Надо Знать

добавить знаний



Лютня



План:


Введение

Лютня.

Лютня - семья различных древних музыкальных инструментов распространенных в Европе и Малой Азии с древних времен.

Европейская лютня - щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Слово "лютня" вероятно происходит от араб. al'ud , "Дерево", хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра [1] доказывают что 'ud просто является арабизированним вариантом персидского слова rud, что имеет значение струны, струнного инструмента, или лютни. Вместе Джанфранко Лотти считает [2], что "дерево" было пренебрежительным термином в раннем исламе, в связи с запретом им любой инструментальной музыки.

Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер изготовитель - лютнярeм или ярость.

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки обычно богато декорированы.

Корпус лютни собирают из отдельных ребер твердого дерева ( клен, вишня, эбонит, красное дерево и др.).. В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни как правило изготавливается из легкого дерева с покрытием из резины.


1. История

Старовинная мастерская лютниста, 1568

Происхождение лютни неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древности в культурах Древнего Египта, Хеттского царства, Древней Греции, Древнего Рима, Болгарии, Турции, Китай, Киликии. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему Балканском полуострове, а в VIII веке была принесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминирующие до этого в Средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандури и цитру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне. На стыке XV, XVI и веков многие испанские, каталонских и португальских лютнист наряду с лютней стали использовать виуэла де мано (?ручную виуэла"), инструмент, по форме близкий к виолы да гамба и чей строй соответствует строю лютни. Виуэлы под названием "виола да мано? в дальнейшем распространилась на территориях Италии, находившиеся в то время под властью Испании, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве времен Папы Александра VI. Возможно, важнейшим "перевалочным пунктом" между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была принесена византийскими или, позднее, сарацинским музыкантами. В связи с тем, что эти певцы-лютнист служили придворными музыкантами в период, который сложился после возрождения на острове христианства, лютня чаще, чем другие музыкальные инструменты, изображена на росписи потолков построенной в 1140 году в церкви Каппелло Палатина ( Палермо, Италия), основанной норманнским королем Рожером II. К XIV века лютня уже распространилась по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, которое оказывается на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов. Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечения осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи Ренессанса, насчитывалось до семи размеров (исключая басовую лютню). Очевидно, в Средние лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество музыкальных партитур, написанных до начала XVI века, которые сохранились до наших дней, которую с большой уверенностью можно отнести к произведениям специально для лютни - очень мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в Средневековье и в начале эпохи Ренессанса февральский аккомпанемент носил импровизационный характер, не требующий нотной записи. В последние десятилетия XV века, лютнист постепенно отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более пригодного для выполнения полифонической музыки. Количество парных струн увеличилось до шести и более. В XVI веке лютня стала главным сольным инструментом своего времени, однако продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам. К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывающие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На момент завершения история развития инструмента архилютня, теорбa и торбан имели удлинители, встроенные в основную колковую головку, что создавало дополнительную резонирующие длину басовых струн. Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для грифа, и поэтому басовые струны были навешенных за грифом и никогда не зажимались левой рукой. В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени ограничены аккомпанементом бассо континуо, и постепенно она была вытеснена в этой ипостастии клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько ее разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и Украины.

Лютнист и художник Давид Хойер, картина Яна Купеческого, 1711

2. Строй

Строй средневековой лютне-

Строй ренессансной лютни-

Раннеренесансная 6-хоровая лютня. Позднеренесансная 10-13-хоровая лютня.

Строй теорбы-

15-course Theorbo tuning chart.

Строй барочной лютне-

14-хоровая архилютня. 13-course Baroque lute tuning chart. 13-course Baroque lute tuning chart.


3. Репертуар

Выдающиеся композиторы февральской музыки:

Ренессанс-Италия

  • Vincenzo Capirola
  • Francesco Canova da Milano,

Ренессанс-Центральная Европа

  • B?lint Bakfark,
  • Melchior Newsidler

Ренессанс-Англия

Барокко-Италия

Барокко-Франция

Барокко-Германия

Модные и современные композиторы

  • Johann Nepomuk David - Германия
  • Владимир Вавилов - Россия
  • Sandor Kallosz - Венгрия-Россия
  • Stefan Lundgren - Германия-Швеция
  • Toyohiko Satoh - Япония-Нидерланды
  • Ronn McFarlane - США
  • Paulo Galv?o - Португалия
  • Rob MacKillop - Шотландия
  • Jozef van Wissems - Нидерланды
  • Александр Данилевский Франция-Россия
  • Роман Туровский-Савчук - США-Украина
  • Максим Звонарев - Украина

4. Библиография

  • A History of the Lute from Antiquity to the Renaissance by Douglas Alton Smith, published by the Lute Society of America (2002). ISBN 0-9714071-0-X
  • The Lute in Britain: A History of the Instrument and its Music by Matthew Spring, published by Oxford University Press (2001).
  • Historical Lute Construction by Robert Lundberg, published by the Guild of American Luthiers (2002).
  • La musique de luth en France au XVIe si?cle by Jean-Michel Vaccaro (1981).
  • Articles in Journal of the Lute Society of America (1968 -), The Lute (1958 -), and other journals published by the various national lute societies.
  • Eckhard Neubauer, "Der Bau der Laute und ihre Besaitung nach arabischen, persischen und t?rkischen Quellen des 9. Bis 15. Jahrhunderts," Zeitschrift f?r Geschichte der arabisch-islamischen Wissenschaften, vol. 8 (1993): 279-378.

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам