Надо Знать

добавить знаний



Мартынович Порфирий Денисович


Мартынович Порфирий.jpg

План:


Введение

Порфирий Денисович Мартынович (* 24 февраля ( 7 марта) 1856, с. Стрюкивци, теперь Харьковской области - ? 15 декабря 1933, Красноград) - украинский живописец, график, фольклорист и этнограф.


1. Биография

1873-1880 учился в Петербургской академии художеств, где учился вместе с художниками Сергеем Васильковским и Николаем Самокишем. Оставил после себя уникальные исследования по истории кобзарства, многочисленные рисунки из украинского быта конца XIX - начала ХХ века, основал Красноградский краеведческий музей.

Он умер в декабре 1933 года от голода. Это один из немногих горожан-интеллигентов, который разделил судьбу с крестьянством.

Родился 25 февраля 1856 года в с. Стрюкивци Константиноградского уезда Полтавской губернии (теперь Красноградский район Харьковской области) в семье земского служащего. Его отец - Денис Иванович Мартынович - происходил из священнической семьи, работал служащим Полтавской консистории, а впоследствии - Константиноградского земского суда. Мать - Аграфена Кирилловна Ольшанская - происходила из семьи стрюкивського диакона. Кроме Порфирия, в семье Мартынович было шестеро детей. Детство и большую часть жизни Порфирий Мартынович провел в г. Константинограде (ныне г. Красноград).

1866-1867 гг Порфирий учится в Константиноградском пансионе.

1867-1869 гг - учеба в Первой харьковской классической гимназии. Благодаря кропотливой работе гимназических преподавателей Гавриила Ивановича Нестеренко, Павла Петровича Герасименко у парня было развито естественное влечение к искусству, рисования. Учась в Первой классические и гимназии П.Мартинович берет уроки живописи в выдающихся харьковских художников - Дометия Иосифовича Ланевського и Дмитрия Ивановича Безперчого.

1869-1872 гг - учеба в Харьковской прогимназии (Третья харьковская гимназия). П.Мартинович берет уроки рисования у художника Митрофана Феотистовича Плотникова, который готовит его к поступлению в Петербургскую Академию художеств.

1872-1873 гг П.Мартинович учится в Константиноградском уездном (уездный) училище, после окончания которого получает диплом, дававший преимущества при поступлении в высшие учебные заведения.

1873 Порфирий Мартынович на "отлично" сдает экзамены и зачисляется на первый курс Петербургской Академии художеств. Учится вместе с украинскими художниками С. Васильковским, М. Самокишем, А. Сластеном. Пользуется опекой выдающегося русского живописца Ивана Николаевича Крамского, который помогает молодому художнику в учебе и быту. Во время летних каникул (1874-1880 гг) П.Мартинович путешествует селами и городками Полтавщины, Харьковщины и Черниговщины, собирает уникальные этнографические материалы, неутомимо зарисовывает типы традиционного украинского быта, создает высокохудожественные работы - портреты, картины, эскизы. В золотой фонд украинского и мирового искусства вошли десятки уникальных работ выдающегося художника. Среди них - "Кобзарь Иван Кравченко (Крюковский) (1876)," Оксана Бурштримиха "(1875)," Петр Тарасенко "(1875)," Кобзарь Тихон Магадин из села Бубны "(1876)," Кобзарь Федор Гриценко (Холодный) " (1875), Чумак Мигаль из Веремеевки "(1880)," Голова девушки "(1877), иллюстрации к народным песням, в думу" О трех братьях Азовском "(1876), в книгу И.Котляревского" Энеида "(1873-1874 ) и другие.

В 20-70-х гг. полные социального значения и эстетического наполнения работы П.Мартиновича: "Казенка" (1879), "В волостного пристава" (1879), "Бабы пекут хлеб" (1877-80) входили в число обязательных к изучению произведений в средних и высших учебных художественных заведениях.

1877 за выдающиеся успехи в живописи Порфирий Мартынович получил большую серебряную медаль Петербургской академии художеств.

Учась в Петербурге Порфирий Мартынович активно участвует в жизни украинской общины города, как художник-оформитель и бандурист поддерживает культурные мероприятия, концерты, художественные выставки земляков. Среди которых, в частности, основаны Николаем Лысенко "Славянские этнографические концерты", где Порфирий Мартынович демонстрирует серию своих иллюстраций к народным дум, а также выступает как поводар известного украинского кобзаря Остапа Вересая.

Параллельно с художественной деятельностью Порфирий Мартынович углубленно занимается сбором этнографического и фольклорного материала Левобережной Украине, в частности Харьковщины и Полтавщины.

В 1870-х годах Порфирий Мартынович заболел тяжелой нервной болезнью, которая заставила художника оставить учебу в Петербургской Академии художеств, а впоследствии и полностью отойти от активной художественной практики. Однако прервана карьера художника не повлияла на деятельность Порфирия Мартыновича в области исследования и сохранения традиционной народной культуры.

Осуществлены П. Мартыновичем полевые исследования сразу вызывали восхищение и высокую оценку научного мира, способствовали его становлению как выдающегося фольклориста и исследователя традиционной культуры. С конца 1870-х годов и до начала 1930-х годов имя Порфирия Мартыновича становится одним из наиболее авторитетных и известных украинских фольклористов, чье имя цитируется практически каждым профильным отечественном исследования того времени.

Как исследователь народного творчества П.Мартинович создает свой особый т.н. "Эмпатический" метод сбора и обработки фольклорного материала, а также предлагает авторскую методику лабораторного воспроизводства и естественной реконструкции традиционной культурного наследия в современную пору.

Записи Порфирия Мартыновича 1873-1933 гг на сегодня остаются авторитетными первоисточниками для многих исследователей традиционной культуры мира и составляют важную часть рукописного фонда Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. Максима Рыльского НАН Украины, где они сейчас хранятся.

Некоторые из фольклорных материалов Порфирия Мартыновича публиковались на страницах научно-популярного журнала "Киевская старина". В 1906 году выходит издание "Украинский записи Порфирия Мартыновича", которое впоследствии было переизданное (Харьков, 1922).

1922 Порфирий Мартынович становится инициатором и одним из организаторов Красноградского краеведческого музея, для которого передал свою народоведческую коллекцию и часть своих художественных работ.

В 1922-1933 гг П. Мартынович работает научным сотрудником Красноградского краеведческого музея.

В 1930 году Харьковский государственный музей украинского искусства (ныне Харьковский художественный музей) организовал выставку художественных работ Порфирия Мартыновича. Эта выставка стала значительным культурным событием тогдашнего культурной жизни - ведь на ней впервые представлено более 150 работ художника. После закрытия экспозиции П. Д. Мартынович большинство своих работ подарил Харьковскому художественному музею.

15 декабря 1933 Порфирия Мартыновича не стало.


2. Наследие

Художественное наследие Порфирия Денисовича Мартыновича ныне хранится в Национальном художественном музее (Киев), художественных музеях Харькова, Сум, Днепропетровска.

Могила Порфирия Мартыновича в Краснограде часто посещается поклонниками традиционной культуры, художниками, музыкантами, современными подвижниками аутентичного исполнительства на кобзарских инструментах.

В декабре 2006 года к 150-летию со дня рождения выдающегося художника в Харькове была проведена Всеукраинская научно-практическая конференция "Порфирий Мартынович и современность".

Уважение Порфирия Мартыновича в Харькове и Киеве проходят ежегодные концерты традиционного музицирования, которые собирают исполнителей на аутентичных музыкальных инструментах из Украины и других стран мира.


3. Произведения

  • Иллюстрации к поэме Ивана Котляревского "Энеида" (1873-1874).
  • Картины "Казенка", "В волостного пристава" (обе - 1879), "Бабы пекут хлеб" (1877-1880),
  • Особенно весомый вклад внес П. Д. Мартынович в развитие украинского реалистического портрета. На рубеже 1870-80-х годах он исполнил в с. Веремеевке на Полтавщине серию портретных изображений крестьян и крестьянок, чем продолжил традицию, начатую еще в 1850-х гг Л. М. Жемчужниковым - автором серии портретов крестьян и крестьянок Черниговщины. Однако, если произведения Л. М. Жемчужникова по своему характеру не выходят за рамки распространенного в те времена этнографизма, то портреты П. Д. Мартыновича с этнографизмом имеют уже значительно меньше общего. Художник подчеркнуто аналитического склада, воспитанный на принципах реалистического искусства передвижников, П. Д. Мартынович основную свою задачу видел не в детальном выписке характерных черт типажа и одежды персонажей, а в создании правдивых, социально и психологически очерченных образов крестьян, в глубоком раскрытии их внутреннего мира .

Подавляющее большинство крестьянских портретов П. Д. Мартыновича Веремеевского цикла - произведения графические. Однако есть среди них и несколько живописных, масличных, в частности "Портрет чумака Федора Мигаля" (1877) и "Портрет Алексея Бондаря" (1880).

Труды по фольклору и этнографии.

По инициативе Мартыновича в Краснограде был основан краеведческий музей, который сейчас носит его имя ? я


3.1. "Казенка", 1877

Оригинал картины не сохранился, определенное представление о ней дают только воспоминания современников художника и этюд, принадлежащей Государственному музею украинского изобразительного искусства в Киеве. "Казенка" - произведение крупной обличительной силы. В картине с бескомпромиссной правдивостью показано, в которых нечеловеческих условиях приходилось жить материально необеспеченным учащимся Академии в совершенно не приспособленных для жилья конуру академического общежития, так называемых "Казенка", где не было ни отопления, ни освещения, ни мебели. Живя в таких условиях, студенты, по свидетельству А. Г. Сластиона - соученика П. Д. Мартыновича по учебе в Академии - "... или выдерживали страшные муки голода, или сразу простужались, приобретая себе смертельных болезней ...". Выполнена на высоком художественном уровне, картина под названием "Помещение учащихся в императорской Академии художеств" была выставлена ​​в 1880 году на 8-й передвижной выставке, куда она была принята при содействии И. Н. Крамского, и имела большой успех у зрителей. Картина вызвала острый конфликт между администрацией выставки и руководством Академии, которое требовало изъятия картины из экспозиции. После долгих споров картина все же была оставлена ​​на выставке, но без подписи-этикетки.


3.2. "В канцелярии волостного писаря", 1879

В картине нашло отражение типичное явление пореформенной действительности - полное бесправие крестьянина-труженика, зависимость его от представителей местной власти. Картина оставалась незаконченной, однако идейный замысел ее понять не трудно, поскольку главные персонажи ее выписаны четко и охарактеризованы достаточно полно. Действие происходит в волостной канцелярии - неуютной, по-казенному обставленной комнате. По большому, накрытым облезлой клеенкой столом сидит молодой писарь и свысока, даже с оттенком пренебрежительности смотрит на изможденного пожилого крестьянина, в унизительной позе стоит у дверей. Художник стремился к лаконизму, и, возможно, именно поэтому счистил уже написано женскую фигуру, которая стояла на коленях перед писарем. Колорит картины, как, собственно, и всех других живописных произведений П. Д. Мартыновича, приглушенный, почти монохромный, выдержанный в серовато-коричневых тонах, что соответствует характеру сюжета.


Литература

  • Боряк, А. текстологического основы записи и публикации дум П. Мартыновича (по материалам эпистолярного наследия) / / Устная эпика: этнические традиции и исполнительство. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти Ф.Колесси и А. Лорда. - К., 1997. - Ч. И. - С. 23-30;
  • Жаборюк А. А. Украинская живопись последней трети XIX - начале ХХ века.-К.; Одесса: Лыбидь, 1990 (с. 35-39)
  • По случаю 150-летия со дня рождения П. Д. Мартыновича. Материалы к научно-практической конференции "Порфирий Мартынович и современность". - М.: Фонд им. Гната Хоткевича - 2006 - 48 с.;
  • Клененко П. Война с памятью / / Украинский пространство. - 2009. - 15 января.
  • Коронный, И. Бандурист без бандуры / / Новая Украина. - 1943. - 26 января;
  • Искусство Украины: Биографический справочник / Под редакцией А. В. Кудрицкого. - К., 1997. - С. 399;
  • Искусство Украины: Биографический справочник / Составители: А. В. Кудрицкий, М. Г. Лабинский. Под редакцией А. В. Кудрицкого. - К. : "Украинская энциклопедия" им. М. П. Бажана, 1997. - 700 с. - ISBN 5-88500-071-9. . - С. 399.
  • Порфирий Мартынович и современность. Материалы научно-практической конференции. - М.: Фонд им. Гната Хоткевича, 2006 - 48 с.;
  • Сластен, А. Мартинович. Воспоминания. - М.: Движение, 1931 - 173 с.;
  • Таранушенко, С. А. П. Д. Мартынович. - К., 1958. - 56 с. ;
  • Черемский, К. П. Путь обычая. - М.: Глас, 2002. - С. 288-299;
  • ИИФЭ. Ф. 11-3, ед. зб.94 - С. 5;



Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам