Надо Знать

добавить знаний



Мариус Петипа



Marius Petipa.jpg

Мариус Иванович Петипа ( фр. Marius Petipa , рус. Мариус Иванович Петипа * 11 марта 1818 - 1 (14) июля 1910) - русский театральный деятель и педагог французского происхождения, артист балета и балетмейстер.


Жизнеописание

Мариус Иванович Петипа родился 11 марта 1818 в Марселе. По национальности француз. Учился у своего отца - Ж.А.Петипа и О.Вестриса. В 1838-46 годах выступал как танцовщик и балетмейстер в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорк и Мадрид.

С 1847 года жизнь Петипа связана с Россией, куда он был приглашен дирекцией императорских театров на амплуа "танцора - мима". Со временем его деятельность становится разноплановой: он работает преподавателем в Петербургском театральном училище, штатным балетмейстером балетной труппы Мариинского театра, а с 1869 по 1903 год - его главным балетмейстером. Творческий путь Петипа в России продолжался более полувека. За это время он поставил более 60 балетов, в процессе работы над которыми он опирался на традиции русского балета и мастерство русских актеров - исполнителей. Мариусом Петипа было создано свод правил балетного академизма. Его постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий. Существенную роль в его спектаклях играли формы дивертисментнои сюиты, которая обычно венчала танцевально-драматическое действие в балетах со счастливым концом, а в балетах-трагедиях - предшествовала развязке. Внутри спектаклей Петипа строил развернутые хореографические сцены, в которых зарождался танцевальный симфонизм. Лучшие балеты Петипа ставятся на сценах мира как выдающиеся образцы наследия 19 века.

Сотрудничество П.И.Чайковским стала вершиной и итогом творчества Петипа. Их знакомство состоялось, очевидно, в 1886 году, когда Чайковскому было заказано балет "Ундина", от написания которого он впоследствии отказался. Но сближение произошло при совместной работе над балетом " Спящая красавица ", подробный сценарий которого по желанию композитора был разработан Петипа. В период постановки" Спящей красавицы ", Чайковский часто встречался с балетмейстером, уточняя отдельные места в балетах, внося необходимые изменения и дополнения.

Постановки балетов Чайковского, совершенные Петипа, ставшие непревзойденными шедеврами. При жизни композитора таким шедевром стала "Спящая красавица" музыкально-хореографические кульминации в "Спящей красавице" - четыре адажио каждого акта - дали уникальные примеры поэтически обобщенной образности танца. Шедевром русской хореографии является и па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в балете " Лебединое озеро "в постановке Петипа, осуществленной уже после смерти Чайковского.

Многие из его балетов сохраняется в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX века ("Спящая красавица", "Раймонда", "Лебединое озеро").


Библиография

  • Плещеев А. А., М. И. Петипа (1847-1907), СПБ, 1907;
  • Лешков Д. И., Мариус Петипа (1822-1910). К столетия его рождения, П., 1925;
  • Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956;
  • Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. - М., 1963.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам