Джон Майкл "Майк" Хоторн ( англ. John Michael Hawthorn ), ( 10 апреля 1929 - 22 января 1959) - британский автогонщик. Чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1 1958 года. Получил прозвище "Летчик с Фарнхему".


1. Биография

1.1. Молодые годы

Джон Майкл Хоторн родился 10 апреля 1929 года в Мексборо, небольшом промышленном городке близ Донкастера в Йоркшире. Его отец, Лесли Хоторн, во время, свободное от работы на электростанции Донкастера, любил участвовать в мотогонках и ремонтировать мотоциклы. В 1931 он решил сделать из увлечение техникой прибыльное дело, поэтому семья переехала на юг Англии в Фарнхему, чтобы быть ближе к известной автотрассы Бруклендс. Там Лесли Хоторн, взяв в партнеры мотоциклиста Пэдди Джонстона, открыл магазин по ремонту и продаже автомобилей. Их первая автомастерская располагалась в старой хижине, но вскоре Лесли нашел пустое помещение на окраине Фарнхему на Восточной улице. Из него было сделано гараж с магазином, получивший название "The Tourist Trophy Garage". Поэтому Майк Хоторн все школьные выходные проводил в гараже и, несмотря на юный возраст, старался помогать работникам. На некоторые уикенды отец брал его на Бруклендс, чтобы посмотреть на скачки, которые перерастали в настоящие сражения, между командами Napier Railtons, Sunbeams и Bentleys.

Sunbeam на трассе Бруклендс в 1910

Как вспоминал Майк во взрослом возрасте, это произвело большое впечатление на него. Лесли Хоторн часто предлагали работы на трассе по налаживанию автомобилей во время гонки. Однажды он взял Майка проехать один круг на спортивном Райли, с объемом двигателя в два литра. С тех пор парень знал, кем он хочет быть.

Когда Майку было девять, он посещал подготовительную школу Barfield в Рунфолди, вблизи Фарнхема. Хоторн был заметным учеником, но уделял гораздо больше внимания занятиям спортом, чем школьным предметам. Впоследствии Майк сдал вступительные экзамены и с 1942 года учился в государственной школе Ardingly в Суссексе, которая была довольно престижной. Именно там через свое белокурые волосы он получил прозвище Снежинка. 1946 года Майк бросил учебу. В то время ему было семнадцать лет.


1.2. Первая гонка

Логотип компании Dennis Bros

Оставив учебу в школе, Майкл Хоторн устроился учеником на машиностроительный завод Dennis Bros Ltd. Ежедневно он добирался до завода на мотоцикле модели 250cc OHV Triumph [1] с одноцилиндровым двигателем, который отец специально переделал для него. К следующему, 1947 года, Майк накопил достаточно, чтобы купить себе новый мотоцикл 350cc BSA. [2].

На своих первых пробных гонках Майкл выиграл Кубок новичков и начал регулярно участвовать в подобных соревнованиях. Оставив работу на заводе Dennis Bros, Хоторн поступил в технический колледж в Челси. Но обучение показалось ему слишком сложным, и Лесли Хоторн понял, что сын никогда не сделает карьеру инженер. Поэтому было принято семейное решение, за которым путь Майкла направлялся непосредственно к автоспорту.

Его первыми машинами стали Ulster Imp и a Sprite TT Райли [3]. Горящие успехи доказали, что Майкл - прирожденный гонщик. В 1950 году он участвовал в испытаниях скорости в Брайтоне и получил первое место. В том же году на испытаниях скорости в Госпорт Хоторн стал вторым. 1951 году он выиграл пять из шести гонок и однажды пришел вторым. После этого Майк решил следующего года на автомобиле "Купер-Бристоль" принять участие в гоночной серии Формула 2. Двигатели в этой серии были меньше и менее мощными, чем в Формуле 1. Так же меньше, легче и дешевле были сами автомобили. Объем двигателей варьировался от двух литров без поддува (атмосферные) до 750 миллилитров с поддувом. Это было стимулом вступления в Формулу 2 новым производителям, таким как "Купер". Ведь Формула 1 в начале своей эпохи была слишком дорогим удовольствием. Настолько дорогим, что концерн "Альфа-Ромео" решил не участвовать в чемпионате 1952 года. Чтобы спасти чемпионат FIA приняла решение провести соревнования 1952-1953 годов для машин Формулы 2. Поэтому в 1952 году состоялся дебют Майка [4] Хоторна в "королевских гонках".


1.3. Карьера в Формуле 1

"Купер-Бристоль" на трассе Донингтон-парк в 2007

Сезон 1952 вошел в историю Гран-при как самый массовый - на старт европейской мирового первенства были поданы заявки 76 гонщиков (71 из которых вышел на старт). В гонке, не шла в зачет чемпионата, в Гудвуде Хоторн стартовал с поула и занял первое место. [5]

Дебютной гонкой Майка стал Гран-при Бельгии, проходивший 22 июня 1952 года на трассе Спа-Франкоршам. Тогда Хоторн пришел четвертым, заработав первые три очка. В Великобритании он был третьим, в Нидерландах - четвертым. Конце чемпионата британец занимавший пятую [6] строку общего зачета со своими десятью очками. Всего "Купер-Бристоль" оказался удачным болидом среди новичков Формулы, а Майка Хоторна назвали "Открытием года". Выступал он тогда за команду "LD Hawthorn". [7]

Удачное начало не остался незамеченным. На следующий сезон его пригласил в свою конюшню Энцо Феррари. На Гран-при Франции 1953 Майк Хоторн одержал свою первую победу, опередив великого Фанхио на 1 секунду и несколько десятков сантиметров.

Ferrari 500, которую Хоторн пилотировал 1953 года

В сезоне 1953 года Хоторн с девятнадцатью зачетными баллами занял четвертое место, пропустив вперед Альберто Аскари, Хуана-Мануэля Фанхио и Нино Фарина. Кроме того, Майк выиграл незачет гонки International Trophy и Ulster Trophy, а также 24 часа в Спа.

1954 Хоторн, продолжая выступать за Скудерию, был дисквалифицирован в первой гонке, проходившей в Аргентине, но впоследствии исправил положение, завоевав четыре подиумы и одну победу, и занял третье место в общем зачете. Выше него расположились только два аргентинцы - Фанхио и Гонзалес.

Сезон 1955 оказался для британского гонщика неудачным. Он не набрал ни одного балла и по результатам чемпионата был лишь сорок вторым.

В 1956 Майк Хоторн ездил на Maserati, BRM и Vanwall. Он пришел на подиум в Аргентине и был квалифицирован десятым в Франции. Набрав четыре очка, Майк стал двенадцатым.

В следующем году он вернулся в Феррари. Напарником Хоторна по команде стал Питер Коллинз. Молодые люди быстро нашли общий язык и подружились. Друг друга они называли не иначе, как Mon ami mate. В том сезоне Майк, управляя Lancia-Ferrari D50A и Ferrari 801, показал неплохой результат, как и во втором своем сезоне, заняв четвертое место. Питер Коллинз, который в прошлом году был бронзовым призером чемпионата, на этот раз был лишь девятым.

1958-го Хоторн выиграл Гран-при Франции, Коллинз - Гран-при Великобритании. Но следующий этап жизни Питера Коллинза трагически оборвалась. Потеряв, как рассказывают, контроль над болидом, он ударился о дерево, в тот же день скончался в больнице от тяжелой травмы головы. Это очень повлияло на Майка Хоторна. Он был потрясен и решил оставить гоночные соревнования. Следующие три этапа сезона он приходил к финишу вторым, руководствуясь исключительно силой воли. В результате общая сумма набранных Майк Хоторн баллов равнялась 44. Ближайший соперник, тоже британец, Стирлинг Мосс отстал лишь на один пункт. Так, почти неожиданно для себя, 1958-го года Майк Хоторн выиграл девятом чемпионате мира в классе автогонок Формула 1 и стал четвертым человеком после Нино Фарины, Хуана-Мануэля Фанхио и Альберто Аскари, который получил этот титул. В декабре 1958 его коллеги по команде пригласили его отпраздновать победу, Майк ответил на это, что "без его друга Коллинза эта победа ничего не стоит". В конце года Майк Хоторн дал заявление, что оставляет мир автоспорта.


1.4. Гибель

Вечером 22 января 1959 года вблизи Гилдфорд, Майк, что, вероятно, ехал к себе домой на своем спортивном авто, осуществляя обгон Mersedes, случайно узнал водителя. Им оказался шотландский гонщик и владелец гоночной команды Роб Уокер. Майк предложил ему померяться скоростью, несмотря на сильный дождь. Уокер не хотел сдаваться, но из-за был вынужден признать победу Хоторна. Вскоре Хоторн потерял контроль на левым поворотом, вылетел с трассы и врезался в дерево. Умер мгновенно. В то время Майк Хоторн было лишь 29 лет.

28 января его похоронили в Фарнхеми на кладбище West Street Cemetery, после службы в церкви Parish. Мать Майка, Виннифред Хоторн, хотела, чтобы церемония прощания была частной, но, несмотря на это, в церковь пришло более 200 человек, столько же стояло извне. На место захоронения Майка Хоторна в те дни приезжали тысячи людей, чтобы отдать дань памяти первым британским чемпиону Формулы 1, ставший известным на весь мир. [8]


1.5. Личная жизнь

В течение длительного времени Хоторн был известен как первый шутник и светский человек, что не откажется от хорошего алкоголя и красивой женщины. Но в своей автобиографии гонщик не приводил никаких фактов, которые бы это подтвердили.

В 1958 году Майк встретил Джин Ховардс, дочь богатого текстильного помисловця Ворсли Ховардса, которому исполнился 21 год. Молодые люди решили пожениться и обручились. В официальном заявлении говорилось, что свадьба должна состояться на Рождество 1958 года. Но несмотря на то, что все приготовления почти были закончены, церемонию перенесли на апрель, ближе ко дню рождения Майка. Но свадьба так и не произошло ...

Джин была дома у родителей, когда ей позвонили и сообщили о гибели Хоторна. Она была в отчаянии и долгое время скучала по ним.

Через некоторое время она стала другом и спутницей другого гонщика, Иннеса Айрленда, а в 1992 году - его женой. 1993 -го Айрленд умер. [9]

Прежнему Джин Ховардс принимает участие в мероприятиях, связанных с Майк Хоторн. Так, она присутствовала 2005 года на открытии его памятника на гоночном треке в Гудвуде и на открытии его мемориальной доски в Мексборо 2006. Также она давала интервью каналу BBC TV, по выходу книги Хоторна в 2008. [10]


Примечания

  1. Фото 250cc OHV Triumph [1] - www.yesterdays.nl/triumph-1936-p-706.html
  2. Фото BSA 350cc Single [2] - www.vintagebike.co.uk / Bike Directories / BSA Bikes / pages / BSA 350 Single.htm
  3. Первые машины Майкла Хоторна [3] - www.mike-hawthorn.org.uk/riley-imp.php
  4. Так он числился в гоночных протоколах.
  5. Для этого дебюта Майк приобрел спецодежду белого цвета и новый галстук. Впоследствии, это стало его символом.
  6. Четвертым, также с десятью очками, стал Руди Фишер, из-за того, что дважды побывал на подиуме.
  7. Кроме Гран-при Франции, проведенного по AHM Bryde.
  8. Место захоронения Майка Хоторна [4] - www.mike-hawthorn.org.uk/grave.php (Англ.)
  9. Майк Хоторн и Джин Ховардс [5] - www.mike-hawthorn.org.uk/jean.php (Англ.)
  10. Интервью каналу BBC [6] - www.mike-hawthorn.org.uk/thebooklaunch.php (Англ.)