Лука делла Роббиа

Лука делла Роббиа ( итал. Luca della Robbia 1400 - 23 февраля 1481) - итальянский скульптор эпохи Кватроченто.


1. Жизнеописание. Ранние годы

Родился в городе Флоренция. Художественное ремесло играл в мастерской Нанни ди Банко, готовясь к карьере ювелира и скульптора. Есть сведения, что обучение продолжил в Венеции, где тоже были богатые традиции работы с бронзой и драгоценными металлами. 1421 вернулся во Флоренцию, где встретился с Донателло и Филиппо Брунеллески, творческая манера которых эволюционировала в сторону древнеримской стилистики.


2. Скульптуры для собора

Как скульптор работал между 1432 - 1435 годы в главном соборе Санта Мария дель Фьоре, где создал мраморные рельефы для балкона певцов со сценами пения. Рельефы вызывали восхищение реализмом и точно замеченными деталями. Работа для главного храма Флоренции продолжилась в 1437 - 1438 годах, когда он создал фигуры семи свободных искусств для декора соборной колокольни.

3. Обращение к керамического производства

Арабоязычные народы, завоевавшие Иберийский полуостров, принесли сюда и технологию изготовления цветного фаянса. Известным керамическим центром во времена мавров была Малага, где в 13-14 веках и изготовили так называемые альгамбрзьки вазы. Их декор еще вполне мусульманский за утечками. Позже лучшие мастерские были в Валенсии. Фаянсовая посуда из Валенсии был настолько популярным, что его вывозили также в тогдашние княжества Франции и Италии. Итальянские центры фаянсовых изделий возникли именно из-за мощных попытки итальянских ремесленников скопировать испано-мавританские образцы. Среди прославленных керамических центров Италии - города Дерут, Губбио, мастерские Сицилии. Даже само слово "майолика" происходит от названия испанского острова Майорка, центра перевалки посуды перед морским путем на Апеннинский полуостров. Хорошие ученики, итальянцы быстро вироболы свои образцы фаянса и майолики, как по форме, так и по сюжетам. Так испано-мавританская керамика стала истоком прославленного фаянса суток Возрождение в Италии.

1439 года - Лука делла Роббиа обратился к созданию керамических изделий, декоративные качества которых усиливал цветными глазурями. Это позволило значительно увеличить производительность мастерской по созданию рельефов, фон которых было синим, персонажи - белыми, а гирлянды рам - в зеленых, желтых и коричневых тонах. Продукция мастерской отличалась ризноманиинистю. и рядом с многочисленными изображениями мадонн с ангелами или католических святых, возникают персонажи античной мифологии ("Тритон и нимфа", Государственный музей (Амстердам), начатые еще ​​в мраморных рельефах "Орфея и заколдованных музыкой животных"). ИСПОЛЬЗОВАНИЯ качественных и твердых после обжига глазурей обусловило широкое использование произведений керамической мастерской Делла Роббиа на внешних стенах флорентийских церквей и часовен.


4. Три поколения делла Роббиа

Материальные прибыли выросли и позволили братьям Луке и Симоне делла Роббиа купить 31 августа 1446 года дом на окраине Флоренции, где оборудовали новую керамическую мастерскую. Здесь будет работать три поколения мастеров делла Роббиа, как по старым образцам, так и по новым. Кроме Луки прославились также Джованни и племянник Андреа делла Роббиа. Мастера работали как по закажите, так и на продажу, что позволило поставлять рельефисакральнои тематики как религиозным общинам, так и частным лицам в Италии и в другие страны.

Лука умер в почтенном возрасте 81 года. Погребение состоялось в церкви Сан Пирс.

  • рельеф "Астролог"

  • "Мадонна с младенцем", стена Орсанмикеле, Флоренция

  • серия "Апостолы", "Еванлелист Иван", керамика, тондо, Санта Кроче (базилика), Часовня Пацци, Флоренция

  • Аллегория Грамматики, серия "Семь свободных искусств"


5. Избранные произведения

"Мадонна с младенцем и святыми", мраморный рельеф, приватена сборник

Источники

  • Пейтер В. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии - М., 2006.
  • Киевский музей западного и восточного искусства, Киев, "Искусство", 1986 (рус)