Литература эпохи Возрождения

Литература Возрождения (литература Ренессанса) - ​​это период в истории мировой литературы, охватывающей 14 - 16 века в Италии и конец 15 - начало 16 века в других странах Европы. Черты Возрождение частично присутствуют и в литературах Востока. Концом суток можно считать 1616 год - дату смерти Шекспира и Сервантеса.

Первым название "Возрождение" или, французском языке, "Ренессанс" применил в 16 веке итальянский историк искусства Джорджо Вазари. Он стремился подчеркнуть факт возвращения изобразительного искусства того времени к античных образцов. Постепенно название "Возрождение" распространили на всю культурно-историческую эпоху и ее искусство.


1. Зарождение эпохи Возрождения

Своими корнями культура Возрождения связана с развитием светских тенденций в культуре феодального общества. Эти тенденции возникли еще в 11-12 веке. Именно тогда в результате процесса умственной дифференциации светская культура стала отделяться от церковной культуры. И хотя эта "светская культура" не была ни вне религиозной, ни антирелигиозной, сам факт ее возникновения свидетельствовал о внутренней противоречивости средневекового миросозерцания, которое могло погружаться как в "небесные выси", так и в "земной мир". При этом светская культура Средневековья имела относительно автономный характер, так как не подчинялась непосредственно ни интересам церкви, ни запросам богословия. Средневековая светская культура занималась земными делами и заботами человека, что и привело в конце концов к развитию нравственной философии, юриспруденции, медицины, математики, географии, историографии, риторики. До возникновения поэзии вагантов, куртуазной лирики, рыцарского романа. Возрождение ломает привычные границы не только в понимании человека, но и в астрономических и географических представлениях, в науке и в технологиях (как чисто промышленных, так и культурных). Создается гелиоцентрическая картина мира, делаются великие географические открытия, расцветают физические теории, анатомия, медицина, наблюдается стремительный рост городов, развитие ремесел. Человечество вступало в новую фазу общественного развития, происходил переход к индустриальной цивилизации. Появились первые мануфактуры, водяные мельницы, банки, гильдии купцов и ремесленников. Развивалась буржуазная (бюргерская, городская) культура. Но больше Ренессанс проявил себя в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе. Дело в том, что именно здесь, в частности, в живописи, была представлена ​​единство человека и природы как принцип культурного бытия.

Идентифицировать Возрождения как самостоятельную историко-культурную сутки позволяют: 1) Собственно мировоззренческое лицо суток. Культура Возрождения существенно изменила акценты в средневековой "картине мира", развернула в своей драматической эволюции (от самоутверждения к отрицанию) отличную от собственно средневековой шкалу ценностей, свою эстетику, свою жанровую структуру. 2) Принципиально иной социокультурный ритм. В эпоху Возрождения произошла резкая интенсификация культурного и социально-политической жизни общества во всех его основных направлениях. Социокультурная сфера расслаивается, насыщается противоречивыми, разнонаправленными тенденциями, становится разноплановой и вообще оказывается результатом сложного взаимодействия средневековых, гуманистических и позагуманистичних явлений. Новый вектор развития, связанный с переориентацией сознания с сакрального на земную, с небесного на человеческое, с потусторонней вертикали на посюсторонней горизонталь, что раздваивает основные социокультурные и общественно-исторические явления эпохи Ренессанса. 3) Сдвиг в сфере художественно-эстетической с сведения. Сначала они воплощаются в виде определенных стилей (классический ренессансный стиль, маньеризм) и во времена позднего Возрождения начинают определенные начала Барокко и Классицизма, которые возникнут и разворачиваться в следующую культурную эпоху. 4) Имеется отличие Возрождения от предшествующей культурной Средневековья и последующей культурной эпохи 17-18 веков. В отличие от традиционной средневековой культуры, ренессансная культура функционировала в несравненно локальные временные отрезки, не имела таких институтов, чтобы выступать механизмом регулирования основ современного себе общественной жизни. То есть, культура Ренессанса не привела к ренессансного типа государственности. Новое понимание человека как творца проявилось в отношении к художникам: в отличие от Средневековья, эпоха Возрождения сохранила почти все имена архитекторов, художников, скульпторов, ювелиров. Процесс освобождения художников от цеховой зависимости завершился созданием академий.


2. Идейные основы литературы Возрождения

2.1. Гуманизм

Центрами ренессансной культуры были молодые города, где зарождались и развивались качественно новые экономические отношения - буржуазные. Их стимулировали крестовые походы, которые продолжались в течение двухсот лет и нуждались экономического обеспечения в чрезвычайных масштабах. В городах образовалась новое социальное положение - бюргерство. Стала утверждаться новая психология жизни, в основе которой лежала ценность земного бытия, земного успеха и славы. Эта новая жизненная психология в своих главных чертах совпадала с античной и существенно отличалась от средневековой, в основе которой был страх перед грешным земной жизнью.

В сутки Возрождения сформировалось новое понимание человека и смысла жизни, общества и красоты - гуманизм. Гуманисты начали рассматривать мир, человека в нем, красоту не из геоцентрической, а с антропоцентрической точки зрения. В среде гуманистов в Италии зародилась интеллигенция.


2.2. Возвращение к античности

Возрождение отмечено увлечением литературой и культурой античности, что обусловлено похожими мировоззренческими основами этих эпох. Первыми популяризаторами всего римского, а затем и греческого стали в Италии Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Изучение античности и гуманистическое движение в целом достигли своего пика в 15 веке, когда в Италию стали переселяться из захваченной турками Византии ( 1453) ученые. Они принесли с собой знания греческой философии (Платон), и литературы ( Гомер). Среди гуманистов рядом с латыни получила распространение греческий.

Характерно, что во времена Ренессанса рождается жанр апофегма - короткий рассказ о реплику или выходку мудреца, популярными персонажами которых были именно античные мудрецы.


2.3. Христианство

Возрождения нельзя рассматривать как механическую реставрацию античности и полное пренебрежение к духовному опыту средних веков. Надо говорить об историческом синтез античности и средневековья, который выразился в сочетании античного жизнелюбия с евангельской этикой духовно содержательной жизни. Поэтому трудно провести резкую границу между концом средних веков и началом Возрождение. Ярко этот синтез проявился в явлении христианского гуманизма, принципы которого сформулировал нидерландский ученый Эразм Роттердамский ( 1466 - 1536). Он утверждал, что счастье человека в земной жизни является одним из положений христианской этики. С точки зрения христианской доктрины это было на грани ереси.

Синтез античного жизнелюбия и средневековой духовности заключался в открытии внесословной ценности человека. Начали считать, что человек имеет свою высшую духовную природу, которая является его личным достоянием, независимо от места в общественной иерархии. Особенно это заметно в поздний период, в Шекспира и Сервантеса, где отстаивание героем своей внутренней автономии вопреки официальному статусу приводит к острым коллизиям.


2.4. Протестантизм

Стихийный сенсуализм, сексуальная эмансипация в развратных формах, политическая произвол и правовая анархия, персональный риск как моральный принцип имели рано или поздно привести к реакции. Она появилась в виде протестантского движения, правда, не в Италии, а в других странах. В Германии разврат римского духовенства, непомерные траты денег немецких верующих на монументальное строительство, например, собора св.Петра, вызвали бурный протест и привели к образованию лютеранства в начале 16 века. В Франции и Швейцарии тогда же распространился кальвинизм. Протестанты отказались от духовенства в религиозной жизни и отрицали его исключительное право толковать Библию и ее ценности. Стремясь вернуть народ к прежней чистоты веры и святости, они перевели Библию национальных языках. Однако для искусства отдельных стран протестантских движение оказалось почти бесплодным. Преследовались театр и народное искусство.


3. Эстетика и поэтика литературы Возрождения

3.1. Жанр утопии

Появление жанра утопии связана с вышеупомянутой ориентацию на античность, в частности в политической жизни. Существенным признаком Возрождение было апробирование в политической и социальной жизни античных государствообразующих моделей.

Утопия возникла по образцу "Государства" Платона и "Политии" Аристотеля. Автором первой утопии был англичанин Томас Мор ( 1516). В Италии этот жанр представлен произведением Томмазо Кампанеллы "Город Солнца" ( 1602, напечатано 1623). Не у всех регионах Европы, а тем более мира, распространялись античные политологические модели. В большинстве славянских стран интерес к античности ограничивался только эстетической сферой.

Факт появления утопии свидетельствует об определенных изменениях в парадигме исторического времени по сравнению с средневековым христианством. "Золотой век", перенесенный с идеальной сферы в сферу земную, теряет в утопии чисто христианский смысл и изображается в понятиях и реалиях земной жизни. Это - идеальная организация земного общества. Вместе с тем "небесная" утопия, став земной, теряет для верующего человека свою ценностную ориентацию, в основе которой - подвиг веры, свободный моральный выбор, идея доступности вечного счастья, а значит, и надежда, вера и гармония души. Утопия ориентирует на исключительно земные стремления, земную активность.


3.2. Стихийный сенсуализм

В повседневной жизни и во многом в искусстве, в результате эмансипации от средневекового аскетизма, распространялись тенденции стихийного сенсуализма, который выражался в жажде чувственных наслаждений и в их поэтизации в искусстве. Это стремление к наслаждениям нередко граничило с преступностью и развратом, и этим напоминало времена поздней Римской империи. Известно, что этим поездом к существенной эмансипации в период Возрождения были захвачены даже папы римские и духовенство в Италии. Джованни Боккаччо осудил разврат духовенства в своем " Декамероне "с позиций святости раннего христианства. Аморализм и чувственную эмансипированность подверг критике также и Франсуа Рабле в книге " Гаргантюа и Пантагрюэль ", однако, в конце концов, и сам не смог избежать стихийного сенсуализма, прибегая к чрезмерно откровенных, физиологически эротических образов.


3.3. Расцвет искусства

В отличие от протестантства, католицизм всячески поощрял искусство. В сутки Возрождения начал состоять не известный в средние века культ искусства, вообще интеллектуальной жизни, свободного занятия искусствами и науками о земном. Автор выступал уже не как представитель определенного поэтического цеха или художественной корпорации. Он пытался воплотить в произведении собственную духовную неповторимость, художественную индивидуальность. В искусстве ценилось авторское начало и новаторство.

Изобретение в 1455 году книгопечатания, что приписывают немцу Иоганну Гутенбергу, способствовало распространению литературы и науки светского содержания. В Европе зарождается книжная культура и традиции индивидуального чтения.


3.4. Трагизм

Время Возрождения - одна из самых трагических эпох в жизни европейской цивилизации. Она была временем не только морального разврата, но и правового произвола и анархии. Общественное и личное жизнь была полна трагизма, что влияло и на художественное творчество. В средние века герой добровольной смертью лишь доказывал верность своему вассальном долга, из-за чего жанр трагедии тогда было невозможно. В сутки Возрождение персонаж отстаивал через свою смерть собственную духовную самодостаточность. Смерть была мерилом внутренней самобытности индивида. Такой пафос смерти в драмах Шекспира.


3.5. Универсальность

Указанные черты мироощущения и художественного стиля имели в сутки Возрождения не узко-философский, социально-кастовый или поэтически цеховой, а универсальный характер, что делало литературу эпохи Возрождения доступной для восприятия практически всеми социальными состояниями. Творчество Шекспира показывает, как в пределах одной пьесы поэт имел возможность удовлетворить вкусы самой разнообразной публики.

4. Периоды литературы Возрождения

Начиная со времени Возрождения можно говорить о формировании в Европе национальных литератур, так литературоведение, как правило, рассматривает литературу этого периода соответственно. Этому способствует и неравномерное развитие национальных литератур, различные временные рамки эпохи Возрождения в них. Всего различают три периода:

  • Раннее Возрождение ( 14 века);
  • Высокое Возрождение ( 15 - 16 века);
  • Позднее Возрождение (конец 16 - начало 17 века).
Джованни Боккаччо

Итальянское Возрождение стоит несколько особняком по своим своеобразные временные рамки. В итальянском Возрождении выделяют три периода:

Еще на подступах к Ренессансу был написан один из величайших произведений мировой культуры - "Божественная комедия". Ее автор - Данте Алигьери. Он - последний поэт средневековья и первый поэт нового времени. По собственному признанию Данте, толчком к пробуждению в нем поэта была трепетная и благородная любовь к дочери друга отца - юной и прекрасной Беатриче, которую он прославляет в своем творчестве. "Божественная комедия" написана в последний период его жизни. Поэт назвал свое произведение "Комедию", согласно нормам средневековой поэтики: к этому жанру зачислялись произведения с печальным началом и счастливым концом. Джованни Боккаччо, назвал ее "божественной", после чего этот эпитет прилагался уже постоянно. В этом произведении Данте изобразил общество того времени со всеми его недостатками и человеческими грехами, показал свое мнимое блуждания в загробном мире. Данте был выдающимся мыслителем, который заложил в своих произведениях принципы нового гуманистического учения о человеке, провозгласив идею о безграничных возможностях человека. Наряду с Данте называют имя другого великого итальянского поэта - Франческо Петрарки. Данте предвосхитил некоторые идеи эпохи Возрождения, но первым гуманистом Италии был Ф.Петрарка. Он считается основателем классической филологии в Европе, основателем европейской лирики. Петрарка занимался поэтическим творчеством, написал много стихов на итальянском языке и ряд произведений на латыни. "Канценьера" (Книга песен) - сборник стихов на итальянском языке, дело всей творческой жизни поэта. Главная тема "Канценьера" - любовь поэта к Лауре (это чувство поэт пронес через всю жизнь). Ей и посвящено большинство стихотворений. При их написании Петрарка использовал опыт любовной лирики своих предшественников. Джованни Боккаччо - итальянский писатель гуманист, ученый-филолог. Он развивался под двойным влиянием; Данте (в области поэзии) и Петрарки (в области науки). Величайший произведение Боккаччо "Декамерон". Этим произведением автор заложил основы европейской новеллы и надолго определил развитие этого жанра. Особенность "Декамерона" - его энциклопедичность. В произведении, где помещены 100 новелл, объединенных вступлением, широко изображаются повседневную жизнь со всем разнообразием событий и человеческих поступков, богатством человеческих типов.



4.1. Французское Возрождение

Ренессанс во Франции - время небывалого расцвета поэзии, музыки, изобразительных искусств и театра. Французские художники получили эстетические ценности Возрождения из рук итальянцев и во всем подражали их.

Большой вклад в развитие европейской литературы эпохи Возрождения сделали французские поэты: Пьер Ронсар, Луиза ЛабеЛионская школа), Клеман Маро, Марциал Овернський.

В первой половине 16 века ведущими становятся творчество прозаика Франсуа Рабле (" Гаргантюа и Пантагрюэль ") и многогранная деятельность группы поэтов и драматургов" Плеяда ". В Лионе действует так называемая Лионская школа.

Во второй половине 16 века как прозаик прославился Мишель Монтень ( 1533 - 1594), автор "Проб" ("Les Essais") - трактатов, в которых он стремился подражать моралистическую философию Плутарха. Трагическую сутки религиозных войн отразил в своих стихах гугенот Теодор Агриппа д'Обинье ( 1550 - 1630). Развитие французской гуманистической литературы связан с кружком Маргариты Наваррской, которая была сестрой короля Франциска I. Она отличалась всесторонней образованностью. При ее дворе находились ученые-гуманисты, художники, писатели. Здесь они находили материальную поддержку, а самое важное - необходимую для творчества духовную и интеллектуальную атмосферу. Маргарита Наваррская была талантливой писательницей. Она писала стихи, поэмы, но лучшим ее произведением является прозаический сборник новелл "Гептамерон". Это произведение создан под значительным влиянием "Декамерона" Боккаччо. Выдающимся французским писателем эпохи Возрождения, чье творчество приобрела мировое значение, был Франсуа Рабле. Мировую литературную славу он получил своим романом "Гаргантюа и Пантагрюэль". Форма произведения - сказка-сатира, заимствована писателем из народной литературы. В произведении не имеет трагического восприятия мира. Все заботы, тревоги, бедствия и лишения переключаются в план комического, забавного. Рабле великий мастер искусства комического. Он сыграл большую роль в развитии французской и мировой сатирической литературы.


4.2. Немецкое и Нидерландское Возрождение

Возрождение в Германии и Нидерландах приходится на конец 15 - начало 16 века. Наивысшие достижения Возрождения в этих странах относятся изобразительному искусству ( Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн-младший, Лукас Кранах и другие). Литература не подарила произведений, которые можно было бы поставить вровень с произведениями итальянцев, Шекспира или Сервантеса. Кроме уже упоминавшегося идеолога христианского гуманизма Эразма Роттердамского, эти литературы представлены именами Себастьяна Бранта, анонимными " Письмами темных людей "( 1515), Ульрихом фон Гуттеном ( 1488 - 1523) и "народными книгами" ("Райнек Фос Лис", 1498, "Фортунат", 1509, "Тиль Эйленшпигель", 1515, "Доктор Фаустус", 1587).


4.3. Английское Возрождение

Время английского Возрождения - 16 и начало 17 века. Выделяют следующие периоды:

Наивысшим достижением английской и всей европейской литературы эпохи Возрождения было творчество Шекспира. Его литературное наследие составляет тридцать семь пьес, две поэмы и сто пятьдесят четыре сонета. С его именем связано развитие английского театра, который во второй половине XVI в. получил большую популярность. Произведения Шекспира, в частности "Укрощение строптивой", "Сон в летнюю ночь", "Ромео и Джульетта", "Много шума из ничего" проникнуты утверждением красоты земной жизни, благородства чувств, любви и дружбы, осуждение зла и корысти. Находясь под влиянием времени, он создал впечатляющую картину гибели могучего титана Возрождения. Глубоко чувствуя эти процессы, Шекспир подбирает такие литературные образы, которые демонстрируют эту трагедию Возрождения ("Гамлет", "Отелло", "Макбет", "Король Лир").

Вопрос об авторстве Шекспира остается до сих дискуссионным, существует мнение, что его именем просто пользовались для подписи своих произведений других писателей (или другой писатель). Называют имена Кристофера Марло и Фрэнсиса Бэкона.


4.4. Испанское и Португальское Возрождение

Мигель де Сервантес Сааведра

Возрождения в этих странах приходится на 16 - начало 17 века. Основные направления и жанры испанской литературы были такие:

  • ренессансная лирика, которая развивалась под сильным влиянием арабских традиций (андалузская поэзия);
  • рыцарский роман в прозе - очень популярным был "Амадис Гальский" ( 1508) Гарсиа Родригеса де Монтальво;
  • мошеннический роман;
  • в отдельное направление выделяют творчество драматурга Лопе де Вега ( 1562 - 1635), автора пьес "Собака на сене", "Учитель танцев", "Звезда Севильи", "Фуэнте Овехуна" и многих других;
  • творчество Сервантеса ( 1547 - 1616), автора романа " Дон Кихот "( 1605, 1615), тоже составляет отдельное направление.

В тесной связи с испанской развивалась литература Португалии, классиком которой считают Луиса де Камоэнса ( 1525 - 1580), автора "Луизиада" ( 1572). Выдающийся испанский писатель Мигель Сервантес является основоположником реалистических традиций в национальной литературе. Его "Дон Кихот" принадлежит к числу шедевров литературы эпохи Возрождения. По свидетельству Сервантеса книга была задумана им для решения достаточно скромного и одновременно чрезвычайно актуального для тогдашней Испании задача - пародирование рыцарских романов, повальное увлечение которыми приобрело тогда всеобщего характера. Суть образа главного героя романа - в трагическом противоречии самосознания Дон Кихота и его жизненных возможностей. Дон Кихот - символ гибели возрожденческой эпохи, гибели большого, титанической личности.


5. Значение эпохи Возрождения

Культура эпохи Возрождения содержит огромные духовные ценности. Именно в это время были заложены глубокие основы духовности общества. Эта культура обогащает нас общечеловеческими, гуманистическими ценностями, пониманием того, что истинно творческое начало бытия - человек. Ренессанс вселяет в нас веру в безграничные возможности человека, в его совершенствовании. Как никакая другая эпоха, культура Возрождения щедро родила плеяду гениальных художников, создала высшие духовные ценности - "то, что не умирает". Тенденции культурного развития, основанные эпохой Ренессанса нашли свое продолжение в культурах других эпох. Возрождение - это уникальный период в истории культуры, который представляет одновременно и эпоху, и тип культуры, и культурное явление.


См.. также

Источники

  • Шалагинов Б.Б.. Зарубежная литература от античности до начала XIX века. - М.: Академия, 2004. - 360 с. - С.: 150-221.

Литература

  • История всемирной литературы в 9 томах: Том 3. - М.: Наука, 1985.
  • История западноевропейской литературы: Средние века и Возрождение / Под редакцией М.П.Алексеева и др. - М.: Высшая школа, 2000. - 462 с. - С.: 147-443.
  • История зарубежной литературы: Раннее Средневековье и Возрождение / Под редакцией В.М.Жирмунского. - М.: 1987.
  • Лосев А.Ф.. Эстетика Возрождения. - М.: Искусство, 1978.
  • Шаповалова Н.С., Рубанова Г.Л., Моторный В.А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. - Львов, 1982.