Мартин Боруля

"Мартин Боруля" - трагикомедия Ивана Карпенко-Карого, написанная в 1886.


1. Сюжет

Сюжет комеди? "Мартин Боруля" писатель строит на фактах из жизни семьи Тобилевичей : отец драматурга, который долгое время служил управляющим имений, решил добиться признания своего рода дворянским. На это ушло немало времени, но тщетно - дворянство не было доказано, поскольку фамилия в старых документах было Тебилевич, а в новых Тобилевич. Карпенко-Карий использовал этот факт, чтобы высмеять попытки просто? человека выбиться в дворяне, ошибочно полагая, что этим можно в чем-то возвыситься над другими.

Развязка - остро драматическая: Мартын везде терпит поражение i, наконец, одна буква в фамилии (Боруля - Беруля) пресекает его борьбой за дворянское звание: род Мартына не признали дворянским.


2. Персонажи

  • Мартын Боруля - богатый шляхтич, чиновник.
  • Пелагея - жена.
  • Марыся - их дочь.
  • Степан - их сын, канцелярист земского суда.
  • Гервасий Гуляницкий - друг Мартина, отец Николая.
  • Николай - его сын, парень.
  • Нациевский - регистратор с ратуши.
  • Красовский - шляхтич, которому суждено Боруля.
  • Трандалев - поверенный.
  • Протасий Пеньонжка, Матвей Дульский - чиншевики.
  • Емельян, Трофим - батраки Борули.

Мартын Боруля - главный персонаж комеди?. Это человек с заможно? верхушки села, не ослеплен жаждой обогащения, не лишен черт гуманности. Однако это натура, искалеченная духовно непреодолимым стремлением выйти "на дворянскую линию". Когда его спросили, зачем ему то дворянство, он, вероятно, не смог бы должным объяснить свое странное желание. Мартин - хороший семьянин, в доме порядок i изобилие; i авторитет, i деньги - все это у него есть. Оказывается, герою надо дворянского титула, который, по мнению Мартина, сделает его ном.

В своем доме этот "Мещанин во дворянстве" (так назвал своего героя Журдена французский драматург Мольер) заводит дворянские порядки, сам мучается из-за сво? химеры, но терпит, потому что считает такую ​​"домашнюю перестройку" путем к политически-правового места в помещичье-капиталистическом государстве, которое должно дворянство.

Мартин велит сво?м детям называть себя не отцом, а "папенькой", а маму "маминька". Он долго утром валяется в постели, как господин, хотя у него, трудящо? человека, от долгого лежания с непривычки болят бока. Дочь Марыся хочет отдать замуж за "образована мужчины", сына Степана мечтает видеть знатным чиновником. Смешно смотреть, как "правила" дворянского быта противоречат традиционным порядкам симь? Мартина, вызывают непонимание i удивление членов семьи.

Высмеяв такое поведение своего героя, Карпенко-Карий утвердил здоровую народную мораль по семейных традиций, отношение человека к свое? ридно? земли, родословной своей дедовских корней, труда, народных звича?в. Главное не титул, а умение оставаться порядочным, высоконравственным человеком во всех жизненных ситуациях.


См.. также

  • Мартин Боруля (фильм)