Надо Знать

добавить знаний



Литературоведение



План:


Введение

Литературоведение - комплекс научных дисциплин о сущности и функционирования в обществе художественной литературы, система научного знания об искусстве слова.

Литературоведение - относительно молодая наука, оно выделилось в относительно отдельную отрасль знания в конце XVIII - начале XIX вв. и видоизменяется с процессом углубленной дифференциации и интеграции науки. До 18 века она развивалась как отрасль философии и эстетики. Хотя зачатки литературоведческих представлений существовали уже в отдельных древних мифах. Первые стройные литературоведческие концепции дали древнегреческие мыслители Платон и Аристотель.

Сам же термин "литературоведение" в современном понимании появился в 1812 году. В 19 веке появляются и первые литературоведческие школы.


1. Вопросы, изучает литературоведение

  1. Специфика и функции литературы как вида искусства.
  2. Содержание и форма художественного произведения.
  3. Общие тенденции в развитии литературного процесса

2. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

Традиционно выделяют основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. К первым относят теорию, историю литературы и литературную критику.

Вспомогательными считают библиографию, текстологию и литературоведческую историографию.

Логико-гносеологический анализ литературоведения ставит и решает вопрос о его научный статус и о характере его научности, то есть о месте и соотношение в литературоведческих работах объективного и субъективного моментов, констатации, описания этих элементов и их оценки. Имеется существенное различие в характере знаний (информации), которые дают литературоведческие дисциплины, отображается в распространенном словосочетании, практикуемой многими журналами для обозначения одного из своих разделов - "Литературоведение и критика". В таком случае в литературоведение относят только историю литературы и теории литературы. Литературная критика трактуется как отдельный вид творческой деятельности, в которой преобладает оценочный (в значительной степени субъективный) момент.

Однако и при таком достаточно условном разделении не отрицается органическая взаимосвязь всех литературоведческих дисциплин. Так, литературный критик для корректной и убедительной оценки нового произведения должна знать историю литературы и владеть основными современными теоретико-литературоведческими знаниями. Историк литературы, в свою очередь, опирается на литературно-критические оценки и теоретические работы, появившиеся во времена, когда были написаны рассматриваемые им произведения, исходя из современных ему литературоведческих концепций и эстетических потребностей. История литературы постоянно отталкивается от тех общих положений и принципов, которые разрабатывает теория литературы. Прослеживая историко-литературный процесс закономерный поступательное движение от прошлого к современности, история литературы постоянно использует понятийный и терминологический аппарат теоретика. Взгляд на историю литературы с позиции современных требований предоставляет подобным исследованиям широты и актуальности. Таким образом, для истории литературы является желательным постоянное взаимодействие с наукой, исследующей современный литературный процесс, т.е. с критикой.

Это же касается и теории литературы, которая не только обобщает достижения истории литературы и литературной критики, но и конструирует свои системы, учитывая новые философско-эстетические идеи.

Текстология и литературоведческая историография также требуют соответствующей теоретико-методологической базы, не могут быть чисто описательными, эмпирическими науками. Самой нелицеприятной кажется, на первый взгляд, библиография. Однако и им успешно и продуктивно занимается человек широких гуманитарных интересов.


См.. также


3. Источник


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам