Надо Знать

добавить знаний



Литературоведческая методология



Литературоведческая методология - система методов, используемых в науке о литературе - литературоведении; теоретическое осмысление сути этих методов, их эвристических возможностей, условий эффективного использования. Литературоведческая метолология тесно связана с теорией литературы, исторически изменяющимся пониманием природы и специфики художественной литературы.

По Г.-В.-Ф. Гегелем, метод - это теория, возвращена к практике. На основе этого тезиса можно утверждать, что литературоведческие методы - это теоретико-литературные знания, на которые опирается исследователь литературы в процессе ее изучения. Если какой-либо метод в сфере духовной культуры - это аналог предварительно обобщенных и теоретически осмысленных явлений, то становится понятным, что литературоведческая методология зависит от адекватного и полного познания литературного процесса во всем его многообразии, а потому она не может быть застывшей, чтобы с ее помощью исчерпывающе и удовлетворительно объяснить новые неповторимые художественные ценности. В связи с этим каждая литературоведческая школа, которая опирается на литературу своего времени и соответствующие ее сути основы, быстро обнаруживает свою ограниченность (ее опережает художественная практика) и дает толчок рождению новых методологических подходов.


Литературоведческие школы

С точки зрения исторической изменяемости литературного процесса выделяют следующие литературоведческие школы:

  • филологическое,
  • биографическую,
  • историко-сравнительную,
  • культурно-историческую,
  • психологическую,
  • психоаналитическую,
  • феноменологическую,
  • социологическую,
  • структуральной,
  • постструктуралистського
  • мифологическую
  • формализм и другие.

Каждая из них в свое время доминировала, вбирала в себя что-то от предыдущей или полностью отрицала ее, стремясь объяснить прежде современные ей новые литературные явления или глубже понять специфику произведений предшествующих эпох или те элементы их структуры, которые оставались вне др.. школ с их методами (психоанализ, формализм, структурализм).


Методологический плюрализм и монизм

Методологический плюрализм (в противоположность марксистскому методологическом Монизм) динамизував науку о литературе, стимулировал появление новых теоретических концепций, которые не всегда становились эффективной методологии. Зато марксистское литературоведение костенило в своем "Традиционализме". Состояла затяжная изоляция, в частности украинского литературоведения, от многообразия теоретических школ.

И. Физер по этому поводу в 1990 справедливо заметил:

Чтобы мыслить по-современному, нужно быть знакомым с теми понятиями, категориями, концептуальными средствами [...], которые присущи современной науке [...]. Конец науки начинается тогда, когда одну понятийную систему провозглашается универсальной во времени и пространстве. Тогда она становится мифом, догмой или лжерелигии и как таковая, в лучшем случае, ведет к цензуре, а в худшем - к инквизиции [...]

Теория играет методологическую роль, когда становится адекватным инструментарием и настаивает на прямых и косвенных корреляциях между концепциями и восприятием литературы, считает свои логично сформулированы и интуитивно постичь положения средствами в оценке, анализе, осмыслении, декодировании и систематизации изучаемых явлений.


Источник

  • Литературоведческий словарь-справочник под редакцией Р. Т. Громьяк, Ю. И. Кузнецова, В. И. Теремка - М.: ВЦ "Академия", 2007

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам