Литературный портрет

Литературный портрет - жанр литературно-критического, научно-популярного очерка о жизни и творчестве писателя, близкий к научной биографии, сжатый по изложению, рассчитанный на массового читателя.

Литературный портрет как мемуарный жанр

Литературный портрет - также довольно распространенная жанровая форма современной мемуаристики. Автор такого литературного портрета не ставит своей целью воссоздать весь жизненный путь своего героя. Этого трудно достичь, поскольку писателю в таком случае необходимо знать о герое буквально все. Писатель, который работает в жанре литературного портрета, пытается через одну или несколько встреч с героем показать целостность, сложность и многогранность его личности. При этом он стремится достичь портретного сходства, что тоже определяет специфику жанра.

Мастерами литературного портрета зарекомендовали себя Бажан (?Думы и воспоминания"), Петр Панч ("Улетают журавли"), Савва Голованевский ("Мемориал"), Семен Журахович ("Памяти жгучая боль"), Тамара Мороз-Стрелец ("Голос памяти"), Олекса Ющенко ("В памяти моей").

Литературный портрет как мемуарный жанр по ряду параметров весьма близок к художественной биографии и литературно-критического жанра с таким же названием. Российский исследователь литературного портрета В. Барахов отмечал:

"Мы с некоторой надоедливостью подчеркиваем мысль о близости биографии, портрета и литературной критики вовсе не для того, чтобы размыть границы жанра литературного портрета. Мы хотим лишь акцентировать внимание на том, что обобщенная характеристика, которая образует его повествовательную основу, включает в себя элементы других родственных жанров, которые подчиняются основном замыслу портретиста. их место и роль в каждом конкретном случае зависят от главной цели автора. Поэтому в середине портрета центр тяжести, неизменно приходится на самую индивидуальность человека, может сдвигаться в ту или иную сторону, образуя его разнообразные жанровые разновидности (литературный портрет как жанр мемуарно биографической прозы, литературный портрет как документально-биографическую рассказ о давно умершего исторического деятеля, которая основывается на использовании иконографических материалов, писем, мемуаров современников, литературный портрет как жанр критики и т.д.) ".

Творческая практика украинских писателей показывает, что литературный портрет как жанр мемуаристики в чистом виде в ней существует редко.

Чаще произведения этого жанра группируются в циклы о разных героев, объединяющим центром которых является фигура автора. Скажем, воспоминания Степана Крыжановского "Мы узнавали неповторимое время" объединяют три тематические циклы: "Фронтовые друзья" и "Учителя и соратники" - по 14 портретов, "Встречи на перекрестках" - 3 портрети.Какашка

Иногда (в украинской литературе такое бывает нечасто) литературные портреты предстают как компоненты сложной жанровой структуры. Примером может быть тетралогия Юрия Смолича "Рассказ о беспокойстве", что является огромным мемуарным очерком, в котором, кроме характеристики общественно-политической жизни в течение нескольких десятилетий, анализа литературного процесса этого же периода, представлены литературные портреты многих писателей, ученых, политиков. Такой характер имеют и "Встречи и прощания" Григория Костюка.


Литература