Надо Знать

добавить знаний



Макаренко Антон Семенович


Makarenko.jpg

План:


Введение

Антон Семенович Макаренко (* 13 марта 1888, Белополье, Харьковская губерния - ? 1 апреля 1939, Голицино) - украинский и советский педагог и писатель, один из основателей советской системы детско-подросткового воспитания.

Совершил в педагогической практике опыт, который не имеет примеров, массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им.М. Горького ( 1920 - 1928, под Полтавой, с 1926 в Куряже вблизи Харьков) и детской коммуне им. Ф. Э. Дзержинского (1927-35, в пригороде Харькова).

Разрабатывал теорию и методику воспитания в коллективе, теорию семейного воспитания.


1. Педагог и писатель

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии (ныне районный центр Сумской области Украина). Отец был рабочим (маляром) в вагонных железнодорожных мастерских.

1895 года семилетнего Антона отдали в двухклассное начальное училище. В январе 1901 году семья Макаренко переезжает в Крюков. Макаренко стал учеником Кременчугского четырехклассного городского училища.

1904 года Антон Макаренко заканчивает Кременчугское городское училище на "отлично".

В августе 1904 года (в 16 лет) Макаренко стал слушателем одногодичных педагогических курсов при Кременчугском городском училище, имевших целью подготовку преподавателей начальной школы.

Весной 1905 года Макаренко успешно закончил курсы и получил свидетельство, дающее право преподавать в начальной школе.

1 сентября 1905 (в 17 лет) Макаренко приступил к работе в Крюковском двухклассное железнодорожное училище. Он стал учителем русского языка, рисования и черчения. 1 сентября 1911 г. по распоряжению инспектора народных училищ Херсонской губернии Антон Макаренко был переведен в железнодорожное училище на станции Долинская. Антон Семенович стал воспитателем в ученическом общежитии.

В августе 1912 г. А. С. Макаренко поступает в учительского института в Полтаве в июле 1917 г. заканчивает его с золотой медалью. По окончании института Макаренко становится учителем Полтавского Высшего начального училища, в котором проработал до конца 1917 г. В декабре 1917 г. он переезжает в г. Крюков.

В 1918 г. (В 30 лет) Антон Семенович возвращается в Крюковское железнодорожное училище, в 1917 г. было преобразовано в Высшее начальное училище. Теперь Макаренко стал руководителем педагогического коллектива, ответственным за воспитание детей. Как директор училища Антон Семенович проработал там до осени 1919.

В августе 1919 г. после занятия Крюкова белогвардейцами Антон Семенович переезжает в Полтаву, где становится заведующим начальной школы.

В сентябре 1920 г. (В 32 года) Антон Макаренко принимает предложение Полтавского отдела народного образования организовать и возглавить колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. В 1921 г. Макаренко ставит вопрос о присвоении колонии имени М. Горького.

В 1923 г. в Полтавской газете "Голос труда" появилась статья Антона Макаренко "Колония имени Горького", а во второй книге полтавского журнала "Новыми стежками" ("Новыми тропами") - статья "Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии имени М. Горького" . В ноябре 1924 г. закончилось восстановление усадьбы порке, и колония, сей рассредоточена в двух местах, воссоединилась на берегах Коломака.

К лету 1925 г. в колонии было 140 воспитанников - 130 мальчиков и 10 девочек. В этом же году решается вопрос о создании комсомольской организации. В 1926 г. А. С. Макаренко выступил с докладом "Организация воспитания трудного детства" на Всеукраинской конференции детских городков. Доклад произвел большое впечатление на участников собрания.

9 мая 1926 Антон Семенович вместе с 4 воспитателями и 11 воспитанниками выехал в Куряж. 15 мая 1926 коллектив колонии имени Горького прибыл в Куряж в полном составе. 26 марта 1927 г. в Куряже, где за 10 месяцев сформировался новый, дружный коллектив, праздновали годовщину рождения Максима Горького.

Летом 1927 г. Макаренко начал работать в Вновь Харьковской трудовой коммуне им. Ф. Э. Дзержинского. В ноябре он был назначен начальником коммуны. 14 марта 1928 г. на заседании секции социалистического воспитания Украинского НИИ педагогики принята резолюция, которая осудила воспитательные методы Макаренко.

3 сентября 1928 Макаренко был уволен с должности заведующего колонии имени Горького. 1929 - 1936 г.г. в основном связаны с работой Антона Семеновича в коммуне имени Дзержинского. Сердцевиной коллектива коммунаров стали 60 воспитанников колонии, направленных в коммуну еще в 1927 году.

Позже, после ухода Антона Макаренко Куряжа, к ним присоединились еще около 100 горькивцив. 15.01.1928 в коммуне организован комсомол. В 1927-29 г.г. коммунары работали в деревообрабатывающей мастерской и в кузнице. 1 июля 1930 г. коммуна перешла на полную самоокупаемость. В мае 1931 г. состоялась закладка нового завода электроинструментов.

1932 году увидела свет первая книга Макаренко "Марш 30-го года". 7 января 1932 торжественно открыт первый завод електросвердлилок.

В 1933 - 1935 г.г. выходит в свет "Педагогическая поэма". С 1934 г. А.С. Макаренко - член Союза письменникив УССР. 1 июля 1935 - Макаренко назначен на должность помощника начальника отдела трудовых колоний и трудкоммуны Народного комиссариата внутренних дел СССР, подразделения, создан в соответствии с Приказом НКВД от 7 июня 1935 г. "Об организации работы по ликвидации детской беспризорности и безнаглядности". В его ведении находились 42 детских учреждения, в том числе 10 трудколоний и 2 трудкоммуны - им. Балицкого В.А. (Ладан) и им. Дзержинского Ф.Э. (Харьков). В октябре 1936 Антон Семенович оставляет работу в Отделе и работает консультантом на общественных началах в колонии в Броварах (вблизи Киев).

1937 года Макаренко переезжает в Москвы. 1937 выходит "Книга для родителей", 1938 года - книга "Флаги на башнях".

Антон Семенович Макаренко скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года в пригородном поезде на станции Голицино за 40 км на запад от Москвы.


2. Семья

Женой Антона Макаренко была Галина Стахивна Салько. После смерти педагога она пропагандировала творческое наследие Макаренко. Была консультантом фильма "Педагогическая поэма". Брат Макаренко Виталий Семенович - офицер Вооруженных Сил Юга России, белоэмигрант. Написал воспоминания "Мой брат Антон Семнович".

3. Теория о коллективе

Антон Семенович Макаренко - один из известнейших педагогов, обогативший мировую педагогику, внес большой задел в теорию воспитания.

В своей педагогической работе А.С.Макаренко выходил из такого положения: "Ответственность перед детьми - это ответственность перед историей; сегодняшние дети - это завтрашняя история, завтрашний будущее человечества, нашего великого дела".

А.С.Макаренко создал два образцовых педагогических учреждения - колонию Горького ("Педагогическая поэма"), коммуну им. Дзержинского ("Флаги на башнях", "Марш 30-го года"). Тысячи правонарушителей, детей без присмотра не только поднял "со дна" жизни, но и вернул к жизни, воспитал их передовыми гражданами нашего Отечества.

В своей педагогической системе А.С.Макаренко прежде выделил основные признаки коллектива:

  • Общая цель, общая работа, общая организация этой работы;
  • Органический связь с другими коллективами;
  • Наличие органов кординування и управления, отношения ответственной зависимости;
  • Коллектив должен стоять на принципиальной позиции мирового единства трудящегося человечества.

А.С.Макаренко рассматривал коллектив как динамичное объединение, которое в своем развитии проходит ряд стадий:

  • Первая стадия - требует педагог, он же изучает воспитанников, организует разнообразную коллективную деятельность;
  • Вторая стадия - требует педагог и актив. Работа с активовм. Различные формы коллективной деятельности, развитие активности;
  • Третья стадия - коллектив выдвигает к отдельной личности.

Заведуя колонией "малолетних преступников" в трибам, А.С.Макаренко организовал коллектив детей в разновозрастные отряды для трудовой деятельности и обучения. Годы были тяжелые, после революции и гражданской войны. Надо было обеспечить элементарный материальный уровень, поэтому в колонии сразу начались сельскохозяйственные работы.

Совсем необычный случай произошел Зимой 1920 г., когда сборный отряд колонистов во главе с Семеном Калабалин пошел в лес по дрова. Когда они перешли замерзшую реку Коломак, то оказались на территории заброшенного поместья баронов Трепко, эмигрировавших после революции за границу. Это была местность с хозяйственными постройками, жилыми домами. На территории поместья был большой сад, сорок гектаров земли, луга. Но все, что можно было вынести из поместья, крестьяне разобрали. Вернувшись в Трибы воспитанники не могли не рассказать о находке Антону Семеновичу. На общем собрании главной задачей было получить разрешение от властей на отстройку поместье в трепка и поселиться туда. В 1922 году начались строительные работы по восстановлению Белого дома, который был летней резиденцией баронов. Постепенно колонисты начали переселяться на новое место. В настоящее время в колонии увеличивается количество воспитанников, налаживается хозяйство, совершенствуется самоуправления, обогащается педагогический опыт вихоателив.

А. С. Макаренко разработал теорию детского коллектива, раскрыл основные его признаки, определил стадии его развития, пути формирования и методика использования воспитательных возможностей коллектива. Согласно учению Макаренко, характерными признаками стиля жизни и деятельности детского коллектива являются: мажор, чувство собственного достоинства, способность к ориентированию, чувство защищенности, способность к торможению, привычка уступать товарищу, единство коллектива.

Работая со специфическим контингентом, выдающийся педагог уделял большое внимание умственному воспитанию детей и подростков, а также совершенствованию педагогического процесса в школе, улучшений учебно-воспитательной работы. А.Макаренко всегда предупреждал своих питомцев: "Чтобы я не слышал таких разговоров: зачем мне школа, я и так ученый". Проводил образцовые уроки, часто посещал уроки других учителей, изучал передовой педагогический опыт.

Педагогическая система А.С.Макаренко - это сложная совокупность идей и практических решений, основными из которых являются:

  • Суть воспитания как общественного явления;
  • Единство воспитания и жизни;
  • Цель воспитания как развернутая программа формирования человеческой личности;
  • Коллектив как метод воспитания;
  • Взаимоотношения коллектива и личности;
  • Самоуправление в коллективе;
  • Воспитание сознательной дисциплины;
  • Связь обучения с производительным трудом;
  • Труд как постоянный компонент системы воспитания;
  • Привлечение воспитанников в различные жизненные сферы, воспитание хозяина жизни;
  • Традиции и их воспитательная роль;
  • Педагогический коллектив и его центр;
  • Всестороннее развитие личности;
  • Роль семьи в воспитании детей.

По мнению Макаренко, педагогика наиболее диалектической, подвижной, очень сложной и разнообразной наукой. Основными характеристиками макаренковской педагогики является диалектическое разрешение методики обучения и методики воспитания, единство изучения ребенка и его воспитание, единство воспитания детей и организация их жизни, сочетание изучения основ наук с производительным трудом учащихся, научно организованная система всех влияний, усиление внимания к детскому коллективу. Психология должна быть не основой педагогики, а продолжением ее в процессе реализации педагогических закономерностей и др.. Цель воспитания Макаренко понимал как программу личности, программу человеческого характера ("Методы воспитания"). По его мнению, в воспитательном процессе должно быть общая программа воспитания и индивидуальная коррективы в нее в зависимости от личности конкретного ученика.

Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только со способностями человека, но и с темпераментом, и с чертами характера. По этому поводу А.С. Макаренко отмечал, что цель индивидуального воспитания заключается в определении перспектив развития способностей человека, формировании его характера.

Учебно-воспитательный процесс имеет целью формирование высокой дисциплины и исполнительной четкости у воспитанников. Значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу школы, в частности школьной дисциплине.

Школьная дисциплина - соблюдение учащимися правил поведения в школе и за ее пределами, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей, подчинения общественной обязанности.

Понимание учащимися необходимости соблюдения школьной дисциплины не только в школе, но и в общественных местах, в личном поведении, готовность и потребность в выполнении общепринятых норм и правил дисциплины в школе и за ее пределами, именно это является показателем высокого уровня дисициплины.

Внешний контроль в определенной степени является принуждением к положительному поведению. Вместе действует внутренний контроль, когда нормы поведения столь усвоены, ставших внутренними убеждениями человека, и она выполняет их, часто даже не задумываясь над тем, почему поступают так, а не иначе. Если от требований школьного режима можно уклониться, контроля со стороны педагогов или коллектива учащихся можно избежать, то от собственной совести трудно скрыться. Как утверждал Макаренко, в воспитании следует добиваться разумного сочетания внешнего и внутреннего контроля за поведением воспитанников, научить их "делать правильно, когда никто не слышит, не видит и никто не узнает".

В воспитании вообще и в укреплении дисциплины частности особое значение имеет правильный тон и стиль деятельности ученического коллектива. Если царствует жизнерадостный тон, в основе которого сознательная дисциплина, единство и дружба, чувства собственного достоинства каждого члена коллектива, воспитания учащихся дается легче.

Довольно интересным является принцип параллельного действия, используемый Макаренко, согласно которому питомцу предъявляют требование не прямо, а через коллектив, когда ответственность за каждого возлагается на коллектив и его самоуправления. А также этот принцип очень влияет на сплоченность коллектива. Эту методику можно применять уже на второй стадии развития коллектива. Такой же цели подчинена организация коллективной деятельности. Разнообразная совместная деятельность делает жизнь детского коллектива интересным, способствует налаживанию отношений между первичными коллективами, общешкольным и первичными коллективами, сплачивает и первичные коллективы, и общешкольный. Объединяют коллектив интересные конкретные дела, требующие согласованных действий каждого. Если ученики, например, самостоятельно начали определенную деятельность, они распределят обязанности между собой, охотно заниматься конкретной работой, переживать радость от достигнутых успехов.

На сплоченности воинского коллектива положительно сказывается и сплоченность в деятельности педагогов, единство требований к нему. А.Макаренко считал, что в сплоченном педагогическом коллективе каждый педагог прежде всего заботится о згуртованнисть общешкольного коллектива, затем - о делах своего класса и только потом - о собственном успехе.

А.С.Макаренко исходил из того, что семья является естественным человеческим коллективом. Воспитание - это процесс социальный, в котором участвуют люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего, люди. Из них на первом месте, как подчеркивал Макаренко, родители и педагоги.

А.С.Макаренко рассматривал вопросы семейного воспитания с государственной точки зрения. Каждая семья должна воспитывать детей в соответствии с государственных задач. Родители должны хорошо знать и понимать, что они воспитывают ребенка не только для своих радостей. В семье под их руководством растет человек, которая должна стать достойным гражданином своей Родины.

Объектом для научных обобщений А.С.Макаренко была живая практика воспитания детей в трудовых семьях, которую он изучал через собственные наблюдения, беседы, переписка. Благодаря этому в его произведениях изображены целую галерею разных семей, на примере которых ярко и убедительно раскрываются различные стороны народной педагогики.

Ощутимым является воспитательное воздействие домашней среды, т.е. семейного окружения, а также окружение ребенка вне школы (двора, улицы), соседей. Поддерживая с ними хорошие отношения, родители вводят детей в общественную жизнь, обучая их жить с людьми и для людей.

Семейная педагогика учит детей выстраивать разумные взаимоотношения со сверстниками во дворе. Здесь ребенок шлифует свой характер, лишается недостатков, что невозможно за пребывание ее только в окружении взрослых. Правда, на улице собираются не только идеальные дети. Поэтому в этом деле необходимо проявлять осторожность. Однако чрезмерная осторожность может помешать, поскольку взаимодействие со сверстниками способствует физическому, умственному, духовному развитию ребенка и далеко не всегда портит ее.

Вместе специальной воспитательной работы требует профилактика таких патологических явлений общественной жизни, как пьянство, наркомания, курение, взяточничество, воровство, рэкет, проституция.

А.С.Макаренко считал, что хороших людей могут воспитать только счастливые родители. Если до шести лет ребенок воспитывался правильно и в ней воспитаны определенные привычки активности и торможения, то на такого ребенка никто не повлияет плохо. Очень вредно влияют на детей ссоры и раздражение в семье - признак распущенности, отсутствия дисциплины, недостатков в мировоззрении. Должна быть не только четкая цель воспитания, но и продуманная детализированная программа воспитания.

Педагогам и родителям следует иметь в виду, что отдельные телепередачи, статьи в газетах негативно влияют на развитие несовершеннолетних. Чаще школьник выбирает сам, телефильм смотреть, но ему не всегда легко разобраться в увиденном на экране, сделать правильные выводы. Поэтому не редко он одобрительно воспринимает заслуживает осуждения, пытается подражать "телегероя".

В период полового созревания подростков, по мнению Макаренко, особенно нужен душевный контакт с родителями. Недопустимо "шпионажа" за детьми, подозрительное отношение к дружбе детей разного статьи. Это делает их тайными, закрытыми, лишает взрослых возможности благотворно влиять на их психику и поведение.

Итак, в процессе социализации главное место занимает умение человека контактировать и сотрудничать с другими. Именно поэтому коллективное воспитание является основой правильного воспитания, ведь лицо усваивает нормы и правила коллектива, общественный опыт, учится регулировать свое поведение и тому подобное. Человек в коллективе - это человек в супильстви. Знание теории и практики коллективного воспитания является особенно важным для педагогов в осуществлении их деятельности - умении помогать и быть проводником в процессе социализации.

Анализируя все, напрашивается вывод, что вся история отечественной педагогики, начиная с 40-х годов, в своем поступательном движении испытывает благотворное влияние педагогических взглядов А.С.Макаренко - яркого представителя педагогической науки.


4. Труда

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Макаренко Антон Семенович
  • "Педагогическая поэма";
  • "Флаги на башнях";
  • "Книга для родителей";

Источники

  • Ярмаченко М. Д. Макаренко Антон Семенович / / Энциклопедия образования / Главный редактор Василий Кремень. - М.: Интер, 2008. ISBN 978-966-667-281-3 - С. 471-472.
  • Сладкие захвата педагога-чекиста / / Петровский В., Семененко В. И. История Украины: Запрещенные любви: Личности. Судьбы. Чувство. - Харьков, 2010. - С. 221-232.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам