Лука Джордано


Джордано Лука ( итал. Giordano Luca * 18 октября 1634, Неаполь - ? 3 января 1705, Неаполь) - талантливый представитель неаполитанской школы живописи, художник суток барокко. Выработал особую, космополитическую и неглубокую систему художественных образов, согласилась для декоративных работ в разных городах Западной Европы (в Неаполе, Риме, Флоренции, Бергамо, Венеции, Мадриде, Толедо).


1. Жизнеописание

1.1. Автопортрет

Сохранился автопортрет мастера. Длинные волосы по моде 17 века и простую одежду не отвлекают внимания зрителя от лица без намека на приветливость и улыбку, серьезные точки зрения через очки, которые были редкими в те времена. Он был достаточно образованных лицом, творил аллегорические, религиозные и декоративные работы, писал фрески, даже натюрморты. Имел большую работоспособность. Его произведения быстро разошлись Европой и были в сборниках от Испании до России еще в начале 18 века. Скорости работы имел прозвище Фа Престо = "делает быстро".


1.2. Утренние года

До последних десятилетий не было известно точной даты его рождения. А указанный в справочниках год рождения ( 1632) делал на 2 года старше.

Родился в Неаполе. Он сын малоизвестного провинциального художника Антонио Джордано. Родители, Антонио и мать (Изабелла Импарато), крестили парня в церкви Сант-Анна ди Палаццо. В то время итальянское город принадлежал Испании и здесь правили испанские вицекороли. Правительство было испанским, испанцы чувствовали себя хозяевами, а в Неаполе, столице вицекороливства, жил с семьей и работал выдающийся испанский художник Хосе де Рибера. Учеником к нему и попал молодой Лука. С последним соглашаются не все, хотя по предварительным данным Лука якобы девять лет находился в мастерской Риберы.

Испанский художественная манера была настроена на реализм, на почти документальное видтврення натуры, лишена легкости и артистической свободы исполнения. Чтобы иметь успех в испанских заказчиков, молодой Лука писал так же - реалистично, робко, тяжеловато по колориту. Эти произведения слишком отличаться от его зрелой манеры настолько, что многим трудно поверить, что они принадлежат одному мастеру, тем более итальянцу.

Первые произведения художника датируют 1650-и годами, среди них - "Христос и грешница" ( 1653 г.), "Распятие Андрея Першозванного" ( 1655 г.)

  • "Распятие Андрея Першозванного" ( 1655 г.)

  • "Христос и грешница"

  • "Распятие апостола Петра", 1660 г., Галерея Академии, Венеция


1.3. Философы Луки Джордано

Лука Джордано, философ циник, Мюнхен, Старая Пинакотека.

Интересной особенностью мастеров Испании было воссоздание портретов давно умерших греческих философов. Их портретов не сохранили, а некоторые из портретов при жизни их - никогда и не было. Художников это никак не смущало. Это только пришпорювало воображение художников, делали свои интерпретации на темы философов, их лиц, психологических типов, различных по характерами.

Свою серию философов Древней Греции сделал Веласкес. Серия Философов Хосе де Рибера была настолько удачной и популярной, что ее повторили ученики художника. Оригиналы Рибери отправили в Испанию, где они украсили королевские дворцы. Копии учеников разошлись Европой и збериаються в сборниках Италии, Польши, России и.

Прилежный ученик Рибери, Лука Джордано, тоже сделал свою серию философов, чем надолго запутал и сторонников живописи, и историков, и искусствоведов. Они похожи на философов Рибери по колориту, даже размерами полотен. Но рожденная личность Джордано отразилась на стилистике, дала им большую легкость в образах, другое психологическое окраску. Возможно, найранишний из философов Джордано попал в Эрмитажа. "Философ с зеркалом" стоит просто, одежда неопрятный, мрачное лицо в морщинах, взгляд неприветливый и разочарован. О молодости художника всидчить мало удачная композиция. Возможно, это философ-циник, которых часто изображали в Неаполе. В зеркале отражение мужского лица, словно иллюстрация к пословице "не ругайте зеркало, коли рожа свиная".

Высоким интеллектом, напряженной духовной жизнью веет от "Философа", что в сборнике Художественно-исторического музея Вены. Он среди удачных в Джордано в серии, а за художественными качествами равна философам Рибери, а некоторых и превышает. Так ученик догнал учителя.


2. Декоративные произведения

  • "Архангел Михаил и падение ангелов в ад"

  • "Вертумн и Помона, покровители садов и изменений природы", частное собрание

  • "Эней убивает врага", галерея Корсини, Флоренция

  • Возвращение Персея с отрубленной головой медузы горгоны, 1680-е гг

"Ринальдо и Армида", Лион, Франция

Чем дальше были годы учебы, тем свободнее становится манера Джордано. Растет эрудиция. Но теряется испанский реализм и философская наполненность образов. Легкость манеры не компенсировала больших потерь и отомстила легкомыслием, шумными, пустыми эффектами, неприятно театральностью. Болезни и недопустима скорость приводят к небрежности в сюжетах и ​​их исполнении. Художник с годами теряет больше преимуществ, чем набирает их с опытом. Он словно отрекся завещаний Хосе де Риберы, а новых и важных - не произвел и не нашел. Поверхностность пришла даже в его библейские картины. И они не затрагивали сердец, ибо пустыми поисками в композициях и формах без наполнения истинным чувством.


3. Избранные произведения

"Самоубийство Катона аттических", Гавр
Лука Джордано. "Изгнание из рая"
  • "Распятие Андрея Першозванного" ( 1655 г.)
  • "Христос и грешница", различные варианты
  • "Свадьба в Кане Галилейской", различные варианты
  • "Распятие апостола Петра", 1660 г., Галерея Академии, Венеция
  • "Святые покровители Неаполя перед распятием"
  • "Архангел Михаил и падение ангелов в ад"
  • "Смерть философа Сенеки", Лувр, Париж
  • "Вертумн и Помона, покровители садов и изменений природы"
  • "Изгнание из рая Адама и Евы", Большой Гатчинский дворец, Россия
  • "Возвращение Персея"
  • "Покаяние Марии Магдалины", Прадо, Мадрид
  • "Разгневанные нимфы убивают Орфея", Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев
  • "Смерть Лукреции", Фонд Калве, Авиньон, Франция
  • "Чудо святого Бенедикта"
  • "Диана и беременная нимфа Каллисто "
  • "Похищение Елены (Начало Троянской войны)"
  • "Обретение тела Клеопатры после самоубийства"
  • "Самоубийство Катона аттических", Гавр, Музей изящных искусств
  • "Философ Диоген"
  • "Святой Франциска Ассизского"
  • "Исаак благословляет Иакова"
  • "Мученичество Святого Варфоломея"
  • "Ринальдо и Армида"
  • "Святой Лука рисует мадонну"

См.. также

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал

Источники

  • Bernardo De Dominici, Vita del Cavaliere D. Luca Giordano, pittore napoletano, 1742
  • Всеволожская С. П. и др. "Итальянская живопись 13-18 веков в собрании Эрмитажа", Л, "Сов.художник", 1964 (рус)
  • Luca Giordano y Espa?a, Cat?logo Exposici?n Palacio Real (7.03-2.06.2002), Patrimonio Nacional, Madrid, 2002.