Ликинский автобусный завод

Ликинский автобусный завод ( акр. ЛиАЗ) - российской производитель автобусов, компания, выпускает автобусы и троллейбусы большого класса, компания основана в 1937 году, а выпускает автобусы с начала 1959 года. Компания расположена в городе Ликино-Дулево ( Московская область), Россия. Генеральный директор - Дворецкий Александр Васильевич.

С 2000 года компания вошла в компанию "Русские автобусы", с 2005 года входит в автомобилестроительную группу ГАЗ.


1. История

Начало истории Ликниського автобусного завода следует считать 2 августа 1937 года, когда в селе Ликино-Дулево начал работать Ликинский лесотехнический завод облагороження древесины (ЛОЗОД) также этот завод занимался тяжелым машиностроением. В 1945 году завод был переменовано в ЛиМЗ - Ликинский машиностроительный завод.

17 апреля 1958 года завод был переименован обратно в название, которое завод носит до сих пор - Ликинский автобусный завод: Мосраднархозови было поручено организовать на заводе виробнитцво автобуса ЗИЛ-158, который выпускался на Заводе имени Лихачева с 1957 года. В 1959 году производство ЗИЛ-158 было перенесено на ЛиАЗ, а первый автобус, который был построен на ЛиАЗ отправился на испытания в январе 1959 года.

ЗИЛ 158 выпускался на Ликинский автобусном заводе с 1959 до 1970 года. Однако, самым "детищем" ЛиАЗ стал ЛиАЗ 677, ставший проектироваться еще с 1960 года. Этот автобус работал во многих странах СНГ, их было выпущено более 200 тысяч экземпляров, однако у него было очень много недостатков, за что получал много оскорбительных призвисьок, однако ему даже было установлено несколько памятников.

ЛиАЗ 5256 старого варианта

В 1977 году, во Львове "Львивавтобуспромом" было разработано два автобуса: первый, это автобус ЛАЗ 5252, который выпускался на Львовском автобусном заводе по 1992 по 2005 года, а второй был прототипом ЛиАЗ 5256, который впоследствии стал одним из самых массовых из всех ЛиАЗ, сейчас их произведено более 20000 экземпляров и более 15 различных модификаций. Тогда ЛиАЗ 5256 был мало похож на современный: он имел очень угловато кузов и вообще был похож на городские автобусы Ikarus. Виробнитцво автобусов ЛиАЗ 5256 началось внутри 1980-х годов.

С 2000 года Ликинский автобусный завод вошел в компанию "Русские автобусы". В том же году началось тотальное рестайлинг ЛиАЗ 5256. С началом 21 века, начинают проектироваться и выпускаться новые автобусы, которые в целом ничем не хуже зарубежных аналогов, с конца 2002 выпускается високопидлоговий двухсекционный автобус ЛиАЗ 6212, в 2004 году выпущен первый экземпляр двухсекционного (напивнизькопидлоговий в тягачи) ЛиАЗ 6213, который выпускается серийно с 2007 года.

В 2004 году выпущен опытный 14-метровый автобус, который не имеет точно установленного индекса: ЛиАЗ-62?, его випущно один экземпляр. С 2005 года Ликинский автобусный завод входит в автомобилестроительную группу ГАЗ. С 2006 года выпускается напивнизькопидлоговий ЛиАЗ 5293.

На заводе возникает вопрос производства городских троллейбусов, которое еще предстояло с начала 1990-х, однако троллейбусы не собирались на ЛиАЗ полностью; самый троллейбус ЛиАЗ 5280 с реостатно-контакторной системой управления и двигателем Динамо ДК-213 был собран полностью на ЛиАЗ только в 2007 году. Он сделан на базе ЛиАЗ 5256 с максиальною унификацией. С того же года начинают проектироваться и выпускаться низкопольный ЛиАЗ 52802 и напивнизькопидлоговий ЛиАЗ 52803.

С 1959 года Ликинский автобусный завод изготовил более 260 000 автобусов. Сейчас выпущено более 200 экземпляров троллейбусов ЛиАЗ; компания планирует выпускать до 500 троллейбусов в год.


2. Модельный ряд

2.1. Снятые с производства

С 1959 года Ликинский автобусный завод выпускал автобус ЗИЛ-158, часто его можно встретить как ЛиАЗ 158. Он был оборудован карбюраторным двигателем и вмещал около 70 пассажиров. Коробка передач и двигатель автобуса были использованы на первых автобусах ЛАЗ 695. Выпускался в 1970 году.

С 1960 года начал проектироваться ЛиАЗ 677, который выпускался с 1967 по 1994 год. Он имел также бензиновый двигатель (виробнитцва ЗИЛ) и вмещал около 90-100 человек. Таких автобусов было выпущено более 200 000 экземпляров. Прекращение его производства было обусловлено несоответствие современным требованиям; недостатки, как большие затраты топлива (до 55 литров горючего), сильная загазованность салона через длинную и негерметичной (из-за коррозии), длинной выхлопной трубы, сильная жара на месте водителя летом (а двигатель размещен в него спереди), низкий уровень комфорта а в 90-х годах автобус как технически, так и морально старом.

В начале 1990-годах выпускался ЛиАЗ 5918, работавший как видеосалон и компьютерный центр. Массовой модель не была. Автобус выпускался с двумя дверями (передними и средними Двустворчатые). без задних дверей, выглядел точности как ЛиАЗ 5256 старого образца.


2.2. Городские автобусы большого класса

ЛиАЗ 5256, которых выпущено уже более 20 000 экземпляров, выпускается еще с середины 1980-х годов. Автобусы старого образца были мало похожи на настоящие, и имели кучу недостатков, как холод в салоне (зимой), плохая вентиляция, двигатели зачастую низкого качества, плохая работа подвески и низкий ресурс кузова, с началом 21 века завод перешел на изготовление несущих (готовых кузовов на которые крепятся все агрегаты) кузовов с оцикованои стали (ранее была оцинкованная жесть), с полной антикоррозийной обработкой. Хотя, многие бывшие проблем осталось и у новых моделей ЛиАЗ 5256, тем не менее, автобус стал значительно надежнее и комфортнее, выпущено более 15 модификаций, даже с газобаллонными двигателями, выпускаемых не только городские ЛиАЗ 5256, а и пригородные версии. Кузова ЛиАЗ 5256 используются Голицынский автобусным заводом для виробнитцва собственных автобусов (например, междугородный ЛиАЗ 5256R).

ЛиАЗ 5292 представляет собой низкопольный автобус с дизельным двигателем и автоматической коробкой передач, комплектуется многими качественными инзоемнимы комплектующими, выпускаются также с газобаллонным двигателем, модификация ЛиАЗ 5292.57. Вместимость автобуса составляет около 100 человек. Всего удобный и комфортный городской 12-метровый автобус возможна перевозка двух пассажиров в инвалидных колясках. Выпускается серийно с 2007 года, а в 2009 году было сделано гибридную версию ЛиАЗ 5292. На базе ЛиАЗ 5292 построено троллейбусы ЛиАЗ 52802 и МТРЗ-5279.1.

ЛиАЗ 5293 представляет собой 11.5-метровый напивнизькопидлоговий автобус вместимостью до 100 человек с дизельным двигателем. Он имеет систему книлинга (правда, часто работающая не так как необходимо) и может перевозить колясочников (1 место по специальным креслом). Выпускается с 2006 года, на базе этого автобуса выпущено ЛиАЗ 52803, напивнизькопидлоговий троллейбус. В целом это достаточно современный автобус.


2.3. Двухсекционные автобусы

Первые двухсекционные автобусы ЛиАЗ 6212 были выпущены в 2001 году, а серийное производство началось в 2002 году. Несколько автобусов ЛиАЗ 6212 было построено на базе ЛиАЗ 5256 старого образца. ЛиАЗ 6212 представляет собой високопидлоговий городской автобус, который может перевозить до 180 пассажиров (нормальная емкость). Многие недостатков ЛиАЗ 5256 этот автобус принял, как довольно плохую работу подвески, руль, плохо слушалось, однако ресурс кузова значительно увеличился, комфорт салона улучшилось, и автобус стал действительно хорошим русским автобусом.

ЛиАЗ 6213 был впервые выпущен в 2004 году. Это напивнизькопидлоговий автобус, в котором было ликвидировано большинство прболем ЛиАЗ 6212, однако он имеет высокий уровень пола в прицепе, и имеет узкие проходы между рядами сидений. Однако, он низкопольный в тягачи, ресурс кузова не менее 15 лет, автобус Дорба приспособлен к российским дорогам, имеет автоматическую коробку передач, комплектуется качественными комплектующими, узел сочленения сделан Hϋbner Gmbh, Германия. Кузов автобуса несущий из оцинкованной стали, вмещает он более 175 пассажиров, имеет откидной пандус для въезда инвалидных колясок, также электронные рейсовказивникы, очень высокий потолок салона, хорошую систему отопления, крайне нужную зимой в российских городах.


2.4. Троллейбусы

Первым троллейбусом, который был построен на Ликинский автобусном заводе, стал ЛиАЗ 5280, на базе ЛиАЗ 5256. Еще раньше, в начале 2000-ных, Московский тролейбусноремонтний завод выпускал троллейбусы МТРЗ-5280 на базе старого образца ЛиАЗ 5256. ЛиАЗ 5280 может оснащаться новой отделкой салона, как гнутыми цветными перилами и полумягкими сиденьями, зустричюаться как троллейбусы со старой, так и новой отделкой салона. Также может оснащаться тонированными стеклопакетами. У троллейбуса есть ряд недостатков, как низкий пол, большое потребление электроэнергии из-за неэкономическую ресотатно-контакторную систему управления, холод в салоне зимой и склонность к мелким поломкам. Максимальная скорость троллейбуса составляет 60 км / ч, хотя скорость троллейбуса почти никогда не упоминается в различных характеристиках.

Троллейбус ЛиАЗ 52802 является низкопольных троллейбусом, который является основанным на 12-метровом ЛиАЗ 5292. Этот троллейбус оснащен IGBT-транзисторной системой управления, благодаря которой энергия, которую тратит троллейбус уменьшается среднем на 30 процентов. У троллейбуса комфортный салон и низкий уровень пола на всех входах кроме последнего (там имеется маленькая ступенька). Некоторые из троллейбусов ЛиАЗ 52802 имеют сплошное лобовое стекло и заваренные заднее стекло, двигатель троллейбуса размещен на заднем свесе под полом салона.

Троллейбус ЛиАЗ 52803 является напивнизькопидлоговим троллейбусом, который является основанным на 11.5-метровом ЛиАЗ 5293. Этот троллейбус может оснащаться либо реостатно-контакторной или IGBT-транзисторной системой управления. У данного троллейбуса низкий уровень пола на первых двух входах, современная оборобка салона с гнутыми (преимущественно розового цвета) перилами и полумягкими сиденьями. Передние фары троллейбуса от Mercedes-Benz. Двигатель троллейбуса размещен на заднем свесе под полом, это может быть как двигатель производства Динамо, так и асинхронный ТАД.


2.5. Подобные автобусы и троллейбусы, которые выпускаются на базе ЛиАЗ

МТРЗ-5279.1 "Садко", на базе ЛиАЗ 5292 и почти в точности такой, как ЛиАЗ 52802

В 1993 году на Сокольническом вагоноремонтном заводе был построен сочлененный троллейбус на базе старого образца ЛиАЗ 5256 и получил название СВАРЗ 6220. Троллейбус в 1990-х екзсплуатувався в Москве, с конца 90-х годов находится в одном из Московских троллейбусных депо, где ржавеет.

В 1995 году, в Украине, на Харьковском авторемонтном заводе было выпущено 6 экземпляров ХАРЗ 5259, который фактически был клоном ЛиАЗ 5256, кроме некоторых комплектующих.

В середине 1990-х годов было построено несколько десятков экземпляров ЯАЗ-5267, которые, однако качеству не были лучше тогдашние ЛиАЗ 5256 старого образца.

В начале 2000-Московский тролейбусноремонтний завод выпускал троллейбусы МТРЗ-5280, которые были построены на базе ЛиАЗ 5256 старого образца.

На базе ЛиАЗ 5292 построено троллейбус МТРЗ-5279.1 (производство Московского тролейбусноремонтого завода, МТРЗ), получивший прозвище "Садко" (Садовое Кольцо), данный троллейбус довольно современным и ничем не уступает ЛиАЗ 52802. Троллейбус оборудован IGBT-транзисторной системой управления и аккумуляторными батареями, благодаря которым может проехать не менее двух километров без соединения с контактной сетью.

В декабре 2007 года, самый первый из выпущенных двухсекционных автобусов ЛиАЗ 6213, был переделан в троллейбус на МТРЗ, и получил название МТРЗ-6232. ЛиАЗ же к этому троллейбуса не имеет никакого отношения, поэтому неправильно было бы его назвать ЛиАЗ 6213Т. МТРЗ-6232 имеет 17.9 метров в длину и комплектуется транзисторной системой управления российского производства. Пока, он выпущен только один, он сейчас работает под номером 3690 в Москве, его "прописка" - Филевский автобусно-троллейбусный парк (ФАТП).

Голицынский автобусный завод выпускает междугородний автобус ГолАЗ-ЛиАЗ 5256, на базе нового варианта ЛиАЗ 5256, выпускаемых другие междугородные модификации на базе нового варианта автобуса, например ЛиАЗ 52562.


См.. также

Другие производители автобусов России:

Другие производители троллейбусов России: