Надо Знать

добавить знаний



Луций Анней Сенека



План:


Введение

Сенека Анней Луций

Сенека Анней Луций (Сенека младший) (4 г. до н. Э - 65) - древнеримский философ, поэт, государственный деятель и оратор.


1. Биография

Сенека Анней Луций родился ок. 4 г. до н. е. в Кордубе ( Кордова, Испания) в состоятельной семье. Его отец, известный как Сенека Старший, был выдающимся ритором. Он был уверен в превосходстве практической деятельности над философией и мечтал о политической карьере для сына. Ради детей он переехал в Рим, здесь и прошли молодые годы Сенеки Младшего.

Философией Сенека увлекся с юности, его наставники принадлежали к школе римского стоика Секстия. Но отцу удалось убедить его стать государственным деятелем. При императоре Калигулы Сенека, уже известный писатель и оратор, получает первую государственную должность - квестора - и входит в сенат. Одна из его речей в сенате вызвала такую ​​зависть Калигулы, что тот приказал убить Сенеку. Он остался жив только потому, что императора заверили, будто Сенека болен и проживет недолго.

По Клавдия философ был отправлен в изгнание на Корсику (в 41 г. н. э) по обвинению, связанному с племянницей императора, там он пробыл восемь лет. Сенеке помогла вернуться Агриппина Младшая, которая стала императрицей. В 50 году он был избран претором и женился на Помпеи Паулине, богатой и влиятельной женщине. Агриппина поручила ему воспитание своего единственного сына Нерона, которому тогда было двенадцать лет. Он согласился, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею "вселенского града". В течение пяти лет Сенека был одним из его воспитателей, он был автором инаугурационной речи Нерона и в период его правления достиг вершин власти и богатства. В 55 году становится консулом-суфектом.

После убийства Агриппины и смерти друга - военачальника Бурр (в 62 г.) Сенека отошел от дел и хотел вернуть Нерону все полученные от него богатства, но Нерон отказался принять их обратно. Уход от дел уже не мог спасти философа. Нерон чувствовал, что сама личность Сенеки, всегда олицетворяла для него норму и запрет, является определенным препятствием на его пути. И когда в 65 году был раскрыт заговор Пизона, Нерон, несмотря на почти доказанную непричастность Сенеки, приказывает своему наставнику умереть. Выполняя приказ императора, Сенека совершил самоубийство, его смерть напомнила современникам смерть Сократа.


2. Творческий путь

Выполнение долга перед государством ничего не приносит, кроме тревог и волнений, оно отнимает возможность обратить взгляд на себя. Изгнание Сенеки закончилось в 48 году, когда женой Клавдия стала Агрипина, которая добилась возвращения Сенеки из ссылки, и предложила, сделать его наставником ее сына - будущего императора Нерона. В 54 году Клавдий был отравлен и к власти пришел шестнадцатилетний Нерон.

Вслед за стоиками Сенека полагал, что монархия при управления справедливого царя, носителя разума, может быть залогом благосостояния государства. Ему приходилось бороться с влиянием Агриппины. В этой борьбе Сенека победил, но эта победа была хуже поражения: в 59 году Нерон приказал убить Агриппину, и Сенека был вынужден не только санкционировать матереубийство, но и выступить с его оправданием перед сенатом. В свое же оправдание Сенека пишет трактат "О блаженной жизни". Это - решительная попытка Сенеки примирить стоическую доктрину и действительность. Речь в нем идет о сознании нравственной нормы, т.е. о совести, что и отличает людей моральных (философов) от толпы. Понятие совести как осознанной разумом и пережитой чувством нравственной нормы было введено в стоицизм Сенекой.

В 62 году Сенека пишет следующий трактат - "О спокойствии души". Деяния остается для него истинным поприщем добродетели и приверженных к ней, прежде всего, действием на благо государства. Сенека демонстративно отстраняется от общественной жизни. Человек имеет право на досуг, даже отслужив положенный срок государству, - говорит он в книге "О досуге".

"Нравственные письма к Луцилию" - последнее произведение Сенеки. Сенека был духовным вождем Луцилия, страстно стремился стать философом. Излюбленной формой наставления со времен Сократа стал философский диалог ( диатрибы). С устной речи диатрибы легко переходила в письменную форму: в небольшие трактаты (у Сенеки они так и называются "Диалоги", хотя в них и нет собеседников) и, тем более, в письма: письмо, будучи и в житейской практике заменой непосредственной беседы, в литературе оказался естественной ее ипостасью.


3. Главные идеи

3.1. Мировоззрение

Следуя доктрине стоиков, Сенека считает, что все состоит из материи и Бога. В основе природы лежит Логос - разум, разлитый во всем сущем, который обеспечивает бесчувственным предметам "устойчивое состояние", растениям - "прорастания", животным - "самодвижение", а в людях и богах выступает как разум в собственном смысле.

3.2. Братство людей

Как существо разумное человек входит в один разряд с богами и возникает "сообщество богов и людей", обитель которого - вся вселенная. В ней все равны, ведь всем досталась душа - частица божества. Сенеке был близок идеал человеческой общности: "Мы только члены огромного тела. Природа, которая по одному и тому же нас создал и к одному и тому же определила, родила нас братьями".

3.3. О душе

В человеке, как и во вселенной, есть материя - тело и душа, причастна Богу: "Хвали в человеке то, что нельзя ни отнять, ни дать, что принадлежит самому человеку. Ты спросишь, что это? Душа, а в ней - совершенный разум ". Душа направляет нравственным развитие человека, ведет его к добродетели, к благу, к счастью. Цель человека - через совершенствование своей природы прийти к добродетели, стать "человеком добра", а затем и мудрецом.

3.4. О мудрости

Только мудрец в силах воплотить идеальную норму поведения, но совесть, осознание нравственной нормы, отличает человека моральностная, философа, от толпы: "Я научу тебя, как узнать, что ты еще не стал мудрым. Мудрец полный радости, веселый и непреклонен, беззаботный, он живет наравне с богами ... Но если ты хочешь отовсюду получать всяческие удовольствия, тогда знай, что тебе так же далеко до мудрости, как к радости ".

3.5. О философии

Несовершенство человека преодолевается занятиями философией, уподобляется лечению, исцелению от пороков: "Лекарство для души изобретены древними, но наше дело отыскать, как их применять и когда". Тот, кто ищет истину, должен опираться на опыт "людей сведущих, тех, что исследовали путь, впереди у нас". Люди эти - философы, чье учение способно дать знание истинного блага: "Ведь человек - разумное существо, следовательно для нее высшее благо - выполнять то, ради чего она рожденный".

3.6. О дружбе

"Человек добра" - та, которая еще не стала мудрецом, но уже "находится в гавани", спогляда добродетель. Она не ищет счастья во внешних вещах и ей ничего не нужно, даже друзей. Не потому, что она хочет жить без друзей, а потому, что может. Тем не менее, она знает, что такое настоящая дружба и ценит своих друзей. Друзьям не страшна разлука, они всегда могут быть вместе: "Друг должен быть у нас в душе, а душа всегда с нами". Друзей не может разлучить даже смерть: "И возможно, - если правдивы разговоры мудрецов, и нас ожидает определенное общее для всех место, - те, кого мы считаем пропавшими, только пошли вперед".


3.7. О смерти

Как часть божественной воли "человек добра" воспринимает и смерть. Смерть Предустановленные мировым законом и поэтому не может быть безусловным злом: "Бояться смерти так же глупо, как бояться старости ... Кто не хочет умирать, тот не хотел и жить. Ведь жизнь нам дана при смерти и само является лишь путем к ней". Но и жизнь не является безусловным благом: "Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут, между тем, жить правильно - это всем доступно, жить долго - никому".

Каждый свой шаг, каждый поступок Сенека так или иначе стремится осмыслить, соотнести с избранным идеалом, с моральной нормой, он ни на миг не теряет чувства внутренней ответственности за содеянное. Он говорит: "Прочитай мои книги, посмотри у них поиск истины, которой я не знаю, но ищу упорно".

Сенека сам разбирает вопрос о том, каким следует быть поучению философа. По его мнению, оно должно быть доступным, таким, который легко запоминается, но главное - "поражающим душу". И когда в 65 году был раскрыт заговор Писона - заговор, не имевшая положительной программы, которая объединила участников только страхом и личной ненавистью к императору, - Нерон не остановился перед выбором и решил наказать своего наставника смертью. Философ вместе с женой вскрыл себе вены.

Окончательные выводы философии Сенеки показали, что, не сумев на практике примирить философию как нравственную норму и служение сообществу людей в государстве, в теории, он нашел выход из этого противоречия, указав на него.


4. Посмертная слава Сенеки

Слава Сенеки не исчезла со смертью философа. Река забвения поглотила много произведений античных писателей и философов. Произведениям Сенеки повезло. Их переписывали еще в Средневековье. Сенека не исчез с горизонта европейской культуры и в эпоху книгопечатания.

К лицу Сенеки и его произведений обращаться постоянно, потому что они более цельные, чем его жизнь, замешанное на компромиссах. В Кордове (Испания) установлен монумент воспитателю одного из римских императоров - философу Сенеке (скульптор Эдуардо Баррон).


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам