", имя которой потерялось, как и имя ее создателя (предполагаемый - фламандец). Но популярность скульптуры "Аллегория Ночи" превысила все остальные. Выполнена скульптором Джованни Бонацци, формально она входит в цикл из четырех скульптур "Течение времени", где также "Полдень", "Умирающий день" и "Аврора". Но мастерство аллегории Ночи превысила другие произведения типичной для барокко серии. В "Аллегории Ночи" идут на поклонение, как к мадонн. Именно "Ночь" увековечила в своем стихотворении Анна Ахматова.


14. Начало 21 века

Field of Mars (Saint Petersburg) overhead.JPG

На початку 21 століття прийняте рішення частково реставруювати Літній сад з поверненням йому рис бароко, що були втрачені. Про повеннення саду в кордони 1717 чи 1750 року не йдеться (давно знищені палац Анни Іванівни і Літній - Єлизавети Петрівни, на місці останнього - Інженерний замок). Колишній фруктовий сад часів Петра І давно розділений сучасним шоссе між садом Інженерного замку і садом Державного Російського музея, обидва мають вигляд пейзажних. На місці Потішного поля (колишнє Марсово поле в Петербурзі) створено радянський меморіал жертв революції, де поховані загиблі в лютневу революцію та вояки проти антирадянського повстаня 6-21 липня 1918 року в місті Ярославль, вояки обороны Петрограда від війск генерала Н. Н. Юденича тощо. Поле і цвинтар мають регулярне розпланування нового зразка за проектом радянського архітектора Івана Фоміна (1872?1936).

Частичная реставрация проведена только на треугольной области найпервисного Летнего сада в границах 1716 года.

  • Мармурова скульптура доби бароко перенесена в сховища Російського музея, що опікується теперішнім Літнім садом. Відвідувачі можуть побачити їх в Залі антиків Михайлівського замка, ще однієї філії музея. Там стоять відреставровані оригінали 18 століття. На їх місцях в саду - копії, виготовлені за новим рецептом суміші (портландцемент).
  • Літній сад за первісним планом був садом фонтанів. За припущеннями, в саду було декілька десятків малих фонтанів в часи розквіту саду. В документах віднайдені назви лише десяти відомих фонтанів. Всі вони були знищені, сад перетворений на пейзажний і відвідувачі за два століття звикли до повної відсутності водометів, наче їх не було тут ніколи. Найбільш несподіваним колись був фонтан "Фараон". Його створили в павільйоні "Грот". Він мав скульптурну групу "Фараон з вояками" і був справжньою екзотикою (всі фігури були створені зі свинцю). Відновити розібраний в 1781 році фонтан "Фараон", як і зниклий павільйон "Грот", неможливо.

В саду на 2012 р. відновлені фонтани центральної алеї і один старовинний - законсервований і накритий скляним дахом. Діючих фонтанів - вісім, чотири - на Головній алеї та ще чотири в нововідроджених боскетах.

  • Регулярне, геометричне розпланування саду в 2012 році підсилюють дерев'яні наскрізні паркани, пофарбовані в зелений колір. Вони - своєрідний кордон, до якого можуть рости кущі. Саме за лініями цього кордону кущі будуть вистрігати. Адже сад бароко дозволяє досить активне втручання садівників в зростання рослин, в формування крон. Коли кущі підростуть і зміцніють, їх вистрігуть, а дерев'яні наркани приберуть (за планом - роки через три).
  • На 2012 рік в саду висаджено більше однієї тисячі нових лип і більше двох тисяч кущів. В сад повернули квіти.
  • Сад отримав нове освітлення і сучасні інженерні мережі. Як нові виставкові майдани використані відновлені барокові павільйони "Пташиний двір" та "Мала оранжерея".
  • Чтобы приблизить нынешний Летний сад к историческому, на бывшей хозяйственной участке высадили овощи - морковь, капусту, картофель, некоторые пряности. В оранжереях высажены цитрусовые. По плану, цитрусовые растения будут выставлять в горшках, как было и раньше, только летом.

15. Галерея

Восстановленный участок с партером.
Восстановленный фонтан "Пирамида".
  • Центральная аллея

  • Вигляд французького мереживого партера від Лебяжої канавки.

  • Літній сад. Боскет.

  • Французский партер.

  • Берсо

  • Фонтан "Гербовый".

  • Пташиний двір

  • Французький партер з вазами

  • Мала оранжерея


16. Джерела і посилання

  • Вергунов А. П. Горохов В. А. "Русские сады и парки" М, "Наука",1988 (рос)
  • Курбатов В. Я. "Сады и парки", СПб, 1916 (рос)
  • Косаревский И. А. "Искусство паркового пейзажа", М, 1977 (рос)
  • Дубяго Т. Б. "Русские регулярные сады и парки", Л, 1963 (рос)
  • Лихачёв Д. С. "Поэзия садов", Л, 1982
  • сборник "Западно-европейское искусство 18 века", Л. "Искусство", 1987, с. 63-72
  • ж "Наше Наследие" № 75-76, 2005
  • [1] або ж "Наше Наследие" № 75-76 2005 (рос)
  • [2] "Вечерний Петербург", статья "Белизна копий даже режет глаз"
  • [3] "В Санкт-Петербурге в Летний сад возвращаются скульптуры, но в виде копий "
  • [В Летнем саду на петровских грядках посадили овощи ]"В Летнем саду на петровских грядках посадили овощи"



Примечания

  1. Семенникова Н. В. "Летний сад". Л. Искусство. 1978.- С.16 −142 с.
  2. Лихачёв Д. С. "Поэзия садов", Л, 1982
  3. ж "Наше Наследие" № 75-76,2005
  4. сборник "Западно-европейское искусство 18 века", Л. "Искусство", 1987, с. 63-72
  5. Официальный сайт Русского музея. - www.rusmuseum.ru/museum/complex/let_sad/.


Див. также

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал