Львовский автобус

Львовский автобус - система общественного автобусного транспорта Львов, обслуживаемого автобусами сверхбольшой, большой и средней вместимости, работающих в режиме маршрутного такси и является основным видом городского общественного транспорта за пассажиропотоками, количеством маршрутов и единиц подвижного состава. По состоянию на 1 января 2013 года действует 52 городских маршрута, которые обслуживают 5 перевозчиков. Через Львов также проходит 28 пригородных маршрутов.

По 2010 год автобусным транспортом в городе перевезено 128900000 пассажиров составляет 63,1% всех пассажирских перевозок в городе [1].


1. История

Омнибус № 12 на современной улице Черновицкой (1900)

1.1. Омнибус

Омнибус - рельсовым общественный транспорт на конной тяге - появился во Львове в 1835 году. Существовало три маршрута (подано современные названия улиц):

  • И: железнодорожный вокзал - ул. Черновицкая - ул. Городоцкая - ул. Менцинского - ул. Гнатюка - проспект Свободы - площадь Галицкая - площадь Соборная - площадь Таможенная
  • ИИ: площадь Таможенная - ул. Лычаковская - Верхний Лычаков
  • ИИИ (работал только летом): площадь Галицкая - проспект Шевченко - ул. Грушевского - ул. Франко - ул. Стрыйская - Стрыйский парк

В зависимости от секции цена проезда колебалась от 3 до 12 центов. Омнибус прекратил существование в 1900 году [2].


1.2. Зарождение автобусного сообщения в межвоенной Польше

Маршрутный автобус в Львове (1936)

В первом послевоенное десятилетие жизни в Львове налаживалась: в 1920-х годах наблюдался рост населения и территории города происходило как строительство новых районов, так и присоединения к городу близлежащих сел, что вылилось в масштабное расширение городских границ в 1931 году. Для соединения с новыми районами магистрат постановил ввести в городе автобусное сообщение.

12 апреля 1928 года заработал первый автобусный маршрут, "А", который сочетал площадь Кропивницкого с аэродромом на Скнилове. В том же году были открыты маршруты "В" ( Улица Стрыйская - Персенковка) и "С" (Улица Стрыйская - Новый Львов). В 1930 году открыто маршруты "D" ( Улица Замарстыновская - Голоско - Брюховичи) и "Е" ( Костел святой Анны - Клепаров) [3]. Автобусное хозяйство входило в состав Городского управления электрическими предприятиями и непосредственно подчинялось службе движения трамвая. Расписание автобусов четко согласовывался с движением трамвайных вагонов.

Сначала по каждому маршруту курсировало по одному автобусу, а осенью 1931 года было приобретено еще четыре польские автобусы "Зауэр". В 1939 году автобусное хозяйство выделено в самостоятельное предприятие. Тогда на его балансе находилось 16 машин [4]. Маршрутная сеть составляла 12,2 км [5].

Пассажиропоток в 1930-х годах [6]
Год 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939
Пассажиропоток 1065598 1190350 957456 721588 396412 167370 Нет данных 79717 305138 271144

1.3. Развитие в советское время

После присоединения Западной Украины к Советскому Союзу по Пактом Мототова-Риббентропа в сентябре 1939 года, новая власть пыталась всячески демонстрировать преимущества жизни в СССР над жизнью за Польши. Это отразилось и в сфере транспортного сообщения в Львове. Уже в мае 1940 в город прибыла первая партия советских автобусов ЗиС-16, состояла из шести машин обтекаемой формы. Однако на дальнейшей пути развития автобусного движения стала Советско-германская война.

После Второй мировой автобусное сообщение быстро восстановилось и стало развиваться ускоренными темпами, особенно в 1960-х годах. Так, в 1961 году 15 автобусных маршрутов обслуживали 43 машины, в 1962 - 17 маршрутов 49 машин, в 1963 году - 87 машин, а уже в 1964 году 18 маршрутов обслуживали 110 автобусов, за этот год было перевезено 23 миллионов человек.

Автобусная сеть города активно развивалась и в дальнейшем: расширялась маршрутная сеть, постоянно обновлялся подвижной состав. Накануне распада СССР насчитывалось около 40 городских маршрутов: № 1-30 обслуживались автобусами большой вместимости, а № 30-40 - средней и малой (РАФ и ПАЗ) [4].


1.4. Изменения после обретения независимости

С обретением Украина независимости на фоне общих кризисных тенденций коммунальные автобусные предприятия почувствовали резкую нехватку финансирования, из-за чего потеряли возможность обновлять подвижной состав. Их доля на рынке стремительно сократилась. На смену пришли частные перевозчики, которые эксплуатировали микроавтобусы Peugeot J9. Они прослужили недолго, и были изменены на IVECO Turbodaily, но со временем и их вывели из эксплуатации. Конце 1990-х - начале 2000-х годов распространение получили машины, переделанные из грузовых микроавтобусов Mercedes-Benz T1 и Mercedes-Benz T2. Такие средства общественного транспорта оказались крайне некомфортно. Они имели малый салон, низкий потолок и одна дверь без автоматического открывания; салон не вентилировалось и не обогревался; сиденья были некомфортными. Водители определялись низкой культурой обслуживания и часто нарушали Правила дорожного движения [7].

На начало 2000-х годов осталось лишь несколько маршрутов, которые обслуживались большими автобусами (в частности, № 1 и № 7). Впрочем, интервалы движения были чрезвычайно большими, а подвижной состав устаревшим и, соответственно, неудобным. В течение нескольких следующих лет, и эти большие автобусы исчезли с улиц.

Параллельно с этим общественный автотранспорт, вместо работы в обычном режиме рейсовых автобусов, предусматривающий фиксированные обязательные остановки; стал работать в режиме ?маршрутного такси?, который предусматривает остановку только по требованию пассажиров. Впоследствии это название распространилось и, трансформировавшись в народном языке в слово "Маршрутка", постепенно вытеснила из широкого употребления термин "автобус".

Начиная с 2005 года переделанные из грузовиков микроавтобусы начали меняться комфортабельными моделями украинского производства - БАЗ А079 Эталон, Богдан А092, БАЗ 2215 Дельфин и подобными. Однако и они имеют малую емкость и сконструированы на базе грузовых автомобилей. В 2007 городской совет запретил маршрутным такси останавливаться по требованию пассажиров в любом месте, кроме фиксированных остановок общественного транспорта.


1.5. Возрождение движения больших автобусов

Nuvola apps kview.svg Внешние изображения
Searchtool.svg ЛиАЗ 5256 на улице Городецкой
Searchtool.svg ЛиАЗ 5256 на улице Шевченко
MAN NL 202 на улице Подвальной (2011)

Конце 2000-х годов начался процесс восстановления движения больших и сверхбольших автобусов во Львове. В 2008 году один из частных перевозчиков начал эксплуатацию автобусов большой пассажировместимости ЛиАЗ 5256 на маршруте № 3 [8] [9], однако менее чем через год отказался обслуживать маршрут.

В 2009 году коммунальное АТП № 1 открыло маршрут № 5 , Который обслуживали автобусы ЛАЗ 5252. Впоследствии оно стало эксплуатацию на этом маршруте 4 современных сверхбольших автобусов ЛАЗ А291, два из которых город приобрел [10]. В начале 2010 года ЛАЗ передал Львову один автобус А183 в качестве платы за долги перед Львовтеплоэнерго [11]. В 2010 году личное ЛАТП 14630 приобрело 10 современных напивнизькопидлогових автобусов Богдан А09280 и Богдан А601 [12].

В рамках государственной программы подготовки к чемпионата Евро-2012 в 2010 году Львовский городской совет начал закупку больших и сверхбольших автобусов Львовского автобусного завода по льготному кредиту Сбербанка. Планировалось, что в целом по этой программе АТП № 1 получит 92 автобуса [13] [14]. До конца марта 2011 года было приобретено 15 автобусов А191, 11 А183, 3 А291, 1 автобус А152, и на этом выполнение программы остановилось. Было открыто маршруты № 1 [15], 3 [16] и 11 [17]. С 2011 года частные перевозчики начали закупать б / у автобусы большой вместимости.

К лету 2011 года автобусные маршруты № 1, 3 и 5 курсировали в обычном режиме, то есть были "социальными" - стоимость проезда составляла 1 гривну (а не 2), был бесплатный проезд для пенсионеров и других льготных категорий граждан, однако с 1 июня из-за нерентабельности они стали курсировать в режиме маршрутного такси, практически свелось лишь к поднятию тарифа [18].


1.6. Транспортные реформы 2011-2012

В начале 2011 года по заказу городского совета французская компания "Луи Бергер" ( фр. Louis Berger ) Совместно с Львовская политехника разработала новую транспортную систему для Львова. Они предложили сократить количество автобусных маршрутов с 78 до 46, разгрузить центральную часть города и отменить маршруты, дублируются. 6 автобусных маршрутов предлагалось сделать радиальными: они напрямую должны были соединять кольцо проспект Свободы - площадь Галицкая - улица Подвальная с окрестностями города Галицким перекрестком, концом улице Городецкой, торговым центром "King Cross Leopolis", Санта-Барбарой, Винниками и Обильное-2, другие 40 маршрутов должны быть хордовыми - обходить центральное кольцо, главным проспект Свободы. Новую сеть городских автобусных маршрутов предлагалось ввести вместе с системой контроля движения общественного транспорта через GPS и единственным электронным билетом на все виды транспорта, который должен облегчить пересадки, осуществление которых предусмотрено новой системой.

В августе заработал первый радиальный маршрут - 1А, а также были введены временные трансферные билеты, которые давали возможность совершать пересадки между ним и маршрутам 3, 5 и 11 (которые тогда дублировали современные радиальные 6А, 4А и 3А) [19]. В сентябре Исполком Львовского городского совета утвердил новую сеть [20] и порядок проведения конкурса между перевозчиками на обслуживание маршрутов по новой схеме. В ноябре городской совет отменил постановление о порядке проведения конкурса, а также преодолела вето, которое мэр Садовый покончил это отмена [21]. Также в ноябре заработал новый радиальный маршрут 5А [22]. 25 ноября городское Управление транспорта все же объявило о проведении конкурса [23]. Одной из его условий была минимальная вместимость автобусов в 35 пассажиров, что устранило из маршрутов переработаны "мерседесы" и малые автобусы вроде БАЗ 2215 Дельфин. По результатам конкурса 46 маршрутов была разделена между четырьмя перевозчиками [24].

Осенью 2011 года был проведен конкурс на определение компании, которая его внедрять электронный билет. В нем победило ООО "Ригас Карте?, которое обслуживает электронный билет в Риге. Предполагалось, что коммунальное АТП № 1 и Ригас Карте создадут совместное предприятие "Леокард" для внедрения е-билета во Львове. Этот вопрос нуждается в утверждении Львовским городским советом, однако депутаты дважды голосовали против [25] [26].

Новая система маршрутов введена с 1 января 2012 года [23] [27] с некоторыми изменениями. В частности, добавлено радиальный маршрут на Пасечная, несколько дублирует два других радиальных марштуты, и еще 4 хордовых маршруты - временные соглашения на их обслуживание был заключен с компанией, которая проиграла конкурс [28]. В течение первых месяцев работы схема маршрутов существенная корректировалась несколько раз. В конце апреля заработал хордовых маршрут 54 , Который проходит проспектом Свободы и полностью дублирует два радиальные маршруты [29] [30]; летом проспекту Свободы пустили еще несколько хордовых маршрутов, а радиальный 2А, наоборот, перестал курсировать центральным кольцом и изменил маршрут [31]. Новую схему движения львовяне восприняли неоднозначно, в частности, у ратуши было проведено несколько митингов [32] [33], а городской совет несколько раз со скандалами рассматривала этот вопрос на сессии [34]. Из-за значительных корректировки маршрутов, которые, в большой степени, вернули схему к передреформового состояния, невпровадженисть электронного билета и системы контроля за движением через GPS, некоторые СМИ назвали реформу провальной, отметив, что единственная ее пользу заключалась во внедрении движения автобусов большой вместимости [35].

В конце октября 2012 открыта Центр управления дорожным движением, с которого будет осуществляться контроль за курсированием автобусов в режиме реального времени. Для этого в 2012 - 2013 годах все транспортные средства будут оборудованы устройствами GPS -навигации [36].


2. Маршруты

Транспортной реформой 1 января 2012 года во Львове введена 53 городские автобусные маршруты, то есть такие, которыми заведует Львовский городской совет. Впоследствии к ним добавлен еще один. Это:

  • 7 радиальных маршрутов (1-6, 47, они дополнительно обозначены буквой А), которые соединяют окрестности города с центральным кольцом проспект Свободы - площадь Галицкая - Подвальная - Гонты - площадь Разные (маршрут 2 - с Университетом Франко). Маршруты обслуживаются автобусами большой и сверхбольшой вместимости (более 100 пассажиров). В основном это ЛАЗ А183, ЛАЗ А191, ЛАЗ А291, Богдан А601, а также б / у автобусы Mercedes-Benz и MAN с Западной Европы. Действуют трансферные билеты, которые позволяют осуществлять одну бесплатную пересадку с одного радиального маршрута на другой. Маршрут 47 не был предусмотрен первоначальным схеме реформы, на его обслуживание заключен временный, а не постоянный договор.
  • 45 хордовых маршрутов (7-46, 48-51, 53), которые соединяют районы города между собой. Минимальными требованиями к подвижному составу, который обслуживает эти маршруты - пассажировместимость 35 человек. В основном это модели Богдан А092, БАЗ-А079 Эталон, ГалАЗ-3207 Виктория и подобные.

Маршруты 1-46 обслуживают 4 перевозчики, определены на конкурсе, который проходил в декабре 2011 года: коммунальное АТП № 1 и частные АТП № 14360, ООО "Мера и К", ООО "Фиакр-Львов". На обслуживание маршрута 47 заключен временный договор с ООО "Успех БМ". Маршруты 48-51, 53 обслуживает ООО "Успех БМ", которое выиграло конкурс в октябре 2012 года. На маршруты 1003-1004 заключено временные договоры с АТП № 1.

Городом также курсирует 24 пригородных маршрутах, которые находятся в ведении областного совета и имеют трехзначные номера, а также 4 пригородные маршруты в ведении городского совета с четырехзначными номерами. Их обслуживают автобусы различной вместимости, в том числе малой, вроде БАЗ 2215 Дельфин.

Все маршруты курсируют в режиме маршрутного такси, т.е. осуществляют остановку только в фиксированных местах, но по требованию пассажиров. Стоимость проезда составляет 2 гривны. Оплата производится водителю.


3. Проблемы

Эксперты и пассажиры отмечают также низкую культуру поведения водителей. Ее улучшения осложняется тем, что пассажиры обычно не пишут жалоб на грубое поведение водителей [7]. Так, по 2008 год в мэрию поступило 55 жалоб, а по 2009 год лишь 33. Существует также проблема невыполнения отдельными водителями последних вечерних рейсов в спальные районы [7]. Чрезвычайно распространены факты нарушений водителями ПДД [37].

По данным социологического опроса, проведенного весной 2011 года, 67,5% респондентов не удовлетворены качеством перевозок в маршрутных такси; удовлетворены лишь 13% [38].


Примечания

  1. Пассажиры во Львове предпочитают маршрутным автобусам. - www.stat.lviv.ua/ukr/si/press/2011/r220111_16.pdf Главное управление статистики во Львовской области
  2. Омнибус и конный трамвай на улице Дрога к дворца. - lvivcenter.org / uk / uid / picture /? pictureid = 3157 Центр городской истории Центрально-Восточной Европы
  3. Ирина Котлобулатова Когда-то давно во Львове. Заметки из истории Львова. Автобус / / Тайны города Льва. - М.: Аверс, 2004. - С. 187. - ISBN 966-7466-90-6
  4. а б Назарук М. М. 5.1. Історико-географічні передумови транспортної інфраструктури міста // Львів у XX столітті: соціально-екологічний аналіз. - М.: Українська академія друкарства, Видавничий центр ЛНУ им.Івана Франка, 2008. - С. 197-198. - ISBN 978-966-322-108-3
  5. Ін-т українознавства ім. І. Крип'якевича НАН України Історія Львова. У трьох томах. - Львів: Центр Європи, 2006. - Т. 3. - С. 51. - ISBN 966-7022-58-7
  6. Назарук М. М. Таблиця 5.3 // Львів у XX столітті: соціально-екологічний аналіз. - М.: Українська академія друкарства, Видавничий центр ЛНУ им.Івана Франка, 2008. - С. 198. - ISBN 978-966-322-108-3
  7. а б в Маршрутки як проблема. - www.zaxid.net/article/21210/ Юлія Поліковська, zaxid.net
  8. ЛиАЗ-5256.35 № АТ 0537 АА. - fotobus.msk.ru/photo/355601/ Фотобус (Рус.)
  9. ЛиАЗ 5256 #АТ 1875 АА. - www.phototrans.eu/14,420299,0,_________5256______1875_____.html Transport.Wros.Biz (пол.)
  10. Два надвеликі "лазівські" автобуси курсуватимуть Львовом. - zaxid.net
  11. ЛАЗ розрахувався з боргами за тепло автобусом. Його запустять на міський маршрут № 5. - galinfo.com.ua/news/62519.html galinfo
  12. Завтра у Львові на маршрут № 24 виїдуть нові автобуси. - www.zaxid.net/newsua/2010/3/18/134023/ zaxid.net
  13. Нові автобуси ЛАЗу у Львові курсуватимуть до Рясне-2. - zaxid.net/home/showSingleNews.do?novi_avtobusi_lazu_u_lvovi_kursuvatimut_do_ryasne2&objectId=1118695 zaxid.net
  14. Автобус з символікою ЄВРО-2012 вийшов на лінію у Львові. - galinfo.com.ua/news/77231.html galinfo
  15. У Львові запрацював соціальний маршрут № 1. - galinfo.com.ua/news/82538.html galinfo
  16. У Львові відновили 3-й автобусний маршрут "Рясне-"Магнус". - galinfo.com.ua/news/75968.html galinfo
  17. У Львові відкрили новий автобусний маршрут № 11. - zaxid.net/home/showSingleNews.do?u_lvovi_vidkrili_noviy_avtobusniy_marshrut_11&objectId=1123409 zaxid.net
  18. Львівські автобуси № 1, 3 і 5 від сьогодні вже не "соціальні". - zik.ua/ua/news/2011/06/01/290910 zik (Західна інформаційна корпорація)
  19. З 15 серпня у 4 міських радіальних автобусних запровадять трансферний квиток. - www.city-adm.lviv.ua/news/transport/13680-z-15-serpna-u-4-miskih-radialnih-avtobusnih-zaprovadat-transfernij-kvitok Офіційний портал Львівської міської ради
  20. Виконавчий комітет затвердив транспортну мережу. - www.city-adm.lviv.ua/news/transport/14182-vikonavchij-komitet-zatverdiv-transportnu-merezhu Офіційний портал Львівської міської ради
  21. Рада отменила вето Садового на постановление о перевозке. - zik.ua/ua/news/2011/11/24/320984 zik (Западная информационная корпорация)
  22. С нового года на новом маршруте № 5а работать 12 больших автобусов. - Официальный портал Львовского городского совета
  23. а б Управление транспорта объявляет конкурс на определение автомобильного перевозчика на городских автобусных маршрутах. - Официальный портал Львовского городского совета
  24. Во Львове определили перевозчиков, обслуживающих городские автобусные маршруты. - Официальный портал Львовского городского совета
  25. Депутаты "провалили" введение электронного билета во Львове. - zaxid.net
  26. Депутаты Львова во второй раз не проголосовали за е-билет. - zaxid.net / home / showSingleNews.do? deputati_lvova_vdruge_ne_progolosuvali_za_ekvitok & objectId = 1246293 zaxid.net
  27. Николай Жук 1 января во Львове заработает новая транспортная схема. - zaxid.net
  28. Дополнительные 7 автобусных маршрутов обслуживает компания "Успех-БМ". - Официальный портал Львовского городского совета
  29. На маршруте № 54 курсирует 16 автобусов большой вместимости. - www.city-adm.lviv.ua/news/transport/18425-na-marshruti-54-kursuje-16-avtobusiv-velikoji-vmistimosti Официальный портал Львовского городского совета
  30. Попроси себе маршрутку. - zik.ua/ua/news/2012/05/10/348875 Ирина Залецкая, газета "ZIK". № 18 от 10 мая 2012
  31. Внесены изменения в движение маршрута № 2А. - www.city-adm.lviv.ua/news/transport/20094-vneseno-zmini-v-ruh-marshrutu-2a Официальный портал Львовского городского совета
  32. Во Львове состоялось вече против транспортной схемы. - zaxid.net / home / showSingleNews.do? u_lvovi_proyshlo_viche_proti_transportnoyi_shemi & objectId = 1245575 zaxid.net
  33. Во Львове снова протестуют против транспортной сети. - zaxid.net
  34. С львовского горсовета депутаты выбросили главного транспортника. - www.unian.net/ukr/news/news-482101.html УНИАН
  35. Во Львове вернули старую схему. - zik.ua/ua/news/2012/03/22/340099 Ирина Залецкая, газета "ZIK". № 11 от 22 марта 2012
  36. Долгожданные GPS-и. - ratusha.lviv.ua / index.php? dn = news & to = art & id = 2285 Ульяна Депутович, газета "Ратуша" от 18 октября 2012
  37. "На хвосте" у маршрутки. - portal.lviv.ua/digest/2010/04/01/173651.html Ирина Юзик, Львовский портал
  38. 67,5% львовян недовольны маршрутками. - zaxid.net/newsua/2011/4/18/151555 / zaxid.net