Надо Знать

добавить знаний



Лоренцо Бернини


Gian Lorenzo Bernini, self-portrait, circa1625.jpg

План:


Введение

Джованни Лоренцо Бернини (Джйан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini * 7 декабря 1598, Неаполь - ? 12 ноября 1680, Рим) - итальянский архитектор и скульптор. В архитектуре и скульптуре Бернини, крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противодействие пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчеркнутой чувственностью.


1. Недостаточно известна биография

Семья Бернини происходит из Тосканы. Но отца пригласили на работы в Неаполь. И будущий прославленный скульптор родился в Неаполе. Учился у отца - скульптора Пьетро Бернини (1562-1629), представителя стиля маньеризм. Отец с сыном перебрались в Рим, где начинали как мастера по созданию регулярных садов. Несколько обстоятельств довольно выгодно сложились в пользу Лоренцо и его отца, и они вдали ими воспользовались.

Именно отец и сын Бернини работали по созданию сада виллы Боргезе в Фраскатти, которой владел Шипионе Боргезе, племянник папы римского и влиятельный из меценатов тогдашнего Рима. Заметив яркие способности у Лоренцо, лихой кардинал становится его меценатом и патроном. Патронаж кардинала был официальным прикрытием для меценатства и самого папы римского.

Первые скульптурные произведения Лоренцо указывают на изучение ним скульптур суток эллинизма с незначительными воздействиями маньеризму.Окрим тематических статуй, Лоренцо делал и портреты - бюст. В возрасте 22 года он создал бюст папы римского Павла V, что было чрезвычайно ответственной задачей. Бюст понравилось. И карьера Лоренцо быстро пошла вверх.


2. Требования мощных меценатов.

Автопортрет, Галерея Воргезе.

Слава предыдущих пап-меценатов была хорошо известна в Риме. Мощные меценатские традиции были мощно же поддержаны и семьями Боргезе, и Альдобрандини, и Барберини в 17 веке. Папы требовали, чтобы Лоренцо делал не только скульптуры, но и рисовал картины и занимался архитектурой, как когда-то Микеланджело. Желание папы было законом - и примущений Лоренцо брался за живопись, к которой не очень лежала его душа, и за архитектуру, где он так и остался виртуозным дилетантом, любителем, в отличие от многих одаренного и могучего специалиста архитектора Франческо Борромини (1599-1667).


3. Бернини и Борромини-разные гении

Престижное место папского архитектора и скульптора вполне устраивало Бернини. Но он как никто чувствовал значимость и виртуозу мастерство Франческо Борромини. Это особенно проявилось при проектировании дворца Барберини, принципиально нового для Рима по функциям и планированием. Тогда Бернини взял на себя роль руководителя проекта, задавший направление, программу построения и тихо отдал все расчеты и сложное практическое выполнение виртуозу Борромини. Архитектор Карло Мадерно, художник Пьетро да Кортона доделывали проект по указаниям дилетантов Бернини. Слава тогда досталась Лоренцо Бернини. Но историки вывели из тумана гениального архитектора Борромини, которому при жизни удалось построить очень мало из-за препятствия, зависть и желание уничтожить талантливого конкурента. Бернини и Борромини - разные гении.


4. Новый папа Урбан VIII

Место главного папского мастера Лоренцо Бернини удержал и при новом папе, которым стал Урбан VIII. Долгое потификат папы - 1623-1644 - позволил надвичайно полно раскрыть способности талантливого Бернини как в скульптуре, так и в архитектуре. Об этом хорошо известно из источников. Живопись из-за чрезвычайной загруженности Бернини оставил.

5. Провал в карьеру ери Бернини

"Экстаз святой Терезы" в Санта Мария делла Витториа

Он наступил в годы понтификата папы римского Иннокентия Х (1644-1655). Папа не желал быть меценатом и патроном Бернини. Тот является папским избранником, покинул папский дворец, но не перестал быть гениальным скульптором. Именно в эти годы от доделал надгробие умершего папы Урбана VIII, а по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро - экстаз святой Терезы.


6. Потери и взлеты, взлеты и ...

Надгробие Бернини в Базилике Санта Мария Маджоре.

Он терял молодость, стройность и черные волосы. Седой Бернини вернул себе место художественного диктатора при папе римском Александре VII, мало напоминал и Урбана, и Иннокентия.

Впереди виртуозные, но холодно парадные бюст короля Франции, герцога д'Эсте, несовершенна достройка во дворец Лувр и смерть в Риме. Его могила в римской церкви Санта Мария Маджоре.


7. Скульптор

Аполлон и Дафна, классическая барочная композиция, Галерея Боргезе, Рим, Италия

В широких масштабах и с высоким мастерством Бернини решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657 - 1666, и других церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервного подъема. Под влиянием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в других случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов - имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворенность в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию ("Экстаз святой Терезы", мрамор, 1644-1652, капелла Корнаро церкви Санта Мария делла Витториа Рим).

Начав свою скульптурную творчество из статуй и двухфигурные композиций ("Давид", мрамор, 1623, "Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-1625, - в Музеи и галереи Боргезе Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляет индивидуальность модели, сложный образ, создает психологически, в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию ​​портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы римского Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639-1646).

  • Л.Бернини.Правда, которую откроет течение времени.

  • Л.Бернини. Монумент кардинала Роберто Беллармино

  • Л.Бернини.Людовика Альбертони.

  • Слон Бернини перед Санта Мария сопра Минерва


8. Архитектор

Площадь Святого Петра, планировка которой под руководством Папы Александра VII, совершил Бернини в период 1656 - 1667 гг

Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра ( бронза, 1624 - 33) полностью особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм добавляют архитектуре Бернини торжественность и величественность. Главное творение Бернини - грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657-63). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведет торжественный многоступенчатый подъем. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант Андреа аль Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм, их противостоянием достигается общее впечатление напряженного равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.

Бернини часто прибегает к приемам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы визуально возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны - Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырех рек на Пьяцца Навона, 1648-51, и др..).

Творчество Бернини, поражала его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказала большое влияние на все европейское искусство XVII-XVIII вв.

В честь Бернини назван кратер на Меркурии.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам