Надо Знать![]() | Литературные жанрыЛитературный жанр (фр. genre - род, вид) - тип литературного произведения, один из главных элементов систематизации литературного материала, классифицирует литературные произведения по типам их поэтической структуры.
Наука, изучающая литературные жанры называется Генология. Первым подчеркнул культурно-исторический характер Литературного жанра французский ученый Ф.Брюнетьер (1849-1906) в книге "Эволюция жанров в истории литературы" (1890). Определяется литературный жанр по различным признакам: с точки зрения способов подражания действительности ( Аристотель), типов содержания ( Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное - субъективное в Гегеля), формальных признаков (А. Н. Веселовский), психологии (Е. Штайгер). Со времен Аристотеля, который дал в своей "Поэтике" первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры являются закономерной, раз навсегда закрепленной системой, и задачей автора является лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам выбранного жанра. Такое понимание жанра - как предлежащей автору готовой структуры - привело к появлению целого ряда нормативных поэтик, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия; вершиной такого типа произведений является трактат Буало "Поэтическое искусство" (1674). В то же время изменения (и очень существенные) длительное время или не замечались теоретиками, или рассматривались ими как порча, отклонения от необходимых образцов. И только под конец XVIII века разложения традиционной жанровой системы, связано, согласно общим принципам литературной эволюции, как с внутрилитературную процессами, так и с действием абсолютно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность . С точки зрения тип поэтической структуры литературного произведения (способ создания воображаемого мира, позиция литературного субъекта, наличие или отсутствие сюжета, рецепция) чаще всего выделяют такие жанровые виды
Классификацию подвидов проводят то по содержательной признаку (исторический роман, духовный роман, роман ужасов), то за композиционной или версификацийни особенностью произведения (сонет, рондо), то по совокупности признаков и особенностей (мадригал, хокку). Типология жанров была четко определена в классицизме. Романтизм нарушил классицистическая "чистоту" жанров. В XIX в. стало распространенным сочетание литературных родов в жанре. Когда в жанровом виде выступают элементы двух или трех родов, говорим о смешанный жанр (поэма, баллада - смешанные лирико-эпические жанры). Иногда выделяют пограничные Литературные жанры, которые включают в себя литературные элементы с научным стилем изложения (литературу и публицистику объединяют художественный очерк, эссе, фельетон, репортаж). Литературные жанры и жанровые системы - категории исторически переменные. В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализоваться, другие, наоборот, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. Взлет баллады на рубеже XVIII-XIX вв., связан в России с именем Жуковского, оказался весьма кратковременным, то гегемония романа - жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, - затянулась в европейских литературах минимум на столетие. Популярная в эпоху классицизма, ода в литературе XIX-ХХ вв. почти совсем исчезает. Просвещение выдвинуло на первое место мещанскую драму, сатирический жанр, позже были вытеснены романтическими жанрами - элегией, балладой, лиро-эпической поэмой и др.. Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределенной жанровой природы: пьесы, о которых сложно сказать, комедия это или трагедия, стихи, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение четких жанровых идентификаций оказалось и в умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий: от романа Лоренса Стерна, которое обрывается на полуслове, "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" до "Мертвых душ" Н. В. Гоголя, где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок "Поэма" вряд ли может полностью подготовить читателя к тому, что с достаточно привычной колеи плутовского романа его неоднократно выбивать лирическими (а порой - и эпическими) отступлениями. В XX веке на литературные жанры сделало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново почувствовала острую потребность в четких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяют легко в нем ориентироваться. Разумеется, бывшие жанры для массовой литературы не годились, и довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лег весьма пластичен и такой, что накопил немало разнообразного опыта жанр романа. В конце XIX, первой трети XX-го окончательно оформляются детектив и полицейский роман, фантастика и дамский ("розовый") роман. Неудивительно, что актуальная литература, нацеленная на художественный поиск, стремилась дальше отклониться от массовой и поэтому шла от жанровой определенности дальше. Но поскольку крайности сходятся, постольку стремление быть дальше от жанровой определенности время приводило к новому жанротворення: так, французский антироман настолько не хотел быть романом, в основных произведений этого литературного течения, представленной такими самобытными авторами, как Мишель Бютор и Натали Саррот, отчетливо наблюдаются признаки нового жанра. Таким образом, современные литературные жанры (и такое предположение мы встречаем уже в раздумьях М.М.Бахтина) не являются элементами какой-либо определенной системы: напротив, они возникают как точки концентрации напряженности в том или ином месте литературного пространства, согласно художественных задач , предъявляемым определенным кругом авторов. См.. такжеИсточники и ссылкиНонна Копыстянская. "Жанр, жанровая система в пространстве литературоведения"
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |