Лоренцо Лотто

Лоренцо Лотто ( итал. Lorenzo Lotto , * Ок. 1480 - ок. ? 1556) - художник Италии суток Возрождения. Рисовал религиозные композиции, мифологические и аллегорические картины. Относится к талантливых портретистов эпохи Позднего Возрождения Италии по Тициан. Работал преимущественно в городах северной Италии - Реканати, Анконе, Бергамо, Тревизо, Венеции.


1. Биография

Точных сведений о день и год рождения Лотто не сохранен. Не знал о них и сам мастер. Сохранилось завещание художника 1546, где он писал: "Я-венецианский художник, около 60ти лет от роду". Если это так, то он родился между 1480-86 годами. Никаких сведений о детстве, обучение, первые произведения.

Милостивый Св. Антоний, 1542. Церковь Санти Джованни э Паоло, Венеция.

Исследователи предполагают, что он учился или Альвизе Виварини (? 1445 -? 1505), или Джованни Беллини (? 1430-1516).

1503 годом датирована Первые сведения о Лоттто-художника в налоговом кадастре. В то время он работал в городе Тревизо, что севернее Венеции на 25 километров. Его патроном стал епископ Бернардо деи Росси, благодаря которому Лотто получил заказы на алтарные картины для церквей и портреты состоятельных местных семей. Что-то не сложилось - и в 1508 г. он уже в Реканати, что вблизи Лорето.

Почти вся молодость прошла в странствиях, частично вынужденных, что он ищет заказчиков и заказы. Год 1509 провел в Риме, где получил Заказы на фреску от папы римского Юлия | |. Он выполнил фреску, но папе она не понравилась и тот приказал разрушить ее. Хуже всего то, что папа не дал горше за год работы в Риме. Оскорбленный художник покинул враждебный для него Рим.

С 1523 г. он в Венеции, где пройдут, возможно, самые красивые годы его жизни и творчества. С 1531 года он член Цеха художников Венеции (Arte dei Depentori), где также был и Тициан. Среди приятелей Лотто этого периода-архитекторы Якопо Сансовино и Джованни даль Коро. Последней принадлежали рамы и украшения алтарных картин и портретов Лоттто, нарисованных в Венеции.Деяки портреты кисти Лотто потеряли имена. Они так и называются "Женский портрет", " Портрет архитектора "," Портрет чоловикав черном плаще ".

Слава портретиста превышала его славу церковного художника. Вельможи Венеции завалили его заму, как удивительного портретиста. На 10 лет Лотто покинул Венецию ради работ в области Марке. Возвращение в Венецию дало лишь неприятности. Его забыли, а заказ не было год. Венецианцы были неблагодарны, близорукие, безпамьятливи к своим недавним любимцев-Виварини, Джорджоне, Базаити. Среди забытых стал и Лотто.

Без семьи и дома, художник пошел в монахи. Забытый всеми, он умер где-то в конце 1556 года.


2. Никакой посмертной славы

Он из тех, кто не имел никакой посмертной славы 300 лет. Произведения были и служили Церкви и людям. Памяти о мастере не было.

19 века впервые серьезная и научно обратилось к достоянию почти всех исторических эпох. Именно тогда пересмотрели архивы и привычные авторитеты. Громкая слава многих мастеров прошлого - збрякла. А на первые места вышли Джорджоне, Антонис Мор, Франс Халс, Ян Вермер, Эль Греко, Франсиско де Сурбаран и Веласкес. В конце 19 века заново открыли и Лоренцо Лотто. Тогда в архивах нашли письма художника и даже дневник мастера. Он занял почетное место среди венецианских мастеров начала 16 века.


3. Портрет кисти Рафаэля принадлежит Лотто.

Сравнение позволяют правильно оценить место деятеля в истории искусств. Достаточно показательна история с портретом неизвестного пожилого возраста, в Эрмитаже. Портрет приписывали то немецком мастеру начале 16 века, то Рафаэлю. Лишь последние исследования и по сравнению с аналогичным портретом галереи Брера доказали, что это портрет кисти Лоренцо Лотто, неоценимый таланта ...

  • Андреа Одоне, 1527 г., Хэмптон Корт, Великобритания

  • Портрет неизвестного, 1526, Берлин.

  • Портрет Лукреции Валье, 1533, Лондон, Нац.галерея

  • Портрет неизвестного, 1527, Венеция, галерея Академии.

  • Монах Грегорио Бело из Венеции, Метрополитен-музей.

  • Портрет неизвестного зодчего. Берлин

  • Лукреция Брембати

  • Портрет неизвестного господина в черном плаще


4. Лишний человек

В литературе 19 века появился тип лишнего человека. Часто это талантливая и достойный человек, для которого нет соответствующего места в равнодушном, а то и враждебном окружении. Теме лишних людей посвятили свои произведения англичанин Байрон, россияне Пушкин и Лермонтов, художники Врубель и Ван Гог. Похоже, что подобные типы существовали всегда. К сожалению, к ним следует отнести и Лоренцо Лотто.

Худ. Лоренцо Лотто. Св. Екатерина Сиенская и Св. Казимир.

5. Лотто и современность

Нервный, тревожное состояние было привычным для Лотто. Переезды, безденежье, неуверенность в будущем были реалиями его жизни. Это чрезвычайно роднит произведения Лотто с мировоззрением и самочувствием современных людей. Недовольство окружением и кризисной временем отразилось на произведениях Лотто даже в церковной тематике. Несмотря немецких мастеров Грюневальда, Дюрера, возможно только большой Караваджо и Лотто так тщательно зафиксировали типы людей кризисной эпохи.


6. Галерея

  • Сохранена фреска работы Лотто (Мученичество Св. Клары, Трескоре у Бергамо, Италия.

  • Сусанна и распущены, 1517 р.Збирка Контини-Бонакосси, Флоренция

  • Поклонение младенцу Христу, 1523р.Вашингтон, Нац.галерея.

  • Принесение в храм, 1555, Лорето (Lorette, palais apostolique)


7. Страны мира, где хранят произведения Лоренцо Лотто

  • Австрия
  • Великобритания
  • Германия
  • Испания
  • Италия
  • Польша
  • Россия
  • США
  • Венгрия
  • Франция

Источники

  • Всеволожская С. Н. и др. "Итальянская живопись 13-18 веков в собрании Эрмитажа", Л, "Сов. художник ", 1965 (рус)
  • Жермен Базен "История истории искусств. Вот Вазари до наших дней"