Надо Знать

добавить знаний



Лист Ференц


Liszt (Lehmann portrait). Jpg

План:


Введение

Ференц (Франц) Лист ( венг. Liszt Ferenc , нем. Franz Liszt ; 22 октября 1811, Доборьян (райдингу) Австрийская империя - 31 июля 1886, Байройт, Германия) - венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер, публицист, представитель музыкального романтизма, основатель венгерского композиторской школы.

Ференц Лист - первый пианист, выступавший с сольными концертами, которыми заслужил признание как профессионалов, так и всех желающих. Несмотря на то, что нет ни записи игры пианиста, он считается одним из самых влиятельных пианистов его эпохи. Одновременно был известен своей благотворительностью: помогал жертвам стихийных бедствий, сиротам, учил бесплатно талантливых студентов - также способствовал фонда памяти Бетховена, пожертвовав значительные средства на открытие консерватории в Будапеште.

Многие из его фортепианных произведений вошли в традиционного репертуара - в частности "Венгерские рапсодии", "Соната си-минор" и два фортепианных концерта. Сделал многочисленные фортепианные транскрипции популярных сцен из опер, симфоний, каприсов Паганини и песен Шуберта, отдельные его фортепианные произведения считаются высшим испытанием фортепианной мастерства. Был автором хоровой, вокальной и симфонической музыки, а органные произведения Листа заняли видное место в репертуаре органистов.


1. Биография

Ференц Лист родился в селе Доборьян (австрийская название райдингу) возле города Шопрон, Венгрия [1]

1.1. Родители

Статуя молодого Ф.Листа

Отец Франца Листа, Адам Лист ( 1776 - 1826) служил у князя Эстергази "смотрителем поголовья овец". Это была почетная и ответственная должность, поскольку овцы были главным богатством семьи Эстергази. Князья поддерживали искусство. До 14 лет Адам играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном. После окончания католической гимназии в Прессбурге (ныне Братислава) Адам Лист стал послушником в францисканского ордена, но через два года решил из него уйти. Он на всю жизнь сохранил дружбу с одним из францисканцев, что, как предполагают некоторые исследователи, вдохновило его назвать сына Францем, а сам Лист, также поддерживая связи с францисканцами, в поздние годы жизни вступил в орден. Адам Лист писал музыку, посвящая свои произведения Эстерхази. В 1805 году он добился своего назначения в Эйзенштадт, где располагалась резиденция князей. Там в 1805 - 1809 годах в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими музыкантами, которые приезжали туда, включая Керубини и Бетховена. В 1809 году Адам был отослан в райдингу. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром отца и впоследствии стал кумиром сына.

Мать Франца Листа, урожденная Анна Лагер ( 1788 - 1866), родилась в Кремсе ( Австрия). Осиротев в 9 лет, была вынуждена переехать в Вены, где работала горничной, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 году Адам Лист, приехав в Маттерсбург навестить отца, познакомился с ней, а в январе 1811 году они поженились.

В октября 1811 г. рождается сын, который был их единственным ребенком. Имя, данное при крещении, было записано латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда им не пользовался.


1.2. Детство

Участие родителей в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист - игре на органе. После трехлетних занятий, Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что Ференцу нужна серьезная школа, отец везет его в Вену.

С 1821 года Лист занимался в Вене игрой на фортепиано в Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался в Антонио Сальери. Выступая на концертах, Лист сделал сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Франца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.


1.3. Париж

После Вены в 1823 году Лист едет в Париж. Целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, потому что принимали только французов. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное положение. Из-за этого приходилось постоянно организовывать выступления. Так в раннем возрасте начинается профессиональная деятельность Листа. Занимались с Листом педагоги из той же Парижской консерватории (среди них были такие выдающиеся музыканты, как [Фердинандо Паэр] и [Антонин Рейха]), однако никто больше не учил его фортепианной игре - Черни остался последним его педагогом по фортепиано.

В этот период Лист начинает писать музыку, в основном репертуар для своих выступлений - этюды. В 14 лет начал оперу "Дон Санчо, или Замок любви", даже была поставлена ​​в Гранд-Опера в 1825 году.

В 1827 году умер Адам Лист. Около 3 лет Франц находится в подавленном состоянии, его раздражала роль "паяца", диковинки светских салонов. По этой причине на несколько лет Лист оставляет парижское светская жизнь, даже был опубликован его некролог. У Листа растут мистические настроения, которые проявлялись и раньше.

Ф.Лист в 1832 году.

В мире Лист появился снова только в 1830 году. Это год июльской революции. Листа захватила бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникает идея "Революционной симфонии", в которой должны быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертирует. Очерчивается круг близких ему музыкантов: Берлиоз (создавший в это время "Фантастическую симфонию"), Паганини (приехавший в Париж в 1831 году). Игра гениального скрипача побудила Листа добиться еще большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприса Паганини, вышедшие под названием "Шесть этюдов". Это был первый и чрезвычайно блестящий опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии Лист довел до высочайшего уровня. На Листа как на виртуоза имел также огромное влияние Шопен (который Листа относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества после 1848 года и видя в нем лишь виртуоза). Среди знакомых Листа - также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.

Около 1835 года выходят статьи Листа о социальном положении артистов в Франции, о Шумана и другие В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которой никогда не оставлял.

В начале 30-х гг Лист знакомится с графиней Мари д'Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Даниэль Стерн [2]. Творчество Жорж Санд была для нее эталоном. Графиня д'Агу и Лист полюбили друг друга. В 1835 году графиня ушла от мужа и порвала все связи со своим кругом. Вместе с Листом она уезжает в Швейцарии - так начинается следующий период жизни Листа.


2. "Годы странствий"

Ф.Лист в молодости, зрелости и старости

С 1835 по 1848 года продолжается следующий период жизни Листа, за которым закрепилось название "Годы странствий" (по названию сборника пьес).

В Швейцарии Лист и Мари д'Агу жили в Женеве и, порой, в каком-нибудь живописном поселке. Лист делает первые наброски пьес для сборника "Альбом путешественника", который впоследствии стал "Годами странствий" ( фр. "Anne'es de pe'lerinage" ), Преподает в Женевской консерватории, иногда ездит в Париж с концертами. Однако Париж уже увлечен другим виртуозом - Тальбергом, и Лист не имеет былой популярности. В настоящее время Лист начинает предоставлять своим концертам просветительскую тематику - играет симфонии (в своем переложении для фортепиано) и концерты Бетховена, парафразы на темы из опер и другое. Вместе с д'Агу Лист пишет статью "О роли искусства и положение художника в современном обществе". В Женеве Лист не прекращал активной европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд.

В 1837 году, уже имея ребенка, Лист и д'Агу едут в Италию. Здесь они посещают Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местном музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. Для них был выбран жанр писем. Адресат большей части писем - Жорж Санд, которая отвечала Листу также очерками в журнале.

В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт без участия других музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, окончательно отделило концертные выступления от салонных.

К этому же времени относятся фантазии и парафразы на темы из опер (в том числе с "Лючии" Доницетти), перевод Пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию ( 1839), где заканчивает переложения симфоний Бетховена для фортепиано.

Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д'Агу была против этой поездки. В это же время в Венгрии произошла большое наводнение, и Лист, имея уже огромную популярность и славу, считал своим долгом помочь соотечественникам. Таким образом из д'Агу произошел разрыв, и в Венгрию он уехал сам.

Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально. В Вене после одного из концертов к нему подошел Тальберг - давний его конкурент, признав превосходство Листа. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили ему подарки. Средства от концертов Лист перевел в пользу пострадавших от наводнения.

Ф.Лист, портрет работы Миклоша Барабаша

Между 1842 и 1848 Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Российскую империю, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности. Россию Лист посещал в 1842 и 1848 годах. В Петербурге Листа слушали выдающиеся деятели русской музыки - В. Стасов, А. Серов, Глинка. При этом Стасов и Серов вспоминали о своем потрясении от его игры, а Глинке Лист не понравился, он больше ценил Дж. Фильда.

Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку ?Руслана и Людмилы" М. Глинки, сделал фортепианную транскрипцию "Марша Черномора", переписывался с композиторами "Могучей кучки". В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер.

В это же время достигает кульминации просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включает множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переводы симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 г. были организованы праздничные мероприятия в честь Бетховена в Бонни, он же внес значительную сумму для установки там памятника гениальному композитору.

Однако через некоторое время Лист разочаровывается в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекращается.


2.1. Гастроли Украины

Ференц Лист приезжал в Российской Империи три раза - в 1842, 1843 и Один тысячу восемьсот сорок-семь -1848 годах. Во время своего путешествия 1847 Ф. Лист дал концерты во многих украинских городах: в Киеве (на сцене актового зала Красного корпуса Киевского университета), Черновцах, Елисаветграде, Житомире, Немирове, Бердичеве, Кременчуге, Львове, Одессе, Николаеве.

Во время гастролей в Киеве в феврале 1847 года Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, близкая дружба с которым продлится всю его жизнь. Именно этой женщине композитор посвятит все свои симфонические поэмы. Каролина Витгенштейн было имение на Подолье в Вороновке, в котором гостил Ференц Лист. Именно здесь на темы украинских народных песен "Ой, не ходи, Грицю" и "веют ветры, веют буйные" он написал пьесы для фортепиано "Украинская баллада" и "Думка", которые вошли в созданный в 1847-1848 годах цикла " Колоски Воронивець ".

Но Каролина была замужем, и, кроме того, ревностно исповедовала католицизм. Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которые должны были позволить русский император и Папа Римский.


2.2. Веймар

В 1848 году Лист и Каролина поселяются в Веймаре. Этот выбор был обусловлен тем, что Листу были даны права управлять музыкальной жизнью города, к тому же, Веймар был резиденцией герцогини-сестры императора Николая I. Очевидно, Лист надеялся через нее повлиять на императора в деле развода.

Ф.Лист, портрет работы В.фон Кульбаха, 1856 г.

Лист принялся за оперный театр, обновил репертуар. Очевидно, после разочарования в концертной деятельности он решил перенести просветительский акцент на деятельность постановщика. Поэтому в репертуаре появляются оперы Глюка, Моцарта, Бетховена, а также современников - Шумана ("Геновева"), Вагнера ("Лоэнгрин") и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Однако и в этой области Листа ждала неудача. Публика была недовольна репертуаром театра, труппа и музыканты жаловались.

Главный итог веймарского периода - напряженная композиторская работа Листа. Он упорядочивает свои наброски, заканчивает и перерабатывает множество своих произведений. "Альбом путешественника" после большой работы стал "Годами странствий". Здесь же были написаны фортепианные концерты, рапсодии (в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии), соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы.

В Веймар к Листу приезжают молодые музыканты со всего мира, чтобы получить от него уроки. 1860 года в него совершенствовал свое мастерство украинский пианист Андрей Родзянко.

Вместе с Каролиной Лист пишет статьи, эссе. Начинает книгу о Шопена.

К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 60-х гг создается Союз немецких музыкантов, известных как "веймарци", в противовес "лейпцигцям" (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академические взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в прессе между этими группами возникали ожесточенные конфликты.

В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно тает, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умирает сын Листа. Снова, как после смерти отца, у Листа усиливаются мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решают ехать в Рим замаливать грехи.


2.3. Поздние годы

Ф.Лист, поздние годы жизни

В начале 60-х годов Лист и Каролина переселяются в Рим, но живут в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал монахом, и в 1865 г. он принимает малый постриг и звание аббата. Творческие интересы Листа лежат теперь преимущественно в области церковной музыки: это оратории "Св. Елизавета", "Христос", четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса ( нем. Kronungsmesse ). Кроме того, появляется третий том "Годов странствий", насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.

В 1866 году Лист едет в Веймар, начинается так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и прежде, к нему приезжают молодые музыканты - среди них Григ, Бородин, Зилоти.

В 1875 году деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште). Здесь он был избран президентом вновь учрежденной Высшей школы музыки. Позже это заведение станет известным как "Королевская венгерский музыкальная академия", а с 1925 года - носить имя композитора. Лист преподает, пишет "Забытые вальсы? и новые рапсодии для фортепиано, цикл ?Венгерские исторические портреты" (о фигурах венгерского освободительного движения).

Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера (их сын - известный дирижер Зигфрид Вагнер). После смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивале в Байройте. На одном из фестивалей в 1886 году Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление легких. Умер композитор 31 июля 1886 года в Байройте на руках камердинера.


3. Творчество

Многогранная творческая деятельность Листа охватывает около 60 лет. За свою жизнь он создал более 1300 произведений. Истоками композиторского стиля Ф.Листа считаются французский и немецкий композиторские школы, а также венгерский городской музыкальный фольклор. Некоторые особенности национальной музыки, например танцев вербункош и чардаш нашли свое воплощение в целом ряде произведений, прежде всего - в "Венгерских рапсодиях", а также обработках народных песен.

Основной принцип творчества Ф.Листа - программность. В основе большей части его произведений лежит поэтически сюжетный замысел. С помощью Лист пытался оказать искусству большей действенности и образной конкретики, большей доступности для слушателя. Произведениям Листа вообще присущ романтический конфликт истинного и личного, который решается через героичность. Отдельные произведения Листа посвящены героическим событиям или личностям прошлого - например "Мазепа" (воплощен героический образ украинского гетмана), "Героический марш в венгерском стиле", "Битва гуннов". Видное место занимают произведения, вдохновленные национально-освободительным движением - "Погребальные хода", посвященная памяти казненных в 1849 году революционеров, симфонические поэмы ?Плач по героями", "Венгрия" и другие произведения. Тема Родины прослеживается также в таких произведениях, как "Венгерские исторические картины", "Венгерская коронационная месса" и многих других произведений.

В течение своей жизни Ф. Лист фактически написал шесть произведений, посвященных гетману Ивану Мазепе: первый этюд для фортепиано 1827; Трансцендентальный этюд ч. 4 "Мазепа" 1838 г. (посвященный В. Гюго) Трансцендентальный этюд ч. 4 "Мазепа "1840 г. (измененная версия произведения 1838 г.); Симфоническая поэма" Мазепа "1851 г.;" Мазепа "для двух фортепиано 1855 и для фортепиано в четыре руки 1874

Смелый новатор, Ференц Лист обогатил и расширил выразительные средства музыкального искусства. В инструментальную мелодику Лист внес элементы речевых интонаций, подчеркнутую декламационностью, идущий от ораторских приемов, применял принцип монотематизма, суть которого заключалась в создании различных по характеру тем по единой тематической основы. Ференц Лист часто использовал т.н. мелодии-характеристики, будто изображали те или иные ситуации или образ героя, причем дальнейшее развитие таких мелодий-характеристик зависит от развития поэтического образа. Значительные достижения Листа и в области гармоничного мышления - используются контрастные сопоставления, альтерированные гармонии, энгармонизм подобное. Смелое новаторство в области гармонии во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в 20 веке. Радикальная "музыка будущего", о которой мечтали Лист и Вагнер, вызвала к жизни цилотонови последовательности, политональнисть, атональность и другие элементы, типичные для музыкального импрессионизма. Подобно Вагнеру, Лист был приверженцем идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения.


3.1. Фортепианные произведения

Подобно Ф. Шопена и Р. Шумана, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Фортепианный стиль Ф.Листа открыл новую эру в истории фортепианного искусства. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности придавало универсальные возможности для воспроизведения оркестровых звучаний, демократизации фортепианного исполнительства - выведению его из сферы камерности и салона до большого концертного зала. По выражению В. Стасова, "для фортепиано стало возможно все". Яркая образность, романтическая приподнятость, драматизм выражения, оркестровая красочность были теми средствами с помощью которых Лист достиг вершин исполнительского искусства, доступного широким слоям слушателей. Манера интерпретации Ф.Листа воспроизводила и развивала характерные черты венгерской народной импровизационности.

Среди популярных произведений Листа - "Грезы любви" (Liebestraum), 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 " Трансцендентных этюдов" (Etudes d'execution transcendante) и три цикла небольших пьес под названием "Годы странствий" (Annees de pelerinage). Некоторые из "Венгерских рапсодий" (в основе которых лежат скорее цыганские, чем венгерские напевы) позже были оркестрованные .

Рукопись фортепианной сонаты Ф.Листа

Большая часть фортепианной наследия композитора - транскрипции и парафразы музыки других авторов. Первоначально поводом для их создания послужило желание Ф.Листа популяризировать в своих концертах большие оркестровые произведения мастеров прошлого или новую музыку непризнанных композиторов-современников. В нашу эпоху большинство этих аранжировок потеряла популярность, хотя пианисты прежнему включают в концертный репертуар подобные пьесы, дающие возможность продемонстрировать головокружительную технику. Среди транскрипций Ф. Листа - фортепианные переложения симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.

Особое место среди фортепианных произведений Листа занимает его соната си минор, написанная в 1852-53 годах. Она является наиболее объемным его фортепианным произведением (760 тактов, примерно 30 мин. По продолжительности), и по значимости и глубине содержания это произведение можно поставить в один ряд с "Фауст-симфонии" и наиболее образцовыми симфоническими поэмами [3]. Будучи одночастная произведением, соната имеет очень четкие внутренние 4 части, которые помещены в общую для всего произведения сонатную форму. Фортепианной сонате Листа, в отличие от некоторых других его произведений, нельзя упрекнуть наличие "пустых" отрывков; насыщенность музыкальной ткани, сбалансированность формы и выразительных целостность этого произведения находится на очень высоком уровне. Соната является одним из самых ярких и удачных произведений Листа.


3.2. Оркестровые и вокальные произведения

Лист стал создателем жанра одночастная напивпрограмнои симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать немузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами достижения литературы и изящных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов или лейттем, проходящих через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа (или пьес с участием оркестра) интересные симфонические поэмы, особенно "Прелюды" (Les Preludes, 1854), "Орфей" (Orpheus, 1854) и "Идеалы" (Die Ideale, 1857).

Лист был одним из величайших мастеров инструментовки, который использовал ряд новых приемов, основанных на глубоком проникновении в природу оркестровых тембров. Характерно, что и переворот, осуществленный Листом в фортепианном искусстве, в значительной степени опирался на симфоническую трактовку фортепиано.

Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы и ораторию "Легенда о святой Елизавете" (Legende von der heiligen Elisabeth, 1861). Кроме того, можно упомянуть "Фауст-симфонию" с хоровым финалом (1857) и "Симфонию к Божественной комедии Данте" с женским хором в конце (1867): оба произведения в значительной степени опираются на принципы симфонических поэм. До выполняются листивськи фортепианные концерты - ля мажор (1839, редакции 1849, 1853,1857, 1861) ми-бемоль мажор (1849, редакции 1853, 1856). Единственная опера Листа - одноактная "Дон Санчо" (Don Sanche) - написана 14-летним композитором и тогда же поставлена ​​(выдержала пять спектаклей). Партитура оперы, которая долгое время считалась утерянной, была обнаружена в 1903 году. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH.

В последние годы жизни творческие устремления Ф. Листа значительно изменились - он пришел к созданию особого, аскетического и лаконичного стиля, свободного от романтических преувеличений, во многом опередив выразительные средства музыки 20 века

Деятельность Ф. Листа сыграла большую роль в становлении венгерской национальной композиторской школы и оказала огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.


4. Лист как пианист

Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей форме.

Порывая со старой традицией, Лист поставил рояль так, чтобы посетители концертов могли лучше видеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это было неотъемлемой частью спектакля. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Влияние Листа до сих пор ощутимо в пианизма разных школ.


5. Наиболее значительные произведения

Статуя Ф.Листа в Байройте, Германия. Скульптор Арно Брекер

5.1. Опера

  • 1825 - "Дон Санчо или замок любви" (Don Sanche ou le Chateau d'Amour)

5.2. Для оркестра

  • 13 симфонических поэм ( 1848 - 1861)
    • "Что слышно на горе" (Ce qu'on entend sur la montagne) 1848 - 1849 по мотивам Гюго
    • "Тассо. Жалоба и триумф" (Tasso. Lamento e triomfo) 1849 по мотивам Байрона
    • "Прелюды" (Les pr?ludes), по мотивам Ламартина 1848, редакция 1854
    • "Орфей" (Orpheus), 1853 - 1854
    • "Прометей" (Prometheus), 1850
    • "Мазепа", 1851
    • "Звуки праздника" (Festkl?nge) 1853
    • "Плач за героями" (H?ro?de fun?bre) 1849 - 1850
    • "Венгрия", 1854
    • "Гамлет", 1858
    • "Битва гуннов" (Hunnenschlacht), за картиной Кульбаха 1857
    • "Идеалы" за Шиллером
    • "Детства до конца" (Von der Wiege bis yum Grabe) 1882
  • "Симфония к Божественной комедии Данте" 1857
  • "Фауст-симфония" (по мотивам Гете) 1854

5.3. Для фортепиано с оркестром

  • 1849 Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Ми-бемоль мажор
  • 1849 Концерт для фортепиано с оркестром №. 2 Ля-мажор, редакция 1861
  • 1849 "Танец смерти" (Totentanz), для фортепиано с оркестром, редакции 1853-1859
  • 1852 Фантазия на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром

5.4. Для фортепиано

  • 1822 Вариации на тему Диабели
  • 1826 12 этюдов (2-я ред 1938, 3-я ред. - " Трансцендентные этюды" , 1851)
  • 1838 " Большие этюды по Паганини" , в том числе № 3, "Кампанеллы" (La Campanella) и № 5, "Охота" (La Chasse, редакция 1851)
  • 1841 "Листки из альбома" (Feuilles d'album),
  • 1845 - 1848 "Баллада № 1 Des-dur"
  • 1848 "Три концертные этюды"
  • 1848 - 1853 "Годы странствий" (Ann?es de P?lerinage): Первый год - Швейцария; Второй год - Италия - Венеция и Неаполь; Третий год
  • 1849 "Поэтические и религиозные гармонии" для фортепиано
  • 1850 Мечты любви (Liebestr?ume)
  • 1851 19 "Венгерских рапсодий" для фортепиано
  • 1851 "Полонез № 1" для фортепиано
  • 1852 "Вальс-экспромт" для фортепиано
  • 1853 Соната для фортепиано h-moll
  • 1853 "Баллада № 2? для фортепиано
  • 1860 "Мефисто-вальс? № 1 для фортепиано
  • 1881 "Серые облака" (Grey clouds) для фортепиано
  • 1885 "Атональная багатель" для фортепиано

5.5. Другие

А также:

  • около 90 песен и романсов на слова Г. Гейне, Гете, В. Гюго и др..
  • Многочисленные транскрипции для фортепиано
  • Инструментальные пьесы и камерно-инструментальные ансамбли
  • Произведения для органа
  • ряд музыковедческих трудов о творчестве Моцарта, Вагнера, Шопена и др..

6. Библиография

  • Franz Liszt: The Virtuoso Years (1811-1847) by Alan Walker, Cornell University Press, Revised Edition (1993) ISBN 0-8014-9421-4
  • Franz Liszt: The Weimar Years (1848-1861) by Alan Walker, Cornell University Press, Reprint (1993) ISBN 0-8014-9721-3
  • Franz Liszt: The Final Years (1861-1886) by Alan Walker, Cornell University Press, reprint (1997) ISBN 0-8014-8453-7
  • The Death of Franz Liszt: Based on the Unpublished Diary of His Pupil Lina Schmalhausen by Lina Schmalhausen, annotated and edited by Alan Walker, Cornell University Press (2002) ISBN 0-8014-4076-9
  • The Piano Master Classes of Franz Liszt 1884-1886: Diary Notes of August Gollerich by August Gollerich, edited by Wilhelm Jerger, translated by Richard Louis Zimdars, Indiana University Press (1996) ISBN 0-253-33223-0
  • Трифонов П., Ф.Лист. Очерк жизни и деятельности, СПб, 1887
  • Стасов В., Ф.Лист, Р. Шуман и Г.Берлиоз в России, СПб, 1896
  • Зилоти А., Мои воспоминания о Письмо СПб 1911
  • Мильштейн Я., Ф.Лист, т.1-2, М., 1956
  • Kapp J., F.Liszt, eine biografie, Berlin-Leipyig, 1909
  • Кушка Н.М. "Ференц Лист на Винниччине", Винница
  • Гаал Д. Лист. - Москва: Издательство "Правда", 1986.
  • Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. - М.: РА - Каравелла, 2002. - 336 с. ISBN 966-7012-17-4
  • Demko Miroslav: Franz Liszt compositeur Slovaque, L'Age d'Homme, Suisse, 2003.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам