Надо Знать

добавить знаний



Макензи Фома Фомич



План:


Введение

Макензи Фома Фомич ( англ. Thomas MacKenzie , 1740 - 10 января 1786) - русский контр-адмирал шотландского происхождения, основатель города Севастополь (Ахтиар).

Пошел на службу в российский флот в 1765 г. мичманом. Служил на Балтийскому флоте, много плавал в Средиземном море и Архипелаге. Участвовал в ряде сражений и в Чесменском бою командовал брандеров и был награжден орденом Св. Георгия 4-го кл.

Воспоминания современников Макензи, указывают, что он был храбрым морским офицером, поступил на русскую службу "не ради ловли счастья и чинов", а отдал себя, все свои знания и опыт служению второй родине - Российской Империи. Это была веселая человек, любивший свободное от службы время проводить в веселых компаниях в кругу друзей и сослуживцев.

"Он служил среди русских, принял обычаи русских. Причем он принял православную веру, о чем свидетельствует тот факт, что он закладывал православный храм", - говорит историк Усольцев.


1. Биография

В "Общем морском списке" ( рус. "Общий морской список" ) За 1885 и 1890 гг опубликовано послужные списки двух морских офицеров, выходцев из Шотландии - Макензи Томас. Это был (в русском произношении) Фома Калинович Мекензи и Фома Фомич Мекензи. Фома Фомич служил на флоте с 1765 по 1786 год. Некоторые предполагают, что Фома Калинович, служивший ранее с 1736 до 1765 был отцом Томаса.

1760 Ф.Ф.Макензи поступил на учебу в кадетский корпус. В 1764 г. Ф.Ф.Макензи перевели в старший класс и направили для прохождения практики на корабль. В апреля 1765 г. отряд из двух кораблей прибыл в Кронштадта. Гардемарин Ф.Ф.Макензи сдает экзамены, ему присваивают первый офицерский чин - мичмана и направляют для прохождения морской службы на Балтийский флот.

В послужном списке Ф.Ф.Макензи так и записано: "1765, 22 июля поступил на службу мичманом".

Мичман Макензи совершал рейсы между Кронштадтом и немецким городом Любек на палубном работу, что было в его командовании. За два года он хорошо изучил фарватеры Финского залива и Балтийского моря. Макензи получает назначение на судно брандвахты "Ульриксдиль", который нес службу на Кронштадтском рейде. В 1767 г. Томаса списывают на берег и направляют для дальнейшей службы в Архангельская. Зимой 1767 Макензи на санях отправился в этот город.

По прибытии в Архангельск Макензи принял участие в наблюдении за строительством 22-пушечного пенка (транспортное судно) "Венера". Пинк был заложен 12 ноября 1766 корабельным мастером Семеновым. Пинк имел длину 40 м, ширину 15 м, две мачты с косыми парусами и одна палуба, под которой размещались грузовые трюмы. В мае 1768 пинк был достроен, вооружен и подготовлен к походу.

Пинк прошел проливы из Немецкого моря в Балтийское. Путь длиной в 2000 миль был пройден довольно быстро. При средней скорости 8-9 узлов потребовалось около 30 суток. Выдержав штормы и бури, пинк прибыл в Кронштадт, и Макензи продолжил службу на нем.

В октябре 1768 г. началась русско-турецкая война. Мичман Макензи подал рапорт о переводе его на эскадру, которая готовилась в Средиземном море. Но первая эскадра была уже полностью укомплектована офицерами и его назначили в другую эскадру на флагманский корабль "Не тронь меня" ( рус. "Не тронь меня" ) До контр-адмирала Джона Эльфинстона, с повышением с 30 июля 1769 до чина лейтенанта. 23 декабря флагманский корабль прибыл в Портсмут. Там его перевели на корабль "Святослав", который был оставлен в Портсмуте для ремонта первой эскадрой. Макензи назначили заведовать фокмачтою. Далее был отправлен к берегам Греции. Участвовал в боях с турками.

После заключения мирного договора с Турцией русский флот закончил свою миссию и после возвращения из Средиземного моря Макензи, как пишется в его послужном списке: "находился на вооружении различных судов для торжества, за что был награжден золотой табакеркой с бриллиантом". 15 декабря 1775 его перевели в капитаны 2-го ранга, а вскоре в Архангельск для приема вновь построенных 66 пушечных фрегатов и их переброски в Кронштадт. 21 апреля 1777 его провели в полковники и назначен командиром 66-пушечного корабля "Дерис". В мае 1780 года эскадра Палибин, в состав которой входил корабль "Дерис" вышла в Лиссабон для несения дозорной и охранной службы и должна была вернуться в Кронштадт в октябре, после завершения летне-осенней компании.

В середине октября эскадра вышла из Лиссабона, но вынуждена была вернуться в Лиссабон и там зимовать. Но корабль "Дерис" вошел в пролив Ла-Манш и 4 ноября 1780 бросил якорь в английском порту Портсмут. Причину входа в английский порт Макензи объяснял необходимостью ремонта корабля. Но английские газеты писали, что корабль доставил в Англию большое количество денег и освобожденных из плена англичан. 25 июня 1781 "Дерис" прибыл в Кронштадт.

Адмиралтейств-коллегия рассматривала это нарушение инструкции и 5 апреля 1782 решила: "Держать Макензи под подозрением, пока он не искупать свою вину усердной службой, а потому таким надежным, каким он раньше считался, а также отличным и знающим морское дело, считаться уже не может ".

Несмотря на такое решение Адмиралтейств-коллегии, Екатерина II решила по-своему. Ей нужны были опытные морские офицеры. Указом от 28 июня 1782 Макензи провели в капитаны генерал-майорского ранга.

Указом Екатерины II от 12 января 1783 Макензи был произведен в контр-адмиралы и направлен в команду Клокачева.

В марте 1783 г. он прибыл в Керчь, где принял от Козлянинова командование Азовской флотилией.


1.1. Основание Севастополя

1783 года по приказу графа Потемкина основал город Севастополь, которое сначала называлось Ахтиар. [1]

После того, как Клокачева получил известие о присоединении Крыма к России, он по указанию Потемкина, вышел в море с двумя отрядами кораблей. Эскадра вышла из Керчи 24 апреля а 2 мая вошла в Ахтиарськую гавань. Здесь предстояло основывать новый порт на Черном море.

3 мая Клокачева и Макензи на боте "Битюг" сделали обход Ахтиарской бухты.

В донесении морскому министру Клокачева писал: "При этом непримину я Вашему превосходительства донести, что при самом входе в Ахтиарськую гавань дивился хорошие ее с моря положению, войдя и осмотрев, могу сказать, что во всей Европе нет подобной гавани - положением, величиной, глубиной. Можно в ней иметь флот до 100 военных судов. Ко всему тому же природа такие устроила лиманы, что сами по себе отдельные на разные гавани, то-есть - военную и купеческую. ".

Когда адмиралы сошли на плоский мыс, расположенный по первому заливом от входа в бухту, то они сразу же решили здесь закладывать порт. С этого мыса хорошо просматривался вход в бухту и вся бухта, которая тянется к развалинам Инкермана.

Матросы принялись освоения берегов Ахтиарскую бухту.

Для ориентации на местности у татар узнали названия заливов. Первую при входе в бухту татары называли Кади-лиман (залив судьи). Сначала этот залив называли по-татарски, но когда на его берегу оборудовали склады корабельной артиллерии, снимаемого при входе в бухту на зимовку и ремонт, то залив стали называть Артиллерийской.

Следующую залив, протянувшаяся длинным рукавом на юг, татары называли Овчар-лиман (залив пастухов), а россияне сразу же назвали его по-своему: Южный. Следующая залив, где разместились линейные корабли, получила название Корабельный.

Залив, где экипаж кораблей при зимовке в 1782-1783 гг оборудовал киленбанок - пристань для ремонта подводной части кораблей, стали называть не иначе, как Киленбухта. Северные берега бухты получили название Северная.

Вице-адмирал Клокачева 8 мая отбыл в Херсон, передав корабли и руководство строительством порта и крепости под команду Макензи, который затем стал первым командиром эскадры, порта и крепости.

На следующий день Маккензи перенес свой флаг на фрегат "Крым", поскольку на "Хотине" образовалась течь в подводной части и он требовал срочного ремонта. Собрав всех командиров кораблей, он сообщил им, что принял командование эскадрой и строителя порта, и в заключение сказал: "Господа! Здесь мы зимуватимемо. Старайтесь каждый для себя что-нибудь построить. Я помогать лесу, сколько можно уделить. Другое как сами знаете , так и делайте ". Этим указанием давал свободу действий всем командирам в деле строительства жилых и хозяйственных помещений для членов экипажей.

Начались работы по закладке военного порта. Макензи обошел западный берег бухты Чабан-лиман и наметил места стоянки кораблей. Первым при входе в эту бухту поставили флагманский фрегат "Крым". За ним стала остальные фрегатов, потом шхуны, а бот рядом с флагманским фрегатом, как транспортное судно.

Из экипажей сформировали отряды землекопов, лесорубов, каменщиков и грузчиков. В окрестностях гавани нашли старые каменоломни и там камнетесы начали добывать строительный камень. Часть камня брали с развалин древнего Херсонеса, подрывая здания, в то время еще хорошо сохранились ради строительных материалов.

Там, где селились богатые люди - офицеры, купцы, подрядчики, духовенство, там росли каменные дворцы и дома, мостились камнем улицы и тротуары. А те, чьими руками и затем шикувалося город, жили в наспех построенных мазанках, в землянках, а то и прямо в пещерах без элементарных удобств.

Город рос и принимала облик любого провинциального города и делился на аристократический центр и окраинные слободки. Так появилась слободка Корабельная, где селились отставные матросы, Артиллерийская - место проживания рабочих артскладов, Карантинная - рабочие и служащие карантинного поста подобное.

В заметках участника событий, будущего адмирала Дмитрия Сенявина упоминается: "Назначив места под строения, доставив туда нужное количество всякого рода вещей и материалов, 3-го числа июня месяца адмирал [Маккензи] заложил 4 здания. Первое - часовню во имя Николая Чудотворца .

Другую - дом для себя, третью - пристань очень хорошую против дома своего, четвертое - кузницу в адмиралтействе. Здания эти все каменные, приведены к концу весьма скоро и почти невероятно. Часовня освящена 6-го августа, кузница была готова в 3 недели, пристань сделана с небольшим в месяц, а в дом перешел адмирал и дал бал на новоселие 1 ноября ". [2]

Одновременно со строительством города началось межевание земель. Морскому ведомству был выделен обширный участок земли, где Макензи организовал производство кирпича, заготовку леса и дров, выжигание угля, сенокошения для кормления скота. Там же он построил себе дачу. Эту территорию сразу же назвали Макензиевы Горы.

1785 - на Макензи завели уголовное дело о недозволенном расходования государственных средств. Дело не было доведено до конца из-за смерти контр-адмирала.

В окрестностях Севастополя есть железнодорожная станция "Мекензиевых Горы".

В архивах и книгохранилищах историки еще не нашли портрет Макензи.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам