Надо Знать

добавить знаний



Мартин Фробишер



Мартин Фробишер
Martin Frobisher by Ketel.jpg

Мартин Фробишер ( англ. Martin Frobisher ; 1535 или 1539, Олтофтс, Йоркшир - 22 ноября 1594, Плимут) - английский мореплаватель и пират, что сделал три экспедиции к берегам Северной Америки, исследователь северо-западной части Атлантического океана.

В 1576-1578 годах, во время поисков северо-западного пути в Китай и Индию, открыл южное и юго-восточное побережье Баффиновой Земли (полуостров Мета-Инкогнита), проник в протоки, отделяющих ее от материка и Гренландии (будущие Гудзонова и Дейвисова пролива), открыл "пролив" (которая оказалась заливом), названная позже его именем, а также остров Бусс (впоследствии оказался островом-призраком).

По прибытии в Англию в "золотой" руде драгоценного металла обнаружено не было. До и после арктических плаваний командовал пиратскими кораблями.

В 1588 принял деятельное участие в борьбе с "Испанской Армадой", за что был посвящен в рыцари.

Его именем был назван тяжелый крейсер типа "Hawkins".


Молодость

Мартин родился у Уэйкфилда (Йоркшир) между 1535 и 1539 гг как одним из пяти детей Бернарда и Маргареты Фробишер с Елтофтса (приход Нормантон, Йоркшир). Его мать происходила из семьи известного лондонского купца и судновласникасера ​​Джона Йорка по линии отца род Фробишер сходил к Джону Фробишер (род. ок. 1255 г.) из Шотландии, который храбро сражался за короля Эдварда I во время войн в Уэльсе. В 1542 году отец умер, и малолетнего Мартина отправлено учиться в Лондон, где им занимался брат матери сэр Джон Йорк, который заметил в племяннику "сильный характер, отчаянно дерзкую храбрость и от природы очень крепкое тело". Мартин свои в 14-и годах путешествовал на торговых судах к берегам Гвинеи.

Рано связав свою жизнь с морем, Мартин Фробишер в 1553 году совершил плавание к берегам Гвинеи в составе пиратской-работорговои экспедиции Томаса Уиндхема, которую финансировал Йорк. Во время второго плавания в Западную Африку (1554) один из африканских вождей потребовал от англичан оставить ему заложника. Мартин добровольно взял на себя эту роль, скоро он попал в руки португальцев, которые бросили его в тюрьму. Каким он освободился - неизвестно, но уже около 1559 он оказался на борту корабля, который направлялся в Северную Африку.

Вернувшись домой, Фробишер женился на Исабель, вдове Томаса Рикарда с Снейта, а затем связался с известными пиратскими кланами Хокинса и Киллигрю. Есть сведения, что между 1559 и 1562 годами он в консорта с пиратом Стренгуейсом снова побывал в Гвинее.

По возвращении в Йоркшир, Фробишер устроился капитаном на один из трех каперов, снаряженных для действий против французов-католиков. Двумя другими кораблями командовали Питер Киллигрю и брат Мартина - Джон Фробишер. В мае 1563 они привели в гавань Плимута пять захваченных французских судов. Год позднее Мартин Фробишер в консорта с Томасом Кобхэме перехватил в Ла-Манше корабль "Кэтрин", который вез в Испанию гобелены для короля Филиппа II. Событие это вызвало скандал, Фробишер посадили в тюрьму, но вскоре выпустили на свободу.

В 1565 он крейсировал в британских водах на корабле "Мэри Флауэр", однако о результативности его операций мало что известно. Считают, что он захватил несколько купеческих судов, в том числе два фламандских судна. Его снова арестовали, но в октябре 1566 из-за недостатка доказательств отпустили. Раздобыв у вождей французских гугенотов, принца Конде и кардинала де Шатийон, каперские грамоты, Фробишер течение нескольких лет охотился за судами французских католиков; в консорта с ним плавали пять других пиратских кораблей.

В 1569 году он получил каперское свидетельство, подписанное принцем Вильгельмом Оранским, и с двумя кораблями начал выслеживать испанские торговые суда. Среди его призов оказались и два торговых судна. Заподозрен в пиратстве, Фробишер в августе 1569 снова взят под стражу - и он почти год провел в лондонской тюрьме; уволен его по ходатайству леди Элизабет Клинтон, жены лорда-адмирала Англии.

Вступив на королевскую службу, Фробишер 1571-1572 годах отбывал патрульную службу у берегов Ирландии, где захватил одно немецкое и несколько французских судов. Еще один французский корабль он захватил в январе 1573 году. Ловкий авантюрист, Фробишер между 1572 и 1575 годами участвовал в различных заговорах в Англии и Ирландии и, возможно, приложил руку к их раскрытию. В частности, есть сведения, что в 1572 году он был участником заговора по освобождению Джеральда Фитцджеральда, 15-го графа Десмонда, но план этот провалился.

В 1573 году испанский король Филипп II зондировал почву по поводу приема бравого корсара на испанскую службу, однако подробности этого дела скрытые завесой тайны.


В поисках Северо-западного прохода

Еще в начале 60-х годов Фробишер заинтересовался существованием Северо-Западного прохода из Атлантики в Тихий океан с целью достижения Китая и Индии. После обсуждений этого проекта с сэром Хамфри Гилбертом, Ричардом Хаклюйтом и Джоном Ди он сделал ряд неудачных попыток заручиться поддержкой многих судовладельцев, пока, наконец, не захватил своим проектом Эмброуз Дадли, графа Уорвика, приближенного королевы Елизаветы I. Уорвик представил его проект членам Тайного Совета, которые в декабре 1574 рекомендовали купцам Московской компании выдать ему лицензию на право поиска Северо-Западного прохода. Когда компания отказалась поддержать Фробишер, Тайный Совет приказал ей или организовать свою поисковую экспедицию, или выдать лицензию тому, кто может это сделать.

Между тем Майкл Лок, директор Московской компании, проникся идеей Фробишер и, в конце концов, убедил членов компании поддержать вышеупомянутый проект. 18 купцов выделили 875 фунтов стерлингов, сам Лок раскошелился более чем на 700 фунтов стерлингов. Был построен 20-тонный барк "Гэбриэл", купленные барк "Майкл" (водоизмещением ок. 25 тонн) и одна пинассу (водоизмещением около 10 тонн). Экипаж экспедиции насчитывал всего 35 человек. Доктор Джон Дин, известный астролог и математик, побывал на судах Фробишер и проинструктировал его людей относительно новых достижений в области астрономии и навигации.

7 июня 1576 экспедиция отплыла из Рэтклифф. Кристофер Холл был шкипером "Гэбриэла", Оуэн Гриффин - шкипером "Майкла". Когда суда проходили Гринвич, королева помахала им ручкой и пожелала счастливого пути.

26 июня экспедиция достигла Шетландских островов, откуда пошла через Атлантику на запад. 11 июля англичане увидели под 61 ? с.ш. побережья Гренландии. Снег и туман помешали высадке на берег. Вскоре во время сильного шторма погибла пинассу, пропал "Майкл" (его испуганный капитан приказал возвращаться в Англию), однако Фробишер на потрепанном "Гэбриэл" с командой из 23 мужчин продолжал поиски Северо-Западного прохода. Двигаясь от Гренландии на запад-северо-запад, англичане 28 июля увидели незнакомый берег (видимо, остров Резолюшн), а 18 августа - Баффинова Земля. Через два дня на 63 ? с.ш. они высадились на островок Локс-Ленд, затем вплилы в узкую бухту, которую Фробишер принял за долгожданную пролив - и назвал ее своим именем (ныне это залив Фробишер на Баффиновой Земли).

В заливе участники экспедиции обнаружили туземцев, "похожих на татар, с длинными черными волосами, широкими лицами и плоскими носами, одетых в тюленьих шкур ..." Это были американские эскимосы, которых Фробишер счел азиатов. На борт судна были доставлены образцы черного камня с желтыми вкраплениями; англичане решили, что это - золото. В конце августа, прихватив с собой одного эскимоса, команда "Гэбриэл" пустилась в обратный путь и 9 октября прибыла в Лондон. Отчет об экспедиции был составлен Кристофером Холлом. Образцы "золотой руды" Фробишер передал Майклу Локу, который попросил специалистов изучить их, три исследователи решили, что это - марказит (лучистый колчедан), а четвертый, итальянец Анджело, заявил, что смог получить из руды три крупинки золота.

В марте 1577 организовано "Катайскую компании", которая получила королевскую хартию. Лок стал ее руководителем. Елизавета внесла наибольший пай (одну тысячу фунтов стерлингов) и снарядила за казенный счет корабль "Эйд" (водоизмещением 200 тонн), кроме того, Фробишер получил для второй экспедиции два барки ("Гэбриэл" и "Майкл") и один или несколько пинассу; численность команд и пассажиров доходила до 120-150 человек. Назначен "главным адмиралом всех морей, озер, земель и островов, стран и мест только открытых", Мартин Фробишер 31 мая 1577 покинул Харвич. Его первым помощником был Джордж Бест; корсар Эдвард Фентон командовал "Гэбриэл", а Гилберт Йорк - "Майклом".

Обогнув Шотландию, экспедиция 4 июля достигла Гренландии, но скопление льда помешали им высадиться на берег. 17 июля корабли подошли к острову Холл на входе в залив Фробишер. Объявив новооткрытую страну владением британской короны, англичане занялись поисками золотой руды, при этом периодически вступали в стычки с эскимосами и многих из них убили. Наконец, загрузив на борт "Эйда" около 200 тонн "драгоценного" груза и захватив трех эскимосов (мужчину и женщину с ребенком), Фробишер 23 августа велел возвращаться в Англию.

23 сентября "Эйд" прибыл в английский порт Милфорд ("Гэбриэл" и "Майкл" пришли позже - один в Бристоль, другой в Ярмут). Елизавета приняла Фробишера в Виндзоре. Ученые-алхимики исследовали добытую экспедицией руду и заявили, что в ней действительно содержится золото, хотя и крайне мало.

31 мая 1578 третья экспедиция в составе 15 судов под начальством Фробишер вышла в море из Харвич. Экспедиция должна основать поселение в новооткрытой стране и загрузить на борт кораблей 2000 тонн "золотой руды". 20 июня флотилия достигла прибрежных вод Гренландии, где встретила бесчисленные стада китов. 2 июля, приблизившись к заливу Фробишер, англичане нашли ее забитой льдом. Во время снежной бури 100-тонный барк "Деннис" столкнулся с айсбергом и затонул (команду удалось спасти) еще один корабль дезертировал, взяв курс на Англию. Остальные суда были рассеяны и отброшены на юг, в восточную часть Гудзонова пролива. Вернувшись в залив своего имени, Фробишер отказался от основания колонии, спешно отремонтировал 13 судов, загрузил на их борт 1300 тонн "золотой руды" и в конце августа отправился в обратный путь. В Англию он вернулся в начале октября.

Здесь после тщательного исследования привезенных экспедицией камней установили, что в них нет ни крошки золота. Хотя Фробишер так и не открыл Северо-Западный проход, а найденная им "золотая руда" оказалась марказит, к заслугам мореплавателя следует отнести изучение природы айсбергов; было отмечено, что при таянии айсберга дают пресную воду. Отсюда следовал вывод, что они рождаются на суше, а потом сползают в море.

Отказавшись от северных предприятий, Мартин Фробишер осенью 1578 принял участие в подавлении антибританской восстание в Ирландии. В 1580 году он командовал кораблем "Форсайт", который крейсировал у берегов Манстера (Ирландия) во время подавления восстания Десмонда, и участвовал в захвате Смервика.

Два года спустя Фробишер разработал проект экспедиции в Китай вокруг мыса Доброй Надежды, однако замысел не был реализован. В сентябре 1585 Фробишер отплыл из Плимута на судне "Примроз" в составе корсарских флотилии Фрэнсиса Дрейка. Флотилия насчитывала 21 судно, и Фробишер назначен вице-адмиралом. Ограбив порт Виго в Испании, англичане посетили Канарские острова, затем острова Зеленого Мыса, где в ноябре разорили город Сантьяго, и, сделав трансатлантический переход, прибыли в Вест-Индии.

В декабре 1585 Дрейк принял решение захватить столицу Эспаньолы - город Санто-Доминго. Часть кораблей флотилии под командованием Фробишера подплыла к берегу и три дня демонстративно плавала на глазах у жителей города. Через три дня на борт вернулись разведчики, которые установили связь с беглыми рабами - симарронамы. Те обещали корсарам свою помощь. Утром 1 января 1586 Дрейк начал операцию. Санто-Доминго был взят штурмом, разграблен и сожжен.

Следующий удар был нанесен в феврале по Картахене. Фробишер отличился в этой операции, возглавив отряд, который захватил испанский форт у входа во внутреннюю гавань. Разграбив Картахену, англичане отправились в Мексиканский залив, затем посетили Флориду, сожгли поселение Сан-Аугустин (совр. Сент-Огастин) и в июле 1586 вернулись в Плимут, привезя добычу на 60 тысяч фунтов стерлингов.

В 1587 году Фробишер участвовал в морской экспедиции, пытавшейся захватить Креси, а в 1588 году командовал Галеон "Трайамф" ( англ. "Triumph" ), Который находился в составе флота лорда-адмирала Чарльза Хоуарда. Невежественный, упрямый, но храбрый йоркширець был членом военного Совета (наряду с Хоуард, Дрейком, Джоном Хокинсом и Феннер) и участвовал во всех стычках с Испанской Армадой: круг Плимута, вблизи Портленда, у острова Уайт, близ Кале и при Гравелини.

После битвы у острова Уайт 5 августа 1586 лорд-адмирал Хоуард возвел в рыцари лучших капитанов своего флота - Мартин Фробишер, Джона Хокинса, Томаса Хоуарда, лорда Шеффилда, Роджера Тауншенда и Джорджа Бистон.

Зимой 1588-1589 годов Фробишер командовал эскадрой, охранявшей берега Англии, а осенью 1589 совершил корсарских экспедицию к побережью Испании и в район Азорских островов.

Летом 1590 г. он снова ждал добычу у Азорских островов, на следующий год вернулся в Елтофтс, женился во второй раз (на Дороти, дочери лорда Уэнтворта и вдове сэра Уильяма Видмерпола) и на короткое время осел в родном Йоркшире.

В 1592 году королева велела ему взять на себя командование корсарских флотилией сэра Уолтера Рейли. Перессорившись с другими капитанами, Фробишер с частью судов отправился крейсировать до мыса Сан-Висенте, но большой добычи там не захватил.

Свою последнюю экспедицию Фробишер совершил в 1594 году к берегам полуострова Бретань, чтобы помочь защитить Брест от испанских сил высадились во Франции и укрепились в укреплении Крозоном. Во время последнего штурма форта он был ранен и, вернувшись в Плимут, 15 ноября 1594 умер.

Его внутренние органы похоронили 22 ноября в церкви св. Андрея (в Плимуте), а тело перевезли в Лондон и похоронили в англиканской церкви Сент-Джилс-визаут-Криплгейт (в районе Сити). Детей у сэра Мартина не было, но среди наследников значился племянник - Питер Фробишер.


Источники

  • The Canadian Museum of Civilization - The Nunavut Voyages of Martin Frobisher (англ.)
  • Biography at the Dictionary of Canadian Biography Online (англ.)
  • Kennedy, John J. Hudson, Frobisher and the Early Exploration of Canada: Some Heraldic Puzzles. Acad?mie internationale d'h?raldique.
  • Best, G. A true discourse of the late voyages of discoverie, for the finding of a passage to Cathaya, by the northweast, under the conduct of Martin Frobisher generall ... - London, 1578 / in: R. Hakluyt, Principal navigations, v. VII (1903-1905).
  • Ellis, Th. A true report of the third and last voyage into Meta incognita: atchieved by the worthie capteine, M. Martine Frobisher, esquire, Anno. 1578. - London, 1578.
  • Settle, D. A true reporte of the laste voyage into the west and northwest regions, & c. 1577. worthily atchieved by Capteine ​​Frobisher of the sayde voyage the first finder and generall. - London, 1577.
  • Three Voyages of Martin Frobisher, in search of a Passage to Cathaia and India by the North-West, AD 1576-8. Reprinted from the First Edition of Hakluyt's Voyages, with Selections from Manuscript Documents in the British Museum and State Paper Office / Ed. by Richard Collinson, CB-London, 1867. - 376 p.
  • The three voyages of Martin Frobisher in search of a passage to Cathay and India by the north-west, AD 1576-8: from the original 1578 text of George Best / ed. Vilhjalmur Stefansson. - London, 1938. - 2 vols.
  • Narratives of Voyages towards the North-West, in Search of a Passage to Cathay and India. 1496 to 1631. With Selections from the early Records of the Honourable the East India Company and from MSS. in the British Museum / Ed. by Thomas Rundall, Esq. - London, 1849.
  • Bigges, W. A Summarie and True Discourse of Sir Frances Drakes West Indian Voyage. - London, Richard Field [or Roger Ward], 1589.
  • Corbett, J. Drake and the Tudor navy, with a history of the rise of England as a naval power. - London, 1898. - 2 vols.
  • Hakluyt, R. The Principal Navigations, Voiages, Traffiques and Discoveries of the English Nation, made by Sea or over-land, to the remote and farthest distant quarters of the Earth, at any time within the compasse of these 1500 yeeres ... - London: George Bishop, Ralph Newberie and Robert Barker, 1598. - 3 vols.
  • McFee, W. The life of Sir Martin Frobisher. - New York and London, 1928.

McDermott, J. Martin Frobisher: Elizabethan Privateer. - New Haven, Conn.: Yale University Press. 2001. - 509 p.

  • Frobisher, KA Elizabethan Hero: The Life of Sir Martin Frobisher. - North Charleston, South Carolina: Booksurge LLC, 2005. - 140 p.



п ? в ? р
Первооткрыватели Америки
До Колумба Гуннбьорн Ульфсон ? Бьярни Херьюльфссон ? Эрик Рыжий ? Лейф Эриксон ? Жуан Ваш Кортириал Caravella.gif
Крупные морские открытия Колумб ? Коса ? Охеда ? Веспуччи ? Кабот-старший ? Гашпар Кортириал ? Мигел Кортириал ? Кабрал ? Коэлью ? Хуан Понсе де Леон ? Магеллан ? Верраццано ? Кабот-младший ? Картье
Конкистадоры Веласкес де Куэльяр ? Нуньес де Бальбоа ? Альмагро ? Писарро ? Грихальва ? Кортес ? Альварадо ? Сото ? Кабрильо ? Вальдивия ? Орельяна ? Белалькасар ? Хименес де Кесада ? Мендоса ? Коронадо ? Сармьенто де Гамбоа
Нанесение на карту мира Вальдземюллер ? Дрейк ? Фробишер ? Дэвис ? Гудзон ? Гаклюйт ? Смит ? Шамплен ? Баффин ? Дежнев ? Маркетт ? Ла Саль ? Беринг ? Кук ? Маласпина ? Шелихов ? Ванкувер ? Макензи ? Франклин ? Уилкс

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам