Лютичей в 983 - 1057 годах

Лютичей (в других языках - Lucice, Lutycy) группа племен полабских славян, что от VI века проживают на землях между нижней Одрой и Лабой. В письменных источниках времен Карла Великого назывались: Wiltzi, Vultzi, Welatabowie. Баварский географ пишет, что на землях великанов находится 95 городов.


1. Этимология

Этимология обоих названий племени, т.е. Гиганты i лютичей до конца не известна. Название Гиганты (Wieleci) может происходить от славянского слова влци (vlci), т.е. "волки", также рассматривается версия, что название может происходить от диалектной формы слова "Великан" (рус. "Великан", дал. укр. "метелка"). Название "лютичи" происходит от славянского слова "Февраль" - дикий. Существует также возможность происхождения этого названия и от имени главного бога в Радогощи - Февраль бог (Дикий бог), от прилагательного lut (Грузский, топкой). Интересно, что в письменных упоминаниях до конца X века для обозначения этого племени употреблялось исключительно слово Гиганты, а название лютичей появилась в последних десятилетиях этого же века. Хотя второе имя имеет вид неологизма, нельзя исключать, что это разграничение делалось сознательно, и одно название заменила другую учитывая неизвестные нам обстоятельства.


2. Велетськи племена и их расселение

Считается, что расселение велетських племен произошло в II в.н.e., впервые засвидетельствовано на карте александрийского географа Птолемея. Вероятно Гиганты фигурируют на ней под названием Oueltai (Ουελται) i занимают поморья в окрестностях верхней Вислы. Возможно уже в VI веке, начала VII те племена мигрировали в западном направлении, чтобы в последние годы VIII осесть в землях к западу от нижней Одри.

В общих чертах жизненное пространство велетських племен, которых смело можно отождествить с лютичей, на западе упирался во владение ободритов, на востоке ограничивался Одрой. На севере их земли доходили до побережья Балтики, на юге граничили с землями сербов. К созданного ими союза входили: Черезпеняны, Хижаны, Долинчаны, Дошаны, Нелетичи, Плони, Ратары, Речаны, Спревяны, Стодоряны, Украны, Замчичи, Земчичи, Стодораны.


2.1. Гиганты и Стодораны

Больше всего споров относительно статуса велетських племен существует вокруг племени Стодоран. Считается, что племя было связано с гиганты этническими вузами и некоторое время политическими. Эта теория основана на хронике Титмара с Мерзебурга. Однако в той же хронике говорится, что лютичи политически зависимые от чехов (очевидно, что речь идет о стодоран).

3. Политическая деятельность

3.1. Хроника событий

789
В ответ за набеги гигантов Карл Великий совершил наезд на их земли, после чего идет в Саксонии - так пишет в своей летописи Айнхард.
963 - 967
Война с полянами; замирившись с волинянамы Гиганты совершают набег на земли Пястов. Два первых бои закончились победой, зато третий полным разгромом.
954 - 967
Император Оттон Великий начал войну против гигантов и ободритов. В сражении у Рекника победил император.
986
В походе императора Оттона III на великана участвовал Мешко I. В 995 совместный поход против великанов организовали император Оттон III и Болеслав I Храбрый. В нем также участвовали подразделения чешского рода Славниковичив.
1029
Мешко II Вялый замирюеться с великанами для того, чтобы отразить натиск императора Конрада II.
1033
Победа великан над саксами под Вежбнем (Wierzbnem).
1045
Гиганты совершали набеги на земли германцев, только император Генрих ИИИ сумел разбить их и обложить данью.
1055
Вооруженное восстание великан против Саксов. Они перешли Лабу, уничтожали местное население и города, воевали край и брали пленения.
10 сентября 1056
Под руководством маркграфа северной марки Вильгельма хорошо оснащенная нармия германцев перешла Лабу. В междуречье Хавель и Лабы, вблизи Преслава, их ждали объединенные силы Велетського союза. Саксы оказались окруженными и припереть к реке, местами разрушив строй. В битве погибает маркграф Вильгельм и все рыцари. Эта битва кардинально изменила расстановки сил в регионе. Ее даже сравнивают с Грюнвальдом. Вскоре после поражения под Преслав умирает император Генрих III, только усилило гигантов.
1057
Взорвалась братоубийственная война между велетськимы племенами, через нее розподаеться Велетський союз.
1068
На земле лютичей сделали наезд саксы, во время этого наезда было разрушено Сварогa в Радогощи.
1160 - 1163
Генрих Лев примирился с датчанами и разбита гигантов.

3.2. Велетськи племена конце IX века

Во времена Карла Великого (слом VIII и IX века) ​​язычники Гиганты создали вражеский франкам союз четырех славянских племен. Нападение Карла Великого на велетськи земли в 789 году проходил в два этапа. Осада Бранибора, который можно отождествить с главным центром Драговитa, и его получения с помощью фризской флотилии было первым этапом франкских-велетських соревнований. А вторым этапом был марш пеших войск вглубь велетських земель. После победы Карл не прикладывал усилий, чтобы окрестить гигантов, а просто подчинил их, используя при этом помощь соседних бодричей, политически государстве Каролингов, и соответственно поставил условие о том, что важнейшие политические деятели, избранные вечем, были утверждаться Карлом или его преемниками. Затем великан удалось сбросить императорский гнет, однако в половине IX (возможно с растущей франкских угрозой) или в X веке в середине союза начались Дезинтегрирующие процессы и он распался. Изредка в десятом веке (в 929, 955 i 995 годах) появляются упоминания о гиганты, это может указывать, что в империи делались попытки создать такую ​​федерацию. С другой стороны в то время против империи воевали племена, некогда входивших к тому союза, но теперь были врозь. Пивничновелетськи племена после распада союза вернулись к Вечевой устройства.

Северная марка ок. 965 года (розовый цвет)

3.3. Велетськи (лютицьки) племена и их соседи в 80-90-х годах Х в.

3.3.1. Восстание полабских славян

3.3.2. Союз с чехами

3.3.3. Ситуация в Бранибори в правление Болилута

3.3.4. Велетсько-ободрицьки отношения

Несмотря на то, что бодричи начали военные действия против империи еще в 990 году, только в 994 году было достигнуто соглашение между ними и лютичей. Первым совместным походом было нападение на земле сакского племени остфалив в 995. Несмотря карательный наезд Оттона III и Болеслава И Храброго в ответ на лютицьки и бодрицьки земли, этот союз значительно усилил оборонительные возможности славян, так как сразу после ухода немецких войск в 995 (возможно побега), было организовано еще несколько походов на Саксонию.


3.3.5. Мир с империей в 996 i военные события следующего года

3.4. Немецко-велетський союз, неудачная попытка самоидентификации гигантов и распад Велецкий союза

3.5. Завоевания и крещения велетських земель в XII веке

Где-то с 1119 начинается завоевание велетських земель вместе с городами дымление (Demmin) и влажности (Wolgast) войсками поморского князя Варцислава I и его союзника Болеслава ИИИ. На землях подчиненных епископата в Бранденбурге в 1128 году активно вел крещения Оттон с Бамберг. Задела она и Вологощ, а с ним и Гоцекове (G?tzkow) и земли Укран.

4. Устройство Велетського и Лютицького союзов

4.1. Устройство Велетського союза в VIII i IX веке

Libertas more Liuticio - Устройство Лютицького союза

5. Этническая самоидентификация лютичей

В противоположность другим странам Центральной и Восточной Европы ( Великоморавия, Чехия, Польша, Венгрия или Киевская Русь), где были созданы властную структуру, опиралась на христианских князей i семейные династии, на полабских землях была попытка создать государственность на основе этнической самоидентификации, которая служила связующим элементом. Согласно типологии Энтони Смита лютичей принадлежали к так называемому "вертикально-демотическое" подтипа, где демотическое структуры создали закрыты отдельные сообщества. Часто создавали племенные конфедерации, опирались на старейшин и жену, с целью проведения военных кампаний.

Лютичей формировали свое государство не только с помощью кровной и территориальной родства, но и с помощью религии. Главным религиозным центром был Радогощ.


6. Религия

Так же как новое название лютичей указывает на новый этап развития сообщества, культ описан Титмар свидетельствует о "новое качество" язычества в лютичей. Подтверждением этому является строительство культовых сооружений вместо доминирующего до конца X века культа природы и домовых божеств. Языческое сакральное строительство Полабья не имеет аналогов на всех землях расселения славян - о его расцвет написано много трудов современными немецкими и датскими археологами. Одна из двух самых почитаемых святынь была в Радогощи, которая выполняла функции главной святыни в для всех лютичей. В этом старинном святилище, которое было расположено на землях ратарив, находились уважаемые волхвы, стояли статуи богов, проходили различные священные действа (поклонение святому лошади, или решения спорных вопросов путем жеребьевки). Дополнительным свидетельством исключительности места является тот факт, что отсюда отправлялись войска в походы и сюда же возвращалось после. Кроме святыни в Радогощи на велетських землях существовало большое количество локальных культов со своими капищами, где также верховодили волхвы, которые представляли собой отдельную слой населения. Персонифицированные боги языческого Полабья были охранниками-покровителями над определенными территориями, а их имена были выбиты на их статуях в Радагощи, что было довольно необычным несмотря на то, что велетська община была неграмотной. Во время военных походов лютичей брали с собой знамя или целого идола. Такая система была достаточно схожей с христианством как структурой так и символикой, однако категорически не мирилась с ним. Об этом свидетельствуют Бруно Кверфуртский, Адам Бременский, и Хермольд.


7. Отношение лютичей к христианам

Враждебное отношение к христианству вызвано его отождествлением с империей, к тому же оно составляло один из компонентов велетськои самоидентификации. Иногда дело доходило до убийств христианских проповедников. Это с одной стороны можно рассматривать как религиозный обряд - жертвоприношение, с другой - как проявление, демонстрация силы. Такие поступки можно обосновать попыткой сохранения самобытной культуры, сопротивлением экспансии империи и княжеской власти, исповедовавших другую религию. Так же относились лютичи и к бодрицьких и стодоранських князей, постоянно контактировали с империей и христианством. Однако бывали случаи, когда лютичи проводили набеги на соседние земли под руководством христианских вождей. Например Кизо, сакский перебежчик, христианин, правил в Бранибори в 983, или Вихман Младший водил лютичей в походы в 50-60-е годы X века.


8. Библиография

  • Kronika Thietmara, tłum. Marian Zygmunt Jedlicki, Krak?w 2002, ISBN 83-7052-568-7.
  • Magistri Adami Bremensis gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, [in:] Monumenta Germaniae Historica, Scriptores in usum scholarum 2, B. Schmeidler (ed.), Hannover 1917.
  • Stanisław Zakrzewski, Opis grod?w i terytori?w z p?łnocnej strony Dunaju czyli tzw. Geograf bawarski, Lw?w 1917 (wersja elektroniczna: [1]).
  • Christian L?bke, Powstanie i istota Związku Lucic?w. Jedna z konsekwencji chrystianizacji Europy wschodniej w X stuleciu, [w:] Chrześcijańskie korzenie. Misjonarze, święci, rycerze zakonni, red. Sergiusz Sterna-Wachowiak, Poznań 1997, s. 51-64, ISBN 83-903353-4-4.
  • Christian L?bke, The Polabian alternative: paganism between Christian Kingdoms, [w:] Europe around the year 1000, ed. Przemysław Urbańczyk, Warszawa 2001, s. 379-389, ISBN 83-7181-211-6.
  • Jarosław Sochacki, Związek Lucicki - między Polską a cesarstwem do 1002 r., "Slavia Antiqua", t. 47 (2006), s. 17-48, ISSN 0080-9993.
  • Gerard Labuda, O zakresie rzekomych uprawnień Kr?lestwa Niemieckiego i Marchii Brandenburskiej nad całym Pomorzem we wczesnym średniowieczu, "Roczniki Historyczne", t. 73 (2007), s. 17-34, ISSN 0324-8585
  • Jerzy Strzelczyk, Połabszczyzna zapomniana. Część V: Nakon, czyli Obodrzyci ponownie na drodze do własnego bytu, "Przegląd Zachodniopomorski", t. 21 (50) (2006), z. 3, s. 7-20, ISSN 0552-4245


п ? в ? р Славянские племена
Восточные славяне
Западные славяне
Южные славяне
браничевци ? ваюниты ? верзиты ? драговиты ? захлумляны ? езериты ? милингы ? ринхины ? сагудаты ? смоляне ? струмьяны ? тимочаны ? хорутане