Надо Знать

добавить знаний



Манихейство



План:


Введение

Пишущие манихейским жрецы с надписью на согдийский языке. Свиток с Тарим-Басин

Манихейство ( фарси آیین مانی Āyin e Māni; кит. 摩尼教 ; Пиньинь : M?n? Ji?o) - составленное из Вавилонская - халдейских, иудейских, христианских, иранских ( зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение грудь Мани, или Манес (рождение 14 апреля 216, Мардин, Селевкия-Ктесифон, Вавилония - умер 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников - последователей Заратуштры). Наряду с зороастризмом и митраизм манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.

Шесть сакральных книг манихейства были написаны сирийской арамейском языке, но вскоре, для распространения религии, были переведены на другие языки, такими как: пехлеви, согдийский, уйгурский, китайский, латина, греческий, коптский.

Учение Мани - это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Принимая свои корни из гностицизма, оно требовало от определенного круга адептов, строжайшей уравновешенности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Манихейским миряне, всегда были большинством верующих, придерживались лишь некоторых из необходимых правил, не исключало возможности их спасения.

Поскольку Мани считал себя последним и главным из пророков Бога добра (перед ним пророками были Авраам, Моисей, Заратуштра, Иисус, Будда) стремился соединить все основные вероучения и заменить их, он подвергся преследованиям от представителей всех этих религий, в частности от зороастрийских священикин, от рук которых и умер. Несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние за пределами государства Сассанидив, а позже - Аббасиды : Восток - в Китай и Сибири, запад - в Испании и Галлии; Августин, который впоследствии резко выступал против манихейства, в течение 7 лет был адептом этого культа.


1. История манихейства

Персидская держава того времени находилась под ощутимым влиянием зороастризма. Но Мани, как известно, вырос в христианско-иудейском окружении. Родители Мани (Патык и Мариам) происходили из парфянских княжеских родов. Молодость Мани провел в монастыре гностиков, возможно, мандеив или елкасаитив, но в возрасте 24 года, по его мнению, получил откровение свыше и решил основать новую религию. Как проповедник Мани очень много путешествовал по Индии, Персии, Средней и Передней Азии, участвовал в дискуссиях с религиозными деятелями разных религий - индуизма, буддизма, иудаизма, гностических и не гностических ветвей христианства, зороастризма, что привело к использованию в манихейских текстах символики всех этих учений, поскольку Мани был уверен в сущего единства мировых религий.

Мани понимал себя как преемника основателей религий: Заратустры, Сиддхарте Гаутамы ( Будды) и Иисуса Христа. Поэтому его религия имела синкретический характер и содержала элементы вышеупомянутых религий. Философский движение гностицизма также имел значительное влияние на учение Мани.

Во время правления Шапура I (242-273) Мани смог удачно распространить свое учение в Персии. Преемник Шапура Бахрам И по требованию магов - представителей старой религии, приказал арестовать и казнить Мане.

До своей казни он проповедовал только в персидском государстве, и его последователи распространили учение на запад в Римскую Империю и на Восток в Китай. Комбинация различных элементов привела к тому, что в Средиземноморье манихейство называли "церковью Святого Духа", а в Мани многие видели обещанного Христом Параклет. В других частях света Мани считали реинкарнацией Лао-Цзы или новым Буддой.

Впоследствии манихейство прекратило свое существование в Иране, но информацию о сторонниках Мане в Китае и столице страны Сиань достигают конца правления династии Тан. Уйгурский руководитель Бугуг-хан ( 759 - 780) утвердил манихейство официальной религией, и она оставалось ней до монгольского завоевания. Манихейство было также государственной религией великой сибирской государства Енисейский каганат [1]. На Западе манихейство, начиная с IV века, претерпело преследований, но и здесь манихейским общины были сравнительно многочисленными. В частности, один из отцов церкви, Августин Аврелий до 387 был последователем манихейства, которое позже критиковал в своей "Исповеди".


2. Современное состояние

Манихейство мало значительный успех в разных уголках мира на протяжении многих лет успешно соревновались с другими тогдашними религиями имели статус государственных. Причина этой популярности в чрезвычайной простоте и наглядности манихейской мифа, а также в удивительной способности приспосабливаться к различным культурным окружений, в которые попадали манихеи. Манихейство имело четкую и структурированную церковную систему, благодаря которой была развернута широкая миссионерская и переводческая деятельность. Этическое учение манихеев, которое предоставляло верующим самим выбрать, каким путем они пойдут: либо строгим путем "совершенного", или соблюдением простых правил, которых обычном верующему достаточно для спасения.

Несмотря на это почти везде манихейство стало "мировой ересью", существование которой иногда попускалось властью. Все же, стать той религией, которой суждено быть единой верой, которая объединила бы все религиозные взгляды людей, манихейство не удалось.

Единственный в мире манихейский храм сохранился в Китае, в Цюаньчжоу (泉州, Quanzhou), провинция Фуцзянь.


3. Нео-Манихейство

Во времена средневековья появилось несколько движений которые были признаны как Нео-Манихейство и преследовались католической церковью как христианская ересь. Это катары и альбигойцы Западной Европы, павликиан Армении [1], и Богомилы на Балканах [2] Примером использования фондов манихейства может быть напечатан латыни катарский текст Liber de duobus principiis (Книга двух принципов) [3].

Современная религиозная группа Сыновья Омен Израиль утверждает, что они являются настоящими продолжателями древних эссе и манихеи гностического христианства.


4. Доктрина

Соотношение сил Света и Тьмы в мире менялось на протяжении разных эпох. Изначально существовала абсолютная и идеальное равновесие между силами Света и Тьмы. Свет располагалось вверху, а Тьма - в долине, они были прообразами легкого, светлого, чистого неба и тяжелой, темной, загрязненной земли. Затем наступила другая эпоха - промежуточная, или настоящая, когда начальное равновесие было нарушено. Свет и Тьма перемешались, одно дифузувалось в другой, и между ними началась борьба. Успех в борьбе на стороне то одного, то другого, и никакая сила не может преодолеть другую. Когда наступит в будущем третья, завершающая эпоха, силы Света окончательно возьмут верх над силами Тьмы.

В манихейском учении о трех времена, или о трех эпохи, просматриваются явные параллели с буддийскими представлениями о трех кальпы (временные отрезки в индийской и буддийской космогонии), три солнца, три времени: эры Синего солнца, когда землей руководил Будда прошлого Кашьяпа, эры Красного солнца (настоящего), когда в мире распространяется благодать Будды Шакьямуни, и эры Белого солнца, когда на землю придет Будда будущего Майтрея. Тогда силы зла, или Тьмы, будут окончательно побеждены, те, кто признал учение о трех эпохи, будет спасен, а остальные будут сметены "небесным ураганом" погибнут в ужасных муках.

Такая же идея о трех этапах отношений между Светом и Тьмой содержится и в тибетском буддизме, что, в частности, воплотилось в легенде о стране Шамбала, где большие посвящении ведут борьбу с силами тьмы и удерживают мир от окончательного разрушения, ожидая эпоху, когда приход Будды будущего изменит равновесие сил в пользу света.

Абсолютно все учение Мани дуалистическое, это утверждение базируется не только на противопоставлении сил Света и Тьмы. Манихеи говорили, например, о существовании Дерева жизни и Дерева смерти. Мани объяснял, что Древо жизни является одновременно Древом добра и соотносится с такими сторонами света, как север, восток и запад. Древо смерти соответствует югу. Интересно отметить, что юг во многих ранних религиозных представлениях отвечал взлома начала, юдоли злых и голодных духов, и удержать их на месте можно было, только обратившись лицом к югу.

Руководителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия он также является Бог Отец или Великий Отец Света. Он есть воплощенное добро и благодать и проявляется в четырех божественных формах: как Божественность, Свет, Сила и Мудрость. Отсюда название чотириликий Отец Величия. Отец Мира также наделен пятью "славными качествами", "Слава" или "добродетелями": умом, знанием, умом, мыслью и осмотрительностью, которые и позволяют ему мудро править этим миром. Естественно, ни один из этих проявлений сравнимое с обычными человеческими понятиями, например, о могуществе или свет; все эти черты явно превосходят любую мысль о них.

Божественные черты конкретизируются в 12 проявлениях, добродетелях или благодатных качествах. Это - верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет. Как следствие число 12 в манихействе превращается в священное число.

Царству Света во главе с Отцом Величия противостоит Царство Тьмы, которым руководит злой, коварный и хитрый Царь Тьмы. Он руководит немало, ему помогают мириады злых духов и демонов. Он прибегает к колдовства и обмана, затягивая в свои сети все новых и новых последователей.

Вместе Царь Тьмы выступает как наставник "темной", т.е. загрязненной, земли и пяти миров - огня, дыма, ветра, воды, темноты. Они противостоят пяти светлым элементам, которыми владеет Отец Света (свет, ветер, огонь, вода, эфир). Все темные элементы являются физическими как следствие тяжелыми, стремящихся вниз, а светлые элементы - духовными, легкими и направляются вверх.

Когда два царства находились в полном равновесии, поскольку оба являются обязательными, необходимыми и вполне равноправными элементами мироздания. Но однажды равновесие было нарушено - Тьма вторгалась в Царство Света. Различные версии имеют различие в том, что положило начало этому дисбаланса: или демоны перешли запретную черту, или сам обладатель Царства Тьмы сделал это. Так или иначе, с тех пор началось долгое противостояние двух царств, которое, естественно, отразилось и в душах людей.

Манихейская космогония так трактует дальнейшие события. Ведущий ее элемент - это понятие "вызова" или "призыва", точнее - ряда вызовов, которые посылают друг другу свете различные божества. Вызов и отклик на него, в свою очередь, также может быть вызовом, являются ключевыми понятиями в манихействе, суть которых станет ясна из дальнейшего изложения.

Руководитель Царства Света путем сложных актуализаций послал своего единородного сына, первочеловека (или Сына Света), в Царство Тьмы для решительной борьбы с миром зла. По другим версиям, в результате "первого вызова" появилось два духовных початка, фактически воплощения самого Отца Величия - Мать Жизни и первочеловека. Первочеловек была вооружении пятью священными силами, или чудесными элементами, - светом, ветром, огнем, водой и воздухом (эфиром). Во многих легендах первочеловека вызывает себе на помощь пяти светоносных божеств, или сыновей, каждый из которых отвечает за один из светлых элементов. Но первочеловека не учла коварства и подлости, на которые способен князь Тьмы, - он был приколисаний, а пять священных элементов поглощены тьмой.

Когда Сын проснулся, он понял, в каком плачевном состоянии, и закричал о помощи. Отец, услышав крик первочеловека, направил к нему особых посыльных - Духа Живого, Вторая Света и Великого Строителя. Дух Живой (Михрьязд) - центральная фигура в этой триаде. По другой версии, на этом этапе шла целый ряд "призывов": Друг Мира вызвал Великого Строителя, Великий Строитель воззвал к Духу Живого, а тот в свою очередь призвал себе на помощь пять сыновей.

Посланнику следовало поторопиться, иначе пребывание первочеловека (по некоторым трактовкам - вместе с Матерью Жизни) в Царстве Тьмы мог бы закончиться его гибелью. Поэтому Дух Живой вовсю бросился к чертогов зла. Достигнув границы, которая пролегала между Царством Света и Царством Тьмы, он громко ответил на призыв первочеловека, провозгласив этим о чем приближения помощи. Но окончательная победа над злом не достигнута: пять священных элементов остались в плену Царства Тьмы и должны быть уволены.

Вокруг "замкнутых частиц света" строилась вся космогония манихеев. Например, из объяснений Мани, Дух Живой осознал, замыкание элементы так просто не освободить из Царства Тьмы, и разработал целую стратегию освобождения. Прежде всего, он создал весь космос для того чтобы очистить или "вытянуть назад" свет, поглощенный Царством Тьмы. С частиц света, которых не коснулась Тьма, Дух Живой создал солнце и луна. С света, уже нарушенного тьмой, были созданы звезды, ветер, огонь и вода, которые находились в постоянном движении. Материальный мир был создан из остатков побежденных демонов: в частности, с их костей возведены горы, из шкур создано десять небес, из мяса и нечистот - восемь земель (иногда речь идет о четырех земли).

По некоторым версиям, творцом мира был не Дух Живой, а сам Отец Света. Три высших божества - первочеловек, Дух Живой и Мать Жизнь - умоляют Отца Света сделать последний, "третий вызов", в результате появляется Третий посланник, который в свою очередь, вызывает 12 дев. Они заставляют мужских демонов Тьмы выбросить семя, от которого происходят растения, а женские демоны дали начало животному миру. Силы Тьмы идут на очередную хитрость. Жена Царя Тьмы создает два пола, воплощенных в Адаме и Еве, чтобы закрепить телесный, физический начало в мире, привязать чистый дух к тяжелому тела. И хотя в мужчине преобладают светлые элементы, а женщине - темные, оба (и каждый человек) результат смешения частиц света и тьмы.

Чтобы пробудить Адама от сна, Третий посланник призывает Иисуса Сияние, новую эманацию. Иисус Сияние раскрывает глаза Адама заставляя поживиться от дерева жизни. Тем самым Иисус Сияние проложил тропу, по которой, и другие души должны быть отделены от Тьмы. Для помощи душам Иисус Сияние перерождается в Ум Мира, который будет проявляться во всех последующих пророков. В манихейском учении важное значение имеют луну и солнце. С наиболее хорошо сохранившихся световых осколков создаются солнце, и луна. На обоих этих светилах находятся троны Отца Величия.

Месяц столбу славы, или сверхчеловека, принимает мир и души с земли и передает их на солнце, из солнца они попадут на Новый Эон Свет, где будет им вечный покой. Этой новый Эон заменит старый мир, который должен погибнуть. Новый Эон построил Большой строитель, Первый Архитектор.

Только свет очиститься от Тьмы и попадет в Новый Эон, мир будет уничтожен большим огнем, гореть 1468. И все же кто не очистится, находиться в могиле, из которой выбраться не смогут. Эта могила находиться в центре эона Света. Но до пожара начнется Великая Война, после завершения которой появится Иисус для Последнего Суда. Представление о Последний Суд Мани, скорее всего взял с синоптических Евангелий (Мф 25.31 сл. Пар.)

После наступления полного порядка начнется третье время, но "... день, месяц, год остановятся" Все части мира вернуться в отцовский Величия, вся Тьма вернется в царство Тьмы.


См.. также

Примечания

  1. http://www.newadvent.org/cathen/11583b.htm - www.newadvent.org/cathen/11583b.htm
  2. Runciman, Steven, The Medieval Manichee: a study of the Christian dualist heresy. Cambridge University Press, 1947.
  3. Dondaine, Antoine. OP Un traite neo-manicheen du XIIIe siecle: Le Liber de duobus principiis, suivi d'un fragment de rituel Cathare (Rome: Institutum Historicum Fratrum Praedicatorum, 1939)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам